Определение памяти значение памяти в жизни человека. Сочинение на тему: Роль памяти в жизни человека

Глава 1 Роль памяти в нашей жизни. Насколько это важно - хорошо все помнить?

Вся наша жизнь - это память, за исключением одного единственного момента,
который проходит сейчас и проходит так быстро, что это едва ли можно осознать.
Теннеси Уильяме

Сначала понимание!

Практически любой аспект нашей жизни связан с необходимостью что-то запоминать. Это происходит оттого, что в нашем мире все оценивается с точки зрения времени. Если бы мы не обладали памятью, то вся жизнь была бы бесконечным настоящим, свернутым до размеров од-ного-единственного мгновения, которое проходит в настоящий момент и исчезает в небытии. Без памяти у человека не было бы ни индивидуальности, ни опыта, ни возможности накапливать знания в процессе обучения. Память придает целостность нашим мыслям и поступкам, мы используем ее постоянно: размышляя, сравнивая, оценивая, выбирая, принимая решения или рисуя что-то в воображении. Все эти действия основаны на способности мозга накапливать ценную информацию и при необходимости обращаться к ней. Большинство из нас не осознает, какую огромную роль играет в нашей жизни память. Как и в случае со здоровьем, ее никто не замечает до тех пор, пока она не начнет давать сбои. И только тогда, когда человек обнаруживает, что его память не может удержать в себе все необходимое, он начинает интересоваться тем, как она работает и как можно улучшить ее работу. Что ж, лучше поздно, чем никогда. Впрочем, совсем необязательно дожидаться тревожных симптомов - предотвратить ослабление памяти гораздо легче, особенно если необходимые для этого знания человек получает еще в школе или на работе. Те немногие, которые начинают самостоятельно заниматься улучшением памяти (например для продвижения по работе или просто для самосовершенствования) откроют для себя - как и вы, прочитав эту книгу - что ни в коем случае нельзя полагаться на чудеса пассивной памяти. Память будет работать хорошо, только если ее постоянно совершенствовать. Нужно приучить себя записывать воспоминания, развивая при этом чувственное восприятие, образное мышление и способности к наблюдению. Хотите, чтобы ваш мозг стал «феррари», а не «фордом»? Тогда внимательно прочтите эту книгу и начните регулярно заниматься упражнениями для развития памяти. Исследования показывают, что в повседневной жизни средний человек использует не более 10% возможностей мозга! Разве это не стимул для того, чтобы начать заниматься по программе, которая уже помогла улучшить память тысячам американцев всех возрастов и профессий?

Тренировки памяти предотвращают и уменьшают забывчивость в любом возрасте. Это то же самое, что вкладывать деньги в надежнейший из банков.

Что такое «вполне хорошая память»?

Вы слышали когда-нибудь выражение «вполне хорошие» родители, дети или родственники? Так обычно говорят те, кто хочет, чтобы что-то было совершенным, но не может этого достичь. Точно так же и с памятью - мечта обрести совершенную память (которой не существует в природе!) может стать для таких любителей всего исключительного источником огорчений. Даже у феноменальной памяти наблюдаются некоторые недостатки: как правило, люди с такой памятью могут в совершенстве запоминать только один специфический вид информации, например цифры. К счастью, большинство людей довольствуются тем, что запоминают то, что, им необходимо запоминать. Впрочем, это очень субъективное определение, и любой посторонний человек может его легко оспорить. В то время как вам кажется, что вы помните все необходимое, он может вполне справедливо указать, что вы забываете некоторые важные вещи (в то время как вы попросту не посчитали в какой-то момент, что их нужно запомнить!). Особенно четко это проявляется на рабочем месте, где ваше выборочное внимание может пропускать некоторые необходимые для работы вещи и, следовательно, не откладывать их в памяти. Итак, первым шагом на пути развития памяти должно стать определение объективных критериев ее работы, а также развитие способности запоминать всю важную информацию.

Идеальная память - вещь недостижимая, поэтому не стоит и мечтать о ней. Давайте сосредоточимся на более реалистичной цели: сделать свою память лучше, чем она есть сейчас. Вы не поверите, как далеко можно уйти по этому пути. Сначала узнайте, что могут делать люди с превосходной памятью, а потом проверьте на себе - если вы примените их техники запоминания, то будете способны на то же! Вот как все просто. Сражайтесь с забывчивостью постоянно и используйте для этого все виды оружия - от простых зрительных «подсказок» до специфической организации информации и мнемонических систем.

Понять, что нужно делать, - еще далеко не все. Улучшить память может только постоянная тренировка.

Как бы вы оценили свою память?

Самооценка редко бывает точной, так как слишком субъективна и зависит от эмоций. Если вы не доверяете своей памяти, то будете видеть в ней одни только недостатки. Чем старше становится человек, тем серьезнее он относится к недостаткам памяти, которые раньше не замечал. Классический пример: вы идете в комнату, а войдя, совершенно не можете вспомнить, зачем вы сюда пошли. Вы идете назад - так, на диване оставлена книга. Вы читали, и вам понадобилась записная книжка! Это случается абсолютно со всеми. Но только в 20 лет вы сразу же позабудете об этом, справедливо заметив: отвлекся, с кем не бывает. В 40 вы начинаете мрачно думать: «Вот он, средний возраст...» В 60 лет такой же невинный эпизод заставит вас размышлять о болезни Альцгейме-ра. Наши суждения напрямую зависят от того, насколько мы озабочены именно этой проблемой. Вполне возможно, что в то время как вы жалуетесь на неожиданные провалы в памяти и вините во всем возраст, ваш сын воскликнет: «Папа, но ведь у тебя всегда была плохая память на имена, ты не мог запомнить, как зовут даже самых близких моих друзей!»

Чтобы получить более объективную оценку, нужно последовательно задавать себе вопросы: только так можно максимально точно определить, какие виды информации вы запоминаете хорошо, а с какими у вас проблемы. Попытайтесь выяснить для себя все сильные и слабые стороны вашей памяти, стараясь при этом рассуждать логически. Например, я всегда считала, что хорошо запоминаю людей, события, литературу, языки, но очень плохо помню цифры, и всегда имела проблемы с историей. Путем простого анализа я заключаю, что у меня нет склонности к математике, поэтому я не могу запомнить исторические даты. Интересно, а есть ли такие цифры, которые я считаю очень важными и поэтому хорошо запоминаю?

Конечно же, это цены! Мне нравится ходить по магазинам, я горжусь своей способностью купить качественный товар за меньшие деньги. Смотрите-ка, все вовсе не так уж плохо, как я привыкла считать! И если я прекрасно помню одни цифры, то наверное смогу победить и другие? Так трезвая оценка может укрепить веру в собственные силы и воодушевить на дальнейшую работу над памятью.

Когда люди жалуются на память, то как правило, они упоминают одни и те же вещи. Посмотрите на этот список. Вам тоже случалось цитировать его? Тогда попробуйте поспрашивать своих друзей или коллег по работе - увидите, они расскажут вам о себе практически то же самое. Почти все люди испытывают похожие проблемы с памятью, а это значит, что нужно винить не здоровье, а собственную леность, и начинать исправлять положение.

Я не могу запомнить:
- подробности;
- имена и лица;
- время встречи;
- куда кладу вещи;
- слова;
- то, что читаю;
- что я делал или говорил перед тем, как меня прервали;
- что мне рассказывают другие люди;
- места, где я побывал;
- инструкции и указания.

Проанализируйте свою память и внесите в этот список необходимые исправления или дополнения. Скорее всего, все ответы вы найдете в последующих главах этой книги. Однако для начала нужно уделить максимально большое внимание вопросам - именно они заложат основу вашего нового отношения к собственной памяти.

Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания.

Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти возникшие у нас понятия о вещах и законах их существования. Память позволяет нам использовать эти понятия для организации наших будущих действий и поведения.

Если бы человек не обладал памятью, его мышление было бы весьма ограниченным, так как проводилось бы лишь на материале, получаемом в процессе непосредственного восприятия.

И. М. Сеченов считал память «основным условием психической жизни», «краеугольным камнем психического развития». Память - это сила, «которая лежит в основе всего психического развития. Не будь в самом деле этой силы, каждое действительное ощущение, не оставляя по себе следа, должно было бы ощущаться и в миллионный раз своего повторения точно так же, как и первый,- уяснение конкретных ощущений с его последствиями и вообще психическое развитие было бы невозможностью». Без памяти, говорил И. М. Сеченов, наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного».

Такими были бы и наши действия: мы ограничивались бы в них лишь врожденными реакциями на непосредственные раздражения и были бы лишены возможности планировать на основе предшествующего опыта нашу будущую работу.

Память органически участвует также в процессе восприятия. «Видимое и слышимое нами всегда содержит в себе элементы, уже виденные и слышанные прежде. В силу этого во время всякого нового видения и слышения к продуктам последнего присоединяются воспроизводимые из склада памяти сходственные элементы, но не в отдельности, а в тех сочетаниях, в которых они зарегистрированы в складе памяти» (И. М. Сеченов).

Всякое восприятие предполагает понимание того, что воспринимается, а это возможно лишь при участии воспроизведенных в памяти представлений из прошлого опыта.

Особо важную роль память играет в учебной работе, в процессе которой учащиеся должны усваивать и прочно запоминать большое количество, разнообразного учебного материала. Поэтому педагогически важно развивать у учащихся хорошую память.



Хорошей считается память того человека, который быстро запоминает необходимый материал, длительно сохраняет его в своей памяти и точно воспроизводит.

Виды памяти .

Существуют разные способы классификации памяти. Выделяют наследственную (филогенетическую, определяющую строение каждого организма в соответствии с эволюцией вида) и индивидуальную, которая свойственна каждому отдельному индивидууму и формируется на протяжении всей жизни. Мы будем рассматривать именно эту, прижизненную память.

Деление памяти по времени сохранения материала.

В данном случае выделяют сенсорную или мгновенную, кратковременную и долговременную память, а иногда и промежуточный вариант – оперативную.

Мгновенная память – это первый этап обработки поступающей извне информации, она формируется пассивно, с ее помощью организм на очень короткое время удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Объем мгновенной памяти существенно больше, чем кратковременной. Эксперименты показывают, что с помощью иконической (мгновенной зрительной памяти), испытуемый получает и удерживает короткое время (до 0,5 с) значительно больше информации, чем затем может произвести. Однако разрушение этого большого объема происходит очень быстро. Иконическая память – это, по существу, сохраняющаяся некоторое время зрительная картина. Такой след угасает быстрее, чем человек успевает назвать все предъявленные ему стимулы.

Кратковременная память – это память, в которой сохранение материала ограничено, определенным, как правило, небольшим периодом времени.

Информация о внешнем объекте попадает из мгновенной памяти в кратковременную. Кратковременная память характеризуется очень коротким сохранением после одноразового, очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением. Многие особенности поведения человека связаны с малой емкостью кратковременной памяти. Психологи, в том числе и Дж. Миллер, доказали, что объем кратковременной памяти человека составляет 7 (+ -)2 элемента и определяется по числу единиц информации, которое мы в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного ее предъявления. Оперативные единицы памяти зависят от способности человека организовывать восприятие информации, от организации предъявляемой информации, например, ритмически организованная последовательность позволяет запомнить большее количество информации.

Эта форма памяти отличается по ряду свойств от мгновенной: во-первых, другим механизмом сохранения, во-вторых, другими формами преобразования информации, в-третьих, другими объемами и, наконец, иными способами продления срока сохранения.

Роль кратковременной памяти состоит в обобщении, схематизации полученной информации, через нее эта информация поступает в долговременное хранение. Роль кратковременной памяти этим не ограничивается. Именно ее свойства выявляются в момент принятия решений, поскольку здесь происходит непосредственное сличение информации, поступающей извне и из долговременной памяти, и выносится решение о правильности гипотезы, выдвинутой на основе сведений, полученных и накопленных при обучении.

Ограниченный объем кратковременной памяти служит дополнительным стимулом обобщения информации. Чем более обобщенная информация поступает из долговременной памяти, тем больше ее может уместиться в кратковременной памяти и тем более сложное решение может приниматься человеком.

Постоянное обобщение информации в самой кратковременной памяти и обобщенность понятий, поступающих в нее из долговременной памяти, приводят к тому, что увеличивается емкость оперативных единиц и оперативное поле кратковременной памяти как бы раздвигается по мере обучения. Однако важнейшее качество образа (его обобщенность) не может быть обеспечено на уровне преобразования в кратковременной памяти. Оно достигается только с определяющим включением долговременной памяти.

Долговременная память обеспечивает продолжительное сохранение знаний, умений и навыков и содержит огромный объем информации, которая может понадобиться человеку на протяжении его жизни.

Экспериментальные данные показывают, в долговременной памяти одновременно задействованы несколько форм организации знаний. Ее нередко сравнивают с книгохранилищем огромной библиотеки, где доступ к фолиантам открывает правильно выдранный код каталога. Считается, что объем долговременной памяти практически не ограничен. Несмотря на эти ценные качества долговременного хранилища, человек часто не получает доступа к хранящимся там знаниям, когда в них возникает необходимость. Доступность информации определяется в значительной степени организацией хранения. В отличие от кратковременной памяти, где припоминания не требуется, при долговременной памяти оно необходимо всегда, т.к. связанные с восприятием сведения уже не находятся в сфере актуального сознания. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуются волевые усилия.

Сведения, хранящиеся в памяти, связаны между собой невидимыми нитями – ассоциациями, поэтому быстрее опознается и лучше всего запоминается информация, содержание которой позволяет установить наибольшее число различных ассоциаций и информацией хранящейся в структуре памяти. Любое понятие, поступающее в долговременное хранилище, обязательно активизирует целую систему других понятий, близких к первому. Ассоциативные связи определяются не только частотой совпадения, но и их эмоциональной значимостью и актуальностью.

Главной особенностью долговременной памяти все же является недоступность произвольному считыванию хранящейся в ней информации. Вместе с тем имеются случаи, хотя и не частые, когда у отдельных личностей обнаружены свойства хранения и использования необычно большого объема информации. Здесь речь идет о случаях феноменальной памяти.

Известный математик и кибернетик Д. Нейман подсчитал, что человеческий мозг может вместить примерно 10 20 единиц информации. То есть каждый из нас способен запомнить сведения, содержащиеся в миллионах томов книг. История знает немало людей, обладавших феноменальной памятью. Так, великий русский полководец А.В. Суворов, как утверждают современники, помнил всех своих солдат в лицо. Исключительная память была у Наполеона. Однажды, еще будучи поручиком, он был посажен на гауптвахту и нашел в помещении книгу по римскому праву, которую прочитал. Спустя два десятилетия он мог еще цитировать выдержки из нее.

Оперативной называют память, занимающую промежуточное положение между кратковременной и долговременной. Она рассчитана на сохранение материала в течение заранее определенного времени.

Виды памяти по характеру психической активности

По характеру психической активности различают двигательную, образную, эйдетическую, символическую память.

Двигательная (или моторная) память обнаруживается очень рано. Это, прежде всего, память на позу, положение тела. Она лежит в основе многих профессиональных навыков, которые постепенно становятся автоматическими, т.е. осуществляются без привлечения сознания и внимания. Люди с развитой двигательной памятью лучше усваивают материал не на слух или при чтении, а при переписывании текста. Это один из способов выработки грамотности. Достигая полного развития раньше других форм, двигательная память у некоторых людей остается ведущей на всю жизнь, у других, ведущую роль играют другие виды памяти.

Эмоциональная память – это память на чувства. Эмоциональная память определяет воспроизведение определенного чувственного состояния при повторном воздействии той ситуации, в которой данное эмоциональное состояние возникло впервые. Сильные, эмоционально окрашенные впечатления, человек сохраняет дольше всего. Считается, что чувственная память, на основе которой развивается эмоциональная память, имеется уже у шестимесячного ребенка и достигает своего развития к трем-пяти годам. На ней основывается осторожность, симпатия и антипатия, а также первичное чувство узнавания (знакомое и чужое).

Исследуя устойчивость эмоциональной памяти, В.Н. Мясищев установил, что когда школьникам показывали картины, то точность запоминания зависела от эмоционального отношения к ним 0 положительного, отрицательного или безразличного. При положительном отношении они запоминали все 50 картин, при отрицательном – только 28, а при безразличном – всего – 7.

Образная память – это память на представление, память на картины природы, звуки, запахи, вкусы. Этот вид памяти может быть зрительной, обонятельной, слуховой, вкусовой и др. Как отмечает Р.М. Грановская, отличительная особенность образной памяти в том, что в период удержания образа в памяти он претерпевает определенную трансформацию. Обнаруживаются следующие изменения: некоторое упрощение (опускание деталей), некоторое преувеличение отдельных деталей, преобразование фигуры в более симметричную. В процессе сохранения, образ может трансформироваться и по цвету. Яснее и ярче всего зрительно воспроизводятся образы, редко встречающиеся, необыкновенные, неожиданные.

Образная память обычно ярче проявляется у детей и подростков. У взрослых людей ведущая память, как правило, не образная, а логическая, хотя есть профессии, где необходимо иметь хорошую образную память. Разновидностью образной памяти считается эйдетическая память, правильное использование которой лежит в основе хорошего запоминания.

Человеческая память включает процессы запоминания, сохранения, узнавания или воспроизведения информации, она связывает прошлое и настоящее человека, формирует его личность, причем существенное влияние имеют и факторы мотивации личного характера.

Эйдетическую память исследовали Л.С. Выготский и А.Р. Лурия. Они ввели термин «эйдетизм» (от греческого образ), как разновидность образной памяти, способность воспроизводить яркие картины предметов и явлений по прекращении их непосредственного воздействия на органы чувств. По мнению ученых, такая система восприятия событий, людей, объектов и любых данных (слов, цифр и т.д.) неизмеримо расширяет возможности человека.

Эйдетик не вспоминает, а как бы продолжает видеть то, что уже исчезло из поля зрения. Картины, возникающие перед его мысленным взором, столь отчетливы, что он может переводить взгляд с одной детали на другую. Он может продолжать видеть предъявленные ему ряды слов, знаков, цифр или превращать диктуемые ему данные в зрительные образы. То же касается и музыки, которую человек как бы продолжает слышать.

Символическая память подразделяется на словесную и логическую. Словесная память формируется в процессе прижизненного развития вслед за образной и достигает наивысшей силы к 10-13 годам. Отличительной чертой ее является точность воспроизведения и значительно большая зависимость от воли. Воспроизвести зрительный образ не всегда в нашей власти, в то время, как повторить фразу значительно проще. Однако при словесном сохранении наблюдается искажение.

3 . Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в результате которого оценивается тот или иной психический процесс, - это:

а) эксперимент;

б ) тестирование;

в) наблюдение;

г) самонаблюдение.

Список используемой литературы:

1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.-565 с.

2. Матюгин И.Ю. Алхимия памяти //В мире науки. - 2004. - №8 .- С. 82-84.

3. Немов Р.С. Психология. - М.: Просвещение, 1990. - 30 с.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М.: Академия, 2001. - 501 с.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии В 2-х т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1989. - 486 с.

Определение памяти:

Наш мозг обладает очень важным свойством. Он не только получает информацию об окружающем мире, но и хранит, накапливает ее. Каждый день мы узнаем много нового, с каждым днем обогащаются наши знания. Все, что узнает человек, может быть надолго сохранено в «кладовых» его мозга.

Памятью называют отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал.

Память - сложная психическая деятельность. В ее составе можно выделить отдельные процессы. Основные из них запоминание, сохранение (и соответственно забывание), воспроизведение и узнавание.

Функции памяти:

Запоминание - длительность памяти начинается с запоминания, т.е. с закрепления тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия. С точки зрения физиологии запоминание - это процесс образования и закрепления в мозгу следов возбуждения.

Сохранение и забывание - Сохранение - это удержание заученного в памяти, т.е. сохранение следов и связей в мозгу. Забывание - исчезновение, выпадение из памяти, т.е. процесс угасания, ликвидации, «стирания» следов, затормаживание связей. Эти два процесса, противоположные по характеру, по сути дела представляют разные характеристики одного процесса: о сохранении материала в памяти мы говорим тогда, когда нет его забывания, а забывание - это плохое сохранение материала в памяти. Поэтому сохранение - это не что иное, как борьба с забыванием. Забывание - весьма целесообразный, естественный и необходимый процесс и далеко не всегда должен оцениваться отрицательно. Не обладай мы способностью забывать, наша память была бы заполнена массой мелких и ненужных сведений, фактов, подробностей, деталей.

Узнавание и воспроизведение - Результаты запоминания и сохранения проявляются в узнавании и воспроизведении. Воспроизведение - процесс появления в сознании представлений в памяти, ранее воспринятых мыслей, осуществление заученных движений, в основе чего лежит оживление следов, возникновения в них возбуждения. Узнавание - появление чувства знакомости при повторном восприятии (благодаря наличию слабого, минимального следа, который остался в коре головного мозга после предыдущего восприятия). Воспроизведение в отличие от узнавания характеризуется тем, что образы, закреплённые в памяти, актуализируются (оживляются) без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов. Узнавание, конечно, более простой процесс, чем воспроизведение. Узнать легче, чем воспроизвести.

Значение в жизни человека :

Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их мысли. Человек лишенный памяти, как указывал И.М. Сеченов, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. Чем больше человек знает и умеет, т.е. чем больше хранится у него в памяти, тем большую пользу он сможет принести своему народу.

Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно долго и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания.

Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков.

Как протекают мнемические процессы? Например, когда мы видим предмет, который раньше уже воспринимали, мы узнаем его. Предмет нам кажется знакомым, известным. Сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом, называется узнаванием. Память- это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением процессов памяти: изучение того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала. Перед нами стоят и другие вопросы- как долго хранятся следы памяти, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные промежутки времени, каковы изменения претерпевают следы памяти и как эти изменения влияют на протекание познавательных процессов человека.

Для успешности трудовой деятельности имеют значение различные мнемические свойства памяти: объем, скорость запоминания, прочность сохранения усвоенного материала, точность и скорость воспроизведения, готовность памяти к быстрому воспроизведению материала в нужный момент. Профессиональная память может оперировать зрительными образами, слуховыми (у радиста, гидроакустика, музыканта), двигательными (у наладчика, акробата), осязательными (у контролера, врача), обонятельными и вкусовыми (у работников пищевой, парфюмерной промышленности). Это может быть память на лица (у администратора, работника ОВД, педагога,) на графический и цифровой материал, наконец, содержанием профессиональной памяти могут быть художественные образы, слова, понятия, идеи. Индивидуальные различия в этом плане очень велики. Известны многочисленные примеры из жизни знаменитых шахматистов, музыкантов, лингвистов, обладавших феноменальной памятью именно в своей профессиональной области, что явилось, по-видимому, результатом как врожденных особенностей памяти, определивших выбор той или иной области деятельности, так и приобретенных свойств.

Профессиональный опыт хранится в долговременной памяти. Есть профессии, требующие кратковременного запоминания (например, работа телефонистки коммутатора). В основном же профессиональная деятельность опирается на память оперативную, которая органически включена в эту деятельность. Функции оперативной памяти подчинены задачам и целям этой деятельности, связаны с ее содержанием. Условиями деятельности строго ограничены в этом случае и время запоминания, и время воспроизведения.

Запоминание в оперативной памяти, будучи произвольным, не является вместе с тем заучиванием. И воспроизведение здесь редко осуществляется в более или менее чистом виде. Наиболее типичным для оперативной памяти является удержание материала для использования его в процессе принятия решения или какой-либо другой операции. Оперативная память тесно связана с долговременной: она опирается на способы запоминания и различные приемы, выработанные в других видах деятельности. В свою очередь долговременная память использует приемы и способы запоминания, сложившиеся внутри оперативной памяти. Между этими двумя видами памяти существует самая тесная связь и в отношении циркуляции информации. Оперативная память использует часть информации, хранящейся в долговременной памяти; с другой стороны, она сама постоянно передает в долговременную память какую-то часть новой информации.

Механизмами функционирования оперативной памяти профессионала являются прижизненно складывающиеся системы нервных связей, обслуживающие данную деятельность. Поэтому характеристики оперативной памяти находятся в прямой зависимости от степени сформированности таких функциональных систем. Они изменяются по мере формирования этих систем и овладения той или иной деятельностью, достигая на каком-то уровне относительной стабильности при фиксированных способах выполнения определенной деятельности. По мере усвоения новых, более совершенных, способов деятельности происходит и новый сдвиг в характеристиках оперативной памяти. В процессе обучения, когда способы запоминания только усваиваются, оперативная память имеет низкие характеристики: небольшой. объем, малую подвижность, низкую точность и слабую помехоустойчивость. Это отражается и на результатах самой деятельности. Успешное выполнение деятельности возможно только тогда, когда способы запоминания (и забывания) оперативной информации становятся «автоматизированными».

Существенная роль в развитии профессиональной памяти, в прочности сохранения и в точности воспроизведения материала принадлежит мотивации. Имеются в виду и мнемическая направленность (мотивация в узком смысле), и отношение к труду, к своей специальности, к своим профессиональным задачам. Так, А. А. Смирнов отмечал влияние на запоминание «ряда характерологических черт личности того, кто запоминает, в частности, тех его черт, которые выражаются в отношении к работе, к требованиям, предъявляемым к ней, и к качеству, которому она должна удовлетворять».

Таким образом, один из способов совершенствования профессиональной памяти заключается в формировании соответствующих мотивов и установок.

Второй способ, достаточно древний, состоит в использовании различных мнемических приемов. Например, при изучения курса нервных болезней студентам приходится запоминать два термина: «миоз» (сужение зрачка) и «мидриаз» (расширение зрачка). Студенты, как правило, путают эти термины, пока опытный преподаватель не укажет, что слово «миоз» короткое, а «мидриаз» длиннее. Еще в школе мы запоминаем последовательность цветов в спектре с помощью «волшебной» фразы:

«Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидят Фазаны». Аналогичные приемы известны, видимо, специалистам в любой области трудовой деятельности. Метод организации материала позволяет человеку оперировать огромным количеством информации, экономно используя свою память. Эта организация осуществляется с помощью логического расчленения материала, его сравнения, группировки, установления связей с ранее накопленными знаниями. Таким образом, память функционирует в тесном взаимодействии с мыслительными процессами, а мнемические свойства получают опору в мыслительных свойствах личности.

Память можно определить как способность запоминания, сохранения и воспроизведения и передачи человеком другим людям жизненного опыта во всевозможных его проявлениях. Память, соответственно, включает в себя процессы запоминания, сохранения, воспроизведения, узнавания и забывания информации. Все эти процессы представляют собой стороны или аспекты целостной и достаточно сложно устроенной памяти человека, однако в аналитических целях, для более глубокого и разностороннего понимания памяти эти процессы выделяются и рассматриваются как отдельные. Их выделение и раздельное изучение объясняются следующими причинами.

  • 1. Указанные процессы играют различную роль в жизни людей, которая отражена в самих их названиях.
  • 2. У одного и того же человека и у разных людей все эти процессы могут быть развитыми в разной степени.
  • 3. Эти процессы памяти в своем функционировании подчиняются разным законам.
  • 4. В анатомии и физиологии мозга соответствующие процессы представлены различными нервными структурами и характерными для них физиологическими явлениями.

Память лежит в основе всей жизни современного человека: обучения, воспитания, профессиональной деятельности, общения. Благодаря памяти, в частности сохранению и передаче из поколения в поколения накопленных людьми знаний и опыта, была создана и продолжает совершенствоваться вся человеческая культура, как материальная, так и духовная. На памяти, т.е. на сохраненных, передаваемых из поколения в поколение и усваиваемых людьми умениях и навыках основаны все способности. Благодаря своей уникальной памяти и ее постоянному совершенствованию, активно и с заметным ускорением продолжающемуся в наши дни, человек не только выделился из царства животных, но достиг того уровня развития, на котором он находится сейчас. Каждое новое поколение людей в наши дни превосходит предыдущее по количеству и доступности имеющейся в его распоряжении информации.

В психологии памяти, которая имеет длительную историю (исследования в этой области ведутся более двух с половиной тысяч лет, а первые научные произведения, посвященные памяти, появились в Древней Греции), лучше всего были изучены процессы запоминания и припоминания (воспроизведения) материала. Это объясняется тем, что, во-первых, запоминание и припоминание - это главные процессы памяти, на которые приходится наибольшая нагрузка и которыми человек чаще всего в жизни пользуется. Во-вторых, продуктивность памяти человека в первую очередь зависит именно от этих двух процессов. В-третьих, если у людей возникают какие-либо проблемы с памятью, то они прежде всего касаются запоминания или припоминания материала. В-четвертых, запоминание и припоминание проще всего изучать экспериментальным путем. Ознакомимся с некоторыми общеизвестными фактами, касающимися запоминания и припоминания материала.

На первый взгляд может показаться, что запоминание или припоминание человеком материала происходит буквально, т.е. при запоминании соответствующий материал просто копируется, а при его припоминании воспроизводится в том же виде, в каком он хранится в памяти человека. На самом деле это не так. Как в процессе запоминания, так и при воспроизведении материала происходят его целесообразные и закономерные изменения, которые, однако, сохраняют в запоминаемом или припоминаемом материале главное - то, что необходимо человеку при последующем использовании соответствующего материала.

В процессе запоминания материала в нем выделяется то, что в данный момент представляет интерес для человека, и именно оно - наиболее интересное и соответствующее актуальным потребностям человека - запоминается. Что же касается запоминания второстепенных, неинтересных для человека деталей, то на них он вообще не обращает внимания и, следовательно, не запоминает. Кроме того, при запоминании и в процессе сохранения соответствующего материала в памяти происходит его внутреннее переструктурирование, рассчитанное на то, чтобы он лучше запомнился, дольше сохранился в памяти человека и легче воспроизводился.

Воспроизведение материала, писал в свое время А.А. Смирнов, не есть его буквальное или механическое повторение. Это, скорее, его активная мысленная реконструкция, т.е. восстановление, сопровождаемое заметными, закономерными и целесообразными изменениями.

Эти изменения носят творческий характер, но не меняют основного, значимого для человека содержания соответствующего материала. Они способствуют его лучшему пониманию и более прочному запоминанию, а далее - точному воспроизведению. Формы изменений, вводимых в воспроизводимый по памяти материал, могут быть следующими.

  • 1. Обобщение и сокращение того, что в исходном материале (при его первом запоминании) было представлено в детализированной, конкретной и развернутой форме. За счет обобщения из материала исключаются второстепенные детали, выделяется (подчеркивается) главное.
  • 2. Конкретизация или детализация того, что вначале было заложено в памяти в обобщенной и сжатой форме. Этот процесс связан с необходимостью углубления понимания материала после того, как он запечатлелся в памяти. Например, когда человек объясняет другим людям то, что знает сам, но еще недостаточно глубоко понимает, он конкретизирует и детализирует свои знания с двоякой целью: во- первых, для того чтобы самому глубже понять соответствующий материал, во-вторых, для того чтобы лучше объяснить его другим людям.
  • 3. Замена в запоминаемом материале одного содержания другим, равнозначным по смыслу. Это происходит тогда, когда человек не в состоянии точно вспомнить название (имя) чего-либо и передает его своими словами.
  • 4. Смещение или перемещение отдельных деталей подлинника. Это может происходить в двух случаях: первый - когда от этого не меняется содержание припоминаемого материала, второй - когда перемещение деталей способствует структурированию данного материала, его пониманию и запоминанию.
  • 5. Объединение того, что в оригинале (при первом запоминании материала) было представлено отдельно друг от друга, или разъединение того, что в оригинале, напротив, было соединено. Такое изменение в процессе реконструкции припоминаемого материала может происходить по тем же самым причинам, которые указаны в п. 4.
  • 6. Дополнение материала тем, чего не было в оригинале (подлиннике). Это происходит в случае обнаружения значимых связей запомненного материала с каким-либо другим материалом после его запоминания.

Таким образом, воспроизведение как процесс памяти представляет собой одновременно и восстановление в памяти того, что было воспринято и запомнено, и его изменение или преобразование. Практически все указанные выше изменения, которые имеют место при воспроизведении запомненного материала, не являются искажениями или ошибками памяти. Они целесообразны и имеют позитивный смысл, представляя воспроизведение соответствующего материала как разумный и творческий процесс.

Узнавание также нельзя понимать как буквальное копирование материала. В случае узнавания, как правило, не происходит сколько- нибудь полного восстановления в памяти узнаваемого материала. Вместо его целостного и буквального воспроизведения у человека возникает ощущение того, что с данным материалом он уже был ранее знаком, где-то и когда-то с ним встречался. В большинстве случаев человек не в состоянии полностью восстановить в своей памяти узнанный им материал и не может ответить на вопрос о том, насколько то, что он узнал, соответствует тому, что он когда-то знал.

Что касается сохранения и забывания материала, то в отношении этих двух процессов памяти вопрос о точности сохраняемого или забываемого материала вообще не стоит. В случае хранения материала мы практически ничего не можем сказать о том, насколько точно сохраняемое соответствует оригиналу. Поскольку воспроизведение не буквально восстанавливает хранимое в нашей памяти, то по воспроизведению трудно сказать, в какой степени хранимое в памяти изначально соответствовало оригиналу. При забывании утрачивается то, с чем можно было бы сравнивать забытое, и, следовательно, вопрос о его соответствии оригиналу не имеет смысла.

Все эти рассуждения определенно указывают на то, что человеческая память во всех ее проявлениях - это нечто иное, чем простое механическое копирование или зеркальное отражение запоминаемого, сохраняемого, узнаваемого или припоминаемого материала. Тем не менее память, будучи не вполне точной в плане соответствия оригиналу, может вполне устраивать человека. Главное, чтобы она обеспечивала его сведениями, необходимыми и достаточными для удовлетворения актуальных потребностей. С научной точки зрения, однако, важно детально изучить все, что происходит в памяти человека, исследовать все ее процессы, для того чтобы лучше понять, каким образом память человека устроена. Такое знание, в частности, поможет специалистам по компьютерной и другой технике, где имеются блоки памяти, усовершенствовать их работу.

Целостная научная концепция памяти, если не считать рассуждения о памяти, представленные еще в трудах древнегреческого философа Аристотеля (IV в. до н.э.), впервые возникла в ассоциативной психологии XVIII в. и нашла отражение, в частности, в работах Д. Гартли (1705-1757) и Д. Пристли (1733-1804). Далее с ассоциативных позиций память человека теоретически и экспериментально изучали в XIX в. Г. Эббингауз (1850-1909) и И. Мюллер (1850-1934), а также ученые, представлявшие интроспективную психологию сознания и функциональную психологию (В. Вундт, У. Джемс и др.). Ассоциативная психология памяти в течение двух столетий оставалась ведущим направлением в ее изучении, и за это время было выявлено и накоплено большое количество фактов, касающихся памяти человека.

Главное утверждение ассоциативной психологии заключалось в том, что ассоциации являются основными механизмами организации работы памяти человека. С этим положением категорически были не согласны представители гештальтпсихологии В. Келер (1887- 1967) и К. Коффка (1886-1941). С их точки зрения, процессы памяти основаны не на ассоциациях, а на структурной организации запоминаемого материала. Именно такая организация материала определяет, по их мнению, как запоминание, так и сохранение или припоминание материала. С принципом целостности процессов памяти В. Келер связывал и осмысленность запоминания, указывая на существенную разницу в запоминании осмысленного материала и бессмысленных слогов. В гештальтпсихологии, которую представляли названные выше ученые, утверждалось, что чем больше запоминаемый материал организуется в структурное целое и не является суммой бессвязных элементов, тем осмысленнее и быстрее он запоминается, дольше сохраняется в памяти и лучше припоминается. В русле гештальтпсихологии, таким образом, сложилась новая теория памяти, значительно отличающаяся от ассоциативной.

Новый вклад в развитие научных исследования памяти внесли представители французской функциональной психологии, прежде всего П. Жане (1859-1947). Заслугой этого ученого явилось то, что он первым стал рассматривать память с функциональной точки зрения, т.е. с точки зрения ее роли в жизни человека. Он, кроме того, осуществил культурно-исторический анализ человеческой памяти, показал ее значение в эволюции людей. П. Жане первым представил память современного человека как продукт длительного исторического развития людей, впервые ввел в исследования памяти идею ее прогрессивного преобразования - развития. В своем труде «Эволюция памяти и понятие времени» (1928) он указал на главные источники социально-культурного развития памяти - практическую деятельность человека и средства, с помощью которых она осуществляется. Именно эти средства, по мнению ученого, человек использует для овладения и управления своей памятью, совершенствуя их из поколения в поколение.

Экспериментальные исследования памяти человека, несмотря на давний интерес к памяти как таковой, были начаты сравнительно недавно. Немецкий ученый Г. Эббингауз, основные труды которого приходятся на конец XIX в., оказался первым из психологов, приступивших к экспериментальному изучению памяти, причем к тому моменту, когда были проведены и опубликованы результаты первых экспериментальных исследований памяти, в психологии еще господствовали ассоциационизм и интроспекция как основной метод изучения психических явлений. Он в свою очередь требовал разделения сложных психических явлений на элементарные явления, а интроспекция - внутреннего наблюдения за их динамикой.

Ассоциативной теории в понимании природы памяти придерживался и сам Г. Эббингауз. В отличие от своего соотечественника и современника В. Вундта, основателя экспериментальной психологии в целом, с которым Г. Эббингауз вел дискуссию относительно возможности экспериментального изучения памяти (В. Вундт такую возможность отрицал), Г. Эббингауз отказался от применения интроспекции в исследованиях памяти, заменив ее более надежными, объективными методами исследования. Тем не менее, будучи убежденным сторонником ассоциационизма, Г. Эббингауз в организации своих экспериментов и в теоретическом осмыслении полученных в них результатов строго следовал канонам ассоциативной психологии. Это, в частности, проявилось в том, что Г. Эббингауз придумал множество бессмысленных трехбуквенных сочетаний (так называемых «слогов») и предлагал их испытуемым в качестве стимульного материала для механического заучивания, полагая, что тем самым он изучает «чистую» память, не осложненную другими психическими явлениями.

Данное обстоятельство, безусловно, было методологической ошибкой ученого, поскольку память в таком «чистом» виде в природе не существует, а тот вариант «очищения» памяти, который использовал в своих экспериментах Г. Эббингауз, привел к тому, что он, во-первых, оставил без внимания самую сложную и организованную память человека, основанную на интеллекте (память, которую Л.С. Выготский позднее назвал высшей психической функцией); во-вторых, исследовал лишь самую простую память человека, основанную на многократном, механическом и бессмысленном повторении заучиваемого наизусть материала.

Вместе с тем безусловной заслугой Г. Эббингауза явилась разработка объективных методов экспериментального изучения памяти. Эти методы были опубликованы еще в 1885 г. В дальнейшем к ним добавилось много других методов, предложенных не только Г. Эб- бингаузом, но и другими учеными. Многие из методов изучения памяти, впервые разработанные Г. Эббингаузом, используются в психологической науке и в практике до сих пор. Это, в частности, метод антиципации, метод последовательных воспроизведений и метод сбережения (экономии).

Метод антиципации представляет способ изучения памяти, предполагающий воспроизведение запомненного материала в том порядке, в котором он предъявлялся испытуемому при его запоминании. В частных случаях применения данного метода от испытуемого требуется предвосхищать (антиципировать) следующую единицу заучиваемого материала в то время, когда он воспринимает и запоминает (заучивает) предыдущую единицу. Метод последовательных воспроизведений представляет способ исследования долговременной памяти, при котором от испытуемого требуется запомнить и многократно воспроизвести заученный материал в отдельных, отстоящих друг от друга по времени попытках. Метод сбережения (экономии) состоит в следующем. Вначале за определенное число повторений испытуемый выучивает некоторый материал. При этом устанавливается число попыток, необходимых ему для полного заучивания материала. Затем спустя некоторое время (несколько часов или дней) испытуемый воспроизводит материал по памяти, и в случае ошибок воспроизведения доучивает его. В заключение определяется разница между количеством попыток, необходимых для первичного заучивания соответствующего материала и его последующего доучивания. Эта разница рассматривается как экономия или сбережение попыток (иногда - времени).

Новый этап научных психологических исследований памяти как теоретических, так и экспериментальных, приходится на первую половину XX в., причем исследованиями памяти в это время занялись многие психологи в разных странах мира, включая Россию. Исследования памяти в это время выходят за пределы ассоциационизма, охватывают гештальтпсихологию, функциональную психологию, психоанализ и бихевиоризм. Это способствует увеличению числа направлений и школ в изучении памяти, созданию новых ее теорий.

Большой вклад в изучение памяти в эти годы внесли и отечественные ученые, где данная проблематика в течение нескольких десятков лет находилась на одном из первых мест среди всех психологических исследований. В число российских ученых, посвятивших свои труды памяти человека, входили Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов и др.

Во второй половине XX в. инициатива в научных исследованиях памяти перешла к представителям когнитивной психологии. Они предложили ряд новых теоретических моделей памяти, подкрепили их соответствующими экспериментальными исследованиями и данными. Специфика характерного для них подхода к изучению памяти заключалась в том, что они не видели принципиальной разницы, существующей между памятью человека и памятью электронно-вычислительных устройств.

mob_info