Что должен уметь ребенок в 1.7 года. Развитие малыша в один год семь месяцев

2 голос, средняя оценка: 4,00 из 5

Учитывая, что все дети уникальны по своей природе и развиваются по-разному — один быстрее, другой медленнее, тем не менее, педиатры выделяют основные границы, в пределах которых должно происходить развитие ребенка в 1 год и 7 месяцев.

Физическое состояние в 1 год 7 месяцев

Отличительной особенностью развития в этом возрасте является способность обходиться лишь двухчасовым дневным сном или бодрствовать весь день без такового. С каждым днем все труднее малыша уложить спать днем. Как показывает практика, родители успешно справляются с этой проблемой при помощи чтения книг.

В 1 год 7 месяцев ребенок уже не только активно ходит без помощи родителей, но и уверенно бегает, причем не спотыкаясь и не падая, так как смотрит под ноги. Ему удается преодолевать препятствия на пути, обегая посторонние предметы. Без взрослой руки вверх по лестнице малыш ступает двумя ногами, для спуска вниз пока еще требуется помощь.

Ребенок уже умеет прыгать не только на месте, но и по направлению вперед, а также садиться на корточки. Также дети в возрасте 1 года 7 месяцев могут как пинать, так и подбрасывать мячи, а также самостоятельно выбираются из манежа, открывают входные и межкомнатные двери. У малыша продолжается обезьяний период подражания взрослым: ребенок начинает наводить красоту, причесывая свои волосы.

Особенности психического развития

Для возраста 1 года 7 месяцев характерно «я сам» в сопровождении сильных эмоций, детских истерик и вспышек ярости. Ребенок начинает требовать и отстаивать свои желания. Среди причин внезапной смены настроения могут быть:

  • голод,
  • болезненное состояние,
  • скука и отсутствие интересных игр,
  • усталость.

Для предупреждения истерик следует побольше уделять внимания причинам перевозбуждения и переутомления и вовремя их устранять.

Ребенок в возрасте 1 года 7 месяцев уже прибегает к хитрости, когда делает вид, что не слышит родителей, не желая что-то делать.

Речевые навыки у малышей еще не сильно развиты, поэтому зачастую взрослые не понимают, что говорит ребенок, и это его раздражает. В отсутствии возможности высказать словами свои желания и требования, дети начинают капризничать.

В этом возрасте малыши начинают любить музыку: услышав понравившуюся песенку, они начинают пританцовывать в такт и пробуют подпевать. Одним из любимых занятий становится рисование всего, что перед глазами.

Больше говорите с детьми. Даже если ребенок занят другим делом, это вовсе не значит, что он Вас не слышит, и слова не воспринимаются на подсознательном уровне детским мозгом.

Навыки и умения в 1 год 7 месяцев

К этому возрасту ребенок закрепляет полученные ранее умения ходить, заползать, держать, пользоваться. Более того, малыши:

  • узнают себя в зеркале, любуясь своим отражением,
  • знают свое имя и начинают все чаще его произносить,
  • пытаются помочь в любых домашних делах,
  • осознают грань между разрешением и запретом, выражают эмоции на похвалу и наказание,
  • показывают все части тела, знают имена членов семьи,
  • умело справляются с мелкими предметами, например, открывают краны, крышки у бутылок и банок,
  • знакомятся со страхом: начинают бояться темноты и странных звуков,
  • оказывают помощь родителям в их одевании и раздевании, пытаются сделать это самостоятельно,
  • отряхивает руки и одежду от грязи, просит платки и салфетки.

В возрасте 1 года 7 месяцев дети начинают понимать причины и последствия действий, например, прекрасно знают, что уроненная чашка разбивается и из нее разливается при этом жидкость.

Уход за детьми в этом возрасте становится проще: дети самостоятельно моют руки, чистят зубы, пользуются горшком.

Четырехразовое питание включает в себя все продукты взрослого меню, однако ребенок начинает отдавать предпочтение определенным продуктам и блюдам и выбирать, что он хотел бы кушать.


Ребенок в 1 год и 7 месяцев вполне может обойтись двухчасовым сном днем или запросто бодрствовать с утра до вечера без отдыха. Ведь в 1 год и 7 месяцев ребенку нужно спать хотя бы 13 часов в сутки, большинство детей переходит на одноразовый утренний или послеобеденный сон, хотя их становится все труднее уложить спать. Если ваш кроха отказывается ложиться спать и капризничает, создайте спокойную и тихую атмосферу, как в случае, если бы вы укладывали его спать - задвиньте шторы, почитайте книжку, включите неторопливую музыку. Даже если ваше чадо не хочет спать, он хотя бы передохнет от шумных и активных игр и даст недолгий отдых вам.

Ребенок в 1 год и 7 месяцев: особенности развития

Когда ребенку исполнится 1 год и 7 месяцев, взрослые все чаще наблюдают проявления детской истерики и злости. Чаще всего их причиной является голод, болезнь, усталость или банальная скука. Чтобы предотвратить эту проблему, постарайтесь определиться с причиной такого поведения, зачастую оно продолжается до 3-3,5 лет, пока ребенок не обретет навыки самоконтроля. Пока же отнеситесь к его капризам с пониманием. Если ребенок пытается укусить или постоянно плачет, не нужно сразу давать ему требуемое, иначе вскоре он изберет такое действие в качестве метода получения желаемого. В этом возрасте ребенок уже понимает, что, либо он тихо продолжает играть с любимой забавой, или идет спать, завершив развлечение по вашему приказу.

Когда детям говорят «нет», они внезапно начинают «плохо слышать», ведь рушатся их планы. Пока в словарном запасе малыша не достаточно слов, чтобы изъявить свои желания и передать чувства, поэтому они заменяют их простыми капризами.

К 1 году и 7 месяцам у ребенка формируются предпочтения, он начинает осознавать себя как личность.

Кроме уже выученных слов, он часто произносит свое имя, узнает свое отражение в зеркале. Приготовьтесь к тому, что он будет следовать за вами и пытаться помочь. Он подражает вам - подметает пол, готовит еду или собирает игрушки. Превратите такие занятия в игру, уделяйте маленькому сорванцу больше внимания, даже, несмотря на то, что такая помощь доставляет больше хлопот, чем пользы. Попросите ребенка «Отнеси салфетки на стол» или «Выбери все игрушки синего цвета». Не осаждайте его и не отказывайтесь от помощи. Ведь пройдет время и вам придется упрашивать или заставлять чадо помочь вам в домашних хлопотах.

У ребенка появляются любимые книжки: пока он пытается порвать их или скомкать - не стоит ему этого позволять. Лучше возьмите карапуза на колени и почитайте ему, обсудите картинки. Постепенно малыша нужно приучать к личной гигиене - горшку, чистить зубы щеткой и детской пастой, регулярно мыть руки самостоятельно.

Ребенок в 1 год и 7 месяцев: особенности психомоторики

  • Начинает издавать шумные звуки, выдувать воздух через губы - это начальный этап подготовки к произношению слов;
  • Дети в этом возрасте уже хорошо понимают границу между тем, что можно и что нельзя. Если вы говорите с ним строго - он забирается на руки и требует доказательств вашей любви. Можно немного демонстративно пообижаться, но не затягивайте игру;
  • Горшок обязательно должен пока быть частью интерьера, но насилие при приучении присутствовать не должно. Для девочек в дальнейшем это чревато затруднениями с раскрытием шейки матки при родовом процессе;
  • У ребенка активно развивается мелкая моторика - он может открывать краны, крышечки бутылок, пьет из чашки самостоятельно и не разливает жидкость;
  • Начинает опасаться темноты, настороженно относится к странным звукам;
  • Малыш уже знает и показывает все части тела, имена семьи, некоторые предметы и картинки. После просьбы показывает не те картинки, которые ему нравятся, а те, что просят. Дети этого возраста активно жестикулируют, стараются помочь во всех делах.

Развитие ребенка в 1 год и 7 месяцев, что должен уметь малыш? В 1 год и семь месяцев малыш умеет строить башни из кубиков, ревнует своих родителей к другим детям и поет короткие песенки.

Физическое развитие ребенка в 1 год и 7 месяцев

Жизнь в доме постепенно стабилизируется: вы уже привыкли к чрезвычайной подвижности и упрямству вашего ребенка, и – после нескольких попыток испортить пульт дистанционного управления от телевизора или бросить некоторые вещи – он наконец знает, что некоторые вещи трогать ему нельзя. И, хотя он имеет все больше возможностей для того, чтобы играть и баловаться, ухаживать за ним все проще.

Ребенок в 1 год и 7 месяцев становится все более и более самостоятельным – например, чтобы достать лежащую на столе игрушку, он поднимается на цыпочки и тянет за салфетку или скатерть. Однако благодаря растущей предосторожности все реже и реже это приводит к конфузам, когда ребенок, например, проливает молоко или опрокидывает флакон.

Малыш все лучше владеет своими руками: он умеет строить башню из кубиков (до шести), кормить куклу ложкой и делать множество других вещей.

Ваш ребенок, скорее всего, уже очень хорошо умеет ходить и танцевать . Бегает он, по-прежнему широко расставляя колени и невысоко поднимая ноги , но это совершенно нормально для ребенка младше двух лет.

Умение ходить может привести к тому, что малыш начинает решительно протестовать против сидения в кресле – тем не менее, он еще недостаточно сильный, чтобы ходить весь день на собственных ножках. Однако, получая определенную поддержку, он может даже подняться на третий этаж и спуститься обратно.

  • Цените самостоятельность. Если ребенок рвется, чтобы переместить тарелку или стакан, дайте ему в руки какую-нибудь небьющуюся посуду и поблагодарите за помощь. Терпение окупится в будущем, когда вам понадобится маленький помощник для мамы.
  • Сделайте езду в коляске приятной. Коляска ограничивает свободу, однако без нее еще трудно обойтись. Ребенку можно помочь, прикрепив туда игрушки, вертушку и пр. Или отвлекайте малыша тем, что он видит вокруг, – показывайте ему на собак, автомобили и пр.
  • Как можно чаще разрешайте ребенку ходить на собственных ногах. Вы должны понять, что вначале он будет проходить совсем не большие расстояния.
  • Не запрещайте ему собирать листья, касаться скамеек и других предметов. Вмешивайтесь только тогда, когда это действительно необходимо.

Рост и вес в 1 год и 7 месяцев

  • Мальчики в среднем имеют вес - 11,9 кг., рост - 83 см.
  • Девочки - в среднем имеют вес - 11,2 кг., рост - 81,3 см.

Эмоциональное развитие ребенка в 1 год и 7 месяцев

В 19 месяцев ваше расставание будет очень болезненным для обеих сторон. Малыш достиг высшей степени страха перед расставанием с родителями. Каждое ваше исчезновение вызывает истинное отчаяние и взрыв плача. Этот период не является подходящим временем для начала прорезывания зубов или приглашения новой няни.

Ребенок в 1 год и 7 месяцев очень ревнует родителей . Когда он видит еще одного малыша на руках "своей" мамы, его охватывает необузданная злость: он может начать плакать и даже пытается обидеть маленького конкурента.

Ребенок в этом возрасте воспринимает своих сверстников не в качестве кандидатов в друзья, товарищей по играм, а в качестве соперников в ожесточенной борьбе за внимание и любовь взрослых. Именно общество последних является для вашего ребенка наиболее привлекательным: только взрослые могут организовать ему игру и утешить в случае плача – в то время как другой малыш не может этого сделать.

  • Поощряйте ребенка проявлять симпатию к другим людям. Пусть он подает ручку, когда здоровается, подмигивает, машет рукой во время прощания, изображает жестами «пока» и «целую».
  • Хвалите за правильное поведение. Благодаря похвале малыш будет знать, чего вы от него ожидаете.
  • Попробуйте ввести короткий прощальный ритуал , который сопровождает ваше расставание . Это может быть поцелуй в лобик или какой-нибудь стишок.
  • Подбадривайте его в трудную минуту. Независимо от того, как упрям и независим ребенок, именно в ваших руках он будет искать утешения, когда упадет, поранит колено или чего-то испугается. Он должен быть в вас уверен.

Интеллектуальное развитие ребенка в 1 год и 7 месяцев

В этом возрасте развивается детская способность абстрактного мышления – ребенок умеет и любит притворяться или воображать разные вещи. Он может, например, представить, что находится в другом месте: просто накрывшись одеялом, изобретает волшебный способ перемещения, например, в квартиру бабушки.

В 19 месяцев малыш начинает замечать противоречия и смеется в голос при абсурдных ситуациях . Достаточно назвать его ручку, например, ножкой, как он разразится громким смехом.

Ребенок учится без устали . Сотни раз он повторяет эксперименты, не всегда напоминающие игру, зачастую сопровождающиеся разрушением предметов. Ваш дом напоминает место, через которое прошел тайфун? Ну что ж, в отличие от взрослых, маленький ребенок очень хорошо чувствует себя в этом творческом беспорядке.

Еще один способ обучения – это сосредоточенное наблюдение за взрослыми : наблюдая, имитируя ваше поведение, ребенок организует свой мир и начинает понимать, как он устроен.

Память девятнадцатимесячного ребенка развивается: он уже поет короткие песни , быстро учит новые: достаточно несколько раз повторить их, чтобы малыш начал радостно петь отдельные слова.

  • Если ваш ребенок этого хочет, читайте снова и снова одну и ту же любимую книжку, даже если вам это наскучило. В этот период развития малыш радуется знакомым и предсказуемым вещам. Регулярное повторение последовательности действий помогает ему укрепить память и добавляет уверенности в себе ("Я знаю, что сейчас будет!").

Особенности физического развития ребенка в этом месяце

На 19-м месяце жизни малышу, в среднем, желательно спать как минимум 13 часов в сутки. Многие дети, как и ранее, не возражают против сна с утра и /либо в обед. Хотя отдельных малышей второго года жизни становится более трудно уложить спать днем, а некоторые отказываются от дневного сна вовсе. Вообще, ребенок такого возраста может совершенно обходиться одним сном после обеда, в особенности, если такой сон достаточно продолжительный (до двух часов). Но очень редко даже нормальный и активный ребенок бодрствует с утра до вечера при отсутствии отдыха или какого-нибудь времени покоя. Если Ваш малыш противится дневному сну (с какой стати ему отдыхать, если можно вместо этого пойти и поиграть?), продолжайте заниматься созданием тихой и спокойной обстановки, как если бы Вы делали, укладывая его спать. Можно затемнить его комнату, почитать ему книжку, включить спокойную музыку, и вообще, создать благоприятную для сна атмосферу. Даже в случае если у Вашего ребенка, что называется «сна ни в одном глазу», он хотя бы сможет отдохнуть от шумных игр. Ему это необходимо, как, собственно, и Вам!

Ребенок, и его социальное развитие в этом месяце

Невзирая на то, что приступы злости считаются отличительной особенностью «невыносимых двухлеток», малыши в возрасте 19-ти и даже 12-ти месяцев также вполне способны на брыкание, укусы, крики и плач, если они не получают того, чего хотят. К 19-му месяцу жизни ребенок уже хорошо осознает свои предпочтения (ему нравятся игры с игрушечным грузовиком, и вовсе не нравится, если ему говорят завершать игру и идти спать). Помимо этого, он внезапно начинает плохо слышать, если ему говорят «нет», либо если начинают рушиться его планы и желания. Малыши этого возраста испытывают недостаток в речевых навыках, требуемых для выражения в словесной форме своих желаний. Именно поэтому они зачастую не способны на выражение своих чувств и желаний словами.

В результате можно наблюдать обычные детские капризы. Возникновение вспышек злости, а также наиболее вероятно, в случае если ребенок устает, проголодался, заболел, либо испытывает скуку или перевозбуждение, так что, если Вам под силу предотвратить проблему заранее (к примеру, удостовериться, что малыш не голодный, хорошо отдохнул перед походом в гости), Вы сможете избежать подобных вспышек. Имейте в виду, что такие вспышки обычно пропадают к 3-м или 4-м годам, поскольку к этому возрасту у детей уже развиваются достаточные речевые навыки и чувство самоконтроля. А пока следует вдохнуть поглубже, сосчитать до 10-ти, и подумать о том, что данный этап в развитии Вашего ребенка вскоре пройдет.

Ребенок, и его интеллектуальное развитие в этом месяце

К 19-му месяцу Ваш малыш уже превратился в маленького человечка, осознающего себя как личность. Он уже наверняка в состоянии произнести собственное имя, и узнавать в зеркале свое отражение. Также он выступает в роли «великого повторялкина», и с удовольствием участвует во всех Ваших домашних делах. Не имеет значения, подметаете ли Вы пол, отправляетесь за почтой, укладываете белье или готовите еду, он всегда старается Вам помочь. Несмотря на то, что такая помощь будет только затруднять Вашу работу, если Вы не слишком торопитесь, попробуйте превратить Ваши занятия в игру. (Попросите ребенка, например «Выбрать все синие носки» или «Отнести салфетки на стол»). Но никогда не следует осаждать его замечательное желание помочь. Не исключено, что когда он станет подростком или даже ранее, Вам придется упрашивать или даже заставлять его помогать Вам в домашних делах!

Бегает достаточно быстро и свободно. С опорой одной рукой о руку взрослого или хватаясь одной рукой за перила поднимается и спускается по лестнице, ставя по две ноги на каждую ступеньку (рис. 47).

Бросает мяч вниз, вперед, вверх. Легко влезает на диван, стул, спускается на пол. Может поднимать предметы с пола и не падать при этом.

Еда. Самостоятельно ест ложкой любую, в том числе и жидкую пищу из тарелки. Самостоятельность еще не сопровождается аккуратностью, хотя уже в меньшей степени во время еды пачкает вокруг себя. Может хорошо пользоваться и вилкой.

Бытовые навыки. Несмотря на то что увеличивается количество и качество владения бытовыми навыками, набор освоенных навыков индивидуален. В основном дети в этом возрасте знают место хранения одежды, игрушек, книг и других вещей. Поэтому они могут брать вещи и класть их обратно. Проявляется желание многое делать самостоятельно. Улучшаются навыки по снятию одежды – стягивает с себя один‑два предмета одежды: не только шапку и расстегнутую обувь, но и расстегнутую кофту, а иногда и нижнее белье.

Некоторые дети в этом возрасте могут самостоятельно надеть носки, обувь или шапку. Есть также дети, способные расстегнуть 2–3 крупные пуговицы, расположенные на удобных для манипуляций руками местах одежды. Продолжайте обучать малыша гигиеническим навыкам. В этот период уже практически каждый ребенок самостоятельно моет и вытирает руки полотенцем. Правда, пользоваться мылом еще не может. Постепенно в игровой форме приучайте ребенка к чистке зубов.

Не упустите момент, когда ребенок начинает проситься на горшок. Но учтите, что отучать малыша от памперсов надо тогда, когда он жестами, позой или звуками начинает демонстрировать наличие позыва на мочеиспускание. До появления таких признаков различные способы тренировки самостоятельного мочеиспускания малоэффективны. Пытается помогать взpослым по дому. Должен уметь, подражая матери, выполнять простые бытовые действия.

Психическое развитие

Игры. Строит башню из четырех‑пяти кубиков. Собирает пиpамидку из трех – пяти колец без учета их размера. Можно учить собирать пирамидку по размеру. Покажите ребенку правильно собранную пирамидку из двух, а затем и из трех колец и попросите его сделать такую же. Подскажите ребенку, что кольца имеют разный размер, и покажите ему два кольца – большое и маленькое. Скажите: «Давай наденем сначала большое кольцо, а затем – маленькое». В течение нескольких минут воздержитесь от подсказки и наблюдайте за самостоятельной работой малыша. Если все попытки являются неудачными, то помогите ребенку: «Вот видишь, не получилось, не забывай, что сначала надо брать самое большое кольцо, затем поменьше».

При игре со специальными наборами начинает ориентироваться в трех контрастных формах: шар, кубик, кирпичик. Из предметов разной формы по предлагаемому вами образцу (например, кубику) и по вашей просьбе подберет предмет такой же формы (кубик). Если ребенок сразу не подбирает вам кубик, то можно предложить задание в игровой форме: поставить перед ребенком кубик, назвать его и предложить ребенку найти еще кубики, чтобы построить из них домик. Если ребенок и тогда не выполняет ваше задание, то надо ему продемонстрировать выполнение задания – поставить второй кубик на первый, затем снять кубики, вновь поставить перед ним один кубик и предложить выполнить задание. Совершенствуются возможности игры с геометрическими фигурами. При игре собирает, вкладывая меньшую в большую, матрешки, мисочки, формочки, колпачки, пластиковые стаканчики. Большая часть детей в этом возрасте могут по вашей просьбе или самостоятельно во время игры вложить в друг друга три одинаковых объекта разных размеров. Собирает матрешку из двух частей.

При игре с вкладышами правильно вставит 1–2 (иногда и больше) геометрические фигуры в соответствующие отверстия. Однако зрительно‑моторная координация еще развита недостаточно. Поэтому при появлении нового пособия долго соображает, как вставить фигуру в паз. Или, наоборот, не думая, пытается силой, без учета формы и взаиморасположения граней предметов, всунуть его.

В 1,5–2 года ребенку желательно купитьнастольные игры двух видов: разрезные карточки‑лото с большими яркими рисунками и крупную мозаику с деталями геометрической формы всех основных цветов. Игры данного типа учат малыша классифицировать предметы по различным признакам: цвету, форме, размеру.

Игры малыша все чаще включают в себя элементы конструктивного творчества. Ребенок в возрасте 1 года 9 месяцев, к примеру, может воспроизвести (после показа взрослого) несколько несложных сюжетных построек из деревянных кубиков: паровозик (3–4 кубика положит рядом) или башенку (домик) из трех‑четырех кубиков, поставленных друг на друга. Производит разные действия с одной знакомой образной игрушкой (куклой, мишкой): кормит, вытирает, причесывает – в том числе при самостоятельной игре, если создана игровая ситуация. Одновременно с навыком выполнения одного действия с разными игрушками ребенок также осваивает и выполнение разных действий на одной игрушке: водить, кормить, укладывать спать мишку.

Способен освоить длинный ряд игровых действий, а не просто катать игрушечную машинку туда‑сюда. Некоторых детей можно научить накладывать игрушки в кузов машины, везти машину в другую часть комнаты и выгружать их там. Или посадить в кузов игрушечного грузовика своего любимого медвежонка и отвезти его, скажем, на кухню. Таким образом, в игре развивается свой сюжет (сюжетная игра).

В сюжетной игре ребенок легко замещает реальный объект другим или вообще предполагает наличие отсутствующего предмета. Так, малыш возит кубик вместо машинки, имитируя при этом звук мотора, кормит маму несуществующей кашей и т. д.

Самостоятельные игровые действия сопровождает эмоционально выразительными высказываниями, мимикой. Получает эмоциональное удовлетворение от действий с игрушками.

Рисует. Если дать карандаш, то старательно черкает им в пределах листа. Если уже имеет навык держания карандаша, то после демонстрации взрослым того, как это делается, может повторить нарисованную вами линию.

Любит сам рассматривать книгу с картинками, переворачивает страницы книги по одной, а не по несколько страниц, как раньше.

Понимание речи. Четко выполняет двух– этапные инструкции (пойди в кухню и принеси чашку), требующие двух последовательных действий в двух разных направлениях движения: во‑первых, пойди в кухню и, во‑вторых, принеси чашку. Выполняет эту чисто словесную инструкцию без помощи вспомогательных жестов и указывающих действий со стороны взрослого. Начинает выполнять поручения (инструкции), состоящие уже из трех этапов. Например, выполняет поручение: возьми чашку, пойди в кухню и поставь ее на стол. Ребенку при этом необходимо выполнить три последовательных действия: во– первых, взять чашку, во‑вторых, пойти в кухню и, в третьих, поставить чашку на стол.

Понимает значение слова «большой». Из двух одинаковых предметов разных размеров даст вам по вашей просьбе больший.

В этом возрасте еще выражен детский негативизм – непослушание, неуступчивость, стремление нарушать запреты. Однако существование запретов необходимо прежде всего для безопасности ребенка. Для реализации запретов нужна последовательность. Уже к возрасту одного года вы должны были установить четкие запреты для ребенка и постоянно придерживаться их. Нельзя разрешать то, что запрещалось в недалеком прошлом. Самое вредное для ребенка – это несогласованность действий взрослых, участвующих в воспитании, и отсутствие постоянства определенных требований. Дети тогда вообще перестают слушаться или истощают свою нервную систему попытками приспособиться к противоречивым требованиям взрослых. Для поддержания запретов все чаще используется словесное разъяснение, смысл которого ребенок все больше понимает. Запрет должен быть обоснован и объяснен ребенку. Требование запрета должно предъявляться спокойным голосом (смотрите совет в предыдущем этапе). Нельзя в качестве наказания ставить ребенка раннего возраста в угол, так как такое ограничение двигательной активности в этот период вредно.

Должен уметь показывать 3–4 части телаили лица, которые ему называют. Если выложить перед ребенком несколько картинок с известными ему предметами, животными, то на вопpос взрослого «Где кошка?», а затем на вопрос: «Где собака?» и т. д. большинство детей правильно выбирают картинки.

Понимает несложный рассказ взрослого по картинке с простым сюжетом. Например, «мальчик поит лошадку» или «дети умываются», «дети поливают цветы», «дядя чинит машину». После рассказа, показывая на детали картинок, добейтесь от ребенка ответов на вопросы: «Кто это на картинке? Что делает?» Если сразу не отвечает, то задавайте вопросы с подсказкой: «Что мальчик делает? Что лошадка делает?»

Активная речь

Резкий рост активного словаря ребенка происходит в возрасте от 1,5 до 2 лет. Ежедневно появляются новые слова. В активном словаре не менее 20 слов к 1 году 8 месяцам, а у многих детей – намного больше.

Начинает произносить предложения из двух слов (простая фраза), девочки – чаще с полутора лет, мальчики – ближе к двум годам. Фразовая речь возникает и в первую очередь используется для вопросов и выражения простых потребностей. Просит взрослых, чтобы ему дали какой‑либо предмет, а также просит пить, есть уже не жестами, а словами: «дай пить», «хочу сесть», «хочу какать», «пойдем гулять» и т. д. Первые фразы повествовательного типа чаще всего состоят из существительного и глагола: «папа идет», «кукла упала». Позднее к ним прибавляются прилагательные: «большой», «маленький», «хороший» и т. д.

mob_info