Правила поведения в театре: культура и нормы этикета. Правила поведения в театре для детей Какие правила надо соблюдать в театре

Так сложилось, что театральный этикет во многом повторяет этикет официальных торжеств и приёмов, поэтому у него есть много условностей и ограничений. АиФ.ru напоминает основные принципы поведения в театре.

1. Отправляясь в театр, позаботьтесь о своём гардеробе. В XXI веке женщинам уже не нужно надевать на спектакль вечернее платье, а мужчинам смокинг, если этого не требует специальный дресс-код. Однако приходить в театр рекомендуется одетыми более празднично, чем обычно. Мужчины могут надеть тёмный костюм, светлую рубашку и галстук, а женщины преобразить свой наряд, дополнив его аксессуарами. Однако не следует усердствовать — лучше одеться скромнее, чем выглядеть нелепо.

Дамам следует запомнить, что освежать непосредственно перед спектаклем свои духи — дурной тон. Туалетной водой, пусть даже самой дорогой, нужно пользоваться в меру. В зале смешаются десятки ароматов, которые у некоторых зрителей могут вызвать головокружение или даже аллергическую реакцию.

2. Правила хорошего тона разрешают женщине приглашать спутника в театр, но в любом случае билеты контролёру должен предъявлять мужчина. Он же при входе в театр открывает перед женщиной дверь.

По правилам этикета на спектакль нужно приходить заблаговременно. Двадцати минут будет вполне достаточно, чтобы без спешки сдать верхнюю одежду в гардероб и приобрести программку, которая ознакомит вас с составом исполнителей.

3. Как известно, театр начинается с вешалки. В гардеробе мужчина должен помочь спутнице снять пальто и только потом раздеться сам. Сдав верхнюю одежду, номерки мужчина оставляет у себя, причём не носит их на пальце, как кольцо, а сразу кладёт в карман.

Помните, что разглядывать себя в зеркалах, прогуливаясь по фойе театра в антракте и перед представлением — бестактно. Если нужно что-то поправить, приведите себя в порядок в туалетной комнате.

4. В зрительный зал мужчина входит первым, он же показывает даме дорогу к месту, если этого не делает служащий театра.

К своему месту следует проходить лицом к сидящим и просить извинения за беспокойство тихим голосом или кивком головы (если проход между рядами достаточно широк, то сидящему вставать не обязательно; если же проход узкий, то надо встать и пропустить проходящего). Первым между рядами всегда проходит мужчина, а за ним идёт его спутница. Дойдя до своих кресел, мужчина останавливается возле них и ждёт, когда сядет дама, а потом уже садится сам.

5. Занимайте свои места в зале не позже третьего звонка. Если они в середине ряда, то следует сесть на них заранее, чтобы потом не беспокоить уже сидящих по краям от вас. Если же ваши места расположены не в середине ряда, то можете позволить себе немного задержаться, чтобы потом не вставать много раз, пропуская сидящих в середине зрителей.

6. Если вы обнаружили, что ваши места заняты — предъявите сидящим на них свои билеты и вежливо попросите их освободить. Если же произошла ошибка и на одно место было выписано сразу несколько билетов, то обратитесь к служащим театра, они обязаны решить возникшую проблему.

Помните, что занимать чужие места неприлично. Во-первых, вы доставляете беспокойство тем людям, которым придётся доказывать, что это их места. А, во-вторых, вам самим будет неловко, когда на глазах у всего зала вас будут «прогонять».

7. Опаздывать в театр неприлично (только в ложу можно входить после того, как в зале погасили свет). В остальных случаях служащие театра имеют право не пустить вас в зал до антракта. Но если вам позволили войти, то сделайте это как можно тише и садитесь на первое свободное место. Пробираться на свои места в середине действия недопустимо — в антракте вы сможете занять те, которые указаны в билете.

8. Заняв места в зрительном зале, не следует класть руки на оба подлокотника — это может причинить неудобство вашему соседу. Не стоит сидеть очень близко, прильнув друг к другу, так как сидящие сзади могут не увидеть за вами сцену.

Закидывать ногу на ногу, широко расставлять ноги, сидеть на краю стула, опираться на спинку переднего кресла и упираться в него ногами тоже неприлично.

9 . Даже если вам кажется, что в зрительном зале стало душно, не используйте программку в качестве веера. И помните, что нельзя рассматривать в театральный бинокль людей в зале. Он предназначен исключительно для того, чтобы наблюдать за действием на сцене.

10. Главное правило в театре — соблюдение полной тишины. Перед началом спектакля отключите мобильные телефоны, они мешают не только зрителям, но и артистам. Не обсуждайте во время действия игру актёров, а также неуместное поведение других зрителей. Допустимо сделать тихим голосом замечание зрителям, которые нарушают порядок, но помните, что это обязанность служащих театра.

Если вы простужены, то лучше пропустите зрелище: ничто так не мешает публике и артистам, как кашель и чиханье в зале. И, конечно же, во время спектакля недопустимо есть, шуршать сумками, пакетами, постукивать ногами.

11. Во время антракта можно остаться сидеть в зале, посетить буфет или прогуляться по фойе. Здесь соблюдаются те же правила поведения, что и на улице. Встретив знакомых, можно обменяться впечатлениями, но негромко. Если женщина хочет остаться во время антракта на месте, спутник остаётся с ней. А если ему необходимо выйти, он, извинившись, ненадолго покидает её.

12. Уход из зала во время действия — явный показатель низкой культуры зрителя. Даже если вы разочарованы спектаклем, дождитесь антракта и только тогда покиньте театр. Безусловно, недопустимо засыпать во время спектакля, даже если у вас выдался тяжелый день, а постановка оказалась скучной.

Показывать чрезмерное удовольствие от происходящего на сцене во время действия также считается дурным тоном. Аплодисменты должны быть органичными: отдельные хлопки, прозвучавшие в полной тишине, могут сбивать актёров. Но после окончания спектакля можете не скрывать своих положительных эмоций. Аплодисменты — выражение признательности зрителей, а вот свист, крики, топанье ногами в театре недопустимы.

13. Если вы хотите подарить цветы особенно понравившемуся вам актёру, то сделайте это в самом конце спектакля, при этом не поднимаясь на сцену. Дождитесь финальных поклонов, когда все участники представления выстроятся на авансцене, и вручите цветы, стоя в проходе между сценой и первым рядом партера. Также можно передать букет артисту через служащего театра.

14. По окончании спектакля сразу не бегите в гардероб, чтобы получить свою одежду. Артисты выходят на поклон зачастую не один раз, поэтому дождитесь, когда закроется занавес. Только после этого вы можете неспешно покинуть зрительный зал.

Если в силу каких-либо обстоятельств зрителю нужно раньше уйти из театра, то по негласным правилам последний акт он смотрит на балконе, затем, никого не потревожив, уходит.

15. Чтобы не тратить время на стояние в очереди гардероба, можно переждать, прогулявшись в фойе, и обсудить увиденное представление.

В гардеробе мужчина сначала сам должен надеть пальто или плащ, а затем подать верхнюю одежду своей спутнице.

Если вы собрались в театр, то, прежде всего, подумайте об одежде. Одежда, предназначенная для похода в театр, должна отличаться от повседневной, а, кроме того, если вы собираетесь в театр с мужчиной, то желательно заранее согласовать форму одежды, чтобы гармонично дополнять друг друга.

Перед тем как отправиться в театр, не следует употреблять чеснок: этот запах неистребим. Вообще, сильных запахов следует избегать, потому что резкий и сильный запах даже очень дорогих и хороших, с вашей точки зрения, духов может вызвать у соседей в лучшем случае головокружение, а в худшем - приступ у соседа-астматика. А представьте, что будет, если в замкнутом пространстве зала смешаются десятки ароматов? Поэтому духами нужно пользоваться в меру.

В будний день, если вы знаете, что вам не представится возможность съездить домой и переодеться перед спектаклем, на работу следует отправляться чуть более празднично одетыми. Женщины могут преобразить свой деловой костюм и сделать его более нарядным, дополнив всевозможными аксессуарами. Мужчинам достаточно надеть темный костюм, светлую рубашку и галстук.

Особенно нарядной должна быть одежда, если вы идете на вечерний спектакль по особому приглашению. В таком случае дамам положено надевать вечерние туалеты, а кавалерам - смокинги.

В театр нужно приходить заранее, чтобы успеть раздеться, сдать верхнюю одежду в гардероб, окинуть себя взглядом у зеркала или, если требуется что-то поправить, привести себя в порядок в туалетной комнате.

Правила хорошего тона разрешают женщине приглашать мужчину в театр, но в любом случае билеты и номерки всегда должны быть у мужчины.

Первой в театр входит женщина, причем мужчина открывает перед ней дверь. Мужчина (или приглашающий, если в театр идет целая компания) держит билеты в руке с тем, чтобы предъявить их контролеру, и пропускает приглашенных в фойе перед собой.

Войдя в фойе, мужчины снимают головные уборы, а при выходе надевают их только в дверях. В гардеробе мужчина помогает спутнице снять пальто, плащ, и только потом раздевается сам. Сдав верхнюю одежду в гардероб, номерки мужчина оставляет у себя. Номерок кладет в карман, чтобы не уронить его и не потерять.

Мужчинам не следует разглядывать свою спутницу в тот момент, когда она приводит себя в порядок перед зеркалом. Дамам перед спектаклем не следует освежать свои духи. Бестактно разглядывать себя в зеркалах, прогуливаясь по фойе театра во время антракта, а также заниматься своим туалетом в зрительном зале.

Предлагать даме сладости и прохладительные напитки входит в обязанности кавалера. Однако едят и пьют в буфете, а не в фойе.

Также перед спектаклем мужчина должен купить даме программу. При этом не нужно уточнять, нужна она ей или нет. И программа, и бинокль у каждого должны быть свои, чтобы не мешать соседу, одалживая все это у него.

В партере, амфитеатре, бельэтаже нужно занимать свои места не, позже третьего звонка. Если ваши места в середине ряда, то нужно сесть заранее, чтобы потом не беспокоить уже сидящих с края. Если ваши места расположены с края, то, можно чуть-чуть задержаться, чтобы потом не вставать много раз, пропуская сидящих в середине.

В зрительный зал мужчина входит первым. Показав билеты капельдинеру, он пропускает женщину, которая идет к своему месту первой. Если же служащий театра не провожает зрителей к местам, кавалер идет чуть впереди, показывая дорогу. К своему месту нужно проходить лицом к сидящим и просить извинения за беспокойство. Но так принято только в европейских странах, в американских театрах принято проходить вдоль ряда лицом к сцене.

Если проход между рядами достаточно широк, то сидящему вставать не обязательно. Если же проход узкий, вежливость предписывает встать и пропустить проходящего.

Мужчина помогает сесть даме, опуская сиденье кресла, затем садится сам. Усаживаясь, дама может лишь слегка придержать свое платье. Поднимать его, заворачивать недопустимо, поэтому разумнее надевать в театр туалеты из немнущихся тканей.

Если в театр пришли две пары, то первым по ряду идет мужчина, за ним - женщины, замыкает шествие второй мужчина. Так и садятся: женщины посередине, мужчины - по краям, причем обычно женщины рассаживаются так, чтобы не сидеть рядом со своими спутниками.

Если театр посещает более многочисленное общество, то первым между рядами проходит мужчина, а за ним - женщины и мужчины через одного, последним проходит также мужчина. Таким образом, женщины не рискуют оказаться рядом с незнакомыми людьми. Если вы пригласили друзей в театр, то о порядке рассадки можно договориться заранее. На боковые места, расположенные рядом с проходом, садится мужчина.

В европейских театрах принято, чтобы дама располагалась справа от кавалера. Но если место дамы оказывается у прохода и ее могут задеть или толкнуть, если с ее места хуже видна сцена, если перед дамой широкая спина или пышная прическа другого зрителя, - кавалер обязан предложить даме свое, более удобное место. Право дамы выбирать: принять его любезное предложение или, поблагодарив, вежливо отказаться. И. в том, и в другом случае она не нарушает правил приличия.

Опаздывать в театр неприлично. В ложу можно входить, когда гаснет свет. В ложах передние места предоставляются дамам. Мужчина никогда не должен допускать, чтобы дама, даже незнакомая, сидела в ложе позади него. Если дамы входят в ложу, где мужчина занимает переднее место, он должен предложить свое место одной из них.

В случае отказа со стороны женщины, он должен настоятельно просить ее об этом. Если она отвечает отказом вторично, то настаивать больше не следует. Если же дама приняла это любезное предложение, то она должна расположиться так, чтобы дать возможность сидящим во втором ряду мужчинам видеть сцену.

Женщина, если ее туалет дополняет шляпа, должна спросить сидящих сзади, не мешает ли им ее головной убор. Если в ответ услышит: «Да, немного», головной убор следует снять. Если она забыла спросить об этом, вполне допустимо сидящему за ней зрителю вежливо попросить снять шляпу. Такую просьбу выполнять нужно безоговорочно. Когда женщина снимает головной убор, сидящий позади благодарит. Еще больше неудобств доставляют иногда дамские прически - бывает, из-за них не видно сцены. Поэтому, собираясь в театр, женщине нужно и учитывать этот момент.

На чужое место не принято садиться, так как, во-первых, вы доставляете беспокойство тем людям, которые вынуждены будут выяснять с вами отношения, во-вторых, вам самим будет неловко, когда вас, на глазах всего зала, будут «прогонять».

Если же вы сами обнаружили, что ваши места заняты - предъявите свои билеты и учтиво попросите освободить ваши места. Если же произошла ошибка и на одно место были выписаны два билета, то обращаются к капельдинеру или другому служащему театра, который обязан решить эту проблему.

Если вы встретили в театре знакомого и захотели сесть вместе, можно предложить своему ближайшему соседу поменяться местами, но только на равноценное или лучшее место. Если ваши места менее выгодные, обращаться с такой просьбой нельзя.

Увидев издали знакомого, неприлично привлекать его внимание размахиванием рук и криками. Принято обмениваться поклонами. Рукопожатием не обмениваются, чтобы не беспокоить зрителей. Разговоров и выкриков при этом также не допускается. Все делают в полтона и не через головы сидящих. Если к даме подходит знакомый - она не обязана знакомить его со спутником. Мужчины просто обмениваются поклонами.

Если знакомый подходит к мужчине, то он должен встать. Обмен приветствиями не обязывает представлять гостя своей спутнице. При более длительной беседе учтивость обязывает это сделать.

Не принято входить в зрительный зал до окончания первого акта. В Европе после первого акта в партер не пускают. Если вы все-таки вошли, то можно сесть только на крайние места, если они свободны. Можно просто стоять у входа до конца акта, если при этом вы никому не мешаете. Пробираться на свои места в середине действия недопустимо.

Служащие театра в этом случае обычно отправляют опоздавших на балкон, где сесть можно только на свободные крайние места. Если в числе опоздавших есть дама, мужчине, сидящему недалеко от входа, следует уступить женщине свое место, но только, если это не потревожит окружающих.

Во время действия нельзя мешать окружающим, громко разговаривать. Нельзя высказывать свои замечания вслух во время действия, ни к кому конкретно не обращаясь. Смех, аплодисменты уместны, как реакция на смешные реплики или ситуации в комедийных спектаклях.

Недопустимо подпевать исполнителям или оркестру, отбивать такт ногами, барабанить пальцами или дирижировать. Не принято во время спектакля вслух обсуждать недостатки чужого поведения. Если кто - то мешает вам своими разговорами или действиями, можно попросить вести себя потише. Делать замечания или отчитывать - не стоит.

Сидеть в театре принято прямо, спокойно и не менять позу каждые пять минут, так как те, кто сидят за вами, вынуждены будут также менять свое положение, чтобы видеть происходящее на сцене.

В театре принято полностью садиться на сиденье, чтобы спина касалась спинки кресла. Укладываться в кресле, как в шезлонге, полулежа, по меньшей мере, некрасиво. Не следует класть руки на оба подлокотника кресла: ваш сосед тоже захочет облокотиться. Нельзя опираться на спинку переднего кресла и упираться в него ногами. Не рекомендуется закидывать ногу на ногу (можете задеть и испачкать соседа), сидеть, широко раздвинув ноги.

Не разглядывайте в бинокль других зрителей. Не кладите вещи (сумки, программки, бинокли) на барьер балкона, они могут упасть на сидящих в партере. Не используйте программки вместо веера. В ходе представления неприлично щелкать замком сумки, разворачивать обертку конфет и т. д.

Неприлично во время спектакля постоянно спрашивать у соседа фамилии актеров, находящихся на сцене, или просить программу. Звонки во время спектакля отвлекают от представления не только зрителей, но и актеров. Отключите сотовый телефон!

Обмен впечатлениями об исполнении номеров концерта отложите до антракта или до аплодисментов, во время которых вы сможете в нескольких словах обменяться мнениями с собеседниками. Даже если спектакль неудачен, громкие негативные суждения на этот счет - дурной тон.

Недопустимо покидать зрительный зал во время спектакля. Уйти можно во время антракта. Свое мнение о чьем-либо туалете, о выдающейся особе, присутствующей в театре, об артистах также принято высказывать в антракте приглушенным тоном.

В антракте можно выйти в вестибюль. Курят в специально отведенных для этого местах. Если дама хочет остаться во время антракта на месте, кавалер остается с ней. Если ему необходимо выйти, он, извинившись, ненадолго покидает ее.

Если женщина не выражает твердого намерения просидеть весь перерыв, то мужчина должен предложить ей прогуляться. Можно прогуляться по фойе. Здесь соблюдаются те же правила приветствий, что и на улице. Встретив знакомых, можно обменяться впечатлениями, но негромко.

Разглядывать людей, прогуливающихся по фойе, бестактно. Можно навестить своих друзей, сидящих в других ложах. Можно отправиться в буфет. Если кавалер с дамой, он обязан сопровождать ее туда и заботиться о ней.

Награда актерам - аплодисменты зрителей, поэтому если вам нравится - не скрывайте своих эмоций. Аплодисменты - выражение признательности зрителей за доставленное удовольствие. Свист, крики, топанье ногами недопустимы в театре.

Аплодировать принято:

После поднятия занавеса

Перед началом оперы или балета

При появлении дирижера за пультом

При выходе на сцену известного актера или певца

После некоторых известных реплик, больших монологов в классических пьесах

После трудных арий или блестящего исполнения сложных

Мест в опере или балете

После окончания каждого акта, всей пьесы, каждого концертного номера

В начале исполнения, если исполнитель начинает петь (танцевать) по просьбе зрителей

На симфонических концертах аплодируют не после каждой части, а после исполнения всего многочастного произведения (если вы не уверены, что это конец, не спешите хлопать, следите за дирижером: когда он поворачивается лицом к залу и начинает раскланиваться, тогда и наступает момент для аплодисментов)

В театре сатиры, комедии - после особенно удачной шутки, остроумной реплики или замечания

В цирке - после захватывающего дух выступления артиста, перед его выходом на манеж и после окончания номера

На концерте солиста при исполнении целого цикла песен - после каждой песни, а на концерте джазового оркестра - после понравившегося сольного выступления, независимо от того, продолжает играть оркестр или нет.

Если спектакль оставил вас равнодушным, просто поблагодарите артистов за работу аплодисментами. Если спектакль понравился - восторг можно выразить долгими аплодисментами и вызовом артистов на сцену. Если исполнение особенно понравилось, можно попросить артиста исполнить «на бис» то или иное произведение. Делается это при помощи длительных аплодисментов, выкриков: «Браво!», «Бис!».

«Бис!» кричат только после тех спектаклей, где можно повторить арию или танец. В драматическом театре вряд ли уместно просить актера сыграть понравившийся вам отрывок из пьесы.

Один из способов выразить восхищение мастерством актера - преподнести цветы по окончании спектакля. В такой букет, как правило, вкладывается открытка с поздравлениями или визитка дарящего. Букет отдается работнику театра, который, согласно пожеланиям, либо вручает букет на сцене, либо ставит его в гримерной артиста. Посылать анонимные букеты всегда считается неприличным.

Не следует торопиться в гардероб до тех пор, пока не закончилось действие, и актеры не вышли поклониться. Обязательно поблагодарите актеров за их искусство и дождитесь, когда закроется занавес. Только после этого вы можете спокойно отправиться в гардероб. Чтобы не тратить время на стояние в очереди, можно переждать толчею в фойе, обсуждая увиденное. Если в силу каких-либо обстоятельств нужно раньше уйти из театра, то последний акт смотрят на балконе, затем, никого не потревожив, уходят.

После спектакля кавалер обязан проводить даму домой. Молодой человек, встретив в театре знакомую девушку, должен предложить проводить ее, если за ней после спектакля никто не пришел. Если есть желание и возможность, обсудить спектакль можно за ужином в каком-нибудь уютном ресторанчике.

Театр начинается… нет, не с вешалки. И даже не с парадного входа и афиши. Театр начинается еще дома, с выбора наряда, с элегантных туфель и чайной розы в руках. Театр – это культура, искусство, праздник. Поэтому правила поведения в театре мы познаем с раннего детства, посещая первые спектакли для маленьких зрителей.

Театр для ребенка – это сказочный мир, где в темном зале рождается чудо, сказка, волшебство. Ходить с детьми в театр можно и нужно, но очень важно научить юных зрителей элементарным правилам посещения театральных спектаклей

Правила поведения детей в театре нужны, в первую очередь, для того, чтобы научить их уважать других зрителей , игру актеров и тех, кто убирает зал. Основные правила базируются на соблюдение тишины, чистоты и опрятности внешнего вида. Требования хоть и зависят от возраста детей, но, практически, не меняются.

Дошкольник в театре – как вести себя ребенку

Театр – это не только «взрослое» развлечение. Для маленькой публики каждый из театров готовит свой, отдельный репертуар. Малышей радушно встречают герои-куклы, а дети старшего дошкольного возраста посещают детские музыкальные комедии и спектакли драматических театров.

Первый раз в театр ребенок идет в сопровождении родителей (бабушек). Именно их задача научить его тому, что мы называем этикетом, но сегодня эти правила для них:

  1. Заранее расскажите ребенку о театре, о том, что это такое;
  2. Оденьте ребенка празднично. Ассоциации «театр – праздник» должны прочно укорениться в его памяти. Есть в этом и еще один смысл – красиво, празднично одетые мы ведем себя более галантно и сдержано;
  3. Сводите ребенка в туалет до начала спектакля;
  4. Ни в коем случае не давайте ему телефон или планшет во время представления;
  5. Позаботьтесь о том, чтобы у вас под рукой была вода, платочки или влажные салфетки;
  6. Если ребенок маленький, то не всегда он может высидеть без перекуса. Если вы берете с собой еду, то пусть это будут не хрустящие печенья. Чтобы не шуршать оберткой или бумагой, предварительно положите печенье в маленький пакет.

Детям дошкольного возраста культуру поведения в театре можно привить только личным примером.

Поведение в театре для ребенка школьного возраста

Дети школьного возраста уже вполне взрослые для того, чтобы понимать, что есть хорошо, а что плохо. Они в состоянии вести себя в театре «как взрослые», поэтому правила поведения распространяются на них в полной мере.

Опрятный внешний вид, элегантная обувь (джинсы и кроссовки – дурной тон), приветливость и учтивость – обязательные условия.

Как вести себя ребенку в театре:

  1. Сдать верхнюю одежду в гардероб в порядке очереди. В очереди не толкаться, не пытаться «пролезть вперед». Передать одежду через борт вперед. Поблагодарить гардеробщицу;
  2. Посетить туалет до начала спектакля;
  3. Занять свое место, указанное на билете;
  4. Не бегать по зрительному залу до начала спектакля;
  5. Не вставать с занятого места без надобности;
  6. Продвигаться по зрительному ряду лицом к сидениям;
  7. Не шуметь и не разговаривать с товарищем или со взрослыми;
  8. Выключать телефон и не доставать его до конца представления;
  9. Не есть во время спектакля;
  10. Во время антракта стараться сделать все, что необходимо: позвонить, сходить в туалет, перекусить и попить воды;
  11. Не покидать зрительный зал до тех пор, пока актеры на сцене.

Видео урок для самых маленьких.

Поход в театр всем классом – памятка для учеников

Все мы знаем, что один ребенок ведет себя всегда лучше, чем в большой компании таких же, как он веселых, озорных и готовых к приключениям ребят. Когда рядом родители, дети стараются вести себя лучше. Намного сложнее сопровождать на премьеру целый класс. Велика ответственность, велико их желание баловаться – это знает каждый педагог. Поэтому так важна организация, дисциплина.

Организовывая классный поход в театр, педагогу очень важно провести с учащимися воспитательную беседу , объяснив подробно и строго, как нужно вести себя в театре. Лучше всего для этого подходит памятка, которая можно распечатать и раздать каждому из учеников заранее.

Памятка поведения детей в театре

  • Подготовься к походу в театр заранее. Оденься чисто и опрятно. Не бери с собой то, что может тебя отвлекать;
  • По дороге в театр всегда держись рядом со своими товарищами, чтоб педагогу не пришлось тебя искать;
  • В гардеробе веди себя воспитанно. Не толкайся в очереди, не наступай товарищам на ногу, не старайся пролезть вперед;
  • Подавая одежду гардеробщице, перекидывай ее через бортик, предварительно проверив, чтобы в кармане не осталось ничего, что тебе может понадобиться;
  • НЕ ОСТАВЛЯЙ В КАРМАНЕ ВЕРХНЕЙ ОДЕЖДЫ ТЕЛЕФОН, ДЕНЬГИ И ЦЕННЫЕ ВЕЩИ;
  • Помогай тем, кто ниже тебя ростом;
  • Успей сделать все необходимое до начала представления. Вставать и выходить во время спектакля – дурной тон;
  • В зрительный зал заходи не позже третьего звонка;
  • Занимай место, указанное в билете. Если у класса забронирован ряд – подожди, когда свои места займут девочки;
  • Проходя по зрительному ряду, поворачивайся лицом к сидящим людям;
  • Подбери ноги, если кто-то проходит по ряду;
  • По окончанию спектакля не беги в гардероб, сломя голову. Все успеют получить свои вещи и уйти.
  • Пользоваться сотовыми телефонами во время представления, отвечать на звонок;
  • Есть, и пить во время спектакля. Ты не в кинотеатре. Перед тобой актеры, и они играют для тебя. Уважай их труд;
  • Мусорить в зрительном зале;
  • Шуметь и разговаривать с товарищами;
  • Покидать свое место до тех пор, пока актеры все еще на сцене.

Видео-презентация.

Аревик Торосян
Обучающая игра-викторина по театральному этикету «Все о театре»

Обучающая игра-викторина по театральному этикету .

Цель : способствовать развитию интереса к театральному искусству , обучить правилам поведения в театре (театральному этикету , расширить и обогатить творческий диапазон детей.

Предварительная работа :

Посещение детских спектаклей. Слушание аудиоэнциклопедии в форме музыкального спектакля «Знакомство с театром » .

Дети, мы с вами не раз бывали в театре и , ожидая поднятия занавеса, испытывали некоторое волнение. Наконец, занавес поднимается, открывая сцену, и перед нами возникает особая жизнь. Невольно мы начинаем переживать вместе с героями их радости и печали, становитесь как бы участниками происходящих на сцене событий. И прежде, чем мы начнем разговор о театре и о том , как следует себя вести в нем, давайте угадаем два засекреченных слова.

По горизонтали :

Исполнитель ролей в театральных представлениях (актер) .

Работник театра , подсказывающий актеру слова (суфлер) .

Возглас, требующий по просьбе публики повторения фрагмента представления (бис) .

Когда поднимается занавес, то в зале прекращается. (шум) .

Место в зрительном зале, отделенное для нескольких лиц (ложа) .

С У Ф Л Е Р

Итак, по вертикали у нас получилось слово АФИША (афиша - объявление о предстоящем спектакле, концерте) . Именно афиша расскажет вам, где, когда и какой спектакль или концерт вы сможете посмотреть. Предлагаю угадать еще одно слово.

По горизонтали :

Место в задних рядах зрительного зала (галерка) .

Краткий перерыв между отделениями спектакля или концерта (антракт) .

Слово, выражающее одобрение, восхищение (браво) .

Рукоплескания в знак одобрения или приветствия (аплодисменты) .

Специальная площадка, на которой происходит театральное представление (сцена) .

Низкий барьер вдоль авансцены (передняя часть сцены, закрывающий от зрителей осветительные приборы, направленные на сцену (рампа) .

Изображение актером на сцене действующего лица пьесы (роль) .

Театральное представление , состоящее из танцев и мимических движений, сопровождаемых музыкой (балет) .

Г А Л Е Р К А

А Н Т Р А К Т

А П Л О Д И С М Е Н Т Ы

Именно с вешалки, по словам известного режиссера Константина Сергеевича Станиславского, начинается театр .

Но кто создает этот удивительный, волнующий, незабываемый праздник - спектакль, концерт, цирковое представление? Артисты - скажете вы. Да, конечно, и артисты, и режиссер, и осветители, и рабочие сцены, и те, кто помогает нам снять пальто, найти свое место в зале, кто продает лимонад в буфете. Подумайте сами, какое было бы у вас настроение, если бы вы томились жаждой или бегали по лестницам, запутавшись в амфитеатрах , бельэтажах и ярусах. Или гардеробщик с хмурым лицом небрежно швырнул бы вам шапку, раздраженно повесил ваше пальто и мрачно сунул вам в руки номерок. А как вы считаете, зависит ли от вас, зрителей, создание этого волнующего праздника? Так ли уж важно быть культурным зрителем?

Я буду сознательно допускать ошибки, а вы должны меня поправлять и говорить «стоп, ошибка» , если вы ее заметите. Ваша задача - найти ошибки и исправить их.

«Стоп, ошибка»

1. Итак, вы собрались в театр . Вы причесаны, красиво и опрятно одеты, вышли из дома пораньше, чтобы не опоздать на представление.

2. Подавая свои вещи гардеробщику, ни в коем случае не следует перебрасывать

пальто за барьер, пусть гардеробшик поработает сам. (Стоп, ошибка. Верхнюю одежду необходимо перекинуть через барьер) .

3. Номерок лучше всего повесить на палец, так будет удобнее вращать его в фойе перед началом и во время спектакля. Именно для этого на номерках сделаны отверстия или привязаны веревочки. (Стоп, ошибка. Отверстие (или веревочка) сделано для того, чтобы вешать номерок на вешалку).

4. Прежде чем войти в зрительный зал, посмотрите на план, который обычно вывешивается у входа или у кассы. Это поможет найти место. Тогда тебе не придется понапрасну суетиться, толкаться и беспокоить людей.

5. Если ваши места расположены в середине зала, не торопитесь их занимать, пусть сначала сядут все остальные. Зато потом, когда вы будете пробираться к своему месту, им всем придется встать. Это, как и зарядка, полезно для здоровья.

(Стоп, ошибка. Если ваши места находятся в середине зала, надо постараться занять их пораньше, чтобы не беспокоить лишний раз других зрителей).

6. Пробираясь к своему месту в середине зала, повернитесь к сидящим зрителям спиной, а не лицом. Им будет гораздо приятнее видеть вашу спину, а не ваше хмурое лицо. (Стоп, ошибка. Проходя между рядами, надо поворачиваться к сидящим зрителям лицом).

7. Если вы уже сидите, а кому либо необходимо пройти на свое место, не вздумайте вставать. Если каждый раз вставать, то к концу представления устанут ноги. (Стоп, ошибка. Пропуская другого зрителя, воспитанный человек встает) .

8. Место, на котором вам следует сидеть, указано в билете. Но бывают ошибки - на одно место продают два билета. Спор и брань никогда не превращали одно кресла в два. Лучше всего, если дело уладит билетер, работник театра .

9. После того, как вы устроились на месте, начинайте хлопать. Ведь это просто несправедливо - вы уже готовы, а представление. Есть предположение, что если бы некоторые зрители не хлопали так настойчиво, то спектакли и фильмы вообще никогда бы не начинались бы.

(Стоп, ошибка. Хлопать перед началом спектакля неприлично) .

11. Акт - театральное действие , часть спектакля, и вы можете помогать актерам - подпевать, отстукивать в такт ногами, подсказывать слова известных вам реплик. Очень хорошо, если вы подскажете актеру, что ему делать, вроде : «Не верь ему, он врет!» или «Беги, а то они тебя убьют» . (Стоп, ошибка. Никакие посторонние звуки и реплики зрителей недопустимы).

12. Если тебе известно содержание спектакля, расскажи его своим соседям по ряду. (Стоп, ошибка. Разговором вы отвлекаете внимание зрителей от действия и лишаете их удовольствия от просмотра спектакля).

13. Вам понравилась игра актера - поаплодируйте ему. Вы согласны с важной мыслью, прозвучавшей со сцены - ваши аплодисменты скажут ему об этом. Только не хлопайте, когда все аплодисменты смолкли : вы привлечете всеобщее внимание, и вам будет неловко.

14. Долго сохранять неподвижность тела трудно, поэтому, побольше двигайтесь : часто поворачивайтесь, упирайтесь ногами в спинку переднего кресла и спихивайте локти соседей с подлокотников. (Стоп, ошибка. Все эти действия будут мешать зрителям) .

15. Наступает долгожданный антракт. Можно, наконец, сделать самое

главное - помчаться в буфет. С азартом пот потолкаться в очереди за лимонадом, как будто вы уже три дня провели в знойной пустыне. (Стоп, ошибка. В театр идут не для того , чтобы поесть и попить, а для приобщения к искусству).

16. Купите в буфете шоколадку, но сразу ее не ешьте. Идите в зал и, звонко шурша фольгой, разверните ее тогда, когда актер выйдет на сцену. (Стоп, ошибка. В зрительном зале есть что - либо неприлично, ведь для этого существует буфет).

17. Мороженое, принесенное в зал, - это лучший способ испортить себе костюм, а людям настроение.

18. Если у вас есть бинокль, антракт - самое подходящее время, чтобы им воспользоваться : спокойно рассмотрите тех, кто пришел в театр . (Стоп, ошибка. Бинокль используется только для того, чтобы следить за мимикой актера).

19. Бинокль пригодится и во время спектакля - от скуки его можно разобрать на отдельные части. (Стоп, ошибка. Вы не только сами не следите за действием, но и отвлекаете других).

20. В театре вы можете увидеть различные пьесы. Одни из них созданы давно, в них описываются далекие времена, когда люди по - иному выражали чувства и мысли, по - иному одевались. Кое - что вас может удивить и даже рассмешить. Но рассмеяться в трагический для героя пьесы момент, не суметь подавить веселое настроение было бы верхом неприличия. Тот факт, что на сцене люди страдают не взаправду, а «понарошку» , ни в коем случае не может оправдать ваш поступок. Только человек, совершенно лишенный чуткости и деликатности, может смеяться над чьими - то чувствами и переживаниями, о которых в пьесе говорится вполне серьезно.

21. По окончании спектакля не срывайтесь с места, как будто начался пожар. Помните, что гардероб - это место, куда наиболее «культурная» часть публики спешит задолго до того, как в последний раз опустится занавес, полагая при этом, что получить без очереди пальто куда важнее, чем досмотреть спектакль. (Стоп, ошибка. Подумайте, приятно ли будет актерам, склонившимся в прощальном поклоне, увидеть ваши удаляющиеся спины и пустеющий на глазах зал? Может быть, им следует, произнося последнюю реплику, мчаться за кулисы, сбрасывая с себя парики и костюмы? Ведь они тоже устали и также спешат домой).

Однажды беседовали два актера о трудностях своей работы. Один сказал о том, что нет ничего ужаснее, чем слышать шаги зрителя, когда спектакль начался. Второй возразил и ответил, что хуже - шаги зрителя, который покидает зал, когда спектакль не закончился. «Пронзенный предательской шпагой, в муках, я падаю на землю и умираю за добро и справедливость. А он. А зритель в это время бежит за номерком в гардероб.

Вот так, мы, зрители, легко разрушаем этот волшебный праздник искусства.

Викторина - экзамен «Театральный этикет »

В заключение давайте проверим, насколько хорошо вы все поняли, попробуем сдать театральный , «хитрый» этикет .

(Заранее готовлю карточки, дети достают карточки, я зачитывают вопросы. Если ответ неправильный, сама объясняю, раскрываю ситуацию)

1. Нужно ли приходить в театр или концерт заранее ?

Не нужно.

2. В какой одежде лучше всего посещать театр ?

Свитер и джинсы.

В брючном костюме.

В нарядной одежде.

3. Как проходят по ряду перед сидящими зрителями?

Спиной к сидящим.

Лицом к сидящим.

4. Следует ли благодарить тех, кто встал, пропуская вас к своему месту в ряду?

5. Можно ли аплодировать, когда занавес еще не поднят?

6. Можно ли вслух комментировать спектакль?

7. Можно ли на концерте в театре подпевать артистам ?

8. Можно ли есть, помимо буфета, в фойе?

9. Как выразить свой восторг от концерта, спектакля?

Громким свистом и топаньем ногами.

Громкими аплодисментами

10. Как вручить цветы актеру, певцу?

Бросить посильнее, чтобы упали на сцену.

Подойти к сцене и вручить исполнителю.

11. Можно ли отправляться в гардероб, если занавес еще не опустился?

Можно, если вы спешите на поезд или последний автобус.

Итог занятия.

Что понравилось?

Что огорчило?

А теперь перенесемся в театр и покажем сценку .

Игра - инсценировка (озвучивание по ролям) .

Утро. На обочине дороги резко тормозит автомобиль. Из-под проколотой шины резко со свистом выходит воздух. Хлопнув дверью, из машины вылезает водитель. Слышится мерный шум работающего двигателя. Неожиданно из машины раздается плач ребенка. Мимо проносится грузовик. Всходит солнце.

Заключительная часть.

«Круг друзей» , исполнение песенки о дружбе.

Молодцы, ребята. Мы сегодня побывали в удивительном мире театра . Теперь- то мы точно знаем, что в театре надо себя вести культурно. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, улыбнемся, подарим свое солнечное настроение друг другу и споем песенку о дружбе.

О правилах поведения в театре мы знаем с детства. Казалось бы, всё просто: в зале нельзя есть конфеты и разговаривать, нужно отключать мобильные телефоны и проходить к своему месту, повернувшись лицом к сидящим.

Однако о некоторых нюансах делового этикета в храме искусства многие даже не догадываются. А жаль.Можно ли причёсываться в фойе у зеркала? Извиняться ли за беспокойство, пробираясь к собственному креслу? Что делать, если вдруг запершило в горле?

На все эти вопросы знает ответ наш постоянный консультант кандидат исторических наук, доцент кафедры документоведения и музееведения ЧГАКИ Ирина ШИБАКОВА, которая является автором специально разработанных курсов «Дипломатический протокол и деловой этикет», «Этика деловых отношений» .

Всё начинается не с вешалки

Театр - учреждение культуры, - начала наш разговор Ирина Николаевна. - Поэтому во время его посещения к этикету особенно щепетильное отношение. И всё потому, что нужно создать спокойную атмосферу. Ведь зрители приходят в храм искусства отдыхать. Вот скажите, с чего начинается театр?

Само собой разумеется, с вешалки!

С покупки билетов! Приобретая их, вы должны обратить внимание на план зала. Для того, чтобы выбрать удобные места. И если вам достались билеты на места, расположенные очень далеко от сцены, следует взять с собой театральный бинокль.

Иначе будете разочарованы, что плохо видно. Ещё перед посещением театра я всегда рекомендую прочитать пьесу, узнать побольше о её авторе.

В результате чего у вас сформируется своё видение пьесы, с которым вы сможете сравнивать постановку режиссёра, трактовку того или иного образа актёром. Это сделает восприятие спектакля более полным, даст возможность обсудить его.

Разная одежда для оперы и драмы

Ирина Николаевна, не могу не задать вам вопрос по поводу одежды: в чём идти в театр?

Поскольку театр - это храм искусства, одежда должна быть особой. Нарядная форма сохраняется, однако существует одно большое «но» . Чаще всего в театр мы с вами идём после работы.

Поэтому сама жизнь внесла коррективы - теперь в театр можно идти в обычном деловом костюме спокойных тонов и классического покроя.

Одежда не должна быть ни в коем случае вычурной. Потому что люди приходят посмотреть спектакль, на игру актёров, а не на ваш супермодный оригинальный наряд.

То есть не только никаких джинсов, но и декольте не приветствуется?

Не совсем так. Если вы придёте в театр в джинсах, вас, конечно, пустят. Просто при этом, даже если джинсы очень дорогие, вы покажете своё неуважение не только к актёрам, но и к окружающим.

А вот в оперу и на балет принято приходить в вечернем наряде. В театр драмы такую одежду вы можете надеть только в том случае, если у вас первые места в партере или ложе.

Мужчины могут надеть смокинг, а дамы - вечерние платья и перчатки, если всё это они умеют носить, при этом будут естественны, а не вульгарны.

Чтобы не шокировать публику, не делайте броского и яркого макияжа. Не пользуйтесь духами и одеколоном с крепкими запахами.

Не принимайте накануне лекарств, не ешьте лук и чеснок. А ещё не делайте высокую причёску, которая будет загораживать обзор сцены зрителям, сидящим сзади вас.

Перед третьим звонком

В театр надо приходить заблаговременно…

В здание театра мужчина, сразу же сняв головной убор, заходит первым и показывает билеты. И только за ним - его спутница. В гардеробе мужчина сначала помогает даме снять верхнюю одежду, затем раздевается сам.

Женщинам нужно снимать шляпу, поскольку поля головного убора могут мешать зрителям. Мужчина сдаёт вещи, в том числе и уличную обувь, в гардероб и кладёт номерки в карман. Если дама без спутника, то номерок она может положить в сумочку.

Естественно, в театральную, а не ту, с которой ходит в магазин… Раздевшись, нужно подойти к зеркалу и посмотреть, всё ли в порядке с внешним видом. Поправлять одежду, причёску и макияж недопустимо.

То есть расчёсвать волосы у зеркала в фойе нельзя?

Ни в коем случае! Для этого существуют туалетные комнаты. Сходите туда и приведите себя в порядок. Ваш кавалер подождёт. В это время он может купить программку, заглянуть в неё.

Общеизвестно, что зайти в зал надо до третьего звонка. Если ваши места в середине ряда, постарайтесь сесть заранее, не ожидая последнего звонка.

Если места расположены с краю, то, наоборот, задержитесь, чтобы постоянно не вставать, пропуская других зрителей. В зрительный зал мужчина тоже входит первым и ищет места согласно купленным билетам. Он же первым проходит на своё место, за ним следует женщина.

Лицом к сидящим?

Проходить следует лицом к сидящим в ряду зрителям, причём извиняться не надо: вы доставляете им неудобства не потому, что делаете что-то плохое, а потому, что иначе не доберётесь до своих мест.

Другое дело, если вы наступили кому-то на ногу или задели кого-то рукой. А вот поблагодарить тех, кто, пропуская вас, встал, нужно.

Обязательно вставать с места, пропуская других?

Мужчинам - обязательно, дамы могут этого не делать. Рекомендуется встать, если проходит пожилой человек. И ещё совет: если, проходя к своим местам, вы увидели знакомых, громко приветствовать их не надо. Можно только поклониться.

Чужое место

Допустим, я зашла в зал. Моё место в двадцатом ряду, а я вижу много свободных кресел впереди. Могу я занять одно из них?

Не стремитесь этого делать. Владелец места может просто запаздывать, зайти с третьим звонком - вам ведь не хочется оказаться в ситуации, когда сгоняют с чужого места?

К слову, если ваше место оказалось занято, то вы должны учтиво попросить освободить его, предъявив билеты. Если по ошибке в кассе продали два билета на одно и то же место, обратитесь к служителю театра - он вас посадит на другое.

А вот если вы опоздали, то не пробирайтесь к своему месту, выберите любое свободное, а в антракте пересядьте.

На какое место должна сесть дама - справа, слева от мужчины? Или, может быть, рядом с другой женщиной?

Классикой считается, что дама садится справа от мужчины. Однако вежливый кавалер всегда уступит то место, которое удобнее, - не посадит свою спутницу на крайнем в ряду кресле, перед зрителем с высокой причёской.

Если в театр вы пришли компанией, то мужчины садятся по краям, а женщины в центре. При этом совсем необязательно садиться рядом со своими супругами - можно и поменяться местами.

Это допустимо. А вот что недопустимо, так это занимать оба подлокотника кресла. Помните, что рядом сидит другой зритель. Не стоит также опираться руками на спинку переднего кресла, тем более не надо ставить ноги на кромку чужого сиденья.

Прощальный антракт

Понятно, что в зрительном зале нельзя ничего есть, шуршать фантиками, разговаривать во время спектакля…

Даже если вам что-то не нравится по ходу пьесы, не обсуждайте и не комментируйте. Это раздражает окружающих. Восприятию спектакля способствует тишина в зале - только тогда можно наслаждаться музыкой и игрой актёров.

Кстати, вспомнила анекдот по этому поводу. Двое зрителей разговаривают во время спектакля. Впереди сидящий мужчина оборачивается и говорит: «Господа, я ничего не слышу!» На что получает ответ: «А позвольте, почему вы должны слышать то, о чём мы говорим?»

Естественно, что в театре нужно отключить мобильный телефон. Если вдруг забыли это сделать и во время пьесы раздался звонок, скорее нажмите на клавишу.

Бывает, что в театр приходят люди, которые простудились и весь спектакль кашляют…

Я считаю, что если вы купили билеты в театр и заболели, не нужно идти на спектакль, как бы вы ни хотели его посмотреть. Во-первых, вы можете заразить других. Во-вторых, кашель и насморк отвлекают окружающих от развития действия на сцене.

А вот если вдруг во время просмотра у вас просто запершило в горле, нужно, извинившись перед соседями, выйти из зала. То же самое необходимо сделать, если вы пришли в театр с ребёнком, который начал капризничать.

А вот если вам самим не нравится спектакль, дождитесь антракта и спокойно уйдите. Это не будет дурным тоном. Нравится пьеса?

В антракте можете погулять в фойе, но не разглядывая при этом в упор всех зрителей. Можете сходить в буфет. При этом если дама не хочет в буфет, то спутник может оставить её одну, но ненадолго.

Цветы к ногам актёров

Существует ли правило аплодисментов?

Этикет определяет, когда можно аплодировать, а когда нет. Аплодируют, когда поднимается занавес в знак одобрения декораций и восхищения работой художника и постановщика, когда на сцену выходит любимый актёр, когда удачно исполнены ария или эпизод и, естественно, после завершения спектакля.

Не надо аплодировать, когда задерживается спектакль, во время паузы между отдельными частями музыкального произведения, когда уже все перестали хлопать.

Посещая оперу, стоит помнить, что музыкальные произведения начинаются не с поднятия занавеса, а с первого тона, раздающегося в оркестре при начале увертюры.

Допустимы ли какие-то возгласы?

Такие, как «браво!», да. А вот подпевать, притопывать, прихлопывать не стоит. Это ведь не концерт рок-группы.

Как дарить цветы артистам? Можно ли зрителям подниматься на сцену?

Неприлично бросать цветы на сцену. Можно передать букет через служителя театра, а можно и самому преподнести, когда актёры выходят на поклон.

Вручать букет, к которому иногда прилагают записку, нужно, поднявшись на сцену, а не заставляя актёров наклоняться к вам, когда вы стоите у первого ряда.

Наиболее грубой ошибкой и серьёзным нарушением норм театрального этикета считается уход из зрительного зала во время продолжения или за несколько минут до окончания спектакля.

Вежливый человек и благодарный зритель непременно дождётся той минуты, когда он сможет аплодисментами поблагодарить актёров за игру.

Дурной тон - бежать скорее в гардероб, чтобы не стоять потом в очереди. Десять минут вас не спасут, а вот впечатление о себе вы испортите.

mob_info