Педагогические модели организации экологического образования в доу. Система экологического воспитания в детском саду

Экологическое образование не является изолированным направлением (Дополнительным предметом) работы детского сада; оно имеет мировоззренческое значение, и поэтому необходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса. Это предполагает участие в экологическом образовании всех сотрудников ДОУ. К сожалению, подобная цель на современном этапе в массовой практики недостижима из - за недостаточной подготовки педагогов, отсутствия необходимых условий, одним из которых является координация работы всего коллектива дошкольного учреждения, В реально сложившийся практике можно выделить две основные педагогические модели, отличающиеся принципами организации работы. Назовем их условно: модель «эколог» и модель «воспитатель».

Модель «эколог». ЕЕ особенность - создание в детском саду системы работы по экологическому образованию, предполагающей тесного сотрудничества всех специалистов, методиста и воспитателей на основе интегрированного подхода к экологизации различных видов деятельности дошкольников (см. Приложение).

В рамках модели «эколог» каждый сотрудник выполняет определенные функции в области экологического образования. Необходимым условием ее использования является наличие в дошкольном учреждении педагога - эколога, выполняющего функцию координатора. Такая модель создает условия, необходимые для эффективной реализации экологического образования. Целенаправленная и согласованная деятельность всех сотрудников детского сада позволяет осуществлять:

  • - экологизацию различных видов деятельности ребенка и развивающей предметной среды;
  • - экологическое просвещение родителей;
  • - подготовку и переподготовку кадров;
  • - оценку окружающей среды;
  • - координацию с другими учреждениями.

Рассмотрим возможные направления работы и взаимоотношения сотрудников в рамках модели «эколог».

Направления работы руководителя:

  • 1. организация всего воспитательного процесса;
  • 2. сотрудничество с органами управления образованием;
  • 3. выделение необходимых ставок;
  • 4. составление дизайн - проекта учреждения; экологизация развивающей предметной среды;
  • 5. координация работы с другими учреждениями и т.д.

Направления работы методиста:

  • 1. ознакомление коллектива с существующими программами и методами экологического образования;
  • 2. выбор программы и методики (совместно с экологом);
  • 3. определение места экологического образования в общем, образовательном пространстве детского сада, его связи с другими направлениями;
  • 4. руководство составлением «экологического паспорта» и т.д.

Направления работы психолога:

  • 1. психологическая поддержка работы по экологическому образованию;
  • 2. составление рекомендаций экологу с учетом индивидуальных особенностей детей;
  • 3. присутствие на занятиях эколога с целью определения поведения и характеристик дошкольников.

Направления работы музыкального руководителя:

  • 1. проведение музыкальных занятий, усиливающих эмоциональное восприятие ребенком природы;
  • 2. согласование музыкальных занятий с тематикой занятий эколога;
  • 3. разработка экологических праздников;
  • 4. подбор музыкальных произведений (звуки природы, песни о природе и т.д.) к программе эколога.

Направления работы преподавателя по изобразительной деятельности:

  • 1. закрепление материалов экологических занятий в процессе рисования, лепки;
  • 2. оказание помощи экологу в изготовлении наглядных пособий, оборудования, костюмов к экологическим праздникам;
  • 3. проведение занятий вместе с экологом;
  • 4. участие в диагностике, по детским рисункам и т.д.

Направления работы инструктора по физическом воспитанию:

  • 1. включение в занятия физических упражнений, подвижных игр по согласованию с экологом;
  • 2. участие в эколого-оздоровительной работе (экскурсии и т.д.);
  • 3. участие в экологических праздниках;
  • 4. обучение правилам безопасности во время походов.

Направление работы медицинского работника:

  • 1. оздоровительная работа с детьми;
  • 2. участие в оценке развивающей предметной среды и экологической ситуации в районе ДУ с точки зрения состояния здоровья детей.

Направления работы воспитателя:

  • 1. экологизация деятельности дошкольников в группах;
  • 2. выполнение заданий эколога;
  • 3. выполнение отдельных экологических проектов (например, проекта «Наше дерево»);
  • 4. создание условий для экологического образования в группах;
  • 5. подбор растений, животных и уход за ними;
  • 6. работа с родителями;
  • 7. участие в диагностике по заданию эколога и психолога.

Модель «воспитатель» отличается от модели «эколог» принципами организации работы: функции экологического образования возлагаются на воспитателя, который самостоятельно реализует интегрированный подход через экологизацию развивающей предметной среды в группе и экологизацию различных видов деятельности ребенка в повседневной жизни (см. Приложение).

Модель реализуется в детских садах, где нет возможности ввести в штатное расписание ставку эколога. Она представлена двумя вариантами: первый - экологическое образование осуществляют несколько воспитателей; второй - задачи по экологическому образованию включаются в план работы воспитателей всех групп, а направление в целом контролирует методист или руководитель учреждения.

Обе указанные модели предполагают реализацию интегрированного подхода в экологическом образовании. Первая модель представляется более эффективной, т.к. позволяет создать систему взаимосвязанных компонентов, что является необходимым условием реализации экологического образования в дошкольном учреждении.

В системе экологического образования в дошкольных учреждениях можно выделить ряд компонентов (см. Приложение).

Таким образом, чем более полно реализованы указанные компоненты, тем эффективнее работа дошкольного учреждения в области экологического образования.

Выводы по теоретическим аспектам:

Итак, экологические знания необходимо давать ребенку именно в дошкольном возрасте. Знания должны быть доступны детям. Следует не забывать о конструктивном подходе в обучении. В процессе экологического воспитания ребенка большую роль играет совместная деятельность педагога и дошкольника, т.к. педагог является носителем экологической культуры, владеет методикой экологического воспитания, способствует формированию практических навыков. За последнее время создано много отечественных программ по экологическому воспитанию. И педагог сам решает, по какой программе он будет работать. Мы должны стремиться к экологизации всего образовательного процесса.

Житникова Оксана
Система экологического воспитания детей дошкольного возраста

“Любить природу – значит любить Родину”

М. Пришвин

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности дошкольников , в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок к учебной деятельности.

Экологическое образование и воспитание детей является чрезвычайно актуальной проблемой настоящего времени. На сегодняшний день экологическая грамотность , бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме этого, экологическое образование дошкольников – огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство ребёнка с миром природы позволяет развивать у него важнейшие операции мышления : анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов, сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов, умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособления растений и животных к сезонам и среде обитания, обобщение (дошкольники учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков).

Инновационное направление, выбранное педагогами нашего ДОО с 2016 учебного года – экологическое воспитание дошкольников .

Основной целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование у них основ экологического сознания и экологической культуры , формирование бережного отношения к окружающему миру, воспитание чувства ответственности за сохранность природы.

Одни из главных задач – развитие у детей систематизированных знаний о природе ближайшего окружения, умения наблюдать её характерные особенности и сезонные изменения, потребности любоваться природой, воспитание стремления охранять и оберегать природу, видеть ее красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей . Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания , то и у детей будет воспитываться интерес , любовь к природе и бережное отношение к ней, появится желание оберегать и сохранять ее красоту. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.

Система работы по экологическому воспитанию дошкольников нашего ДОУ разработана с учётом парциальных программ : Воронкевич О. А., «Добро пожаловать в экологию - Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста , детские экологические проекты (библиотека программы «Детство» , а также программы дополнительного образования «Наш дом – природа» , разработанной Приморским краевым институтом развития образования, как факультативный курс дошкольного образования . Программа дополнительного образования была реализована в этом году впервые с детьми средней группы. На следующий учебный год работа по программе продолжится. Программа «Добро пожаловать в экологию » проводится с детьми с трёх до семи лет, уже 3 года. Методический комплект представлен методической литературой (Приложение 1) .

При построении системы экологической работы мы обратили особое внимание на следующие основные направления :

Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы : дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников .

Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме : это - театрализованные представления на экологическую тему , праздники, утренники, экологические игры , игры-путешествия.

Изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы) - совместные с родителями акции по озеленению территории детских участков ДОУ, посадкой деревьев и кустарников, оформлению цветников, подкормке птиц, изготовлению кормушек и скворечников, что способствовало привитию бережного отношения воспитанников к родной природе .

Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий : проектной деятельности, экскурсий в природу, опыты, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

Наглядных (наблюдения, экскурсии, походы, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр видеофильмов о природе);

Словесных (беседы, чтение художественной литературы о природе, развлечения и досуги);

Практических (экологические дидактические игры , опыты и эксперименты, труд на природе).

На занятиях и в обобщающих беседах педагоги используют мнемотаблицы и коллажи, особое место занимает игровое проблемное обучение, которое стимулирует познавательную активность детей и приучает их к самостоятельному поиску решений проблемы. Метод игрового проблемного обучения позволяет превратить непрерывную непосредственно образовательную деятельность в увлекательную игру.

В своей работе педагоги используют разные формы совместной деятельности : экологические наблюдения , опытно-экспериментальную деятельность, беседы, чтение художественной литературы экологического содержания , экологические и дидактические игры и труд в повседневной жизни детей . Непрерывная непосредственно образовательная деятельность построена на совместном творчестве педагога и ребёнка, и выстраивается в форме игровых проблемных ситуаций, экологических путешествий , викторин, клубов знатоков природы и т. д. Самостоятельная деятельность детей предусматривает созданную педагогом предметно пространственную развивающую среду, которая благоприятно влияет на познавательную активность ребёнка, то есть мини экологические центры в группах , место для проведения опытно-экспериментальной деятельности, картотеки дидактических игр, для разного уровня развития детей , разнообразная наглядная информация, пособия, картины, модели, коллажи, мнемотаблицы. Всё это активно используют педагоги нашего дошкольного учреждения .

В октябре 2016 года, став участниками краевого семинара для педагогов и руководителей филиалов КОЗЕШ, я решила попробовать заинтересовать педагогов экологическим направлением работы ДОО. Вместе мы решили принять активное участие в III краевом экологическом марафоне “Экодетство» и поэтому 2016-2017 учебный год прошёл под девизом : Дети России - за сохранение природы!

Дошкольники очень любознательны , они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в её тайны, поэтому используем активные формы и методы обучения – экспериментирование, опытническую работу, прогулки, экскурсии и т. д.

Система работы с детьми включает :

Посезонное комплексно-тематическое планирование непрерывной непосредственно образовательной деятельности;

Создание эколого - развивающей среды (уголки и центры природы, в планах лаборатория природы и экологическая тропа ;

Организация совместной деятельности (развлечения, праздники, наблюдения, огород овощных культур, труд в природе);

Чтение художественной литературы;

Совместная творческая деятельность воспитателей , детей и родителей (проекты «Ёлочка-красавица» , «Весёлый Снеговик» , кружок «Юнные исследователи» , акции по очистке и озеленению территории ДОУ, изготовлению скворечников и кормушек для птиц и др.);

Выращивание зелени в зимне-весенний период («огород на окне» );

Игровая деятельность, как основная форма деятельности детей ;

- экология здоровья (дыхательная гимнастика, музыкотерапия, двигательная активность, закаливание);

Создание системы экологической работы (авторские разработки занятий, работа с родителями, с общественными организациями, методическое и информационное обеспечение и т. п.).

К имеющемуся плану работы мы добавили участие в краевых акциях, в работу клуба «Весёлый гномик» , который проводит библиотекарь нашей школы № 20 (1 раз в месяц по плану преемственности, добавили 1 заседание на экологическую тему : «Земля – наш общий дом» и . В детском саду в течение года воспитателями были организованы выставки детских рисунков на экологическую тематику .

Друзья и защитники Природы – Эколята : Тихоня, Умница, Шалун, Ёлочка, за год стали поистине нашими друзьями. Все досуговые мероприятия мы проводили с их участием. Быть в роли одного из Эколят , было очень почётно.

Планомерная работа с педагогами, понимание значимости экологических проблем - все это позволило нам провести большую и целенаправленную деятельность с детьми в данном направлении. Проблемы экологического воспитания регулярно обсуждались на консультациях, семинарах, пятиминутках. Чтобы определить пробелы в знаниях педагогов, я использовала анкетирование по вопросам экологического воспитания детей . На основании анализа анкет планируется дальнейшая методическая деятельность в детском саду.

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей , так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (во время подготовки творческой работы или природоохранной акции, а взрослому лучше понять ребенка. Проводили выставки совместных рисунков, поделок из бросового материала, фотографий на темы «Я и природа» , «Бережём планету вместе» , «Нарисуем волшебство» , «Зимняя фантазия» и др., привлекаем родителей к участию в оформлении уголка природы, библиотечки, в природоохранных акциях (уборка территории детского участка и детского сада, посадка деревьев и цветов в цветниках, изготовление скворечников и кормушек и т. д.).

Здоровье следует рассматривать как состояние гармонии между ребенком и окружающей его средой, поэтому задачу работников детского сада и родителей определяем в поиске и разработке соответствующего подхода к здоровью детей и деятельности , направленной на его укрепление. С этой целью разработана система оздоровительной работы для каждой возрастной группы . Она включает закаливающие процедуры, элементы дыхательной гимнастики и точечного массажа, ходьбу босиком по массажным коврикам, фитотерапию, музыкотерапию и др. Систематически проводятся физкультурные досуги, спортивные праздники, дни здоровья. Для расширения возможностей двигательной активности воспитанников в детском саду руками сотрудников создан мини-стадион, включающий : беговую дорожку, футбольную площадку и «дорожку здоровья» , в планах ещё очень многое. Очень хочется приобрести для наблюдений на улице «Метеостанцию» , и другое лицензионное оборудование, соответствующее современным требованиям и стандартам, но финансировать такие серьёзные и дорогостоящие проекты пока не кому, к сожалению.

Результатом системной и целенаправленной работы в 2016 – 2017 учебном году стали следующие достижения :

1. Участие в краевом конкурсе воспитательных проектов по теме : «Труд и терпение превращаются в умения» . Данная работа была высоко оценена и детский сад получил Диплом I степени. (Приложение 2)

2. Участие в краевом экологическом марафоне , а именно :

Краевая акция «Эколята » - друзья и защитники Природы помогают зимующим птицам». 1 кормушка была отправлена на конкурс, остальные были сделаны родителями, но так и не отправлены (Приложение 3) ;

Краевая акция «Ёлка «Эколят » - друзей и защитников Природы». В рамках акции провели флешмоб «Ёлочка, живи!» , который был оценен Дипломом I степени. А также из 22 ёлочек, отправленных на конкурс - 3 были оценены Дипломом I степени, Дипломом II степени и Дипломом III степени (Приложение 4) ;

Краевая акция «Эколята и молодые защитники Природы организуют День Земли» (Приложение 5) ;

Краевой экологический субботник «Зелёная Весна 2017» (Приложение 6) .

3. Организованы экологические выставки - «Что нам осень принесла» - поделки из природного и подручного материалов, «Ёлочка-красавица» , «Весёлый Снеговик» - поделки из бросового материла, организация опытно-экспериментальной деятельности. (Приложение 7)

4. Выставки рисунков детей старшего дошкольного возраста : «Зимние забавы» , «Нарисуем волшебство» , «Бережём планету вместе» и др. (Приложение 8)

5. В рамках работы клуба «Весёлый гномик» на заседании «Земля – наш общий дом» дети просмотрели интересный материал по теме : «Красная книга Хабаровского края» , сделали альбом в группу, и была оформлена выставка рисунков «Бережём планету вместе» . (Приложение 9)

6. Социально-значимые комплексные мероприятия экологического содержания , приуроченные к датам и событиям, имеющим общественное значение, большое воспитательное воздействие на дошкольников , эффективный способ пропаганды экологических идей среди родителей – «Ёлочка, живи!» , «Птичья столовая» , «Наш участок самый лучший» , «Жить без мусора» .

Перспективы экологического образования в ДОУ на последующие годы :

1. Продолжать повышать уровень экологической культуры и считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным направлением в системе непрерывного экологического просвещения .

2. Совершенствовать работу по экологизации воспитательно -образовательного пространства в рамках преемственности начальной школы и дошкольного образовательного учреждения, в этой связи необходимо :

Совместно рассмотреть вопросы реализации проекта «Детский сад - эталон экологической культуры » ;

Содействие в работе по укреплению материально-технической базы, привлечение специалистов начальной школы по вопросам экологии , экологической подготовки родителей;

Активнее привлекать методы музейной педагогики, краеведения в экологическом воспитании дошкольников и младших школьников;

3. Развивать и совершенствовать обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления личности ребенка (семья, детский сад, школа, центры дополнительного образования) ;

4. Выявлять, обобщать и распространять лучший опыт педагогической работы с детьми дошкольного возраста , используя средства массовой информации, семинары, конференции и другие массовые экологические мероприятия .

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина», писал В. А. Сухомлинский. Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

юлия карикова
Модель экологического воспитания детей в ДОУ

Цель нашего учреждения – индивидуальное комплексное развитие каждого ребенка с учетом психического и физического состояния здоровья, безопасности жизнедеятельности детей , формирование психологической готовности к школе, развитие восприятия , воображения, художественно-творческой деятельности.

Определяя порядок действий всех участников учебно-воспитательного процесса и их координацию между собой, а, также учитывая влияние социума и построение взаимоотношении с ним, мы создали свою воспитательную систему . Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний , полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Мы считаем, что важная сторона экологического воспитания – это развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, помогая другим. Самостоятельные дела и поступки детей – это уже критерий экологической культуры .

Цель нашей воспитательной системы по экологическому воспитанию – создание условий для формирования у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые его окружают; воспитание начал экологической культуры дошкольников.

Проблемы экологического воспитания регулярно обсуждаются на консультациях, семинарах, педсоветах. Чтобы определить пробелы в знаниях педагогов, мы используем анкетирование по вопросам экологического воспитания детей , на основании анализа анкет планируется дальнейшая методическая деятельность в детском саду.

При построении системы экологической работы

мы обратили особое внимание на следующие основные направления :

Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы : дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников .

Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме : это –

театрализованные представления на экологическую тему , праздники, утренники, экологические игры , игры- путешествия. Игровое направление предполагает широкое и постоянное использование игровых обучающих ситуаций.

Изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы) – совместные с родителями акции по озеленению групповых комнат, территории ДОУ, работой на огороде, посадкой деревьев и кустарников, оформлению цветников, подкормке птиц, изготовлению и развешиванию кормушек и скворечников, способствовали привитию бережного отношения воспитанников к родной природе .

Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий : проектной деятельности, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

Эколого -оздоровительное направление реализуется через регулярные прогулки, экскурсии и походы в ближайшее природное окружение.

Эколого -эстетическое направление – широко используются различные виды изобразительной деятельности (воспитатель много и тщательно наблюдает с детьми различные явления природы, сосредотачивая их внимание на оттенках цвета, пропорциях, форме, размерах отдельных частей растений и животных, затем создает условия для свободной творческой деятельности : рисования, лепки, аппликации, конструирования поделок из природного материала).

Пути реализации системы экологической работы в ДОУ :

Создание условий (экологизация развивающей среды , программно-методическое обеспечение);

Повышение экологической грамотности педагогов (создание фонда методического и наглядно-иллюстративного материала, семинары, работа в творческих группах по экологическому воспитанию );

Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами, внесение регионального компонента (посещение памятных мест, знакомство с природным ландшафтом города) ; внедрение методик экологии здоровья ;

экологическое просвещение родителей (музыкальные праздники, экологические досуги , оформление материала по экологическому воспитанию для родителей ).

Система работы с детьми в каждой возрастной группе :

Посезонное планирование занятий;

Создание эколого – развивающей среды (уголки природы, лаборатории природы) ;

Организация деятельности вне ДОУ (праздники, наблюдения, экологическая тропинка , огород овощных культур, труд в природе);

Чтение художественной литературы;

Совместная творческая деятельность воспитателей , детей и родителей (акции «Накормим птиц зимой» , «Насекомые -посланники природы» , «Сохрани цветок» , фотоальбомы по группам «Жизнь в солнечной стране» , акции по очистке и озеленению территории ДОУ, изготовлению скворечников и кормушек для птиц и др.);

Выращивание зелени в зимнее-весенний период («огород на окне» );

Игровая деятельность, как основная форма деятельности детей ;

экология здоровья (фито-чай, аромотерапия, витаминотерапия, двигательная активность, закаливание);

Создание системы экологической работы (авторские разработки занятий, работа с родителями, с общественными организациями, методическое и информационное обеспечение и т. п.).

Создание эколого-развивающей среды

– это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию экологических пространств , их совершенство и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания : она приучает систематически думать и реально заботиться о растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с детьми.

Эколого -развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль :

Групповые комнаты, в которых размещены уголки природы, экологические и экспериментальные лаборатории, «огороды на подоконнике» , дидактические игры, библиотечки, фито-бары, уголки релаксации и т. д.

Здесь проводятся экологические занятия , работа в рамках проектной деятельности, дети играют, общаются с животными и ухаживают за ними, занимаются самостоятельными исследованиями, экспериментированием.

Под руководством увлеченных своим делом специалистов дети занимаются в кружках «Юный эколог » , «Флористика» . В рамках этой деятельности проводятся интегрированные (эколого-эстетические ) занятия, изготавливаются поделки из природного и бросового материала, создаются альбомы наблюдений о природе. В групповых комнатах и лестничных маршах устраиваются тематические выставки детских работ.

Проводятся экологические , фольклорные праздники, музыкальные занятия, связанные с темой природы, экологические постановки детей , кукольные спектакли экологического содержания . В каждой группе и в методическом кабинете ДОУ подобраны библиотечки художественных произведений, сказок, энциклопедий, методических, дидактических и информационных материалов по экологическому воспитанию и образованию дошкольников. Воспитатели вместе с детьми читают художественную литературу, рассматривают иллюстрации в книгах о природе, проводят беседы, обсуждение прочитанного.

Территория детского сада, используется для создания фрагментов природных и культурных ландшафтов, игровых и спортивных площадок : альпийская горка, экологическая тропа , огород, различные деревья и кустарники, цветники, клумбы, мини-стадион и игровые площадки. Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

В детском саду мы проводим выставки совместных рисунков, поделок из бросового материала, картин по флористике; привлекаем родителей к участию в оформлении уголка природы, лаборатории, библиотечки, в природоохранных акциях (уборка территории детского сада и вокруг него, посадка деревьев, изготовление скворечников и кормушек и т. д.). В групповых комнатах имеются уголки по экологии для родителей , где представлена различная информация.

Дошкольники очень любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в её тайны, поэтому используем активные формы и методы обучения – экспериментирование, опытническую работу, прогулки, экскурсии и т. д.

Результаты деятельности по реализации модели

так и педагогов.

Педагогами ДОУ разработаны :

- экологические миниконсультации и консультации для родителей, которые представляются в экологическом уголке ;

Консультации для воспитателей ;

Комплексы занятий для разных возрастных групп по экологическому воспитанию .

Педагоги пополнили свои группы методической литературой, дидактическими играми, наглядными пособиями, картотеками, паспортами растений, техническим обеспечением (видеокассеты и диски) по экологическому воспитанию .

«Экологическое образование дошкольников» - Экологический центр «Ковчег». Конно- спортивная школа. Работа с родителями. Агро- биологи- ческая станция. Информационные стенды, выпуски экологических газет. Опытническая деятельность. Организация совместной деятельности с детьми. Чтение художественной литературы, видеофильмы. Экологическое образование в повышении интеллектуального потенциала ребенка-дошкольника.

«Экологическое воспитание детей» - Информационно – методический материал. ЦЕЛЬ проекта: Степь. Трудовые поручения. Солнце. В.Сухомлинский. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой. Лес. Творчество детей. Экологическое пространство группы включает в себя следующие элементы:

«Правовое воспитание дошкольников» - Право на медицинский уход. Правовое воспитание дошкольников. Знают все на свете взрослые и дети, Что семья наш лучший друг на большой планете. В нашем садике не только обучают, развивают, закаляют. Право на жизнь и воспитание в своей семье. «Золушка». Без семьи надежной людям не прожить помните! Здесь здоровье детям берегут Медсёстры деток взвесят и привьют.

«Экологическое воспитание дошкольников» - Экскурсия в природу. Трудовая деятельность в уголке природы, на участке и на огороде. Цель. Обосновать необходимость развивающей работы по экологическому воспитанию старших дошкольников. Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семье. Воспитанники должны знать: Основы экологической культуры.

«Воспитание детей» - Что делать? Я не храбр. Умение беречь время – важная черта организованного человека. Ребёнок должен на деле почувствовать силу авторитета родителей и педагогов. Развитие личности невозможно без самовоспитания! По отношению к упрямым, избалованным детям рекомендуется строгость и твердость. Родительское собрание по теме «Отцы и дети.

«Экологическая школа» - Дошкольники совместно со старшеклассниками расчистили и благоустроили территорию родника «Тихий». These activities have the aim to form the ecological atmosphere. It is the program of ecological education for kids of infant school. Здравствуй, планета! 1. Экологизировали школьное пространство. Здоровому - все здорово!

Всего в теме 11 презентаций

Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Добрые чувства своим корнем уходят в детство, а человечность, доброта, достоинство, доброжелательность нуждаются в труде, заботах и волнениях о красоте окружающего мира»

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все большее внимание. Причиной тому является деятельность человека в природе, часто безграмотная, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Поэтому цель работы нашего педагогического коллектива это создание в дошкольном учреждении условий для подготовки детей к обучению основам экологии, природопользования, формирование у них представления о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности. В основе работы лежит Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, М.А. Васильевой, а также технология парциальной программы Т.А. Скалон «Экология для самых маленьких» и экологические проекты.

Создана целостная система , пронизывающая все виды детской деятельности и направленная на решение следующих задач : которые вы видите на слайде.

При построении системы экологической работы мы обратили особое внимание на следующие основные направления:

1. Познавательное развитие : включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы : дидактические игры, беседы, путешествия, викторины, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников.

Познавательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме : это - экологические праздники, утренники, экологические игры , игры-путешествия.

2. Изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы) - совместные с родителями акции по озеленению групповых комнат, территории ДОУ, работой на огороде, посадкой деревьев и кустарников, оформлению цветников, акции по подкормке птиц, изготовлению и развешиванию кормушек и скворечников, способствовали привитию бережного отношения воспитанников к родной природе.

3. Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий : проектной деятельности, экскурсий в природу, фенологических наблюдений, опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

Пути реализации системы экологической работы в ДОУ:

    Создание условий (экологизация развивающей среды);

    Повышение экологической грамотности педагогов;

    Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами;

    Постоянное общение детей с природой ближайшего окружения.

    Активное участие родителей в экологическом образовании дошкольников.

    Поддержание тесных связей с социумом: музей, школа, библиотека, ЦДОД и др.

Одним из важнейших условий реализации системы экологического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды. В нашем детском саду созданы все условия для экологического воспитания детей.

Во всех возрастных группах созданы уголки экологической среды, которые включают в себя:

    Огород на окне;

    Книжный уголок;

    Зона коллекций. Коллекции включают в себя те объекты, которые могут собрать сами дошкольники и их родители (камни, семена растений, сухие листья, ветки, образцы песка и глины);

    Оформлены – календарь природы, календарь погоды.

    Созданы картотеки пословиц, поговорок, народных примет о природе;

    Имеется подбор музыкальных произведений (звуки природы, песни о природе).

На территории ДОУ проложена экологическая тропа, где дети знакомятся с цветами, учатся распознавать породы деревьев и кустарников.

На огородных грядках дети выращивают овощные культуры, наблюдают за их ростом, узнают о коварных сорняках, проводят эксперименты.

Экскурсии в берёзовую рощу, в разное время года проводятся систематически. Мы ходим в одни и те же места, наблюдаем за одними и теми же деревьями, кустарниками, травами, следим за одними и теми же видами насекомых и птиц и с изумлением удивляемся, что неподвижный мир движется, меняются краски, запахи, звуки. И все это связано со сменой времен года.

За погодой учимся наблюдать на метеостанции.

Планомерная работа с кадрами, понимание значимости экологических проблем - все это позволяет нам проводить обширную целенаправленную деятельность с детьми в данном направлении. Проблемы экологического воспитания регулярно обсуждаются на консультациях, семинарах, педсоветах.

Одним из средств, способствующих решению проблемы экологического образования дошкольников, является метод проектов. Проекты помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей, осваивать с детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее, способствуют развитию творческих способностей детей, способствуют развитию навыков обобщать и анализировать, способствует развитию мышления: помогают увидеть проблему с разных сторон – комплексно.

В нашем учреждении разработаны и реализованы ряд экологических проектов «Прилетайте птицы», «Водичка», «Цветочек», «Выращиваем тыкву», «Музыка в природе», «Дикие животные», «Наши домашние питомцы» и др.

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (во время природоохранной акции, а взрослому лучше понять ребенка. Привлекаем родителей к участию в природоохранных акциях (уборка территории детского сада и вокруг него, посадка деревьев, изготовление скворечников и кормушек и т. д.)

Все акции дают не только знания, но главное, воспитывают доброе отношение к окружающей природе и ее обитателям.

С желанием и охотой участвуют родители в проведении выставок совместных творческих работ. Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника.

Эффективность работы по экологическому воспитанию зависит от координации работы с другими учреждениями. В рамках экологического образования наш детский сад сотрудничает с детской библиотекой, школой, ЦДОД. Сотрудники библиотеки регулярно проводят с детьми мероприятия экологического характера (викторины, игры, конкурсы, знакомят с художественной и познавательной литературой о природе), совместно с учащимися начальных классов реализуются экологические проекты (например, экологический проект «Дикие животные нашего края»).

Дети ежегодно принимают участие в районных конкурсах, которые проводит ЦДОД.

Результатом работы по экологическому воспитанию является не только овладение определенными знаниями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать и облагораживать природу.

Педагогический коллектив нашего учреждения, наши воспитанники и их родители являются активными участниками конкурсов разного уровня. Это некоторые из наших достижений в конкурсах на экологическую тематику.

Наши достижения в области экологии

2015 год участники регионального фотоконкурса «Природа Томской области через объектив фотокамеры» посвящённый 170 - летию русского географического общества в номинации «Природа – творец всех творцов».

2015 год – участие во всероссийском экологическом субботнике «Зелёная весна»

2017 год – победители районной акции «Птичий дом»

2017 год – объявлена благодарность коллективу д/с «Берёзка» за активную экологическую деятельность.

2018 год Региональный конкурс «День птиц» - 2 место

Экологическое воспитание дошкольников – трудоемкий, многогранный процесс познания природы, представляющий собой формирование основных приоритетов экологической культуры путем тесного переплетения знаний, практической деятельности и духовного начала в каждом ребенке.

Наша задача – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Спасибо за внимание!

mob_info