Как найти общий язык с ребенком.

Вопрос психологу

У меня двое детей-мальчик 5,5 лет и девочка 7 лет.Дочь большая умничка, помогает, ответственная. Я не могу понять, почему такое игнорирование ко всем моим замечаниям, просьбам, пока не начну кричать, за этот год я себя и их не узнаю, как будто-то детей подменили. Все о чем не попросишь, ответ "сейчас", "потом", с уроками так вообще проблема. Ходили к репетитору, сейчас ходим в школу, ее везде хвалят, выполнять домашние задания не хочет, закатывает истерики, с чтением это вообще огромная проблема.Я не хочу ругаться, ремня давать, но порой так выведут, что такого наговоришь, самой страшно становится. Между собой дерутся до слез. Спокойного голоса вообще не понимают, стараешься спокойно разговаривать, успокаиваешь, чем-нибудь отвлекаешь, ноль эмоций. Сын так вообще разговаривает одними нецензурными словами, да бывает вылетает, но не такие какие я от него слышу. И объясняла, и по губам давала, и игрушек лишала, бесполезно. Так мальчик сам по себе добрый, не жадный, нежный.У нас есть финансовые ограничения, поэтому покупаю игрушки редко, и так обидно,что через несколько дней, а то и в этот день игрушкам конец.Что мне делать,как найти с ними общий язык, как быть для них авторитетом? как наказывать-лишением игрушек, гулянием-это вообще метод?

Игрушки - вы не очень удовлетворены своей работой, финансово тяжело, а поломанные игрушки - лишнее напоминание.

Брат с сестрой живут как кошка с собакой - а у вас с мужем все гладко?

Удачи вам!

Хороший ответ 3 Плохой ответ 6

Люба, здравствуйте. Попробуйте хоть немного пожить жизнью своих детей, почувствуйте как им живётся в пространстве, которое вы им создали? Ограничение - это тоже метод, но к сожалению результаты его иногда очень плачевны в установлении контакта с детьми. Детей нужно чувствовать и иногда примерять их одёжку на себя(как им в этом живётся и чего вы бы хотели на их месте, будь вы в их возрасте). А по большому счёту их нужно любить, а не одаривать или манипулировать их поведение игрушками, ограничениями. Сами понимаете, что любовь не в этом. Вот найти контакт при котором они будут вас слышать - это искусство. Всего вам доброго, любите их и увидите плоды.

Хороший ответ 6 Плохой ответ 2

Давайте по порядку.

По поводу того, что дети не понимают нормальных спокойных указаний, что им делать и как им жить. Мои тоже не понимают, считают, что сами лучше знают, когда им дожиться спать или делать уроки (старшему - 10, младшему - почти 4). Я тоже долгое время виноватилась, когда приходилось кричать, потом расслабилась. Поняла, что это мои потребности (им вовремя лечь спать, вовремя покушать и сделать уроки) в отношении них, которые возникают из моей взрослой осознанности и знания о том, что полезно и что "правильно". Дети не могут (в силу возраста и незрелости психических процессов) столь же осознанно относиться к этим вещам, им хочется побездельничать, поравлекаться и потусоваться вместо "полезных" дел, и это нормально. Вырастут и осознают, а пока приходится заставлять их чистить зубы каждый день и убирать свою комнату хоть с какой-то регулярностью. Прочитав много умных книжек на эту тему, я поняла, что большее беспокойство у родителей должны вызывать как раз другие дети - которые по первому зову прибегают с вопросом "Что мне нужно сделать, мамочка?" или которые сами убирают за собой игрушки или - ещё хуже! - никогда их не разбрасывают во время игры. А такие, как у нас с Вами - это норма. Просто нужно научиться не ждать и не требовать от них того, чего они пока сделать не могут - осознанно относиться к своей жизни.

Теперь про то, что дерутся. Это тоже нормально. Сиблинги (брать и сёстры, растущие в одной семье) - это конкуренты (за любовь , внимание и деньги рлдителей), а конкуренты должны конкурировать. И они это делают, как умеют. Самое мудрое здесь, на мой взгляд, - как можно меньше вмешиваться в их ссоры. Пусть сами выясняют, кто прав, сами мирятся, сами учатся жить вместе и делить ресурсы. Если Вы начнёте делать это за них, они этому не научатся. А если будете "судьёй" и назначать виноватых и пострадавших, то рискуете вызвать уних много агрессии и обиды (и на себя, и друг на друга), ведь Вы не можете знать, как на самом деле там было. Ваше дело - обеспечить их физическую безопасность при этих ссорах, научить этой безопасности, а остальное - их дело. Не б удут агрессировать друг на друга в детстве, будут агрессировать позже, а тогда уже могут и реально убить друг друга и покалечить. Так что пусть лучше сейчас дерутся.

По поводу бранных слов у сына. Если сами это делаете, то и дети это делать будут. Двойные стандарты здесь не работают. Дети будут ориентироваться не на слова (запрещающие ругательные слова), а на поступки родителей.

И наконец, про наказания. Здесь есть много точек зрения (надо наказывать, не надо наказывать и, если наказывать, то как). Каждый родитель выбирает свою. Я лично остановилась на такой стратегии. Наказываю (за невыполнение правил и обещаний) только лишением чего-то важного, но не первостепенного (телевизор, компьютер). Работает. Не наказываю за двойки, сломанные игрушки и порванную одежду. Хотя поворчать могу.

Из всей информации, что я здесь изложила и которая является моим личным взглядом на Вашу ситуацию, я предлагаю Вам взять то, что Вам подходит и что откликается у Вас при размышлениях об этом. Потому что выбор, как воспитывать и относиться к Вашим детям, только за Вами. Всего наилучшего, Елена.

Хороший ответ 9 Плохой ответ 0

Найти общий язык с ребенком от 8 до 15 лет

Ребенок растет и меняется каждый день. И наша с ним совместная жизнь часто сводится к преодолению трудностей повседневности. Однако статистика показывает, что около 80% наших обращений к детям - указания и запреты. Но они лишь иногда оправдывают себя и то, обычно, как краткосрочные меры воздействия. Чтобы усвоить дисциплину, дети больше нуждаются в разрешениях, но только в правильных разрешениях, которые даются родителями, способными защитить и обладающими личным авторитетом. Ребенку не нужно давать разрешение творить все, что вздумается, ему нужно быть самим собой, двигаться вперед, учиться самостоятельности, возможность выражать свои эмоции, мысли и потребности.

Еще одним камнем здесь является то, как воспитывали нас: запрограммированность модели воспитания, как бы мы того не хотели, так или иначе прослеживается. И нам порой не так просто признать, что у наших детей есть права, которых были лишены в детстве мы! Однако если мы отдаем себе отчет в чувствах, которые испытывали в детстве сами, то мы сможет понять и услышать ребенка. Но если мы отрицаем свои детские раны, идеализируем воспитание наших родителей и их самих, то есть риск воспроизводить и дальше их модель воспитания.

1. Умейте слушать

Слушать его - значит уделять ему внимание, уважать его чувства. А проблему, с которой он обращается, он должен стараться решить сам (конечно в разумных приделах и если это по его силам; пусть учиться быть самостоятельным). Иногда прямой вопрос: «Что случилось?» помогает ребенку начать говорить.

2. Предлагайте выбор

Чтобы ощущать, что ребенок контролирует свою жизнь, ему необходимо иметь выбор. Даже если выбирать можно только время или способ выполнения вашего поручения (например, можешь помыть посуду сейчас или когда вернешься с прогулки).

3. Говорите коротко

Привлекая его внимание, вы постепенно научите его отношению к собственным вещам, поступкам. Конечно сначала одного напоминания не будет достаточно, чтобы он убрал свою комнату или разобрал сумку со спортивной формой. Особенно, если он уже привык к замечаниям или к тому, что это делают вместо него. Оставьте обвинительный и раздраженный тон, не преувеличивайте значение произошедшего. Объясняйтесь спокойно.

4. Проводите время вместе

Часто за повседневными хлопотами мы занимается ребенком как бы между делом, следим лишь за тем, чтобы он совсем не распустился. Но пока ваши дети не получают должной порции внимания, не рассчитывайте, что они будут идти навстречу и выполнять ваши требования. Бесполезно ждать первого шага от ребенка, ведь если цветок завял, вы же не будете ждать, пока он снова не расцветет, чтобы его полить! Попытайтесь сделать так, чтобы ребенок почувствовал себя любимым, уделяйте ему внимание, и тогда у вас будет возможность в доверительной форме обсудить с ним его поведение и т.п.

5. Выражайте свои ожидания

Мы часто обвиняем ребенка, принижаем его, подчеркивая то, что у него не так. Он же не слышит обращенных к нему слов потому, что первым делом защищается. К тому же детский мозг воспринимает эти слова, как собственное определение. Ваша задача - направить его энергию на решение задач. Выражайте свои эмоции, ожидания, а не подчеркивайте его промахи. И вместе «Ты совершенно не следишь за вещами! Ты наказание, а не ребенок!..», будет грамотнее сказать: «Я очень не люблю когда одежда разбросана. Я жду, что вещи будут лежать на своих местах».

6. Внимательность к нему

Часто мы ограничиваемся фразами: «Какая красота», «Молодец!», словно ребенок приходил к нам за оценкой. Всегда приятно, когда хвалят, но для детей важно увидеть самому свои достоинства, убедиться, что ваш интерес к его творению - подлинный. Называя детали, пересказывая, что вы увидели, вы подтверждаете ему, что ваш интерес подлинный. И главное - не восклицайте: «Как красиво!» при виде неудачного рисунка, иначе вы рискуете потерять доверие ребенка.

7. Ошибка - это урок

Плохая оценка говорит о том, что он плохо усвоил учебный материал. Напомните и ему и себе, что школа - для тех, кто учится, а не для тех, кто все знает. Ребенок нуждается в помощи и поддержке, чтобы неудача не ударила слишком больно по его самооценке. Не стоит стыдить его, он и так чувствует наказание. Попытайтесь разобраться: почему произошла ошибка, что он не усвоил и что ему стоит снова подучить.

Статья основана на работах французского психолога - Изабель Фийоза

7 месяцев ago

Часто родители и дети перестают понимать друг друга, и между ними возникают конфликты. Психический разлад и нервное расстройство — вот последствия такого непонимания. Негативный эмоциональный поток, который выливается в семье во время ссор и разногласий, негативно отражается на психике ребенка.

Родители ставят себе цель — воспитать послушного и правильного ребенка. Между тем, их основная важнейшая задача — сформировать здорового и счастливого ребенка. На эту непростую науку часто не хватает ни сил, ни энергии, особенно, если ребенок достиг подросткового возраста.

Как же найти с ребенком общий язык? Как понять мотивацию его поведения? Суть проблемы непонимания заключается в том, что родители зачастую просто не вникают в особенности и причины поведения детей. Почему так происходит?

Родительское воспитание, в основном, авторитарное. Родители считают свое мнение единственно правильным, относятся к ребенку твердо и жестко, дозируя любовь и ласку. За шалости — наказание в виде ремня или простаивания в углу, проявление детских эмоций игнорируется. В результате такого воспитания у детей формируется по отношению к родителям не любовь и уважение, а развиваются детские страхи. Личность вырастает неуверенной в собственных силах, с набором мешающих саморазвитию комплексов и различных фобий.

Следующий стиль воспитания, провоцирующий конфликтные отношения между детьми и родителями, лояльный тип воспитания. Лояльность в воспитании полезна в меру. Но нередко тонкая грань нарушается, и лояльность переходит во вседозволенность.

Многие родители прибегают к различным стилям воспитания в силу своей гиперответственности. А у ребенка в таких случаях возникает непонимание того, чего же от него требуют. И, как следствие, формируется нестабильность в отношениях с родителями.

Воспитание по типам восприятия

Чтобы определить, какой тип восприятия у ребенка, необходимо внимально наблюдать за тем, как он воспринимает информацию, каким образом запоминает и усваивает новые знания.

По мнению психологов по типу восприятия окружающей действительности все люди, в том числе и дети, принадлежат к одному из трех типов:

  • визуалисты;
  • аудиалы;
  • кинестетики.

Нужно понимать, что такие типы восприятия не существуют в чистом виде, чаще встречаются смешанные типы.

Кто же он — ребенок-визуалист? Главное для него — это увидеть и разглядеть. Такие дети, как правило, аккуратны, на столе и в тетради у них чистота и порядок. Для влияния на такой типаж необходимо прибегать к словам «посмотри», «разгляди хорошенько» и т.п. Это помогает малышу лучше и объемнее воспринимать действительность, а родителям глубже понять мотивацию его поведения.

Тихий, немного упрямый ребенок-аудиал любит получать информацию и непременно ею делиться. Таких детей довольно часто можно заметить в окружении множества слушателей. Аудиальному ребенку не нравится, когда к нему прикасаются, он не смотрит в глаза собеседнику. Информацию, которую когда-то услышал, он запомнит надолго.

В отношениях с такими детьми нужно следить за интонационной окраской своей речи, проговаривать фразы и предложения, чтобы четко донести до него информацию.

Кинестетик живет чувствами и переживаниями. Само событие не представляет для него особого интереса, важны испытанные эмоции. Это дети с богатой мимикой и активной жестикуляцией. Для кинестетиков важны тактильные ощущения. Соприкосновения в виде легкого массажа спины и стоп, обеспечение комфортности одежды — путь к гармоничному воспитанию таких малышей.

Как правильно общаться с ребенком

Часто естественному процессу коммуникации с собственным ребенком мешают какие-то факторы, по причине которых общение становится настоящим испытанием. Что делать? Как себя вести в таких случаях?

Несколько советов от специалиста помогут правильно сориентироваться в такой ситуации:

  • Увеличьте время общения с малышом. Ведь с процессом взросления ваше чадо начинает понимать, что у мамы, кроме него, есть еще и работа, она должна уделять внимание другим детям, папе. Возникает ревность. Чтобы ее нейтрализовать, маме необходимо побольше говорить со своим малышом;
  • После школы и детского сада активно интересуйтесь, как прошел день, какие были впечатления у малыша, как прошли занятия, что интересного он сегодня узнал;
  • При общении используйте правило «на равных». Уважайте личность и достоинство ребенка. Ведите спокойный диалог, поощряя малыша рассказывать о том, что его интересует;
  • Строго придерживайтесь «присутствия взрослого человека» в своем лице. Иногда родители приходят в замешательство и растерянность. Такое поведение может вызвать у малыша неуверенность в вашем авторитете. И в ситуации стресса он перестанет вам доверять;
  • Не словом, а собственным поведением. Будьте примером для своего чада. Ваши мысли, чувства, движения, поведение навсегда остаются в памяти малыша. И в схожей ситуации ребенок будет копировать ваш тип поведения;
  • Общайтесь с ребенком с определенной целью. Бесцельная беседа не даст каких-либо результатов;
  • Общение с ребенком предполагает диалог. Разговаривая с малышом, дожидайтесь ответа.

Как найти общий язык с ребенком

Общение с детьми — процесс очень интересный и веселый, если вы пытаетесь его понять. Для такой коммуникации нужно отказаться от штампов, которые в вашем арсенале накопились с раннего детства, проявлять палитру эмоций.

И ребенку позволяйте проявлять эмоции: положительные и отрицательные. Не следует говорить плачущему мальчику, что он плакса или что плачут только девчонки. Правильнее будет научить преодолевать эмоции, поняв, что вызвало ту или иную реакцию малыша.

В отношении к ребенку необходимо огромное внимание. Чем капризнее и непослушнее малыш, тем больше внимания и ласки ему необходимо. Надо отложить все дела, подойти к такому ребенку, приласкать, внимательно выслушать, придумать какую-нибудь увлекательную игру.

Не следует ставить ребенка в сравнение с другими детьми. Это ранит малыша. Он не пытается стать лучше, а воспринимает эту информацию как сигнал о том, что родители его не любят.

Нельзя ругать детей, лучше поощрять их выполнять самостоятельные действия: поливать цветы, помогать в быту. Позвольте им ошибаться, получать маленькие жизненные уроки.

Как найти общий язык с сыном-подростком

Воспитание подростка находится в непосредственной зависимости от уровня взаимоотношений между родителями. В этот трудный период жизни ребенка, наряду с физиологическими и психологическими изменениями отношения между родителями и их общение с ребенком играет решающую роль в воспитании и поддержании нормальных гармоничных отношений в семье.

Как выстроить верную линию общения с сыном-подростком? Несколько советов:

  • Недопустимо применять по отношению к сыну-подростку стиль общения, который был до переходного возраста. Ласковые прозвища, шутки остались в прошлом. Ваш сын желает, чтобы с ним разговаривали, как со взрослым человеком;
  • Ограничьте прямые вопросы и чрезмерную открытость. Это может вызвать в нем скрытность. В этом возрасте дети ставят некую грань, за которую прячут собственные переживания и чувства;
  • В вопросах отношений к противоположному полу необходимо проявить максимальный такт и деликатность, поскольку подросток не спешит делиться с вами своими чувствами, рассказывать о первой влюбленности или разочаровании. Ваша миссия — не утерять доверительных связей со своим сыном, тонко и ненавязчиво поговорить с ним, попытаться помочь мудрым советом;
  • Будьте инициатором диалога, не ждите от подростка первого шага;
  • Проблемы вашего сына должны быть важны для вас. Дайте ему понять, насколько интересует вас его жизнь, мнение. В любом случае и при любых обстоятельствах будьте на его стороне;
  • Грубость и несдержанность этого возраста — не есть повод думать, что сын вас не ценит. Он более, чем когда-либо, нуждается в вашей поддержке, просто иногда сам этого не понимает;
  • Чуткость и мудрость — верные помощники родителей подростка-сына. Рассказывайте ему о своих победах и неудачах, делитесь жизненным опытом, обсуждайте с ним способы выхода из неприятных ситуаций, позволяйте ошибаться и помогайте исправлять ошибки;
  • Кажущееся возмутительное и неадекватное, на ваш взгляд, поведение сына — не повод для того, чтобы вы разочаровались в нем и отказались от общения. Наоборот, ваша выдержка и терпение должны помочь бороться за отношения и стать сыну верным товарищем.

Как наладить отношения с дочерью-подростком

Что случилось с вашей послушной дочерью, которая только вчера прислушивалась к вашему мнению и ценила ваше отношение? Сегодня она утверждает, что все знает и понимает сама. Что делать? Как выстраивать отношения?

Чтобы обеспечить гармоничный союз с дочерью-подростком, попытайтесь следовать следующим правилам:

  • Дочь выросла. Относитесь к ней как к взрослому человеку. Она в состоянии нести ответственность за свои поступки. Позволяйте самой решать, с кем дружить, чем заниматься. У нее появились новые потребности и желания, вам стоит поддерживать ее и мягко «сопровождать», пусть она набирает жизненный опыт методом проб и ошибок;
  • Откажитесь от привычки критиковать свою дочь. Выслушайте, найдите здравое зерно, посоветуйте, будьте наставником и другом;
  • Не отталкивайте. В любом случае девочке нужна ваша поддержка и понимание. Способность выслушать во многих семьях положительно решает все возникшие проблемы;
  • Не навязывайте свое мнение. Мнение вашей дочери отличается от родительского. Позвольте ей самой решать, что будет лучше для ее будущего, поддерживайте ее способность самостоятельного выбора;
  • Поощряйте совместную деятельность. Помощь в быту, поход по магазинам, в кино, поездка на дачу и т.д. Совместные дела позволяют лучше узнать мысли и чувства друг друга, а это все более сближает детей и родителей.
  • Спрашивайте совета у своей дочери. Так она почувствует себя важной частью семьи, поймет, насколько она значима для своих родителей.

Что делать с трудным подростком

Несговорчивость, вспыльчивость, обидчивость, нередко озлобленность — эти проявления в характере подростка позволяют назвать возрат «трудным». Действительно, с такими подростками сложно найти общий язык, понять, чего же они хотят, к чему стремятся. Как быть в такой ситуации?

  • Понять, что это природа, и не ваша вина в том, что подросток ведет себя таким образом;
  • Уважать его стремление к самостоятельности и спокойно к этому относиться;
  • Давать свободное пространство для действий, чтобы сохранить хорошие отношения с ребенком;
  • Постепенно вовлекать подростка во многие сферы жизни и давать возможность его собственного контроля над ними;
  • Четко разграничивать психологические территории: ваши и вашего ребенка;
  • Обеспечить хорошее окружение, не навязывая свое мнение, но объясняя и приводя разумные доводы и примеры;
  • Понимать, что этот этап скоро пройдет и поэтому проявлять максимальную выдержку и терпение, помогая своему ребенку в сложном жизненном периоде.

Родительская мудрость, терпение, доверие и любовь способны помочь в преодолении любых этапов жизни ребенка, поддерживая его в трудные минуты, выстраивать стратегию жизни, способствовать реализации умений и талантов и достижению высоких результатов и желанных целей.

Конфликты с ребенком неизбежно возникают в любой семье. Психологи говорят, что самые частые причины таких конфликтов - нарушение границ ребенка, которые он начинает осознавать примерно с 3 лет. Малыш активно сопротивляется указаниям родителей. Такое отстаивание независимости может продолжаться и в 3, и в 7, и в 9 лет, принимая при этом разные формы. Как находить с ребенком общий язык?

Критику никто не любит. Вспомните свои ощущения при жесткой критике или запретах. Тогда вы почувствуете, какая волна возмущения поднимается в ребенке.

Раздражение и обида, которые испытывает малыш, мешают ему пойти на контакт, а тем более сделать то, что от него хотят. Учитесь смягчать, хоть иногда это очень сложно. Критика плюс похвала - и вот результат уже совершенно другой!

2. Предлагаем выбор

Соблюдать режим или выполнять домашние обязанности, конечно, надо. И нередко сопротивление вызывает не сам факт, что это нужно сделать, а безапелляционный тон. Предложите выбор, только не слишком обширный: делайте скидку на возраст.

Возможность выбрать и принять решение очень повышает самооценку, а у вас в руках все же остается контроль за поведением малыша.

3. Не отвлекаем от важных дел

Такое простое правило родителям часто оказывается сложно выполнить. Просто потому, что большинство дел ребенка кажутся нам неважными. Собираешь Lego? Ну и что, ведь это просто игра, а маме нужно поговорить с тобой прямо сейчас.

Разговариваешь с подругой? Все равно болтаете о ерунде, а бабушка хочет показать тебе, как печь блины.

Не нужно обесценивать действия ребенка и считать свои намного важнее. Уважайте его личное пространство. Представьте, как бы на его месте отреагировал взрослый?

А вот спросить малыша, может ли он отложить дело, - отличное решение.

4. Умеем отступить от правил

Когда взрослый играет с ребенком, часто в его сознании уже давно «сложены» все правила игр. Заставляя малыша выполнять правила, мы думаем, что это хороший воспитательный момент, ведь во взрослой жизни есть много «надо», с которыми необходимо смириться.

А как же креатив, инициатива, фантазия? Взрослому они пригодятся намного больше скучных рамок. Позвольте ребенку придумать свои правила, назовите игру по-другому. Вдруг новая игра окажется намного веселее и ярче привычной? А если нет - это прекрасная иллюстрация к тому, что новое не обязательно бывает лучше, но пробовать все-таки стоит.

5. Не навязываем помощь

Какое тут может быть терпение, когда ребенок так долго копается или ошибается? Хочется просто взять и сделать вместо него!

«Включайте дзен» и не навязывайте свою помощь без крайней необходимости. Хотите, чтобы малыш рос самостоятельным? Имейте терпение не помогать, пока он не попросит. «Дай я сделаю вместо тебя!» не приносит ничего хорошего и убивает инициативу. Позвольте ему совершать свои ошибки.

Когда с тобой советуются - это очень приятно, это значит, что твоим мнением дорожат. Просьбы о совете особенно эффективны с младшими школьниками: в этом возрасте они жаждут принимать на себя больше ответственности.

Задавайте прямые вопросы, помогайте принимать решения, это позволит малышу чувствовать себя серьезным человеком, а вы покажете ему, что между близкими людьми очень важно доверие.

7. Переживаем не за ребенка, а вместе с ним

Когда ребенок рассказывает о своих проблемах, нам жаль его и хочется тут же буквально вложить ему в голову все правильные действия. «Я же говорила!» - вырывается против воли. Мама начинает нервничать, переживать, эмоционально давать советы и раздавать оценки - все это может только оттолкнуть ребенка.

Не заходите с позиции «сверху вниз», но и не обесценивайте переживания ребенка. Будьте рядом. Хочет плакать? Пусть поплачет. Дайте малышу понять, что его чувства важны, спокойно проговорите ситуацию и то, как можно из нее выйти.

8. Обсуждаем гипотетические ситуации

Обсуждение гипотетических ситуаций о другом ребенке и родителях или обсуждение фильмов и книг - довольно действенный прием, если вы хотите, чтобы ребенок что-то осознал. Но залог успеха - это спокойная обстановка и желание ребенка что-либо обсуждать.

«Ваня стал часто драться. Как ты думаешь, почему он дерется? А родители могут ему помочь?»

Важный момент: при обсуждении воображаемых ситуаций не нужно возвращать ребенка в «реальность» вопросами типа «А тебе знакома такая ситуация?» Не думайте, что ребенок не поймет вашей уловки. Если ситуация ему близка, он задумается о ней и без вашей наводки, а также услышит все, что вы хотите до него донести.

Перевод же ситуации на ребенка разрушит всю «магию».

9. Не забываем о чувстве юмора

Кто научит ребенка, что юмор помогает справляться со сложными ситуациями и разряжать обстановку, кроме родителей?

Веселые пародии, говорящие игрушки и предметы, умение просто посмеяться вместе за просмотром мультфильма - все это очень важно для хорошей атмосферы в семье. Показывая свои актерские способности и фантазию, вы учите этому ребенка. К тому же многие дела решаются быстрее не с помощью требований, а с помощью юмора.

Но будьте осторожны - дети очень остро реагируют на сарказм и злое подшучивание.

Близки ли вам эти советы психологов? Какие приемы вы используете в общении с ребенком?

Сможете ли вынайти общий язык с ребенком , зависит только от вас. Дети всегда идут нам навстречу, нужно только позвать как следует. Воспитайте себя - и не придется воспитывать ребенка.

Меня в детстве воспитывали жестко и даже жестоко. Ремень, подзатыльник и угол были моими приятелями. К счастью, я смогла преодолеть большую часть последствий: неуверенность, нелюбовь к себе, стремление всем нравиться, ощущение собственной ненужности. Как часто бывает в подобных случаях, я решила, что уж своих-то детей я не буду так воспитывать.

Но одно дело - решить, а другое сделать. Потому что в каждой конкретной ситуации у меня «включается» шаблон поведения, полученный в детстве от родителей. Для того, чтобы поступать не так, как поступали со мной, приходится затрачивать море энергии, на преодоление существующих шаблонов и создание новых. Сил не всегда хватает. Требуется многократное повторение, чтобы создать новую автоматическую реакцию. Было бы легче, если бы можно было кого-то из окружения взять за образец того, «как должен вести себя уверенный, любящий, добрый родитель». К сожалению, вокруг меня таких людей очень мало. Их вообще в нашей системе мало. Потому что большинство из нас воспитаны либо с применением силы, либо с помощью манипуляций. Находить общий язык сложно, проще заставить или вынудить ребенка. Все, что мы увидели в детстве, начинает проявляться (даже помимо нашей воли) во взрослом возрасте. Причем реакции, скопированные у родителей, проявляются автоматически, и нужно прилагать усилия, чтобы их отслеживать и тем более, прерывать.

Поэтому мамы моего поколения, в основном мечутся между двумя крайностями: или ор, шлепки, наказания или вседозволенность, следование за желаниями ребенка, игнорирование своих потребностей. Нередко в одной семье эти крайности чередуются. Мама знает, что кричать и обижать ребенка нехорошо. Ей многое не нравится, но она терпит, терпит, терпит (ведь хочется быт ь хорошей мамой, мы – поколение гиперответственных). Потом чаша терпения переполняется, и вся злость изливается на ребенка. Я заметила, что если один раз повышаю голос на сына или на дочку, то как будто какую-то грань перехожу: желание отругать появляется чаще и становится сильнее.

Я боролась с этим довольно долго и не очень успешно, несмотря на то, что я неглупая, хорошо умею чувствовать и понимать детей, изучала детскую психологию, прочитала очень много литературы о воспитании, разобралась со многими своими «тараканами» в голове. Боролась, пока не увидела на практике очень четко: чем реже я ругаю детей, тем спокойнее они себя ведут .

Достаточно было просто несколько раз отнестись спокойно к выходкам сына, чтобы он перестал делать что-то назло мне. В моменты, когда он начинал дерзить, игнорировать просьбы и т.п., я просто себе повторяла несколько раз, что он сейчас очень сильно нуждается в моей любви, и когда я начинала ощущать спокойствие, то подходила к нему, и обнимала его. Он, чувствуя мое спокойствие, тоже успокаивался и начинал меня слышать. (**** это прям про меня с дочкой, действует - безотказно****)

Если ребенок видит, что мама его принимает любым, независимо от его поведения, то у него нет нужды как-то не так себя вести. Все-все-все «плохие поступки» делаются с одной целью – убедиться, что мама любит и принимает. Иногда еще, чтобы убедиться, что мама и папа - главные.

Недавно размышляла на тему различий между лояльным и авторитарным стилями семейного воспитания .

В авторитарном стиле воспитывали большинство из нас. Он предполагает беспрекословное подчинение: ребенок должен выполнять то, что сказали. А если не делает – получает наказание. Стиль базируется вроде бы на уважении к родителям, а на самом деле – на страхе. Детский мир существует отдельно от взрослого. При этом родитель не может проявлять слабость, ведь он – Авторитет! Дети не должны слушать взрослых разговоров, они вообще еще не люди в полном смысле, поэтому и отношение к ним соответствующее. Проявление эмоций – под запретом (любовь - «телячьи нежности», гнев, злость - «отбился от рук, слишком много себе позволяет», грусть – «как не стыдно плакать, такой большой», «ну ты же мальчик!»). У всех это было в тех или иных комбинациях. А еще «угол» и ремень (для чего? зачем? чтобы унизить?).

Лояльный стиль предполагает, что мнение ребенка как минимум выслушивается и принимается во внимание. У него есть право сердиться, расстраиваться, радоваться, любить. Отношения строятся на доверии и на делегировании, поэтому требуют от родителей много мудрости и терпения. Развитие происходит по природе, следуя природным способностям и интересам ребенка. Здесь нет равенства между родителями и детьми, но дает ребенку возможность свободно чувствовать, выражать эмоции, и СОТРУДНИЧАТЬ с родителями. Равенства быть не может, пока у ребенка не созрело критическое мышление. Зато должна быть постепенная передача ребенку ответственности за его собственную жизнь.

В последнее время у меня стало получаться придерживаться лояльного стиля. Хотя срывы бывают, но их все меньше. И чем дальше, тем больше меня радуют результаты. С сыном договариваться стало в разы легче.

ЧТО Я ДЕЛАЮ:

1. Не запрещаю ему проявлять эмоции. В эти моменты помогает активное слушание, только упрощенное до примитива. В методе главное, чтобы ребенок знал: его понимают и его ощущения нормальны. Я полуутвердительно спрашиваю его о том, что он чувствует. Например, так: «Тебе обидно» «Что именно тебя обидело» «Чего бы ты хотел?»
Потом предлагаю ему какой-либо компромисс, или он предлагает.

2. Как только я вижу, что он вредничает, шумит больше обычного, капризит – сразу даю ему дополнительную порцию ласки: мы возимся, смеемся, или просто целуемся-обнимаемся. Так он добирает необходимого внимания и получает уверенность, что я принимаю и люблю его независимо ни от чего. Иногда я перевожу разговор в шутливую плоскость, тогда ему становится легче обсуждать проблему.

3. Не ругаю его. Потому что ни одна вещь или дело на свете не является столь же ценной, как он. Для любого ребенка видеть маму расстроенной – уже наказание. Только не надо изображать расстройство – это ложь, манипуляция.

4. Больше позволяю и меньше запрещаю . Заметила, что часто говорю «нет!» автоматически, потому что лень подумать или не хочется отвлекаться. Запретить легче. Правда, потом приходится расхлебывать последствия – нереализованная энергия все равно найдет выход.

5. Я наконец-то смирилась с тем, что до 7 лет мой ребенок останется нытиком . Это нормальный способ существования для них. Идет освоение сферы эмоций, ребенок пробует разные способы воздействия на окружающих. В основном этот навык отрабатывается на родителях. :) Если он ноет, то это совсем не плохо; не надо с этим слишком усердно бороться и нет смысла злиться. Особенно это касается мальчиков. К школе все придет в норму, не стоит бояться, что вырастет хлюпик.

У них в этом возрасте повышенная эмоциональность и чувствительность. Не надо ее недооценивать. Мне стало намного легче общаться с сыном, когда я поняла: это не я грубая, это он – чувствительный, значит нужно просто добавить ласки. До этого постоянно чувствовала себя виноватой, что не могу всегда быть мягкой.

Как быть ласковой мамой и одновременно осуществлять родительскую функцию контроля? На 100% уйти от конфликтов невозможно. Но можно договариваться. Можно чаще уступать, давать понять ребенку, что его желания важны, что он имеет право на мнение. Просто у папы с мамой пока что больше опыта и знаний, и они более взвешенно принимают решения. Если я заставляю ребенка уступать, то и сама должна быть готова к уступкам.

6. Даю ему возможность совершать ошибки . Даже тогда, когда я заведомо знаю, что сделаю дело лучше и быстрее, разрешаю ему сделать это самому. Когда не получается, разбираем, почему; а когда получилось – у него растет самооценка, и он с гордостью говорит: «Ведь я – мужчина!».

Один полезный совет, который я когда-то получила и который меня выручает: нужно сосредоточить усилия на том, чего хочешь достичь, а не на том, от чего хочешь избавиться.

Желаю вам мира в семье и взаимопонимания. Любовь спасет мир:)
Поделитесь, какие способы есть у Вас для сохранения мира в семье?

mob_info