Забытые праздники – День Октябрьской революции. Праздники, исчезнувшие и забытые Какие в пятнадцатом веке были праздники

Когда близко соприкасаешься с эпохой первых лет Октября по документам, периодическим изданиям, воспоминаниям современников, невольно поражаешься тому, как тесно был связан в то переломное время праздник с революцией, праздничное мироощущение с революционно-преобразующим мироощущением, празднично-эмоциональный подъем, охвативший людей, с революционным подъемом, какой колоссальный шаг вперед сделала революционная праздничная эстетика. Слились воедино революционный и праздничный энтузиазм трудящихся масс. При всем том каждый этап в развитии революционных общественно-политических праздников отражал конкретную социально-политическую ситуацию в стране.

1 Мая 1918 г. состоялся первый советский праздник. Молодая социалистическая республика общенародно отмечала День международной солидарности трудящихся. Это было тревожное время военной интервенции и гражданской войны. В стране состоялись многотысячные митинги, на которых выступали видные деятели революции, рабочие, солдаты, матросы. 1 Мая 1918 г. в Петрограде можно было видеть, как идут и идут колонны рабочих, «изможденных, голодных, но торжественно и мужественно настроенных. Веют тысячи знамен, плакаты вещают великие слова, говорящие в каждом из наших сердец».

В майский праздник 1918 г. в Москве появляется одна из первых советских эмблем «Серп и Молот», вскоре ставшая основой Государственного герба СССР. Эта эмблема украсила стяги и полотнища Замоскворецкого района. «Небывалое, невиданное зрелище» представляла собой Москва и в первый Октябрьский праздник 1918 г. Повсюду развевались красные знамена, висели громадные красочные плакаты, гербы Советской республики, портреты вождей революции. Накануне Октябрьского праздника 6 ноября в столице была устроена иллюминация: «По красным, расцвеченным огнями улицам сплошным потоком катятся людские волны. Красные веселые блики мигают на одеждах и лицах, и все кажутся нарядными, разодетыми в фантастические костюмы. Какой энтузиазм, какое ликование на лицах. Идут, взявшись под руки, и смеются, и поют свободные и гордые песни». Сквозь праздничную толпу продвигались украшенные красными флажками и цветами автомобили. На них— дети, рабочие; с них же давались концерты. Демонстрация превзошла «все,— даже самые оптимистические ожидания,— не только массой своих участников, но и их настроением, торжественно праздничным и вместе с тем твердо спокойным и грозно сдержанным...— писала тогда газета „Известия ВЦИК".— Это было настроение не праздно манифестирующих людей, а бойцов, проведших тяжелые битвы и готовящихся к новым боям, но в промежутке между двумя схватками давших себе некоторый роздых, чтобы подсчитать свои силы, укрепить свою энергию общением с братьями и крикнуть на весь мир свой клич торжества и надежды». В первый Октябрьский праздник каждая площадь Москвы представляла собой художественно завершенное зрелище. По отзывам газеты «Правда», «глядя на то, что создал на Советской площади пролетарский гений, глядя на роскошное художественное убранство ее, вы чувствуете, что старый строй погиб безвозвратно и никогда не восстанет из мертвых». В день праздника во многих местах было устроено символическое «сожжение старого режима»: жглись его олицетворения—сохранившиеся эмблемы царской власти, манекены буржуев, кулаков, церковнослужителей и т. п. К этому дню было приурочено открытие памятников великим людям и революционерам. В Москве было открыто 11 памятников: революционерам — К. Марксу, Ф. Энгельсу, С. Халтурину, С. Перовской, Ж. Жоресу, И. П. Каляеву; передовым мыслителям — М. Е. Салтыкову-Щедрину, Ф. М. Достоевскому, Э. Верхарну, Г. Гейне. Кроме того, во время митинга рабочих Сущевско-Марьинского района на Цветном бульваре была открыта работа скульптора С. Д. Меркурова «Человеческая мысль».

Октябрьская революция наполнила праздничным чувством, революционный романтикой процессии, шествия, манифестации, которые были основными композиционными элементами всех революционных празднеств. Праздничные митинги, демонстрации, сопровождавшиеся горячими речами, революционными песнями, лозунгами, агитконцертами, объединяли массы, воодушевляли их на борьбу, революционизировали, оставляли незабываемый след в личных судьбах людей 28.

Неотъемлемой частью революционных праздников становится искусство. Первое революционное знамя, заказанное В. И. Лениным для праздника первой годовщины Октября, расписали талантливые художники А. В. Куприн и А. В. Лентулов. Ныне это знамя хранится в Государственном музее Революции СССР в Москве. В организации революционных празднеств активное участие принимали такие известные режиссеры-новаторы, как К. А. Марджанов, Н. В. Петров, Н. П. Охлопков, С. Э. Рад-лов, В. Н. Соловьев и др. В сложных условиях гражданской войны и послевоенной разрухи тысячи участников из народа под их руководством создавали величественные праздники, служившие революции29. В оформлении их самое деятельное участие принимали такие известные художники, как К. Петров-Водкин, В. Кустодиев, М. Добужинский, В. Шухаев, В. Лебедев, А. Осьмеркин, А. Куприн, П. Кузнецов, П. Корин, Н. Альтман, С. В. Герасимов и др.

Отзвуком тех празднеств для нас, современников, стала серия картин старейшего советского художника Александра Тышлера под названием «Оформление революционных празднеств в годы гражданской войны» (1976— 1977). Образные картины-воспоминания рассказывают о праздничной атмосфере тех лет, о средствах «выражения» праздника. Так, в его работе «Шествие с чучелами» компактной группой движутся юноши и девушки, чуть впереди — комсомолец в красногвардейском шлеме, с алым бантом на груди; в руках у них шесты, на которых прикреплены чучела буржуинов, нэпманш, белогвардейцев... Для праздника первой годовщины Октября, например, Театральная площадь в Москве украшалась художниками П. Кориным, С. Герасимовым и др. Аристарх Лентулов написал панно «Смычка города с деревней». Оно украшало увядающую осеннюю листву деревьев сквера огромными яркими цветами в стиле народного лубка. Панно «Наука и искусство приносят свои дары труду» было написано художником Н. М. Чернышевым. Темой панно Сергея Герасимова, украшавшего здание бывшей Городской думы (ныне музей В. И. Ленина), было «Крестьянин—хозяин земли». Бывший Незлобии театр (ныне Центральный детский) украсили работы А. В. Куприна «Цветы» и «Искусство». По воспоминаниям Сергея


Герасимова, «вся Москва разукрасилась к первой годовщине Великого Октября. Хорошо помню оформление Театральной площади. На здании Метрополя — громадное панно „Рабочий" И. Захарова, на Малом театре — панно „Степан Разин" П. Кузнецова и А. Осьмеркина. Большой театр был украшен портретами К. Маркса и В. И. Ленина, стягами и лозунгами». И дальше: «В первую годовщину Октября Москва была украшена очень смело и красочно и представляла исключительное зрелище по грандиозности масштаба оформления, выражавшего большие чувства народа, рожденные величественными событиями социалистической революции»30. В это время художником А. В. Куприным вводится в панно изображение советского герба как символа народной власти. Введение Государственного герба в композицию панно, оформляющего город, будет впоследствии широко использовано в различных видах монументальной пропаганды.

В Средней Азии в организации первых народных праздников большую роль сыграл основоположник новых социалистических узбекских традиций Хамза Хаким-заде Ниязи. Он был прекрасным знатоком фольклора и народных зрелищ Востока. Это позволяло ему включать в сценарии праздников такие народные формы, как искусство маскарабозов и кизикчи (комедийные импровизации), сафсата (философствования), чанди (состязания в остроумии) и т. д. Широко использовал Хамза в своих постановках зрелищ для народа и русскую агитдраматургию, творчески разрабатывая ее с учетом местных условий жизни.

Хамза был инициатором и организатором первых революционных «тойев» — праздников в честь победы Октября (в Андижане, Ташкенте, Бухаре, Хиве, Ходжейли) и Международного женского дня 8 Марта (в кишлаках Ав-вале и Шахимардане Ферганской долины). Взяв традиционную форму «восточных вечеров», которая до революции ограничивалась показом нескольких спектаклей, он превратил ее в трехдневный массовый театрализованный праздник, включавший народные гулянья, массовые инсценировки, агитспектакли и концерты. В дальнейшем творческий опыт Хамзы был использован при развитии других прогрессивных народных праздников, таких, как навруз байрами (весенний новогодний праздник), гул байрами (праздник роз), кавун сайли (праздник дынь), узум сайли (праздник винограда), хирмон байрами (ныне пахта байрами — праздник хлопка).

В. И. Ленин придавал большое значение формированию новых пролетарских традиций, новым всенародным праздникам, формированию нового быта. Не случаен отпет Ленина на записки, полученные им после выступления 8 марта 1919 г. перед работницами, приехавшими из разных уголков страны на женские курсы. По воспоминаниям С. Т. Любимовой, возглавлявшей в те годы работу Женотдела Среднеазиатского бюро ЦК ВКП(б), Ленин сказал: «Все товарищи хотят ехать на фронт. Это неправильно, неправильно потому, что крепить завоевания революции в тылу, строить новый быт — это не менее важная задача». Несмотря на чрезвычайную занятость, В. И. Ленин принимал самое живое участие в праздничных торжествах. Так, в декабре 1917 г. он встречал Новый год с рабочими Выборгской стороны в актовом зале Михайловского училища; постоянно участвовал в проведении годовщин Великого Октября и праздновании 1 Мая; 14 ноября 1920 г. присутствовал на крестьянском празднике в д. Кашино Волоколамского у., где открылась первая электростанция; 22 октября 1921 г. побывал на торжествах, посвященных прокладке первой борозды первым советским электроплугом; 1 Мая 1922 г. присутствовал на торжествах по случаю пуска Каширской электростанции. В условиях социальных преобразований в стране пропагандистская роль новых праздников и обрядов способствовала формированию нового" мировоззрения, свободного от религиозных взглядов; возникновению новых отношений, освобожденных от религиозных барьеров; лишенной суеверий новой психологии. Перестройка сознания, психологии, всего образа жизни, по сути дела, была задачей, поставленной еще социалистами-утопистами, теперь ее решали коммунисты Советской России во главе с В. И. Лениным. Не случайно ко второй годовщине Октября на первой полосе газеты «Известия ВЦИК» были и такие строки: «Для социалистической России нужна новая народная психология. Эта психология начинает вырабатываться. Трудный момент перелома, когда старая, рабская психология, построенная на угрозе палки или голода, умерла, а новая, основанная на сознании своего долга перед своим классом и обществом, еще не сложилась — этот момент проходит у нас па глазах. Нарождается новая психология свободных людей, господ жизни и участников коллективного творчества, которая даст сильнейший толчок росту производительных сил, когда охватит людей».

Грандиозность и революционность задач по перестройке сознания и всего образа жизни людей требовали соответствующих форм. Задачу создания зримых, «материализованных» символов революции и идей социально-культурного прогресса человечества необходимо было решать средствами монументальной пропаганды, и особенно монументальным искусством. Поэтому с первых лет Советской власти характерной приметой каждого общегосударственного праздника было открытие мемориалов, отражавших «идеи и чувства революционной трудовой России». Декретом о памятниках республики (апрель 1918 г.) особой комиссии поручалось «мобилизовать художественные силы и организовать широкий конкурс по выработке проектов памятников, долженствующих ознаменовать великие дни Российской социалистической революции»34.

Праздничные вернисажи были частью ленинской программы развертывания социалистического строительства и преобразования общественного быта средствами монументальной пропаганды.

Пристально следил В. И. Ленин за мероприятиями по установлению первых мемориальных досок и памятников и всегда стремился принять непосредственное участие в церемониях их закладки или открытия. В дни празднования первой годовщины Октября В. И. Ленин выступил на открытии памятника К. Марксу и Ф. Энгельсу. С площади Революции Ленин вместе с манифестантами прошел на Красную площадь, где открыл мемориальную доску, установленную в память борцов Октябрьской революции. На ней изображалась белокрылая фигура с веткой мира в руке и надписью «Павшим в борьбе за мир и братство народов». 1 Мая 1919 г. Ленин принял участие в открытии временного памятника Степану Разину возле Лобного места на Красной площади. В Первомай 1920 г., который IX съезд партии призвал провести как «грандиозный Всероссийский субботник», на Пречистенской набережной реки Москвы Лениным был заложен памятник «Освобожденный труд». Так составной частью массовых революционных торжеств стала монументальная наглядно-зрелищная пропаганда, выраженная средствами искусства, ориентированного на многотысячную аудиторию.

Для эстетики революционной праздничности характерны и черты народных гуляний: массовые выступления актеров, праздничные балаганы, агиттрамваи, агитпоезда, митинги-концерты.

Большую роль в деле идейно-политического воспитания и сплочения масс играли в то время митинги-концерты и митинги-спектакли, составлявшие важную часть программы революционных праздников. Например, в Москве во вторую годовщину Октября в кинотеатре «Колизей» в программе митинга-концерта был доклад, посвященный Советской власти. Собравшиеся единодушно приняли резолюцию с приветствиями Красной Армии и питерским рабочим. Эти приветствия не случайны: под Петроградом были разбиты белогвардейские войска Юденича.

УДК 394: 930. 85 (47+57) Ш-24

Шаповалов Сергей Николаевич

преподаватель кафедры истории и культурологии Кубанского государственного университета [email protected]

Советские революционные праздники в 1918-1920-е гг.

Аннотация:

В статье рассматривается период становления и развития советских революционных (государственных) праздников, формирование советского «красного календаря», особенности организации и проведения празднований, основные распоряжения и постановления советского правительства по вопросу развития пролетарских праздников.

Ключевые слова: советский революционный праздник, советская культура, первомайская демонстрация, празднование, карнавал, постановление, декрет, распоряжение.

После победы Октябрьской революции 1917 года и прихода к власти большевиков произошли существенные изменения во всех сферах жизнедеятельности российского общества, в том числе и культуре. В начальный период формирования новой советской культуры важными задачами были ликвидация царской системы праздников, старых символов, напоминавших о дореволюционной истории страны, ослабление влияния церкви на массовое сознание, утверждение новых общественно-политических (революционных) праздников, призванных закрепить знаменательные даты в жизни социалистического государства. Для успешного решения обозначенных задач необходимо было предпринять ряд последовательных мер.

Одним из первых шагов Советской власти в области преобразования духовной жизни общества и формирования новой пролетарской культуры стал Декрет Совета Народных Комиссаров от 20 января 1918 года «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» . Он провозглашал право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отменял всякие праволишения, связанные с исповеданием или неисповеданием какой-либо веры. Декретом были отменены религиозная присяга и клятва. Отправления государственных или публично-правовых общественных установлений перестали сопровождаться религиозными обрядами и церемониями. Ведение актов гражданского состояния полностью передавалось гражданской власти.

Следующим шагом стала реформа старого календаря. Впервые вопрос о целесообразности реформы был поставлен на заседании СНК

16 ноября 1917 года. По итогам заседания СНК постановил создать особую комиссию для рассмотрения и проработки этого вопроса. Реформа календаря не только делала более удобным международное сотрудничество, но и имела важное политическое значение, так как была направлена на полное устранение традиций, на которые опирались институт самодержавие и церковь. Введение нового календаря способствовало созданию и закреплению революционных праздников. 24 января 1918 года на заседании СНК был утвержден специальный «Декрет о введении западноевропейского календаря» . Естественно, что с переходом на новый календарь дни и даты прежних праздников переместились, и появилась возможность создания новой праздничной системы. Возникшие революционные праздники, такие как День Парижской коммуны, День I Интернационала, День пролетарской революции, вскоре были узаконены и получили официальный статус.

Еще одним важным шагом, способствующим развитию советской культуры и системы революционных праздников, стало принятие СНК 12 апреля 1918 года «Декрета о памятниках Республики» . В соответствии с ним памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежали снятию с площадей и улиц. Особой комиссии из народных комиссаров по просвещению и имуществ Республики и заведующему Отделом изобразительных искусств при Комиссариате просвещения поручалось спешно подготовить замену надписей, эмблем, названий улиц, гербов и т.д. новыми, которые отражали идеи и чувства революционной и трудовой России. Все эти мероприятия имели огромное общественнополитическое значение.

Однако необходимо подчеркнуть, что руководство советского государства очень осторожно относилось к реформированию системы праздников. Во-первых, это было связано с большим количеством сторонников старых праздников (в основном церковных); во-вторых, не было выработано соответствующих символов новых советских праздников, которые объединяли бы общество и правильно интерпретировались; в-третьих, страна нуждалась в реформах, которые были важнее в конкретный исторический период (восстановление экономики, создание новой государственности, созыв Учредительного собрания, выход из Первой мировой войны и т.д.).

Тем не менее, уже в апреле 1918 года началась подготовка к торжественному празднованию первого советского революционного праздника (1 мая). 8 апреля 1918 года был принят «Декрет ВЦИК о флаге Российской Республики» . Он узаконил Красное Знамя с надписью: Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Непосредственно перед празднованием, а именно 26 апреля, было выпущено «Обращение ВЦИК ко всем губернским, уездным, волостным Советам о принятии мер к организации первомайского празднества и о

его лозунгах», отражающих политический курс молодого пролетарского государства .

1 мая 1918 года по всей стране состоялись многотысячные митинги, демонстрации и шествия, на которых выступили видные деятели революции, члены партии, матросы, рабочие и солдаты. Города и села были украшены тысячами знамен, плакатов с революционными лозунгами. В день праздника в Москве появилась одна из первых советских эмблем «Серп и Молот», которая вскоре стала основой Государственного герба СССР. Непосредственный организатор и участник первомайских торжеств Луначарский А.В. оставил нам следующие воспоминания о празднике: «Гремели салюты с Петропавловской крепости. Да, празднование Первого мая было официальным. Его праздновало государство. Мощь государства сказывалась во многом. Но разве не знаменательна сама идея, что государство доселе бывшее нашим злейшим врагом, теперь - наше и празднует Первое мая, как свой величайший праздник? Но, поверьте, если бы это празднество было только официальным, -ничего, кроме холода и пустоты, не получилось бы из него. Нет, народные массы, Красный флот, Красная Армия - весь подлинно трудящийся мир влил в него свои силы. Поэтому мы можем сказать, что никогда еще этот праздник не отливался в такие красивые формы!» .

Следующим широко отмечаемым советским революционным праздником стала годовщина Октябрьской революции. Подготовка к празднованию также началась своевременно. На заседании СНК 17 июля 1918 года было принято «Постановление о постановке в Москве памятников великим людям», и одновременно ассигновано 250 тыс. руб. на изготовление проектов памятников . Народному комиссариату по просвещению было поручено опубликовать список известных учителей социализма и деятелей международной революции, а также художников и музыкантов, достойных постановки им памятников в Советской России. Кроме того, к празднованию необходимо было украсить улицы, общественные здания и т.п. надписями и цитатами. Народному комиссариату по просвещению указывалось на желательность постановки памятников павшим героям Октябрьской революции и, в частности в Москве, соорудить, кроме памятников, барельеф на Кремлевской стене.

18 сентября 1918 года вышло постановление ВЦИК «О дне празднования годовщины Великой Октябрьской социалистической революции» . В соответствии, с которым празднование по новому стилю должно было состояться 7 ноября. На проведение ноябрьских торжеств были выделены значительные денежные средства. Народному комиссариату внутренних дел на субсидирование местных Советов для организации Октябрьского празднества - 25 млн. руб. Кроме того, еще 5 млн. руб. было ассигновано на дополнительные расходы по организации Октябрьских торжеств .

25 сентября 1918 года состоялось заседание Совета коллегии отдела народного просвещения. На заседании была избрана специальная комиссия для выработки подробностей празднества. Комиссия пришла к заключению, что празднества не должны носить официального характера, как 1 мая, а должны иметь глубокий внутренний смысл. Было решено, что торжество должно продолжаться три дня. Оно должно начаться лекциями по районам для широких масс населения; на этих лекциях массам должны разъяснить смысл и значение переворота с обзором предшествовавших исторических эпох. В этот день должны будут открыться обелиски, посвященные революции. На второй день должны декламироваться стихи, читаться отрывки из художественных произведений, вечером должны быть представлены драматические произведения. Третий день должен пройти в манифестациях и всенародном торжестве .

2 декабря 1918 года были приняты правила СНК «О еженедельном отдыхе и праздничных днях» . Соблюдение установленных еженедельных дней отдыха было обязательно для всех трудящихся Российской Социалистической Советской Федеративной Республики, кроме занятых на предприятиях, деятельность которых по характеру своему являлась непрерывной. Местным отделам труда, по соглашению с советом профессиональных союзов, в зависимости от особых местных условий и состава населения предоставлялась возможность устанавливать иные дни отдыха. Производство работы воспрещалось в следующие праздничные дни, посвященные воспоминаниям об исторических и общественных событиях: 1 января - Новый год; 22 января - день 9 января 1905 года; 12 марта - низвержение самодержавия; 18 марта - день Парижской коммуны; 1 мая - день Интернационала; 7 ноября - день Пролетарской революции. В соответствии с этим решением революционные праздники приобрели узаконенный характер, стали официальными общегосударственными праздниками. Местные советы профессиональных союзов, с согласия Народного комиссариата труда, могли устанавливать, помимо указанных, особые дни отдыха, но не свыше 10 в году, согласуя эти дни отдыха с обычными для большинства населения данной местности праздниками при непременном, однако, условии, чтобы такие дни отдыха не оплачивались.

Необходимо отметить, что внедрение советских революционных праздников проходило параллельно с наступлением на старые праздники (церковные и самодержавные). 13 апреля 1918 года на заседании СНК был подписан «Декрет о невыдаче наградных к пасхе» . Не выдача наградных к пасхе мотивировалась достаточно высокими нормами ставок оплаты труда, при которых не было надобности ни в каких дополнительных вознаграждениях. 12 июля 1918 года вышло постановление СНК «О привлечении к ответственности за установление в правительственных учреждениях неприсутственных дней, пользуясь церковными праздниками» . В 1920 году советское правительство от-

менило дни отдыха, связанные с теми церковными праздниками, которые служили укреплению самодержавия, т.е. так называемые «царские дни - дни «восшествия на престол», дни «священного миропомазания» царей, дни рождения «царствующих особ» и т.д. .

Однако сразу отменить все выходные дни по случаю религиозных праздников было невозможно, поскольку большая часть населения страны находилась под влиянием церкви. Поэтому советское правительство, не отменяя религиозные праздники, предоставляло местным органам право объявлять или не объявлять эти дни выходными. Вместе с тем общественность вела широкую пропаганду против религиозных праздников, одновременно создавая условия для развития праздников революционных. Такая политика давала определенный результат.

В 1923 году ЦК партии издал циркуляр об антирелигиозной кампании во время пасхи, предлагая воздержаться от устройства уличных шествий и усилить атеистическую пропаганду лекционными средствами, проведением спектаклей и киносеансов. В 1924 году Московский Совет рабочих депутатов взамен крещения (19 января) и благовещения (7 апреля) установил для трудящихся два новых дня отдыха - 2 мая и 8 ноября, присоединив их к революционным праздникам . Однако полностью вытеснить церковные праздники не удалось.

В 1920-е годы стали активно развиваться методики проведения и организации революционных праздников. Поскольку в течение первых лет советской власти приходилось вести борьбу с белым движением и иностранными интервентами, то праздники стали носить характер смотров-парадов, которые должны были символизировать мощь и силу пролетарского государства. На праздниках стали преобладать лозунги, которые прославляли труд. 8 апреля 1920 года было принято постановление Президиума ВЦИК «О превращении празднования 1 мая 1920 г. во Всероссийский субботник» . В ознаменование очередных революционных годовщин университетам улицам, проспектам, площадям стали присваивать революционные названия. Например, в городе Екатеринодаре Кубано-Черноморский областной революционный комитет 5 ноября 1920 года, в честь третьей годовщины Октябрьской революции, постановил переименовать улицы и площади города, имеющие «старорежимные названия». На карте города появились улицы Красноармейская, Ленинская, Пролетарская, Коммунаров, Октябрьская, Советская и др. .

В рассматриваемый период более тщательной стала организация революционных праздников. Она начиналась с образования центральной комиссии, которая выпускала соответствующие циркуляры с рекомендациями о проведении предстоящих мероприятий и рассылала их на места. За одну-две недели до праздника во всех общественных местах проходило чтение лекций и докладов, проводились беседы, которые сопровождались призывами к активному участию в предстоящих мероприятиях. Иногда устраивали встречи с участниками революционных со-

бытий. В прессе печатались лозунги, новости и порядок проведения празднования, давалась историческая справка о предстоящем мероприятии. Выпускалось большое количество методических пособий, листовок, брошюр и книг. Например, в программу празднования годовщины Октябрьской революции в 1925 году были включены 100-летний юбилей восстания декабристов и двадцатая годовщина Первой русской революции 1905 года. В библиотеке, посвященной революции 1905 года, насчитывалось около 250 книг и брошюр. Каждое издание выпускалось тиражом от 4 до 5 тысяч экземпляров .

В середине 1920-х годов, во время празднования Первомая и Октября стали использовать карнавальные элементы. В шествие включали живые картины, композиции, составленные из плакатов, статичных фигур, макетов и т.д. Тематика композиций была подчинена, во-первых, пропаганде экономических целей и задач, стоящих перед страной (изображались макеты фабрик, заводов, индустриальные установки, предметы промышленного производства гигантских размеров, диаграммы, которые ярко иллюстрировали экономические достижения советской власти и т.д.), во-вторых, политической агитации (изображение погибающего капитализма, терпящих поражение сил Антанты, карикатур политических деятелей, ведущих антисоветскую деятельность и т.д.).

С особым размахом проходило празднование десятой годовщины (в 1927 году) Октябрьской революции. В Киеве в демонстрации принимало участие около 300 тысяч человек. В колонны были введены тракторы, броневики, танки, железнодорожные вагоны. В карнавале, который проходил в Одессе, были использованы все формы изобразительного украшения. В колонне рабочих в живописных и ярких одеждах шли представители всех стран и национальностей. В Харькове карнавал последовательно представлял дореволюционную Россию и отдельные этапы развития Октябрьской революции. Конный отряд демонстрировал поспешный переход от Красной гвардии к регулярной, революционной армии. О начале демонстрации в Новосибирске возвестили орудийные залпы. В шествии приняли участие 40 тысяч человек, не считая неорганизованного населения, которое заполнило все улицы и пути движения колонн. Над городом реяли воздушные змеи и аэропланы, которые сбрасывали листовки и воздушные шары с лозунгами .

К концу рассматриваемого периода количество революционных праздников увеличилось. Так, в ознаменование 10-годовщины Великой Октябрьской социалистической революции Президиум ЦИК Союза ССР постановил, начиная с 1927 года, отмечать праздник Октября в течение двух дней - 7 и 8 ноября. Через год вышло постановление, в соответствие с которым празднование Дня Интернационала стало проходить 1 и 2 мая . После опубликования данных постановлений произошло окончательное оформление советского «красного календаря». Введение дополнительных дней позволило более качественно готовиться к предстоящим праздникам, а также привело к разработке классической мо-

дели празднования, состоящей из торжественно-официальной и неофициальной частей. Торжественно-официальная часть традиционно проходила в первый день и включала в себя проведение демонстрации трудящихся, парадов-смотров, шествий, награждений и т.д. Неофициальная часть проводилась во второй день и состояла из спортивных мероприятий, развлечений, культурных представлений и т.д.

Т.о. в период с 1918 по 1920-е годы сложились основные формы и методики проведения революционных праздников. Однако объективные внешние и внутренние факторы: гражданская война, интервенция, кризисное состояние экономики, сильное религиозное влияние на массовое сознание помещали до конца раскрыть их потенциал. В следующем периоде (1930-е годы) советские революционные праздники приобрели новые специфические черты, которые преимущественно были связаны с общими тенденциями развития советской культуры.

1. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. 1918. №18. ст. 263.

2. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. 1918. №19. ст. 289.

3. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. 1918. №31. ст. 416.

4. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. 1918. №31. ст. 415.

6. Луначарский А.В. О массовых празднествах, эстраде, цирке. М.,

9. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. 1918. №87-88. ст. 905.

10. Руднев В.А. Советские праздники, обряды, ритуалы. Л., 1979.

11. Праздники и обряды в Белорусской ССР. Минск, 1988.

13. Екатеринодар - Краснодар 1793-2009: Историческая энциклопедия. Краснодар, 2009.

14. Плаггенборг Ш. Революция и культура. Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма. СПб., 2000.

15. Бибикова И.М. Как праздновали 10-летие Октября // Декоративное искусство, 1966, №11, С. 5-10.

16. Социалистическая обрядность /Сост. Н.М. Закович, П.И. Косуха, В.А. Перунов. Киев, 1986.

В России, благодаря указу Петра I от 1699 года, Новый год стали праздновать в ночь с 31 декабря на 1 января, начиная с 1700 года. Однако, далеко не каждый знает, что после Революции этот праздник некоторое время не отмечали вообще. И, что примечательно, только в ХХ веке Новый год стал поистине всероссийским праздником. Что особенного произошло после Революции 1917 года, к каким изменениям в подходе к празднованию Нового года это привело и чем это обернулось для нас - вот то, о чём стоит узнать подробнее.

1917 год Россия (в эти времена - Российская Империя) встретила на целых 13 дней позже, чем большинство европейских стран, потому что мы всё ещё жили по юлианскому календарю. Можно сказать, что благодаря смене власти в результате революции, мы сейчас живём по одному календарю с Европой: решением В.И. Ленина с 1918 года в России отменили юлианский календарь, ошибка применения которого уже накопила 13 дней, и ввели в оборот григорианский. А вот отмечать Новый год в то время перестали - этот праздник приобрёл неофициальный характер. Тем более, что Рождество Христово тогда считалось куда более важным и значимым событием.

В середине 30-х годов традиция Новогоднего праздника вернулась в страну. Можно сказать, что Новый год в Россию вернул И.В. Сталин: распоряжение партии и правительства «О праздновании Нового года в СССР» вышло в 1937 году. Тогда же прошла первая официальная Новогодняя ёлка , которая, которая состоялась в зале Дома Союзов. На верхушке праздничной ёлки красовалась знаменитая красная звезда.

Любопытный факт, что годом ранее, а именно 31 декабря 1935 года, было сделано первое в истории России новогоднее радио поздравление , адресованное дрейфующим полярникам. Его передал председатель ЦИК СССР Михаил Калинин на волнах дальней связи. Потом оно стало ежегодным и даже всесоюзным.

Во время Великой Отечественной войны тоже традиции этого праздника не оставались в стороне. В детских садах малышам дарили «подарки»: кому конфеты, кому пряники. Другими словами, выбирали из полученной гуманитарной помощи то, что более или менее подходило на роль новогоднего подарка . Ветераны войны рассказывают, что на фронте не забывали про этот праздник и украшали ёлку тем, что было: проволокой, картоном, бинтами, ватой, гильзами и даже погонами. Парашютист, подвешенный на ниточках – самая известная ёлочная игрушка времён войны.

До 1947 года люди выходили на работу уже 1 января, а 23 декабря было принято официальное решение сделать первый день каждого нового года праздничным и выходным. Ну а дальше праздничных и выходных дней становилось всё больше. Так, 2 января приобрело статус выходного дня в 1992 году, а в 2005 году к ним прибавились 3, 4 и 5 января. Сейчас же все россияне отдыхают с 1 по 8 января.

Что касается новогодних традиций, то их так много, что все не перечесть. Многие из них заимствованные. К примеру, - западная традиция. Происхождение Деда Мороза вообще было предопределено древним славянским фольклором. Но советские новогодние традиции прижились в современной России лучше всего. Например, со времён правления Петра I и других реформаторов у нас остались фейерверки. Шампанское, мандарины, бенгальские огни и хлопушки, новогоднее обращение главы государства и бой курантов – это тоже всё осталось нам в наследство от советских времён. Ну а песню «В лесу родилась ёлочка» знает каждый взрослый и ребёнок!

Новый год был, есть и будет одним из любимейших праздников большинства времён и народов. Каждый год, загадывая заветное желание под бой курантов, люди надеются на лучшее, и пусть это «лучшее» непременно случится в жизни каждого из нас!

Закончившееся взятием Зимнего дворца, арестом членов Временного правительства и провозглашением власти Советов, которая просуществовала в нашей стране семьдесят с лишним лет.

Праздновать 7 ноября стали сразу же; этот день отмечался в СССР как главный праздник страны — День Великой Октябрьской социалистической революции. При Сталине окончательно оформился и праздничный канон: демонстрация трудящихся, появление вождей на трибуне Мавзолея, и, наконец, военный парад на Красной площади, ради которого специально были реконструированы въезды на главную площадь столицы. Этот канон соблюдался неукоснительно, и даже 7 ноября 1941 года, когда на Москву наступали немцы, не стало исключением: полки, прошедшие по Красной площади, шли прямо на фронт. Парад 1941 года по силе воздействия на ход событий приравнивается к важнейшей военной операции.

В этот же день отмечается День воинской славы России — День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год).

Так как к этому времени разница между старым и новым стилями составляла 13 дней, то декрет предписывал после 31 января 1918 г. считать не 1 февраля, а 14 февраля. Этим же декретом предписывалось до 1 июля 1918 г. после числа каждого дня по новому стилю в скобках писать число по старому стилю: 14 (1) февраля, 15 (2) февраля и т. д.

Из истории летоисчисления в России.

Древние славяне, как и многие другие народы, в основу своего календаря первоначально положили период изменения лунных фаз. Но уже ко времени принятия христианства, т. е. к концу Х в. н. э., Древняя Русь пользовалась лунно-солнечным календарем.

Календарь древних славян. Установить, что представлял собой календарь древних славян, окончательно не удалось. Известно только, что первоначально счет времени велся по сезонам. Вероятно, тогда же применялся и 12-месячный лунный календарь. В более поздние времена славяне перешли к лунно-солнечному календарю, в котором семь раз в каждые 19 лет вставлялся добавочный, 13-й месяц.

Древнейшие памятники русской письменности показывают, что месяцы имели чисто славянские названия, происхождение которых было тесно связано с явлениями природы. При этом одни и те же месяцы в зависимости от климата тех мест, в которых обитали различные племена, получали разные названия. Так, январь назывался где сечень (время вырубки леса), где просинец (после зимней облачности появлялось синее небо), где студень (так как становилось студено, холодно) и т. п.; февраль — сечень, снежень или лютый (лютые морозы); март — березозол (здесь существует несколько толкований: начинает цвести береза; брали сок из берез; жгли березу на уголь), сухий (самый бедный осадками в древней Киевской Руси, в некоторых местах уже высыхала земля, соковик (напоминание о соке березы); апрель — цветень (цветение садов), березень (начало цветения березы), дубен, квитень и т. д.; май —травень (зеленеет трава), летень, цветень; июнь — червень (краснеют вишни), изок (стрекочут кузнечики — «изоки»), млечень; июль — липец (цветение липы), червень (на севере, где фенологические явления запаздывают), серпень (от слова «серп», указывающего на время жатвы); август — серпень, жнивень, зарев (от глагола «зареветь» — рев оленей, либо от слова «зарево» — холодные зори, а возможно, от «пазорей» — полярных сияний); сентябрь — вересень (цветение вереска); руень (от славянского корня слова, означающего дерево, дающего желтую краску); октябрь — листопад, «паздерник» или «кастрычник» (паздеры — кострики конопли, название для юга России); ноябрь — грудень (от слова «груда» — мерзлая колея на дороге), листопад (на юге России); декабрь — студень, грудень, просинец.

Год начинался с 1 марта, и примерно с этого времени приступали к сельскохозяйственным работам.

Многие древние названия месяцев позже перешли в ряд славянских языков и в значительной степени удержались в некоторых современных языках, в частности в украинском, белорусском и польском.

В конце Х в. Древняя Русь приняла христианство. Одновременно с этим к нам перешло летосчисление, применявшееся римлянами, — юлианский календарь (основанный на солнечном годе), с римскими наименованиями месяцев и семидневной неделей. Счет годов в нем велся от «сотворения мира», которое якобы произошло за 5508 лет до нашего летосчисления. Эта дата — один из многочисленных вариантов эр от «сотворения мира» — была принята в VII в. в Греции и. долгое время применялась православной церковью.

В течение многих веков началом года считалось 1 марта, но в 1492 г., в соответствии с церковной традицией, начало года было официально перенесено на 1 сентября и отмечалось так более двухсот лет. Однако через несколько месяцев после того, как 1 сентября 7208 г. москвичи отпраздновали свой очередной Новый год, им пришлось празднование повторить. Это произошло потому, что 19 декабря 7208 г. был подписан и обнародован именной указ Петра I о реформе календаря в России, по которому вводилось новое начало года — от 1 января и новая эра — христианское летосчисление (от «рождества Христова»).

Петровский указ назывался: «О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира». Поэтому в указе предписывалось день после 31 декабря 7208 г. от «сотворения мира» считать 1 января 1700 г от «рождества Христова». Чтобы реформа была принята без осложнений, указ заканчивался благоразумной оговоркой: «А буде кто захочет писать оба те лета, от сотворения мира и от Рождества Христова, сряду свободно».

Встреча первого гражданского Нового года в Москве. На следующий день после оглашения на Красной площади в Москве указа Петра I о реформе календаря, т. е. 20 декабря 7208 г., был оглашен новый указ царя — «О праздновании Нового года». Считая, что 1 января 1700 г. является не только началом нового года, но и началом нового века (Здесь в указе допущена существенная ошибка: 1700 год является последним годом XVII в., а не первым годом XVIII в. Новый век наступил с 1 января 1701 г. Ошибка, которую иногда повторяют и в наши дни.), указ предписывал отметить это событие особенно торжественно. В нем были даны подробные предписания, как организовать праздник в Москве. В канун Нового года Петр I сам зажег на Красной площади первую ракету, дав этим сигнал к открытию праздника. Улицы осветились иллюминацией. Начались колокольный звон и пушечная пальба, раздались звуки труб и литавр. Царь поздравлял население столицы с Новым годом, гуляния продолжались всю ночь. Из дворов в темное зимнее небо взлетали разноцветные ракеты, а «по улицам большим, где пространство есть», горели огни — костры и пристроенные па столбах смоляные бочки.

Дома жителей деревянной столицы принарядились в хвою «из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых». Целую неделю дома стояли украшенными, а с наступлением ночи зажигались огни. Стрельба «из небольших пушечек и из мушкетов или иного мелкого оружья», а также пуск «ракетов» были возложены на людей, «которые золота не считают». А «людям скудным» предлагалось «каждому хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить». С этого времени в нашей стране установился обычай ежегодно 1 января праздновать день Нового года.

После 1918 года в СССР были ещё календарные реформы.В период с 1929 но 1940 г. в нашей стране трижды проводились календарные реформы, вызванные производственными нуждами. Так, 26 августа 1929 г. СНК СССР принял постановление «О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях СССР», в котором было признано необходимым уже с 1929-1930 хозяйственного года приступить к планомерному и последовательному переводу предприятий и учреждений на непрерывное производство. Осенью 1929 г. начался постепенный переход на «непрерывку», который завершился весной 1930 г. после опубликования постановления специальной правительственной комиссии при Совете Труда и Обороны. Этим постановлением был введен единый производственный табель-календарь. В календарном году предусматривалось 360 дней, т. е. 72 пятидневки. Остальные 5 дней было решено считать праздничными. В отличие от древнеегипетского календаря, они не были расположены все вместе в конце года, а были приурочены к советским памятным дням и революционным праздникам: 22 января, 1 и 2 мая, а также 7 и 8 ноября.

Работники каждого предприятия и учреждения были разбиты на 5 групп, и каждой группе был установлен день отдыха в каждую пятидневку на весь год. Это означало, что после четырех рабочих дней наступал день отдыха. После введения «непрерывки» отпала необходимость в семидневной неделе, так как выходные дни могли приходиться не только на различные числа месяца, но и на различные дни недели.

Однако этот календарь просуществовал недолго. Уже 21 ноября 1931 г. СНК СССР принял постановление «О прерывной производственной неделе в учреждениях», в котором разрешал наркоматам и другим учреждениям переходить на шестидневную прерывную производственную неделю. Для них были установлены постоянные выходные дни в следующие числа месяца: 6, 12, 18, 24 и 30. В конце февраля выходной день приходился на последний день месяца или переносился на 1 марта. В тех месяцах, которые содержали но 31 дню, последний день месяца считался сворхмесячным и оплачивался особо. Постановление о переходе на прерывную шестидневную неделю вступило в силу с 1 декабря 1931 г.

Как пятидневка, так и шестидневка полностью нарушили традиционную семидневную неделю с общим выходным днем в воскресенье. Шестидневная неделя применялась около девяти лет. Только 26 июня 1940 г. Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений», В развитие этого указа 27 июня 1940 г. СНК СССР принял постановление, в котором установил, что «сверх воскресных дней нерабочими днями также являются:

22 января, 1 и 2 мая, 7 и 8 ноября, 5 декабря. Этим же постановлением были отменены существовавшие в сельских местностях шесть особых дней отдыха и нерабочие дни 12 марта (День низвержения самодержавия) и 18 марта (День Парижской коммуны).

7 марта 1967 г. ЦК КПСС, Совет Министров СССР и ВЦСПС приняли постановление «О переводе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую педелю с двумя выходными днями», однако эта реформа никак не касалась структуры современного календаря."

Но самое интересное то, что страсти не утихают. Очередной виток случается уже в наше, новое время. Сергей Бабурин, Виктор Алкснис, Ирина Савельева и Александр Фоменко внесли в 2007 году в Государственную Думу законопроект — о переходе России с 1 января 2008 года на летоисчисление по юлианскому календарю. В пояснительной записке депутаты отмечали, что «мирового календаря не существует» и предлагали установить переходный период с 31 декабря 2007 года, когда в течение 13 дней летоисчисление будет осуществляться одновременно по двум календарям сразу. Участие в голосовании приняли только четыре депутата. Трое — против, один — за. Воздержавшихся не было. Остальные избранники голосование проигнорировали.

mob_info