Почему животных называют братьями нашими меньшими. Братья наши меньшие план-конспект занятия на тему Почему мы говорим братья наши меньшие

Братья наши меньшие (книжн.) — о животных по отношению к человеку. (Толковый словарь русского языка (1992 г.) , Н. Ю. Шведова, "Брат")

Это выражение ввел в русский язык поэт (1895-1925). Он применил его в стихотворении «Мы теперь уходим понемногу» (1924 г.):

"Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверье, как братьев наших меньших ,
Никогда не бил по голове".

До Есенина выражение "братья меньшие" применяли по отношению к людям. Так, В Евангелии от Матфея приведены слова Иисуса:

Мф 25:40: «И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».

Серов В.В. в книге "Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений" , 2003 пишет, что в России XIX веке выражение «меньшая братия» использовали по отношению к людям из социальных низов.

Примеры

(1826 - 1889)

«Дневник провинциала в Петербурге»:

«...Настроив себя на чувствительный тон, пустились в разговоры о меньшей братии.

Меньшая братия - это, брат, первое дело! - говорил я.

Меньшая братия - это, брат, штука! - вторил Прокоп».

Почему мы животных называем «братья наши меньшие» Выражение «братья наши меньшие» широко распространено в повседневной жизни. Откуда оно произошло - точно не известно. Но существуют неоспоримые факты, доказывающие схожесть в поведении животных и человека. Сейчас во многих литературных изданиях и даже на просторах интернета можно встретить упоминание о животных, как «о братьях наших меньших». Но мало кто задумывался о том, откуда впервые пошло подобное определение, и почему именно оно используется в отношении животных. Первые подобные метафоры можно встретить в Евангелие, но кого конкретно имел в виду составитель Писания под этим словосочетанием, определить очень проблематично. Одним из первых подобную метафору в более конкретном определении приводит Сергей Есенин в своем стихотворении. Его выражение быстро подхватили другие известные поэты и обычные люди, так что оно со временем стало нарицательным для всех возможных видов животных. Но разве это только интерпретация поэтов? Необходимо разобраться в этом вопросе более подробно. Существует распространенное мнение о том, что животные полностью не похожи на человека. По мнению многих людей, у них нет многих чувств, присущих человеку и даже морали, так что трудно сравнивать с ними людей. Но так ли это на самом деле? Многие считают животных крайне неразумными и отмечают их невозможность решать задачи нетривиальными способами. Но на деле в животном мире это встречает сплошь и рядом. Многие виды приматов пользуются примитивными орудиями труда, большинство развитых видов умеют использовать камни для своих целей. Животные постоянно используют свой интеллект для решения самых рядовых задач. Возможности человека в этом плане значительно выше, но исходя из названных фактов, трудно назвать животных неразумными. Животным присуще чувство эстетики, как и человеку. Многие виды птиц любят собирать блестящие предметы. Эти объекты нельзя съесть или как-то использовать, птицы просто любуются ими. Птица шалашник строит свои гнезда в виде шалашей и украшает свой дом цветами, укрепляя их между элементами гнезда. Они меняют цветы каждый день по степени их увядания, и это является явным фактом тяги к прекрасному. У животных существует и собственная мораль, хоть и более простая, чем у человека. Хищники почти никогда не убивают друг друга во время борьбы за ресурсы, одно из животных подает знак поражения, после чего победитель позволяет ему уйти. Многие виды животных стараются помочь собратьям в случае опасности или ранения, выручая их из беды, даже рискуя собственной жизнью. Животным присуще многие чувства, которые позволяют им быть похожими на людей. Именно по этому их можно назвать «меньшими братьями человека», которые хоть и уступают ему по многим показателям, но имеют признаки человечности.

Братья наши меньшие

Братья наши меньшие
Из стихотворения «Мы теперь уходим понемногу» (1924) Сергея Александровича Есенина (1895-1925):
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове.

Поэт перефразировал и переосмыслил выражение из Нового Завета - «братья Мои меньшие». В Евангелии от Матфея приведены слова Иисуса, который так говорит о пришествии Сына Человеческого и Царя Небесного, который будет судить людей по делам их и будет милостив к праведникам, которые были человеколюбивы и, следовательно, боголюбивы (гл. 25, ст. 40): «И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».
В России XIX в. это выражение дало рождение одному из своих популярных в то время производных - «меньшая братия». Так в либеральной русской публицистике тех лет называли людей из социальных низов, «низшие классы», равно как и весь «страдающий народ» (высокопарн.). М. Е. Салтыков-Щедрин («Дневник провинциала в Петербурге»):
«...Настроив себя на чувствительный тон, пустились в разговоры о меньшей братии.
- Меньшая братия - это, брат, первое дело! - говорил я.
Меньшая братия - это, брат, штука! - вторил Прокоп».

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Братья наши меньшие" в других словарях:

    Мошка, мошкара, животные, живность Словарь русских синонимов. братья наши меньшие сущ., кол во синонимов: 4 живность (6) … Словарь синонимов

    БРАТ, а, мн. братья, ьев, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    1. Публ. Представители животного мира, животные. БМС 1998, 58. 2. Жарг. шк. Шутл. Ученики младших классов. ВМН 2003, 27. 3. Жарг. мол. Шутл. ирон. Рыночные торговцы из Китая и Вьетнама (г. Магнитогорск). Максимов, 44 … Большой словарь русских поговорок

    братья наши меньшие - представители животного мира, звери, животные. Считается, что выражение восходит к стихотворению Сергея Есенина “Мы теперь уходим понемногу...” (1924), где есть такие строки: Счастлив тем, что целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве И… … Справочник по фразеологии

    Братья меньшие - БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ. 1. Устар. Бедняки, неимущие. Что же следует делать? Раздать все имущество, как Христос велел?.. Не в этом дело. Надо отречься от себя. Не иметь ни днём, ни ночью другой думы, кроме блага меньших братьев. Душу за них положить! Вот… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    - (ООЗЖ «Эгида») белорусское общественное объединение защиты животных, зарегистрированное 19 декабря 2006 года. Содержание 1 Цели 2 История 3 … Википедия

    А; мн. братья, тьев; м. 1. Каждый из сыновей по отношению к другим детям этих же родителей (или одного из них) (ср. сестра). Младший, старший б. Родные братья. Единоутробный б. (рождённый той же матерью, но от другого отца). Единокровный б.… … Энциклопедический словарь

    брат - а; мн. бра/тья, тьев; м. см. тж. братан, брательник, братец, братик, братишка, браток, братушка … Словарь многих выражений

    Животные, живье, зверье, братья наши меньшие Словарь русских синонимов. живность см. животное Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    Мошкара, комар, братья наши меньшие Словарь русских синонимов. мошка см. насекомое Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

Книги

  • Братья наши меньшие и мы сами , Филипович Эльвира Григорьевна. Книга представляет собой сборник рассказов и эссе об отдельных эпизодах, нередко забавных и поучительных из жизни животных, домашних и диких, а также людей, находящихся с этими животными в…
По свидетельству многих духовных людей в настоящее время распространено нехристианское отношение к животным. Потому мы часто страдаем от животных, хотя сами того не замечаем. Бог посылает на наших детей аллергии, бездомных собак, кошек и крыс, наши подъезды загажены мочой животных, а мы во всем виним власти, соседей. Но в то же время продолжаем называть животных братьями меньшими, учим своих детей безответственному отношению к ним, потакаем первым сентиментальным чувствам, не задумываясь о последствиях, не оценивая адекватно условия реальной городской жизни.

Что говорит Бог о добром отношении к животным? Какие стереотипы есть в сознании современного человека в отношении к животным? Почему христианину недопустимо относиться к животным, как братьям меньшим, и называть их так? Что на самом деле говорят современные законы о жестоком обращении с животными?

Попробуем ответить на эти и другие вопросы в небольшой статье, которая представляет собой всего лишь компиляцию из разных источников.

Братья меньшие как они есть.

Выражение «братья меньшие» взято из Евангелия. В Евангелии от Матфея приведены эти слова Иисуса, когда Он говорит о Своем Втором Пришествии, суде людей по делам их. В день суда Господь будет милостив к праведникам, которые были человеколюбивы и, следовательно, боголюбивы: «Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Матф.25:40,45).

По общепринятому в Православной Церкви толкованию под «братьями меньшими» Господь имеет в виду православных христиан.
Святитель Иоанн Златоуст в своей беседе на Евангелие от Матфея говорит:

« И как выше сказал Он, что не принимающие бедных будут наказаны более, нежели содомляне, так и здесь говорит: понеже не сотвористе единому сих меньших братий Моих, ни Мне сотвористе (Матф. XXV, 45). Что ты говоришь? Они твои братья? И почему их называешь меньшими братиями? Потому они братья, что уничижены, что нищи, что отвержены. Таковых Он в особенности призывает в Свое братство, то есть, незнаемых, презираемых, разумея не одних только монахов и живущих в горах, но и всякого верующего. Он хочет, чтоб и мирской человек, когда жаждет, алчет, наг или странствует, получал от нас всякое пособие. Крещение и общение в божественных тайнах соделывает нас братьями».

Очень важно не искажать смысл слов Спасителя, не привносить ничего своего. В этом заключался грех жены в раю, когда она прибавила к Божьей заповеди: «только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт.3:3). Бог не говорил, что к дереву познания добра и зла нельзя прикасаться, нельзя было только вкушать с него. Самовольно ужесточив Божью заповедь, жена допустила ошибку, которая привела к страшному греху. Также получается, когда человек хочет быть «милосерднее» Самого Бога, когда «братьями меньшими» начинает считать животных, при этом нередко забывая о ближних.

Как же православному христианину относиться к животным, в том числе больным?

Христианину надлежит обращаться с животными в согласии с волей Бога. Его воля, несомненно, исключает жестокость по отношению к животным, так как в Божьем Слове сказано:
Но это не означает, что Бог относится к животным так же, как к людям. Создав людей, Бог показал, что между ними и животными существует четкое различие. Так, людям он дал надежду на вечную жизнь, чего нельзя сказать о животных (Рим. 6:23; 2 Пет. 2:12 ). У него, как у Создателя, есть право определять, какими должны быть отношения между людьми и животными.

О том, что это за отношения, мы узнаём из книги Бытия . Вот что Бог сказал людям: «Владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт.1:28). Подобная мысль содержится в Псалтыри: «поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями. Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!» (Пс.8:7-10).
Бог ясно показал, что человек может подобающим образом использовать животных для своих нужд и убивать их. Например, из их шкуры можно шить одежду. Кроме того, после Потопа, произошедшего во дни Ноя, Бог разрешил человеку, помимо растительной пищи, данной ему изначально, есть мясо животных (Бытие 3:21; 4:4; 9:3 ).

Таким образом, хотя человеку и дано владычествовать над животными, ему нельзя злоупотреблять этой властью и он должен пользоваться ею в согласии с принципами из Священного Писания и Предания. А это может означать, что нет необходимости допускать бессмысленные страдания домашнего животного, связанные с возрастом, серьезной травмой или смертельной болезнью. В подобных случаях христианин сам должен решать, как поступить. Если он считает, что было бы милосерднее не продлевать страданий животного, когда нет никакой надежды на выздоровление, он может решить его усыпить.


На этот вопрос ответил протоиерей Александр Ильяшенко: «Святую воду, освященное масло, кулич и яйца животным давать нельзя - это осквернение святыни. Усыпление безнадежно больного животного грехом не является, поскольку Господь поставил человека над животными».

Откуда взялось выражение «животные - наши братья меньшие».

Как свидетельствуют лингвисты и историки литературы, в старину братьями нашими меньшими (молодшими, младшими) назывались удельные князья по отношению к великому князю, а также - просто люди невысокого общественного положения, нуждавшиеся в защите и помощи. Такое использование слов Спасителя находится в согласии с Евангелием, если мы вспомним, что древнерусские князья были христианами, пусть и враждовавшими между собой.

В России XIX в. это выражение дало рождение одному из своих популярных в то время производных — «меньшая братия». Так в либеральной русской публицистике тех лет называли бедняков, неимущих, людей из социальных низов, «низшие классы», равно как и весь «страдающий народ» (высокопарн.). М. Е. Салтыков-Щедрин («Дневник провинциала в Петербурге»): «...Настроив себя на чувствительный тон, пустились в разговоры о меньшей братии. — Меньшая братия — это, брат, первое дело! — говорил я. Меньшая братия — это, брат, штука! — вторил Прокоп». С. Степняк-Кравчинский («Домик на Волге»): « — Что же следует делать? Раздать все имущество, как Христос велел?.. — Не в этом дело. Надо отречься от себя. Не иметь ни днём, ни ночью другой думы, кроме блага меньших братьев. Душу за них положить! Вот это будет любовь, это будет помощь!»

В начале XX века меньшими (младшими, низшими) братьями в России стали называть и животных, что было связано с гуманной деятельностью известных дрессировщиков братьев Дуровых, которые считали животных очень разумными и добрыми существами и добивались больших результатов в дрессировке с помощью ласки и доброты.

Православным христианам очень важно зафиксировать: в сер. XIX - нач. XX в. произошел перелом в сознании людей в отношении к проблеме «человек и животные». Кризис сознания был связан с распространением антихристианской теории эволюции Чарльза Дарвина. Дарвинизм уравнивал в происхождении людей и животных, стирал понятие образа Божия в человеке, сводя всё к естественному и половому отборам, борьбе за существование.

Лучше всего это видно на примере известного стихотворения Сергея Есенина «Мы теперь уходим понемногу» (1924). Поэт признается в любви ко всему земному: «Слишком я любил на этом свете Все, что душу облекает в плоть». Нет у поэта и благодарности Богу за прожитую жизнь: «Много песен про себя сложил, И на этой на земле угрюмой. Счастлив тем, что я дышал и жил». В этот момент у Есенина и появляются «братья меньшие»: « Счастлив я, что целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве И зверьё, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове».

Примечательно, что здесь Есинин пока только сравнивает «зверье» с людьми, братьями меньшими. В дальнейшей советской литературе станет само собой разумеющимся называть животными братьями.

Я. Чернецкий («На фронте — братья меньшие»): «Немало солдатских жизней спасли братья наши меньшие, собаки-санитары, собаки — подрывники вражеских танков». А. Андрошин («Пичуга в твоём доме»): «Мы нередко называем зверей и птиц «братьями меньшими», а значит, и относиться к ним должны соответственно с добротой, гуманностью, терпением и даже выдержкой». В. Журавский («В орлином гнезде»): «Мальчишкой Дундич был беспокойным, озорным, отчаянным. Страха не знал. Все ближние скалы, ущелья и пещеры облазил. Силой его природа одарила, а ловкости у лесных и горных братьев наших меньших учился».

Современные законодательные акты о животных.

Если мы внимательно прочитаем современные законодательные акты о животных, то мы увидим, что большинство зоофилов являются злостными нарушителями. Демонстрируя себя как любителей животных, они на самом деле не только доставляют страдания соседям, родственникам, нои занимаются живодерством. От их «любви», правильнее это будет назвать страстью, страдают сами животные. Посмотрим же, что говорят наши законы.

Согласно ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" При организации питания населения для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования.
(Статья 17. Санитарно- эпидемиологические требования к организации питания населения).

В «
Cанитарных нормах и правилах для предприятий общепита» есть норма, что в таких организациях «не размещаются помещения под жилье, не осуществляются работы и услуги, не связанные с деятельностью организаций общественного питания, а также не содержатся домашние животные и птица».

В дошкольных организациях согласно утверждению СанПиН 2.4.1.2660-10: «недопустимы больные, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные, а также ядовитые и колючие растения; животных принимают с разрешения органов ветеринарного надзора (постановка на учет, своевременные прививки, гигиенические процедуры); недопустимо принимать бродячих животных; …Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается».

В статье 4 «Московского закона о животных» содержится норма, что
оказать помощь животному, находящемуся в трудном положении или терпящему бедствие обязаны уполномоченные на то органы и должностные лица городской администрации, хотя и у граждан есть такое право .
В статье 9 («Условия содержания животных») говорится о том, что должностные лица вправе потребовать предъявления свидетельства о государственной регистрации животного, подлежащего такой регистрации, и иных установленных законом документов на животное, а содержание животных в общественных местах не допускается.
В статья 12 («Ветеринарное обслуживание животных») говорится о том, что в случае возникновения подозрения на наличие у животного заболевания, владелец обязан немедленно принять меры по изоляции заболевших животных и обратиться к ветеринарному врачу и отвечает за своевременное оказание животному ветеринарной помощи, а также за своевременное проведение профилактических прививок.
В статье 13 («Умерщвление животных») прямо разрешается умерщвление нежизнеспособных животных, если их страдания нельзя прекратить иным способом или представляющих общественную опасность, с поведением не поддающимся коррекции, после заключения уполномоченного органа городской администрации.

Во «Временных правилах содержания собак и кошек в г.Москве», которые распространяются на всех владельцев собак и кошек столицы, говорится, что можно содержать животных как в квартирах, занятых одной семьей, так и в комнатах коммунальных квартир при отсутствии у соседей медицинских противопоказаний (аллергии). Обязательным условием содержания животного является соблюдение санитарно - гигиенических, ветеринарно - санитарных правил и норм общежития. Не разрешается содержать животных в местах общего пользования: кухнях, коридорах, на лестничных клетках, чердаках, в подвалах, а также на балконах и лоджиях. Собаки и кошки, находящиеся в общественных местах без сопровождающих лиц, кроме оставленных владельцами на привязи у магазинов, аптек, предприятий бытового обслуживания, поликлиник и пр., подлежат отлову по заявкам заинтересованных организаций. Если владелец не может дальше содержать животное, оно должно быть передано другому владельцу или сдано в ветеринарное учреждение.


Более того, предусмотрены штрафные санкции за неправильное отношение к животным. В статье 1 Закона «
О штрафных санкциях за нарушение законодательства РФ в области охраны животных и временных правил содержания собак и кошек в г.Москве» определяются размеры штрафов. Нарушением будет в частности, содержание животных в местах общего пользования коммунальных квартир и загрязнение экскрементами животных лестничных клеток, лифтов, подъездов, детских площадок, тротуаров (0,15 от минимальной зарплаты для граждан, 3,0 для юридических лиц), содержание животного в условиях, не соответствующих его биологическим особенностям и требованиям ветеринарно-санитарных правил (0,25 для граждан, 1,0 для юридических лиц).

В проекте
Закон РФ "О защите животных от жестокого обращения" предусмотрена статья (17), что условия содержания животного должны удовлетворять его биологическим особенностям, естественным потребностям в пище, воде, сне, движениях, контактах с человеком или себе подобными, в естественной активности и иным потребностям. Место содержания животного должно быть оснащено и оборудовано таким образом, чтобы обеспечить животному необходимые пространство, температурно-влажностный режим, естественную освещенность, вентиляцию, возможность контакта животного с естественной для него средой. Содержание животных в детских учреждениях допускается при условии обеспечения постоянного ухода за животными в соответствии с требованиями настоящего закона.

Животных на волю Божию (выводы).

Итак, несомненно, что христианин, если желает во всем следовать воле Божией, должен понимать под братьями меньшими православных христиан. Из правильного понимания рождаются угодные Богу дела милосердия. Под последними Святые Отцы Православной Церкви понимали не только материальную помощь, но и проповедь с научением.

Блаженный Феофилакт Болгарский в толковании на 25 главу Евангелия от Матфея призывает: « Итак, бегай немилосердия и твори милостыню как чувственно, так в особенности духовно. Питай Христа, алчущего нашего спасения. Впрочем, если ты напитаешь и напоишь также алчущего и жаждущего учения, то и тогда ты напитал и напоил Христа. Ибо вера, живущая в христианине, есть Христос, а вера питается и возрастает посредством учения. Если также увидишь некоего странного, то есть удалившегося от Царства Небесного, то вводи и его с собою; иначе сказать: с ним и сам входи на небеса, и его вводи, чтобы, проповедуя другим, самому не оказаться недостойным. И если кто совлекся одежды нетления, которую имел чрез крещение, и обнажился, то облеки его, и "изнемогающего в вере,- как говорит Павел, - принимай" (Рим. 14, 1); заключенного в темнице, в этом мрачном теле, посети, даруя ему наставление, как бы свет некий. Все эти виды любви совершай и телесно, и в особенности духовно: так как мы состоим из двух частей - из души и из тела, то и дела любви могут быть совершаемы двояко».

С другой стороны, христианин должен отсекать философию «мира сего» будто братьями нашими меньшими являются животные. Евангельские слова были искажены в безбожное время. И христианину нет никакой необходимости следовать им. Христианину надлежит обращаться с животными в согласии с волей Бога. Его воля, несомненно, исключает жестокость по отношению к животным, так как в Божьем Слове сказано: «Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко» (Прит.12:10). Создав людей, Бог показал, что между ними и животными существует четкое различие. Так, людям он дал надежду на вечную жизнь, чего нельзя сказать о животных (Рим. 6:23; 2 Пет. 2:12 ). Бог ясно показал, что человек может подобающим образом использовать животных для своих нужд и убивать их. А это может означать, что нет необходимости допускать бессмысленные страдания домашнего животного, связанные с возрастом, серьезной травмой или смертельной болезнью.

Наконец, становится очевидным, что люди, которые не хотят слышать Бога и следовать Его воле, не станут заботиться и о меньших братьях (людях, как мы выясняли, а не животных). Соответственно Бог не даст им силы исполнить другую Свою заповедь: «Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко» (Прит.12:10). Они не могут подарить животным настоящую заботу. Вместо нее мы видим, как эти люди буквально мучат домашних животных своей страстью: сажают их в тесные клетки, запирают в темные места общего пользования, ограничивают их в движении, создают для животных антисанитарные условия.


Да дарует милосердный Господь им покаяние, да простит им неразумные грехи их, да просветит их светом Истины, да помилует их. «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Ибо мы спасены в надежде» (Рим.8:19-24).

МБОУ «Средняя школа №5»

Классный час на тему:

«Братья наши меньшие»

Подготовила:

учитель начальных классов

Гридина В.Н.

Курск, 2015

Цели: воспитывать бережное отношение к животным

Задачи: углубить знания детей по теме,осуществлять воспитание подрастающего поколения, построенное на общечеловеческих ценностях, с учетом возрастных особенностей детей, развивать кругозор детей, развивать связную речь, логическое мышление.

Оборудование: иллюстрации.

Ход классного часа:

1. Орг. момент

2. Введение в тему занятия.

У меня теперь есть Друг,

Преданный и верный.

Без него я как без рук,

Если откровенно.

Мы гуляем во дворе,

Весело играем,

Скоро в школу в сентябре

Вместе зашагаем.

Другу я любой секрет

Расскажу без страха.

Я несу ему котлет,

Спрятав под рубахой.

Ешь, мой маленький Дружок,

Что еще затеешь?

Ты пока еще щенок,

А дружить умеешь.

Как вы думаете, о ком мы с вами будем сегодня говорить? (О животных)

Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим на важную и интересную тему. Но для начала скажите, вы любите животных? Каких животных вы знаете? А какие ваши самые любимые? (Дети отвечают) Как можно по-другому назвать животных? (Братья наши меньшие).

3. Беседа с детьми. Историческая справка.

Почему мы их так называем? Ребята, а можно ли представить себе мир без животных? Почему? А какую пользу они приносят? (Дети отвечают. Учитель дополняет).

На самом деле нельзя представить себе этот мир без животных: ведь они приносят нам радость, когда нам плохо, спасают, когда человек попадает в беду, могут вылечить, животные очень нужны природе.

В разное время и в разных странах к животным относились по-разному: например, в Древнем Египте им поклонялись как богам: многие звери были признаны священными, что давало им такие привилегии, о которых рядовой древний египтянин мог только мечтать. В Мемфисе, например, существовал культ быка Аписа. Для того чтобы получить столь высокий «пост», бык должен был соответствовать определенным канонам: на лбу должен быть белый треугольник, на шее – пятно, напоминающее орла, а на боку – пятно в форме растущей луны. Священный Апис жил в особых апартаментах: перед храмом для него был оборудован специальный загон, где он принимал дары. Если бык умирал, то египтяне объявляли долгий пост и траур, однако после него жрецы начинали подыскивать нового пятнистого кандидата. Но священное животное не шло на котлеты. В новое время были найдены захоронения быков: мумифицированные быки находились в саркофагах из розового гранита, известняка, базальта. Саркофаги были монолитными и достигали 4 метра в высоту и весили около 70 тонн. Так обычно хоронили знатных вельмож. Особенно, если учитывать тот факт, что мумификация - процесс долгий и довольно дорогой по тем временам.

Очень повезло священному крокодилу, который проживал в Фивах. Его украшали драгоценными серьгами и кольцами, а поклонники культа регулярно выражали своему зеленому богу почитание и подносили всяческие дары.

Египтяне поклонялись шакалам, гиппопотамам, птице ибису и многим другим животным.

Особое место в египетской религии занимали кошки. Они истребляли крыс, извечных врагов урожая, за что особенно почитались египтянами. За убийство кошки полагалось суровое наказание. Кошка символизировала солнечное тепло и свет, ее считали священным животным богини Бастет. После смерти священных котов мумифицировали: было найдено большое количество «кошачьих» мумий.

В Европе в Средние века кошка считалась спутницей ведьм и олицетворением нечистой силы (см., к примеру, первую сцену из трагедии «Макбет» Уильяма Шекспира). Из-за этого кошек (особенно чёрных) заживо сжигали на кострах или сбрасывали с колоколен. Уничтожение кошек в Средние века косвенно повлияло на распространение эпидемии чумы, которую разносили крысы и другие грызуны.

Сейчас животных можно встретить во многих домах, например, кошек, собак, птиц, иногда встречаются экзотические животные: змеи, например, питоны, пауки и прочие. Чаще всего их держат дома для того, чтобы хозяину не было одиноко, иногда для развлечения, в некоторых случаях из надобности. Животные работают в цирке, например, тигры, слоны, лошади, птицы.

Баллада о собаке

Хозяин погладил рукою

Лохматую рыжую спину:

Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,

Но все же тебя я покину.

Швырнул под скамейку ошейник

И скрылся под гулким навесом,

Где пестрый людской муравейник

Вливался в вагоны экспресса.

Собака не взвыла ни разу,

И лишь за знакомой спиною

Следили два карие глаза

С почти человечьей тоскою.

Старик у вокзального входа

Сказал: - Что? Оставлен, бедняга?

Эх, будь ты хорошей породы...

А то ведь простая дворняга!

Огонь над трубой заметался,

Взревел паровоз что есть мочи,

На месте, как бык, потоптался

И ринулся в непогодь ночи.

В вагонах, забыв передряги,

Курили, смеялись, дремали...

Тут, видно, о рыжей дворняге

Не думали, не вспоминали.

Не ведал хозяин, что где-то

По шпалам, из сил выбиваясь,

За красным мелькающим светом

Собака бежит спотыкаясь!

Споткнувшись, кидается снова,

В кровь лапы о камни разбиты,

Что выпрыгнуть сердце готово

Наружу из пасти раскрытой!

Не ведал хозяин, что силы

Вдруг разом оставили тело,

И, стукнувшись лбом о перила,

Собака под мост полетела...

Труп волны снесли под коряги...

Старик! Ты не знаешь природы:

Ведь может быть тело дворняги,

А сердце - чистейшей породы!

Анализируем стихотворение: как поступил хозяин? Правильно ли он поступил? Чему нас учит это стихотворение?

Животные – это очень преданные создания. О них написано множество художественных произведений, создано множество мультфильмов и фильмов: «Король лев», «Балто», «Спирит», «Том и Джерри», «Ну, погоди!» - мультипликация, «Бетховен», «Белый Бим Чёрное ухо», «Лесси», «Четыре таксиста и собака» и многие-многие другие фильмы.

История рассказывает о невероятной преданности. Дети, поднимите руки те, кто из вас смотрел мультфильм «Балто». Для тех, кто не смотрел расскажу о сюжете: полнометражный мультипликационный фильм, основанный на реальных событиях, повествующий историю Балто, храброй ездовой собаки, которая доставила сыворотку против дифтерии, чтобы спасти детей городка на Аляске (1925).

Эта история произошла в Америке на Аляске в 1925. В начале 1925 года дифтерия, страшная болезнь, поражающая детей, разгорелась в одном из американских поселений – Ном. Было необходимо лекарство - дифтерийная сыворотка, притом всем прилегавшим больницам. Связавшись по телеграфу со всеми близлежащими городами, выяснили, что немного сыворотки осталось в городе Анкоридж, который лежал за тысячу миль от поселения.

Ледяной шторм и буря не позволяли взлетать самолётам. Было решено перевезти сыворотку поездом, в город Ненана, но не дальше, за отсутствием железнодорожных путей. Однако Ненана располагалась на расстоянии, превышавшем тысячу километров ледяной пустыни. Жители Нома предложили выход: снарядить собачью упряжку и положиться на скорость и силу собачьих лап и мастерство ведущих упряжку.

Команда была снаряжена, и упряжки отправились навстречу ледяному ветру и снегу. Многие сдались в процессе перехода. Это неудивительно, ведь было почти невозможно найти дорогу в снежном буране. Первым прибыл в Ненану Гуннар Косен, чью упряжку лаек вёл Балто. Однако на обратном пути Гуннар оказался настолько ослаблен обморожениями, что не смог продолжать руководить командой.

И вот, когда Гуннар Косен потерял всякую надежду спасти детей Нома, Балто, помнивший дорогу, сам повёл команду обратно в город, не сбавляя скорость до благополучного прибытия в Ном. По прибытии собаки были так измотаны, что у них не осталось сил даже на лай, но зато лекарство было доставлено больным.

После этого Балто был признан национальным героем. В конце 1925 года в Центральном парке Нью-Йорка был установлен памятник, с выгравированными на нём словами: «Выносливость, преданность, разум». Вскоре хозяин упряжки организует тур по стране: он возил собак по всей Америке, собирая много народа, вызывая тем самым ажиотаж. Затем Балто и другие лайки оказались в «театре для Джентльменов», где они содержались в ужасных условиях: были привязаны к цепям, которые вызывали ужасную боль. После этого было принято решение выкупить собак за 2000$ (приблизительно 50 000р) по тем временам немыслимые деньги. Средства собирали по всей стране. Затем собаки возвращаются в город Кливленд.

После смерти чучело Балто было выставлено в музее Кливленда, чёрная окраска сменилась коричневой. Чучело Балто так и осталось стоять в одном из холодных подвалов музея.

И по сей день в школах Аляски проходят историю Балто, его поступок не умер, он навечно останется символом доблести, чести, достоинства и несломленной воли к победе. С того времени каждый год по тому же пути, пройденному Гуннаром, Балто и знаменитой упряжкой лаек, стали проводиться соревнования. Всё те же суровые условия, тот же маршрут были под силу немногим участникам, несмотря на то что температура во время соревнований была куда выше той, что установилась в 1925 году. Ежегодная гонка ездовых собак продолжалась вплоть до 1973 года.

Красивая история, правда? Ребята, а вы знаете случаи, когда животные спасали жизнь людей? (Дети отвечают).

А у вас есть домашние любимцы? Какие? Можете рассказать какие-либо забавные или интересные случаи из жизни ваших любимцев? (Ответы детей)

На самом деле, как бы мы с вами не любили животных, к сожалению, можно встретить людей, которые относятся жестоко к животным: купив котёнка или щенка, выбрасывают его на улицу, как только он становится взрослым и не способным развлекать хозяина. Некоторых животных люди убивают, преследуя выгоду:

амурские тигры : их убивали из-за красивой шкуры, из которой делали одежды или украшение для дома, изготавливали чучела, которые служили украшением домов аристократов. В китайской народной медицине особо ценятся зубы тигра, из которых делают порошок. В настоящее время запрещёна охота на этих животных, но в некоторых районах планеты процветает браконьерство. К сожалению, такие виды тигров как балийский тигр, яванский тигр, туранский тигр вымерли. Максимальное количество особей этих прекрасных животных – 2000 (Бенгальский), минимальное – 20 (Южно-китайский)

Бельки – это детёныши морских котиков. Их убивают в первые недели жизни, так как их мех особенно ценен и дорог.

Киты также под угрозой исчезновения. Почти во всех странах мира запрещён китобойный промысел, но этот запрет не коснулся Россию – наша страна отказалась подписывать договор, по которому запрещён промысел китов. Эти животные занесены в Красную книгу РФ. Знаете что такое Красная книга? Для чего она нужна? Каких краснокнижных животных, помимо этих, вы знаете?

Какие выводы мы можем с вами сделать, ребята? (Нужно бережно относиться ко всему окружающему)

4. Интересные факты из жизни животных.

Молодцы! А сейчас я вам расскажу несколько интересных фактов из жизни животных.

1. Когда европейцы впервые увидели жирафа, они назвали его "верблюдопардом", решив, что это гибрид верблюда и леопарда.

2. Животное с самым большим мозгом по отношению к телу - муравей.

3. Слон - единственное животное с 4 коленями.

4. Несмотря на горб, позвоночник у верблюда прямой.

5. Крот может за одну ночь прорыть туннель длиной в 76 метров.

6. У улитки около 25 000 зубов.

7. Древние египтяне учили бабуинов прислуживать им за столом.

8. Нужно 4 часа, чтобы сварить вкрутую страусиное яйцо.

9. Ленивцы проводят 75 % жизни во сне.

10. Колибри не могут ходить.

11. У мотылька нет желудка.

12. Шимпанзе - единственные животные, которые могут узнавать себя в зеркале.

13. Пингвины могут подпрыгивать в высоту больше, чем на полтора метра.

14. Европейцы, приехав в Австралию, спрашивали у аборигенов: "А что это тут у вас за странные прыгающие звери?" Аборигены отвечали: "Кенгуру", - что значило: "Не понимаем!"

5. Загадки.

Длинные ушки, быстрые лапки.

Серый, но не мышка.

Кто это?..(Зайчишка)

Веток хруст в лесу

То тут, то там.

Ищет жёлуди...(Кабан)

По реке плывет бревно.

Ох и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит...

(Крокодил)

Не кузнец, а с клещами,

С длинными усами.

Когда он черен -

Куслив и задорен.

А лишь покраснеет,

Так и присмиреет.

Теремок ползет,

На себе его везет

Хозяюшка богатая,

Богатая, рогатая.

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку.

    Подведение итогов, рефлексия.

Ребята. вот наше с вами занятие и подошло к концу. Давайте с вами подведём итоги. О чём вы сегодня узнали? Какие уроки для себя усвоили?

Кто считает, что хорошо работал на занятии?

Кто считает, что ему необходимо ещё постараться?

Молодцы, ребята, спасибо всем за работу!

mob_info