Голявкин как я встречал новый год анализ. Виктор голявкин

Главный герой рассказа Виктора Голявкина «Как я встречал Новый год» — маленький мальчик, который мечтал встретить Новый год, но у него это никак не получалось. Дело в том, что мальчик перед самым Новым годом всегда засыпал, хотя старался не уснуть. А утром от мамы он узнавал, что Новый год уже пришел. В воображении мальчика Новый год носил валенки и шапку-ушанку. Новый год ходил по квартирам и раздавал людям подарки. Но воочию мальчик его никогда не видел.

И надо же такому случиться, что младший брат этого мальчика, Котька, сумел однажды дождаться Нового года. Для этого он пошел на хитрость – залез под праздничный стол. Там он все-таки уснул, но когда взрослые сели за стол, они зашумели и Котька проснулся.

Наутро Котька рассказал старшему брату, что Нового года не было. Он вылез из-под стола под крики взрослым «С Новым годом!», но не увидел никого, кто был бы похож на Новый год.

Мальчик не поверил брату и решил, что тот все-таки спал под столом. Но Котька стоял на своем и утверждал, что Нового года не было. Братья стали спорить, а потом Котька обиделся и ушел. На этом их спор закончился.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Голявкина «Как я встречал Новый год» заключается в том, что у каждого человека должна быть мечта. Главный герой рассказа мечтал встретить Новый год, но у него это никак не получалось. И когда он услышал от младшего брата, что Нового года не было, то не поверил ему, потому что слова брата полностью разрушали его давнюю мечту.

Рассказ учит быть настойчивым и целеустремленным, всегда добиваться того, чтобы мечты сбывались.

В рассказе мне понравился Котька, младший брат главного героя. Котька придумал хитрый способ, как не проспать Новый год. Его задумка удалась и он сумел вместе со взрослыми встретить Новый год, вот только в силу малого возраста Котька не понял, что Новый год все-таки был.

Какие пословицы подходят к рассказу Голявкина «Как я встречал Новый год»?

Все приходит вовремя для того, кто умеет ждать.
Без мечты не проживешь.


Когда я ходил в школу, в первый класс, я любил рисовать пароходы. Я всем хвалился: вот какие замечательные пароходы я могу рисовать!

И вот однажды я спросил одного мальчишку, может ли он нарисовать такой же замечательный пароход. Я тут же нарисовал большой пароход с трубами, всё как полагается. Потом я подрисовал море синим карандашом, а красным карандашом - флаг на мачте, и получилось совсем хорошо: плывёт по морю пароход, а на мачте у него развевается красный флаг.

Мальчишке понравился мой корабль, но он мне сказал:

Я могу лошадь нарисовать.

И он нарисовал лошадь.

Эта лошадь была так хорошо нарисована, что я больше не хвалился своими пароходами, потому что такую лошадь я не сумел бы нарисовать никогда!

Абсолютно верно!

Ты опять завтракаешь на уроке?

Валя быстро спрятала завтрак в парту.

Что будет, - сказал учитель, - если все будут завтракать на уроке?

Класс зашумел. Потому что каждый хотел сказать, что тогда будет.

Коля сказал:

Будет очень смешно!

Миша сказал:

Жеванье будет!

Маша сказала:

Все сытые будут!

А чего не будет? - спросил учитель.

Класс молчал. Чего не будет - никто не знал.

Учитель хотел уже сам ответить, как вдруг кто–то крикнул:

Урока не будет!

Абсолютно верно! - сказал учитель.

Как я встречал Новый год

Новый год в двенадцать часов приходил, а я в это время всегда уже спал. Прошло столько Новых годов! А я ни одного не видел. И мама и тётя Вера встречали его, а я спал. Я всегда засыпал перед Новым годом. А просыпался утром, и мама мне дарила подарки и говорила: «Ну вот, Новый год!» Но я–то знал, что он ночью был. А сейчас его нету.

Я спрашивал маму:

Ты его встретила?

«Мама мне говорила:

Встретила.

И ты его видела?

Мама смеялась.

Конечно, видела!

И папа видел, и тётя Вера?

Так мне обидно было!

Я представлял себе Новый год в большой шапке–ушанке и в валенках. Как на новогодней открытке. В двенадцать часов он стучится в дверь. И его все встречают. Все обнимаются с ним, хлопают по плечу Новый год и говорят: «Наконец- то приехал!» Он вытаскивает из мешка подарки, всё дарит, кому что надо, и говорит: «Я спешу. Меня ждут в других квартирах». Все провожают его до угла, потом возвращаются и идут спать. Вот так представлял я себе Новый год.

Как старался я не заснуть в Новый год! И каждый раз засыпал где попало. А просыпался всегда в кровати. И рядом были подарки.

Мой брат раньше меня встретил Новый год. Несмотря на то, что он младше меня. Он вот что сделал. Чтоб не заснуть, он залез под стол. Сначала он там, конечно, заснул, а когда все сели за стол, стало шумно. И он моментально проснулся. И вы знаете, что он сказал мне? Он мне сказал:

Его не было.

Как так не было?! - сказал я.

Очень просто.

А ты там не спал под столом? - спросил я.

Вот ещё! -говорит Котька. -Бой часов был, это верно. А Нового года не было. Как только все стали кричать: «С Новым годом!» - я вылез.

Кого же тогда вы встречали?

Новый год, - говорит Котька.

Как же так вы его встречали? Разве так в жизни бывает? Если ты, например, меня встречаешь, то ты видишь, что ты меня встречаешь. А то как же ты меня встречаешь, если ты меня не встречаешь?

Сам увидишь, - говорит Котька. - На будущий год увидишь. Никакого там Нового года не будет. Бой часов будет. А Нового года не будет.

Наверно, ты спал под столом, - говорю, - и сквозь сон слышал бой часов. А Нового года не видел.

Значит, спал, - говорю, - раз не видел.

Ты сам спал, -говорит Котька.

Я–то спал, - говорю, - но ты тоже спал. Только я спал в кровати, а ты - под столом. Лучше бы ты уж спал в кровати.

Я не спал, - говорит Котька.

Почему же тогда ты его не видел?

Его не было, - говорит Котька.

Ты просто спал, - говорю, - вот и всё!

На этом наш спор закончился. Он обиделся и ушёл. И хотя он на меня обиделся, всё равно я думал, что он там спал и не видел Нового года с подарками.

Вот так я себе представлял Новый год, когда был совсем ещё маленький.

Андрюша и Славик друзья.

Они всё делают вместе. Когда Андрюша упал с веранды, Славик тоже хотел упасть с веранды, чтобы доказать, что он истинный друг.

Новый год в двенадцать часов приходил, а я в это время всегда уже спал. Прошло столько Новых годов! А я ни одного не видел. И мама и тётя Вера встречали его, а я спал. Я всегда засыпал перед Новым годом. А просыпался утром, и мама мне дарила подарки и говорила: «Ну вот, Новый год!» Но я-то знал, что он ночью был. А сейчас его нету.
Я спрашивал маму:
- Ты его встретила?
Мама мне говорила:
- Встретила.
- И ты его видела?
Мама смеялась.
- Конечно, видела!
- И папа видел, и тётя Вера?
Так мне обидно было!
Я представлял себе Новый год в большой шапке-ушанке и в валенках. Как на новогодней открытке. В двенадцать часов он стучится в дверь. И его все встречают. Все обнимаются с ним, хлопают по плечу Новый год и говорят: «Наконец-то приехал!» Он вытаскивает из мешка подарки, всё дарит, кому что надо, и говорит: «Я спешу. Меня ждут в других квартирах». Все провожают его до угла, потом возвращаются и идут спать. Вот так представлял я себе Новый год.

Как старался я не заснуть в Новый год! И каждый раз засыпал где попало. А просыпался всегда в кровати. И рядом были подарки.

Мой брат раньше меня встретил Новый год. Несмотря на то, что он младше меня. Он вот что сделал. Чтоб не заснуть, он залез под стол. Сначала он там, конечно, заснул, а когда все сели за стол, стало шумно. И он моментально проснулся. И вы знаете, что он сказал мне? Он мне сказал:
- Его не было.
- Как так не было?! - сказал я.
- Очень просто.
- А ты там не спал под столом? - спросил я.
- Вот ещё! - говорит Котька. - Бой часов был, это верно. А Нового года не было. Как только все стали кричать: «С Новым годом!» - я вылез.
- Кого же тогда вы встречали?
- Новый год, - говорит Котька.
- Как же так вы его встречали? Разве так в жизни бывает? Если ты, например, меня встречаешь, то ты видишь, что ты меня встречаешь. А то как же ты меня встречаешь, если ты меня не встречаешь?
- Сам увидишь, - говорит Котька. - На будущий год увидишь. Никакого там Нового года не будет. Бой часов будет. А Нового года не будет.
- Наверно, ты спал под столом, - говорю, - и сквозь сон слышал бой часов. А Нового года не видел.

- Значит, спал, - говорю, - раз не видел.
- Ты сам спал, - говорит Котька.
- Я-то спал, - говорю, - но ты тоже спал. Только я спал в кровати, а ты - под столом. Лучше бы ты уж спал в кровати.
- Я не спал, - говорит Котька.
- Почему же тогда ты его не видел?
- Его не было, - говорит Котька.
- Ты просто спал, - говорю, - вот и всё!
На этом наш спор закончился.
Он обиделся и ушёл. И хотя он на меня обиделся, всё равно я думал, что он там спал и не видел Нового года с подарками.
Вот так я себе представлял Новый год, когда был совсем ещё маленький.

Урок чтения. В.В. Голявкин "Как я встречал Новый год". 3-й класс специальной (коррекционной) школы VIII вида

Разделы: Учитель : Зрилова Ольга Викторовна

Цель урока: раскрыть содержание рассказа Виктора Владимировича Голявкина “Как я встречал Новый год”.

Задачи .

Образовательные:

    совершенствовать технику ролевого чтения;

    уточнить и расширить представления учащихся о признаках зимы;

    активизировать словарь учащихся.

Коррекционно-развивающие:

    корректировать и развивать связную речь;

    корректировать мыслительную деятельность на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей;

    развивать зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, память.

Воспитательная :

    воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

    воспитывать уважение к традициям своего народа, семейным традициям.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел сейчас звонок, начинаем наш урок.

Дружно!

Говорим лишь то, что нужно, даже если это сложно. Ведь стараться можно?

Можно!

Создадим хорошее настроение. Улыбнитесь гостям, друг другу. Садитесь.

Чему мы учимся на уроке чтения?

2. Речевая разминка.

Я предлагаю подготовиться к чтению. Сделаем разминку:

выпал снег, кругом снежинки летают, подуем на снежинки(снежинки на ниточке, дети одной рукой держат снежинки и дуют на них: глубокий вдох, выдох, губы «трубочкой»);

глаза: зажмурили, поморгали;

чтение слогов и слоговой лесенки:

П Р А СЕ С Н И СНЕ С Т О СНЕГ М К У СНЕЖОК Д В А СНЕЖИНКА СНЕГУРОЧКА

Проговаривание скороговорки:

Сколько снегу намело! Стало всё светлым светло! Сосны снежные стоят словно в сказке снег и сад!

Обобщение: подули на снежинки, прочитали слоговую лесенку, повторили скороговорку. С каким временем года это всё связано? Какой большой раздел продолжим изучать? А какое произведение из этого раздела, определим немножечко позже.

3. Актуализация опорных знаний.

Игра «Микрофон».

Разрешите мне взять у вас интервью.

Какое время года наступило? - Назовите зимние месяцы. - Какой сейчас месяц идет? - Чем вам нравится зима? - Как изменилась природа с наступлением зимы? - Чем вам нравится зима?

4. Проверка домашнего задания.

Какое произведение о зиме читали на прошлом уроке? - проведём конкурс «Чтецов». (выбранные дети выразительно читают стихотворение О.Высотской «Пришла зима с морозами», остальные ребята оценивают их чтение).

5.Физкультминутка.

Ой, мороз, мороз, мороз, Щиплет щёчки, щиплет нос, Щиплет ушки, щиплет губки, Забирается под шубки. Чтоб согреться, посмотри, Всё как следует потри. Потри щёчки, порти нос, Потри ушки, потри губки. Пар пошёл даже из шубки.

6. Сообщение темы урока.

На доске картинки. Посмотрите на них и снимите лишние (дети по одному выходят к доске и снимают лишние картинки). -Назовите картинки, которые у вас остались (Дед Мороз, подарки, шарики, ёлка, снег). - Почему вы оставили эти картинки? - О чём будем читать?

7. Подготовка к чтению рассказа .

Какой любимый праздник приходит к нам в декабре? - Что такое год? (вывешиваю табличку: год – мера времени). - Сколько в году месяцев? (табличка: 1год = 12 месяцам). - Какой месяц год начинает? - Какой месяц год заканчивает? -Когда наступает новый год? В какое время суток? - Ночь, в которую наступает Новый год, называют новогодняя ночь (слово на таблице прочитать хором) Кто приходит с подарками в этот праздник? - Можно ли увидеть Новый год? Потрогать его? -Как в вашей семье встречают Новый год? - Как встречали праздник и кого хотели увидеть герои рассказа Голявкина, вы узнаете, послушав рассказ.

8. Знакомство с рассказом.

Я прочитаю рассказ, а вы после чтения скажете, кого хотел увидеть мальчик в новогоднюю ночь.

а).Первоначальное знакомство с рассказом.

Беседа по содержанию прочитанного:

Кого хотел увидеть мальчик в новогоднюю ночь?

Что он решил для этого сделать?

Получилось ли у него выследить Новый год?

Почему?

б). Словарная работа

Моментально – за очень короткий промежуток времени.

Новый год – Новогодний Новогодняя

в). Коллективное чтение рассказа.

Беседа по прочитанному. - Назовите главных героев рассказа. - Что было интересно младшему брату? - Что он сделал, чтобы «встретить» Новый год? - Получилось ли у мальчика выследить Новый год? Почему? - Где был в это время старший брат? - Из – за чего братья поссорились? - Чем закончился спор братьев? - Почему дети не знали что такое Новый год?

г). Чтение по ролям.

Сколько героев рассказе? (2). - Если в рассказе два и более героя, значит его можно читать по ролям. Попробуем прочитать по ролям, соблюдайте знаки препинания. - Кто должен помочь мальчикам разрешить их спор?

Понравился ли рассказ? Назовите автора. - Виктор Владимирович Голявкин (фото) – не сказочник. Он пишет про жизнь, какая она есть. Девочки в его рассказах появляются редко. Главные герои его рассказов – мальчишки, т.к. он сам – бывший мальчишка. Для него лучше писать то, что ему лучше знакомо. Иногда мальчишки в его произведениях озоруют так, что у читателя дух захватывает. Но при этом автор заставляет читателей и героев думать. Он так же был и художником. Сам рисовал иллюстрации к своим произведениям.

9. Итог урока.

С каким рассказом познакомились? - Что вы узнали, прочитав рассказ?

10. Рефлексия.

У нас в классе ёлочка, давайте её украсим, чтобы и у нас стало празднично и красиво. Но украшение вы повесите не просто так, а дополнив фразу: сегодня на уроке я …

11. Домашнее задание.

Новый год в двенадцать часов приходил, а я в это время всегда уже спал. Прошло столько Новых годов! А я ни одного не видел. И мама и тётя Вера встречали его, а я спал. Я всегда засыпал перед Новым годом. А просыпался утром, и мама мне дарила подарки и говорила: «Ну вот, Новый год!» Но я-то знал, что он ночью был. А сейчас его нету.

Я спрашивал маму:

— Ты его встретила?

Мама мне говорила:

— Встретила.

— И ты его видела?

Мама смеялась.

— Конечно, видела!

— И папа видел, и тётя Вера?

Так мне обидно было!

Я представлял себе Новый год в большой шапке-ушанке и в валенках. Как на новогодней открытке. В двенадцать часов он стучится в дверь. И его все встречают. Все обнимаются с ним, хлопают по плечу Новый год и говорят: «Наконец-то приехал!» Он вытаскивает из мешка подарки, всё дарит, кому что надо, и говорит: «Я спешу. Меня ждут в других квартирах». Все провожают его до угла, потом возвращаются и идут спать. Вот так представлял я себе Новый год.

Как старался я не заснуть в Новый год! И каждый раз засыпал где попало. А просыпался всегда в кровати. И рядом были подарки.

Мой брат раньше меня встретил Новый год. Несмотря на то, что он младше меня. Он вот что сделал. Чтоб не заснуть, он залез под стол. Сначала он там, конечно, заснул, а когда все сели за стол, стало шумно. И он моментально проснулся. И вы знаете, что он сказал мне? Он мне сказал:

— Его не было.

— Как так не было?! — сказал я.

— Очень просто.

— А ты там не спал под столом? — спросил я.

— Вот ещё! — говорит Котька. — Бой часов был, это верно. А Нового года не было. Как только все стали кричать: «С Новым годом!» — я вылез.

— Кого же тогда вы встречали?

— Новый год, — говорит Котька.

— Как же так вы его встречали? Разве так в жизни бывает? Если ты, например, меня встречаешь, то ты видишь, что ты меня встречаешь. А то как же ты меня встречаешь, если ты меня не встречаешь?

— Сам увидишь, — говорит Котька. — На будущий год увидишь. Никакого там Нового года не будет. Бой часов будет. А Нового года не будет.

— Наверно, ты спал под столом, — говорю, — и сквозь сон слышал бой часов. А Нового года не видел.

— Значит, спал, — говорю, — раз не видел.

— Ты сам спал, — говорит Котька.

— Я-то спал, — говорю, — но ты тоже спал. Только я спал в кровати, а ты — под столом. Лучше бы ты уж спал в кровати.

— Я не спал, — говорит Котька.

— Почему же тогда ты его не видел?

— Его не было, — говорит Котька.

— Ты просто спал, — говорю, — вот и всё!

На этом наш спор закончился.

Он обиделся и ушёл. И хотя он на меня обиделся, всё равно я думал, что он там спал и не видел Нового года с подарками.

Вот так я себе представлял Новый год, когда был совсем ещё маленький.

mob_info