Урок по изо вышивка на полотенце презентация. «образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

Слайд 1

Образы и мотивы в русской народной вышивки. Полотенце.
Урок ИЗО, 5 класс, 1 четверть

Слайд 2

Цели и задачи урока:
1. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к родному краю и его культуре. 2. Знакомство со значением полотенца, мотивами славянской орнаментальной символикой 3. Развивать творческую активность, навыки работы в составлении орнамента и аппликации, эстетический и художественный вкус.

Слайд 3

Словарь урока
полотенце орнамент ритм узор символ симметрия значение цвета

Слайд 4

Орнамент на полотенцах
В народном искусстве сохранилось много древних символов-оберегов, изображая которые на одежде, посуде, жилище человек отгонял нежелательных духов.

Слайд 5

Название и предназначение полотенца
Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец и полотенце сопровождает его всю жизнь от рождения до смерти.

Слайд 6

Родильное полотенце
Родился маленький человек, бабка- повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать. Будучи ещё в девушках, она позаботилась о своём малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. Это полотенце называется родильным.

Слайд 7

Поясок для новорождённого
На голый животик ребёнку завязывали поясок из выбеленной овечьей шерсти – оберег. Сомкнулись концы пояска, получился круг-символ солнца и бесконечности. Распоясался- значит, открылся нечистой силе.

Слайд 8

Вытиральное полотенце
У наших далёких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой. Утром- от ночных страхов и ужасов, вечером- от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило и вытирание лица полотенцем и называли его вытиральное.

Слайд 9

Свадебный обряд «хлеб да соль»
Обряд «хлеб да соль» на свадьбе - это
Традиция встречи родителями жениха молодоженов у себя дома караваем с солью уходит своими корнями в те далекие времена, когда после свадьбы молодая жена всегда переезжала на постоянное место жительства к мужу.

Слайд 10

Образа украшались божником (или иконником) - длинным и узким полотенцем домотканого холста, украшенным вдоль одной стороны и на концах вышивкой. Божник вывешивался так, чтобы прикрыть иконы сверху и с боков, но не закрывать лики.

Слайд 11

Интерьер украшали полотенцами, изба становилась более уютной, праздничной, нарядной.

Слайд 12

Птицы открывали двери неба весной и закрывали осенью. Птица – это обитатель мира небесного. Они символизировали тепло, свет, любовь и счастье, предвещали урожай и богатство.
Значение символов в вышивке

Слайд 13

Древо жизни, райское древо – излюбленный мотив восточнославянской вышивки, дерево, рождающее новую жизнь. Считалось символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием.

Слайд 14

Среди домашних животных славяне более других почитали коня, который считался хранителем домашнего очага

Слайд 15

Макошь – мать-сыра земля (мать хорошего урожая)
В древности женщину обожествляли, потому что она продлевала род, являлась символом единства сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека. Изображали ее в виде женской фигуры с птицами в поднятых руках

Слайд 16

Символика цвета
Белый цвет чаще всего цвет фона; мастерицы его называют «землей», потому этот цвет олицетворяет землю; женский, нежный цвет; символизирует чистоту, свет, благо.

Слайд 17

Красный, вышитый крестом по белому фону, символизирует солнце,огонь.

Слайд 18

Черный цвет связан с пониманием краткости человеческой жизни; символ земли, плодородия.
Символика цвета

Слайд 19

Практическое задание
Выполнить свой эскиз вышитого полотенца в технике аппликации Желаю удачи!

Слайд 20

Из альбомного листа вырезать нарядные «кружева» и украсить ими свое полотенце.
Для того, чтобы изготовить «кружевное полотенце», необходимо: сложить лист несколько раз «гармошкой»; Вырезать ажурный узор для украшения края полотенца; Взять полоски цветной бумаги и, сложив их гармошкой, вырезать узор, применяя известные символы

Слайд 21

Для выполнения задания вам понадобятся:
1. Лист белой бумаги 2. Три полоски цветной бумаги (по выбору) 3. Ножницы 4. Клей-карандаш И… желание творить!

Слайд 22

Этапы выполнения работы:
2.Каждый отворот согнуть к сгибу
1.
2.
1.Лист бумаги сложить вдоль пополам

Слайд 23

Этапы выполнения работы:
3.Начиная от сгиба приступить к оформлению фигурного края полотенца

Полотенца (праздничные, свадебные, похоронные, глухие) в традиционной крестьянской культуре играли более важную роль в обрядах по сравнению с другими предметами бытовой утвари, поэтому к их орнаментированию относились с пристрастием и передавали полотенца из поколения в поколение.

В музеях встречаются очень старые образцы вышитых и тканых полотенец. Полотенца изготавливали в технике бранного, ажурного, многоремизного, закладного ткачества, вышивали набором, счетной гладью, крестиком, болгарским крестом, тамбуром, стебельчатым швом, гладью. Одной из самых ранних и трудоемких техник является вышивка по перевити (вышивка по продернутому в виде сетки холсту).

У обрядового полотенца середину полотна оставляли белой, на краях выполняли вышивку и к концам полотна пришивали кружево (вязанное крючком, плетеное на коклюшках или фабричное) или ажурно вытканные полосы или делали кисти — таким образом возникал самый распространенный вариант трехчастного разбиения пространства. Встречается и более сложный порядок расположения орнаментов: вышивка, кружево (прошва), вышивка (возможно по кумачу), кружево или кисти. В этнографии существует гипотеза, что до середины XIX века концы полотенец оформляли не кружевом, связанным крючком, а вышивкой по перевити, орнаменты которой часто имитирует крючочное кружево. Традиционными мотивами вышивки для обрядовых полотенец были птицы-павы у древа жизни, птицы, идущие друг за другом, ромбы и другие. В зависимости от мотивов орнаментов вышивки и кружева полотенца использовали в свадебном, похоронном или в календарных обрядах. Богато украшали полотенце для иконы в красном углу. Перед тем как вышивать такое полотенце, два конца полотна часто сшивали вдоль одной стороны на высоту вышивки. Затем, не прерывая раппорт в месте шва, выполняли вышивку от одного края до другого получившегося полотна и пришивали кружево на всю ширину сдвоенных концов. Такое полотенце называлось глухим. Его вешали на зеркало или на раму с фотографиями.

В конце XIX — начале XX века распространились натуралистические вышивки крупных цветов, букетов, вазонов, сюжетные вышивки. Эти мотивы женщины находили на обертках мыла, одеколонов и другой парфюмерии, которые разрабатывались целым штатом художников на фабрике промышленника Брокара. Мастерица вносила в сюжет и свои мотивы, которые встречались в старинных изделиях.

Повседневные полотенца — для вытирания рук (рукотерники), для накрывания квашни (наквашенники), для накрывания ведра с молоком (накоровенники) — также украшали, но символике их орнаментов придавали меньше значения. Такие полотенца были пестрыми — в клетку, в полоску, — к ним могли пришить полоску кумача с вышивкой, небольшие кружева или по некрашеному льну сделать неширокую вышивку красными и черными нитками.

Полотенце — наквашенник. Талицкий район Свердловской области.


Конец полотенца. Из фондов Нижнесалдинского краеведческого музея, г. Нижняя Салда Свердловской области


Из частной коллекции Т.И. Швалевой, г. Екатеринбург


Город Пермь (из церковного прихода). Из частной коллекции Т.И. Швалевой, г. Екатеринбург


Алапаевский район Свердловской области. Из экспедиционных материалов СОДФ

Свердловская область. Из фондов Центра внешкольной работы Чкаловского района г. Екатеринбурга


Полотенца. Ирбитский район Свердловской области. Из экспедиционных материалов СОДФ

Деревня Прядеино Харловского с/с Ирбитского района Свердловской области. Из экспедиционных материалов СОДФ

Полотенца. Алапаевский район Свердловской области. Из экспедиционных материалов СОДФ

Ольга Выборнова
Сценарий педагогического мероприятия. Декоративное рисование по мотивам народной вышивки «Вышитое полотенце»

Цель.

Развивать связную речь, коммуникативные и изобразительные навыки, умение самостоятельно выбирать композиционные и цветовые решения. Продолжать знакомить с традициями русского народа, творчеством народных мастеров.

Предварительная работа:

Знакомство детей с вышивкой, как видом народного декоративно-прикладного искусства.

Рассматривание в мини-музее «Русская изба» вышитых изделий.

Составление узора из геометрических фигур на бумаге прямоугольной формы.

Заучивание пословиц и поговорок о труде и рукоделии. Рассказ родителей об истории появления в доме вышитых полотенец.

Материал и оборудование:

Предметы быта русской избы: печь, лавка, стол, сундучок, люлька, (колыбелька) , вязаные половики, тканный половик и т. п. Полотенце (белая накрахмаленная ткань 15х50см) , фломастеры и маркеры, зеркало – на каждого ребёнка.

Ход:

Дети входят в изостудию. Проводиться игра-приветствие «Эстафета дружбы».

Дети образуют круг, берутся за руки и передают рукопожатие друг другу.

Звучит аудиозапись русской народной песни «Позолоченная прялица». Дети, взявшись за руки, переходят в мини-музей «Русская изба»

Воспитатель. Где мы с вами оказались? Какие предметы вам здесь знакомы? Что вы о них знаете? Что делает убранство избы особенно красивым? (Ответы детей)

Подводит детей к столу, на котором разложены полотенца.

Воспитатель. Среди предметов, которые украшают избу, вы назвали и вышитые полотенца. На Руси этот предмет обихода называли по-разному: рукотёрник, ручник, утирник, полка, ширинка. Из украинского языка к нам пришло знакомое всем слово «рушник». Чем рушник отличается от обычного полотенца, которым вы умываетесь после умывания? (Это полотенце украшено яркими узорами) . Верно, кроме этого, оно сделано из льняного холста – ткани, которую хозяйка ткала дома на ткацком станке. Мы рассматриваем вышитые полотенца как произведения народного искусства, а когда то ими пользовались ежедневно. Каждая женщина должна была уметь ткать полотенце и украшать его вышивкой, лентами и кружевом.

Какие предметы в избе украшены полотенцами? Отличаются ли вышивки на разных полотенцах? (Ответы детей)

Вышивка – один из самых удивительных видов русского народного искусства. Яркими узорами мастерицы-вышивальщицы украшали скатерти, женские и мужские рубахи, головные уборы. Кроме того, вышитое полотенце было оберегом. Как вы думаете, что такое оберег? (Это предмет, который оберегает от всякого зла и дурного глаза.) Вышитые полотенца вешали на иконы, окна и двери, дарили на свадьбу молодожёнам. Рушниками украшали дом к празднику. Расскажите, какие узоры вышили мастерицы на наших рушниках, где они их расположили, нитки каких цветов они использовали?

Дети (по желанию) рассказывают об элементах оформления каждого полотенца.

Воспитатель.

Горница у нас большая

Да красивая такая.

Вот в углу сундук стоит,

Много он добра хранит.

Давайте заглянем в сундучок.

Дети открывают сундук, в котором лежат игла с ниткой, пяльцы, лоскуты ткани, фломастеры и маркеры.

Воспитатель. Вам знакомы эти инструменты? Для чего они нужны? (Ответы детей)

Дети. Ткань, пяльцы, иглы и нитки нужны мастерицам для вышивки. Они подбирали цветные нитки и вышивали им яркие узоры.

Воспитатель. (закрепляет ткань на пяльцах, вышивает) Мастерицы обращались с иголкой аккуратно. Почему, как вы думаете?

Дети. Иголка острая, ею можно уколоться. Иголка маленькая, её можно потерять.

Воспитатель достаёт из сундука полотенца (белую накрахмаленную ткань) и раздаёт их детям.

Воспитатель. Давайте украсим эти пролотенца красивыми узорами. Мастерицы их вышивали, а вы нарисуете. Сейчас распишите один край полотенца, а в группе в свободное время продолжите работу.

Как располагается узор на полотне? (узоры украшают концы полотенца) Сложите полотно пополам и прогладьте ладонью середину. Помните: узоры на разных концах полотенца должны быть одинаковыми.

Звучит запись спокойной музыки. Дети садятся за столы, расписывают одну часть полотна. По ходу работы воспитатель следит за осанкой детей, при необходимости оказывает индивидуальную помощь, вспоминает пословицы и поговорки о труде и рукоделии.

Воспитатель. Хотите посмотреть, как у вас будет выглядеть полотенце после завершения работы? (Раздаёт детям зеркала)

Проводится опыт с зеркалом.

Дети приставляют зеркало к расписанной части работы и рассматривают отражение узора.

Воспитатель. Вы молодцы, мастера и рукодельницы! Красивые у вас полотенца получились. Узоры на них как пожелания счастья, здоровья и достатка, оберег от всякого зла. Кому вы их подарите? (Ответы детей)

Под аудиозапись весёлой русской народной мелодии дети берут рушники и выходят из помещения изостудии. Во второй половине дня в свободное время в уголке творчества дети завершают работу.

Публикации по теме:

Конспект НОД по декоративному рисованию по мотивам дымковской росписи в средней группе «Тарелочка» Программное содержание: Продолжать знакомить детей с дымковской росписью. Развивать воображение и фантазию. Воспитывать у детей интерес.

Проект (сценарий) педагогического мероприятия. Интегрированная НОД «Умка в весеннем лесу» на основе ФГОС Составитель: Зяблова Светлана Викторовна Проект педагогического мероприятия: интегрированная НОД по экологическому развитию, развитию речи,.

Сценарий педагогического мероприятия «Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» (средняя группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9 «Кристаллик» комбинированного вида» ул. Ямальская 23а,.

Сценарий педагогического мероприятия «Поможем Мишутке найти свою семью» Цель: стимулировать поиск решения проблемно-поисковой ситуации на физкультурных занятиях исследовательским путём. Задачи: формировать.

Сценарий педагогического мероприятия с детьми младшего дошкольного возраста Тема: «Светофор» Проблема: незнание детьми правил дорожного движения, правил поведения на улице и на дороге, световых сигналов светофора.

Сценарий развлечения для детей младшей группы «Путешествие с Колобком» по мотивам русской народной сказки Ведущий. Вот и весна наступила. Пробуждается от зимнего сна природа, да и у нас с приходом весны светлое, хорошее настроение, верно? Давайте.

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.

Учитель ИЗО, черчения и МХК

МБОУ СОШ №87 г. Хабаровск

Маркевич Юлия Юрьевна


Особенности русской народной вышивки:

  • Природный характер
  • Условность и символичность
  • Вариативность образов
  • Силуэтный узор (линия-шов)
  • Преобладание красного цвета

Анализ рисунков на раздаточном материале

Какие мотивы преобладают в русской народной вышивке? Природные, но не копии, а декоративные

Какова точность передачи образов в вышивке? – тела угловатые, кисти рук огромные, головы странной формы,

Обратите внимание, как линия – шов очерчивает жесткой ломаной линией выразительные контуры древних образов. Поверхности фигур украшены шахматным рисунком, широкими и узкими цветными полосами.

Швы – узоры дерзко дробят поверхность на ряды орнаментов, превращая её в нарядное узорочье.

Какой цвет преобладает в русской народной вышивке?

Красный цвет – цвет солнца, огня, жизни, красоты, олицетворял мужское начало

Белый цвет (фон – «земля») – символ света, чистоты, всевозможного блага

Вышивать начинали с первыми весенними лучами солнца, когда ещё оставалось время до начала полевых работ


Способы вышивки:

Крестиком Гладью


Какие древние символы изображают на фрагментах полотенец?

Птицы

Птицы

Древо жизни

Знаки земли

Знаки воды


Птицы

Древо жизни






Элементы полотенца:

Ленточный орнамент

Центральный узор

Ленточный орнамент – это узор, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту.

Центральный узор – это узор декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутость композиции.

Кружево


  • Выполнить эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.

Рефлексия:

Отлично, я все понял и мне было интересно

Хорошо, но я немного не понял и были небольшие трудности

Мне было неинтересно на уроке, я очень устал


  • НАЙТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН В НАРОДНЫХ КОСТЮМАХ, А ТАКЖЕ ОТДЕЛЬНЫЕ ДЕТАЛИ КОСТЮМОВ НА ОТКРЫТКАХ, ФОТОГРАФИЯХ, В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ К ДЕТСКИМ КНИГАМ.

Занимает особое место среди других стилистических направлений. Она не только красива, но и очень многогранна. На огромной русской территории разные губернии использовали свои отличительные техники. Помимо этого различия были и в используемых материалах, и в цветовой палитре.

Чем интересен этот вид рукоделия?

В каждой стране вышивка и другие способы украшения одеяний различны и неповторимы. Русская вышивка делилась на несколько типов:

  • городская;
  • крестьянское рукоделие;
  • вышитые мотивы, которые использовались как оберег.

С ранних лет (приблизительно с 5-6) крестьянских девочек обучали искусству вышивки, шитья и даже создания кружев. Именно они, в отличие от городских девушек, тщательно чтили традиции и старались передавать все культурные особенности (орнаменты, узоры) в своих произведениях. Вышивали различными способами: крестом, обычной гладью, московским швом.


Русская вышивка — старинный вид народного искусства

В то время был обычай, согласно которому девочки с 5-ти лет должны начинать готовить себе приданное, которое было достаточно объемным.


Картина «Крестьянка за вышивкой». Малявин Филипп Андреевич, Россия, 1869-1940

Они должны были украсить крестом и другими стежками различные текстильные принадлежности (скатерти и полотенца), предметы одежды.


Искусство вышивания имеет многовековую историю

В качестве одежды выступали многочисленные сарафаны, высокие юбки, шубки, рубахи, передники и т.д. При этом готовился не один комплект одежды, а несколько (для каждого отдельного случая либо празднества: свадьбу, празднество, гуляния, для работы и т.п.).


Сундук с приданым

Городские девушки старались внести в узоры своих творений немного европейской моды. Большое влияние на вышивку оказывал французский стиль.

Вышивка в французском стиле

Не менее популярной была вышивка, которая использовалась в качестве оберега. Наиболее популярной техникой исполнения считался крест. При этом даже самая маленькая деталь в такой вышивке имела свой смысл и значение.


Славянский оберег вышитый крестиком

Орнаменты и узоры крестом были достаточно разнообразны, но наиболее популярным считалось изображение Роды – матери, которую окружали олени. В качестве оберега ее часто можно было увидеть как на одежде новорожденных деток, так и на свадебных нарядах. Считалось, что она будет оберегать своих владельцев от различных напастей.


Вышитый оберег с изображением

Каждый из этих типов невероятно красив и имеет свои особенности. Помимо этого, у каждой области были некоторые свои отличительные черты.

Северные традиции

Народные традиции севера, к которому относятся Карельская АССР, Вологда, Архангельск и Ленинград, были едины. Наиболее популярными техниками были гладь, косые стежки, роспись.


Вышивка полным крестом была распространена только при создании некоторых оберегов.


Наиболее популярной была роспись, которая по своей сути являлась полукрестом. Она представляла собой мелкие стежки, преимущественно яркого красного цвета, которые создавали определенные узоры. После того, как окантовка была готова, внутреннее пространство заполнялось другими декоративными швами. В некоторых случаях также использовался декор краев. Для этого делались дополнительные штрихи, узоры из звездочек либо снежинок.


Старинная русская вышивка, как и процесс вышивания, имела обрядовое значение, была близка к аграрным обрядовым действам

Красиво смотрелась и белая строчка. В качестве основы для вышивки использовалась немного разреженная ткань, которая слегка просвечивалась.


Белая вышивка

Таким образом, плотный белоснежный сюжет на легком и прозрачном фоне смотрелся восхитительно.

Особенности южан

Южные области (Воронежская, Тамбовская, Орловская, Курская и Пензенская) характеризовались наличием различных геометрических орнаментов. В этих территориях была вышивка росписью, белой строчкой, иногда крестом и другими швами.


Вышивка росписью

Но наиболее распространенными считались цветная перевить и счетная гладь.


Вышивка гладью по белоснежному шелку

Цветная перевить несколько похожа на белую строчку. Главная черта, которая объединяет две этих техники, это использование полупрозрачной тканевой основы. Такая техника была достаточно сложной, особенно если за основу был взят достаточно большой красочный сюжет. Поэтому наличие вышивки в таком стиле было очень престижно и свидетельствовало об определенном достатке семьи.


Цветная гамма была достаточно разнообразной:


Рубаха вышитая в синих тонах
  • в Смоленске можно было часто встретить золотой фон и красочные лимонные, оранжевые, красные и белые сюжеты;

  • Тула и Калуга характеризовались красновато-белой гаммой, в которую вкраплялись самые разнообразные (синие, голубые, зеленые и желтые) вставки;

Русская вышивка — явление чрезвычайно сложное и многогранное
  • в Калининграде использовался яркий малиновый фон, а сюжет создавался из различных алых, белых, зеленых и золотистых нитей.

Вышивка — едва ли не самое развитое искусство среди многих видов русского народного творчества

При этом, главной геометрической формой был ромб либо квадрат. Они вышивались с выступами по углам, диагоналями, спиралями и т.п. Фигуры расставлялись друг за другом, расшивались двойным крестиком, поддевчатым швом, гладью, косой стежкой. А в качестве материала использовались шелковые нити.

Вышивальные ритмы в центре России

Центральные районы неплохо комбинировали традиции как северных, так и южных территорий. Но при этом они добавляли свою «изюминку». С Севера они позаимствовали белую строчку, а также присущие для нее мотивы и сюжеты. По сей день эта техника используется для украшения текстильных изделий в Ивановской и Калининской областях.


Русская вышивка — неотъемлемая часть искусства русского народа

В некоторых областях (Ярославль, Кострома) белая строчка была несколько модернизирована. Вместо традиционных полностью белоснежных сюжетов стали появляться белая вышивка с цветным контуром, декором из золотых, голубых и розовых нитей.


В течение нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения вышивки, характер орнамента и его колорит

Наиболее изысканно смотрелась вышивка в Костромской области. Там рукодельницы использовали для создания своих произведений искусства в основном пастельную гамму и шелковые нити. Благодаря спокойным цветовым переходам вышивка смотрелась невероятно красиво, а шелк придавал изделию блики и переливы.


Белоснежная вышивка шелковыми нитями

Традиционная для Севера роспись также модернизировалась. В отличие от исходного варианта, в центре она выполнялась с большей густотой зашивки, поскольку в работе использовались в основном шерстяные нити. Изображение ромба в русской вышивке

Уникальная технология прославила Горьковскую область. «Горьковские гипюры» были необычайно изящной техникой. Самым распространенным мотивом для горьковской ажурной вышивки считается розетка средних размеров с округлыми углами в форме ромба.



С первого раза во всех стилях и техниках народной вышивки разобраться достаточно тяжело. Ведь в каждой области были свои особенности, которые отличали ее работы от других. Наиболее точно культурные особенности сохранялись в крестьянском типе вышивке, а также в технологии изготовления сюжетов-оберегов.

mob_info