Как справится с агрессией подростка. Причины агрессии у подростков

Агрессия – это достаточно распространённое психоэмоциональное проявление. Она не является чем-то особенным, а присуща любому человеческому индивиду и даже животным. В своих патоморфологических проявлениях агрессия не имеет нужды в лечении и не свидетельствует о психической патологии.

Данное состояние является защитной реакцией и имеет свое важное эволюционное значение. Но при случаях это проявление может считаться симптомом и иметь уже менее положительные последствия.

Агрессия не проявляется наличием стандартных и однообразных проявлений, в мире высоких технологий это явление все больше эволюционирует, перетекая в совершенно новейшие аспекты проявлений.

Причины развития

Агрессия – это понятие, дрейфующее в междунаучном пространстве, оно применимо к большому количеству аспектов жизни человека. Знаковое количество агрессивной пропаганды имеется на телевидении. В связи с наличием агрессивных импульсов у индивидуума любого сословия и имеются тенденции к их высвобождению разными путями. Агрессия не исключительно человеческое выражение чувствительности, она может возникать у животных при защите территории или угрозе посильного уровня. За ней обычно следует нападение.

Агрессия имеет латинское происхождение от созвучного слова «агрессио» и перевод звучит, как нападение. Это поведение свойственно для животных и человеческих персон с целью нападения. Из биологического термина агрессия уже давно распространилась и в международное право, в котором обозначает любое незаконное действие. В игровом мире, в котором выражать агрессию стало разрешено и безопасно, появилось все больше агрессивного контента.

Причины агрессии имеет смысл рассматривать, поскольку она имеет и классическое психологическое значение, описанное дальше. В целом аспект агрессии во всех проявлениях заключается в злобных проявлениях. Но имеется отличие, зависящее от многообразия факторов и от первопричин.

Агрессия обусловлена внешними факторами, неблагоприятно воздействующими на спокойствие индивидуума. Но также частой первопричиной агрессии становится внутреннее психическое состояние. Помимо психологического аспекта, агрессия проявляется в качестве психиатрического симптома, в подтверждение наличия психиатрических болезней.

Для психиатрических патологий наиболее характерны агрессивные тенденции при шизофрении, особенно с выраженной продуктивной галлюцинаторной и бредовой симптоматикой. Также имеется такой подвид при БАР, это гневливая мания, которая помимо классической триады маний имеет в своей структуре высокий «столбик» агрессивности. Высокая агрессивность также характерна для отдельных форм психопатий, или расстройств личности.

Агрессивное поведение присуще наркоманам и людям с синдромом абстиненции, страдающим последствиями наркомании. Агрессивные обычно алкоголики, особенно по отношению к близким окружающим со слабостью к ним. В целом индивидуум, в алкогольном и наркотическом опьянении может иметь высший уровень агрессии из-за торможения коры и активации низших инстинктов.

У детей агрессивные побуждения могут иметь тенденцию возникновения при психопатологиях. При умственной отсталости, особенно с наличием расстройств поведения, а также при аутизме. Агрессивными могут быть дети с гиперреактивностью, при сочетании с дефицитом внимания. Все эти случаи говорят об аномальном уровне агрессии, который превышает некие установленные социальные нормы.

Однако агрессия присуща людям и при относительном психическом здоровье. Высшая степень агрессии характерна для персон, подпадающих под влияние хронического стресса. Также часто такие агрессивные побуждения могут формироваться у людей, которые большое количество времени проводят за агрессивными играми и телепередачами. У детей проявления агрессии активируются при дефекте воспитания, нахождении в неблагоприятных условиях и попадании в «дурную» компанию.

Личная необустроенность, большие рабочие эмоционально-стрессовые нагрузки, агрессивное окружение — также становятся факторами риска для проявления агрессии. Отсутствие отдыха с постоянным изнурением может провоцировать вспышки гнева, побуждающие к агрессии.

Агрессия у женщин часто имеет в основе гормональные фоновые перестройки. Агрессия у мужчин более характерна из-за их типичного агрессивного поведенческого аспекта, характерного для мужского пола. Не все мужчины имеют излишне агрессивные тенденции, побуждения. А даже при их наличии, обычно они имеют разумные границы.

Проявления и приступы

Агрессия очень многообразна в своих проявлениях, поскольку может иметь совершенно разные цели. Она может быть защитным явлением, может не иметь объективных причин, а может иметь некие скрытые мотивы.

Агрессия характеризуется множеством разного рода классификаций из-за разных граней оценки такого поведения. Она нормальная по классификации, или адекватная, когда ее имеет смысл проявить в защиту своей жизни, чести или чести своих родных. Это нормальный лимитированный всплеск агрессии без превышения меры силы. Сверхпороговая агрессия – это проявления, превышающие некий допустимый уровень и причиняющий явный урон тому, на кого она направлена.

Агрессия, находящаяся в структуре психических заболеваний, сопровождается сопутствующими симптомами, характерными для тех патологий, в структуре которых формируется. При шизофрении кроме агрессии имеется симптоматика, характерная для данной патологии, которая проявляется в аутизации, замкнутости, бреде и галлюцинациях. При маниях с агрессивными тенденциями, помимо агрессивных проявлений всегда есть приподнятая физическая активность, усиленное мнестическое и идеаторное возбуждение.

Агрессия может характеризоваться приступоподобным характером, это свойственно и применимо для взрывных особей с холерическим темпераментом. При этом персона совершенно спокойно ведет себя чаще всего, но в отдельно выбранные моменты повышенного стресса она может взрываться приступом агрессии. Такой приступ обычно проходит весьма быстро, не задерживаясь длительно после начала, но оставляет неприятный негативный осадок.

Агрессия у женщин часто бывает приступоподобной, связанной с избранными жизненными моментами, и они часто в последующем испытывают за это вину. Также может активироваться постоянная агрессивная тенденция, при этом женщина подвергается агрессивным импульсам, которые регулярно выплескивает.

Агрессия у мужчин имеет более постоянный характер и является частью личностной структуры. В целом мужчины гораздо больше подвержены агрессивным тенденциям.

Проявления агрессии могут не иметь классического описания из-за модификации общественных проявлений и порицания открытого агрессивного выплескивания. Она может находить физическое отыгрывание, что характерно для низкоуровнего личностного развития. В целом такие виды не приветствуются.

Физическая агрессия выливается в виде ударов, толчков, любых телесных способов. Этот вид может иметь опасность для здорового функционирования, который впоследствии приведет к нанесению физического урона. Данный вид агрессии наказывается криминальным кодексом.

Вербальная агрессия – частая в разновидностях проявлений агрессии, она проявляется криками и обидными фразами. Этот вид также имеет криминальную ответственность. Люди часто используют споры и крики для доказательства правоты и отстаивания собственных убеждений. Но это не достойная методика или способ доказательств, и часто он лишь разжигает вражду и спорящие при таких попытках выражают «узколобое» мнение, не слушая других.

Агрессия может иметь прямое выражение, когда человеку в лицо было выражено недовольство и высказано четкое мнение и несогласие. Но в нашем псевдо неагрессивном обществе все больше распространяется косвенная агрессия. При этом в глаза не выражаются агрессивные побуждения, а даже проявляются дружелюбные веяния. Но зато за спиной персона получает целый ушат гадостей, которые распространяются в виде сплетен, слухов и намёков.

Агрессия может иметь четкое направление против чего-то и характерна и присуща обычно психически здоровым, уравновешенным людям. Используется с защитными целями, для отстаивания своего мнения. Неупорядоченная агрессия не четко направлена и бьет разносторонне, просто угрожая тем, кто попался под руку. Такие формы агрессии больше характерны для индивидуумов, которые имеют психически нестабильное здоровье.

Подростковая агрессия

Этот вид агрессивных побуждений очень распространённый, поскольку подростковые перестройки психики, которые задевают и физические и психические аспекты являются сильным критерием расшатывания психики. Подростковая агрессия является нормальной тенденцией развития и сепарации подростка. Это бывает из-за появления споров, желания иметь свое мнение и взгляды. Не всё в базовой семье его может устроить.

Подростковая агрессия практически всегда будет проявляться, поскольку это процесс взросления. В норме это желание отгородиться от родительского влияния, доказать окружающим и несомненно самому себе свою взрослость. Нередко родительское поведение становится предиктором подростковой агрессии. Это чрезмерное ущемление прав подростка, нарушение его личностных границ.

Помимо этого, на будущую агрессивность подростка сильно влияет безразличие родных и враждебность. В первом описании агрессия – это попытка привлечь внимание, во втором – защитная реакция. Очень часто агрессивные тенденции формируются у нежеланных детей. У тех, чью агрессию постоянно подавляют, также усиливаются ее пути выработки. Дети очень чувствительны в плане нелюбимости и отрицания родителями. Гиперопека, как и контроль также часто вызывают агрессию у подростков, как безучастность и безразличие.

Если родители безучастны в жизни подростка, то это также провоцирует агрессию в его жизненной истории. Слабая эмоциональность в семейных узах часто замещается агрессией. Поскольку эмоциональное выражение очень важно, а если подростка этому не обучили, то он будет агрессировать.

Провокатором агрессии для подростков могут быть моменты публичных унижений, как и личные непубличные унижения и разнообразные оскорбления. А поскольку школьные моменты насыщены перипетиями проблем и скандалов, а также здоровой конкуренцией, то агрессия в школе нередкое дело. Это период становления зрелой личности, который перенасыщен моментами испытаний, а также излишних психических, физических, умственных и эмоциональных нагрузок.

Очень часто подростковые вспышки агрессии могут формироваться при сильном подавлении, когда в окружении не позволительно свободно выражать эмоции. Блокировка проявлений самостоятельности в авторитарных семьях также может выливаться в поведенческое агрессирование подростка.

Помимо этих семейных причин с определенными проявлениями в качестве протеста агрессия является стороной проявления личностных особенностей. Персоны с выраженными страхами и склонностью к ожиданию наихудшего также подвержены агрессии, в равной степени с самоедством. Также агрессия может быть защитой, как проявление неуверенности в собственной безопасности.

Поскольку подростки наиболее подвержены гормональным изменениям, резким настроенческим скачкам и выбросам гормонов, то они могут проявлять агрессию просто из-за сложности ее сдержать. Все это провоцирует выброс катехоламинов и других стрессовых гормонов. Нередко агрессия, раздражительность – это проявления неуверенности в своей личностной основе, а также защитная поведенческая форма и стратегия.

Зачастую агрессией подростки прикрывают чувство вины за что-то. Нередко эти проявления не осознанны, что усугубляет борьбу с ними. Одиночество также может проявляться в чувстве агрессии и ненависти. Нередко агрессию у подростков провоцируют определенные ситуации. Эта агрессия имеет термин — ситуативная и проходящая. Такие агрессивные побуждения могут быть из-за болезни, переутомления, нарушенного рациона и неправильного, несбалансированного питания. Помимо этого, данное поведение часто проявляется при чрезмерном увлечении компьютерными играми.

Диагностика

Диагностирование явных форм агрессии совершенно не составляет труда. Проявления ее — это явные поведенческие проявления и всплески эмоций. Это состояние всегда задевает психику и самого обладателя, и окружающих.

Диагностика также может заключаться в классической беседе, когда индивидуум рассказывает о своих чувствах, вспоминая какие-то неприятные жизненные ситуации. Помимо этого, имеются специальные опросники и классической присмотр со свидетельствами свидетелей и близкого окружения.

Не стоит пытаться спровоцировать индивидуума на агрессию, это не гуманно и может плохо закончиться. Но есть специальный опросник тестов Басса-Дарки для выявления разнообразных форм агрессии. Он способен идентифицировать много разных видов и проявлений агрессии, среди которых физическая, косвенная, раздражение, как проявление агрессии, негативизм, как отрицательная форма поведения. Также он выявляет обидчивость, подозрительность (не психотическую), вербальную агрессивность и чувство виноватости. Все это отдельные проявления агрессивных побуждений. Это простой опросник и он построен из 75 вопросов. На них можно дать положительный либо отрицательный ответ. Его можно давать всем возрастным группам, начиная от детей-школьников, действенен в группах. Он довольно понятен и прост в подсчетах. Но такие тесты мало актуальны, если в коллективе нет психолога, который обучит с этим работать.

Основные вопросы про желание или выполнение нанесения вреда, раздражение и степень агрессивности при этом. Также есть вопросы про сплетни, негативизм, обман и угрызения совести. Все вопросы построены просто, но есть некая степень повторяемости, чтобы исключить лжецов, которые пытаются подделывать ответы.

Из физических агрессивных побуждений есть вопрос про кидание предметами, удары и желание к таким действиям. Также есть вопросы о предположительном отношении окружающих. Об оскорблениях, насмешках, издевательствах, доверии, предвзятом отношении.

Ответы оцениваются по семи шкалам зависимо от описанного вида агрессии. Все вопросы могут дать один или ноль балов и по сетке относятся к определенному виду агрессии. Этот тест довольно точно выявляет разные виды. Пассивная агрессия легко может быть выявлена с помощью такого теста. Агрессия у женщин проявляет себя в шкалах агрессии с косвенными тенденциями, обиды, чувства вины. Агрессия у мужчин чаще обращена в сторону физической в соответствии с этим тестом.

Также подсчитывается общее количество, нормой считается 21 балл, с индексацией до 4, враждебность до 7 баллов с индексацией 3. Благодаря выявлению такого уровня агрессии в коллективе можно выявить скрытые агрессивные тенденции. А в школе имеет смысл также проводить так называемый тест имен. При этом учитель просит детей анонимно написать именно того, с кем дружишь, кого не любишь и подобное. Таким образом учитель способен выявить общие деструктивные тенденции в классе и способствовать более здоровому социальному отношению. Все это помогает налаживать конфликтную обстановку благодаря правильным подходам.

Кроме этого диагностику агрессивных тенденций может провести психолог, который используя проективные методики и специальные тесты может даже понять на кого именно она направлена. Нередко агрессивные тенденции можно выявить в процессе психоанализа и даже самоанализа. Это самокопание способствует более здоровому функционированию психики.

Купирование и варианты лечения

Купирование такого состояние сильно отличается зависимо от его степени патологичности, если это состояние в структуре психиатрической патологии, например, шизофрении или мании, то имеет смысл применить нейролептики, а во втором случае еще и нормотимики. Из нейролептиков наиболее актуальны седативные средства: Тизерцин, Трифтазин, Труксал, Галоперидол, но в большей дозе, поскольку в малой он действует как стимулятор. Также из антипсихотиков действенны атипичные варианты, особенно: Азалептол, Клопиксол, Клозапин, Азапин, Лепонекс. Все эти препараты действенны и при мании, но если она в структуре БАР, то стоит добавить нормотимики. Из тимостабилизатоов актуальны: Вальпроком, Карбамазепин, Ламотрил, Депакин, Ламотриджин, соли Лития.

При агрессии не психотического уровня достаточно использовать седативные средства, а также транквилизаторы. Из растительных седативных и легких форм транквилизаторов можно выбрать Новопассит, Афобазол, Персен, Адаптол, Бифрен. Помимо этого, имеет смысл использовать классические транквилизаторы, особенно в моменты агрессивных приступов. Наиболее распространённые: Сибазон, Седуксен, Диазепам, Гидазепам, Ксанакс. Если агрессия не выражена, но есть шанс, что она может нарушить суточные ритмы, то стоит применить снотворное: Меланин, Золпидем, Золпиклон, Валесан, Соновин.

При агрессии, которая не сопровождается разрушительными тенденциями имеет смысл бороться с ней классическими методиками. Хорошее воздействие дает классическая музыка и фитотерапия. Подходящее вдыхание аромамасел с успокаивающим действием. Из фитосредств наиболее подходящие: ромашка, зверобой, календула, мята, пустырник, мелисса, липа, мать-и-мачеха. В плане ароматерапии отличным действием обладают аромамасла лаванды, мяты и других растений, а также успокаивающие аромакомбинации.

Для удержания уровня агрессии в определенных рамках имеет смысл заниматься практикой йоги или цигун. Практика йоги помогает регулировать контроль эмоциональной сферы и держать в узде нервные проявления. Помимо этого, любые физиотерапевтические нагрузки, хвойные ванны, отпуск, являются естественным выбросом негативных эмоций и способствуют выделению эндорфинов – гормонов счастья и нормального состояния. Также все эти техники являются природными регуляторами уровня усталости и помогают поддерживать тело в тонусе и вести здоровый образ жизни.

Помимо этого, отлично помогают контролировать уровень агрессии медитативные практики, они способствуют её кратковременной остановке. Это позволяет индивидууму приостановится, остановить мгновение, задуматься и передохнуть, заметив красоту мира в бесконечном течении жизни. Все это несомненно поспособствует уравновешенности и удержит агрессивные импульсы.

При неконтролируемой агрессии, не доходящей до психотического уровня, имеет смысл обратиться к психотерапевту. Это поможет упорядочить мысли и обрести контроль. Для таких пациентов подходят и групповые и индивидуальные виды психотерапии. Особенно хорошо действует мандалатерапия, арт практики, песочная терапия.

Но все же иногда стоит осмотреть своё окружение, может агрессию провоцирует какой-то конкретный индивидуум и имеет смысл избавиться от общения с ним или изменить подходы. Иногда это существенно снижает уровень напряженности. Хорошим способом сброса напряженности с агрессивностью могут быть агрессивные, боевые и рисковые виды спорта.

Возможные последствия

Агрессия всегда имеет определенного рода последствия. Эрик Берн, основатель трансактного анализа говорил, что персоны, которые играют в игры, всегда платят определенным образом, причем зависит эта плата от уровня игры. Под играми он подразумевал агрессивные проявления и роли, которые люди выбирают в привычных либо же стрессовых ситуациях. Степень выраженности последствий агрессии зависит от уровня проявлений и может иметь три проявления. Первый – это легкая степень агрессии, при этом последствия в основном эмоциональные. То есть после такого всплеска следует слабость, угрюмость и чувство вины. Если персона переживает более глубокую степень вовлеченности в агрессивные побуждения и тенденции, то она будет испытывать уже некоторый социальный ущерб после таких конфликтов. Это увольнение с работы, потеря определенных сумм, неких социальных благ. Самая тяжелая степень вовлеченности характеризуется физическим уроном и даже смертью.

Все мы с детства осведомлены о том, что выражать агрессию неприлично и это не приветствуется общественными рамками и границами. И всю жизнь мы учимся сдерживать эти негативные побуждения. Именно такой излишней отказ от эмоциональности может провоцировать накопление негативных эмоций с последующим их взрывом, вплоть до нервного срыва.

Последствия агрессии с близкими также не имеют ничего хорошего. Они несут негатив, негативно сказываются на детской психической функциональности и могут приводить к разводам. Иногда длительно накопленная агрессия может выливаться посредством драки и криков с бурным выяснением обстоятельств. Естественно агрессивные побуждения в коллективе, которые нередко наблюдаются на работе, имеют тенденцию к усугублению с отыгрыванием негативных сценариев, в которых наиболее сильно страдает низший по званию.

Все знают, что выражение агрессии не приветствуется социумом, именно поэтому, если мы не сдерживаемся, то нас гложет чувство вины. Иногда значительные разрушения могут оставаться впоследствии агрессии, особенно если это агрессия разыгрывается между лидерами двух держав или даже бизнес корпораций. Именно негативные последствия учат удерживать уровень агрессии в рамках и не выплескивать ее неконтролированно.

Примеры агрессии

Примеры данного состояния отличаются зависимо от вида агрессии. Активная агрессия выражается в форме действий и примером может послужить драка, бой, крики. Она направляется на конкретного индивидуума, и он осознает, что на него направлены некие агрессивные импульсивные действия. Пассивная агрессия не проявляется открыто, это скрытые отвратительные действия, направленные против кого-то. Пассивная агрессия может проявлять себя сплетнями, разными «подставами» и обычно индивид не догадывается, что это агрессирует кто-то с целью его уничтожения.

Аутоагрессия – это подвид агрессии, которую индивидуум направляет сам на себя. Примером такой агрессии могут служить суицид, какие-то изнурительные диеты, саморазрушительное поведение, трудоголизм также считается таким видом. Пассивная агрессия широко распространена в современном обществе из-за запрета физического выражения агрессии.

Но не типично агрессия может становиться механизмом разрушения, она может быть инструментальной и иметь четкие цели. Поскольку подлость, ненавистные, завистливые импульсы также могут быть примерами агрессии. Примером вербального агрессирования может быть сора, визг, крик. Дети умело используют агрессию для манипуляций, когда они кричат, желая что-то получить, а родители, не всегда понимания, вырабатывают у них этот манипулятивный ряд своим потаканием.

Примером косвенной агрессии могут быть злые шутки или ненаправленные всплески ярости и разгневанности. Это могут быть крики, размахивание кулаками, битье столов, посуды или других неодушевленных предметов, топанье ногами. К внутренней агрессии также относятся самоунижения, угрызения, самообвинения, ощущение греховности и падения.

Агрессия может иметь защитные цели, при этом она занимает оборонительные позиции. Примером такой агрессии служит защита своей территории животными. Также такая агрессия возможна при защите своей жизни от нападающих, а также своего имущества. Провоцирующие агрессивные действия проявляются во время нападения, причем чаще необоснованного.

Агрессия может иметь разные характеристики. Она может быть здоровой, то есть быть четко направленной и иметь характерные признаки. При таком виде просматривается четкая обоснованность. Пример такой агрессии — патриотизм, защита своих прав и свобод. В таком случае она не обязательно имеет физическое выражение. Примером такой агрессии в социальном плане являются митинги, забастовки, провокативные издания. Необоснованная агрессия не считает проявлением здорового ее вида, она имеет деструктивные тенденции. Такие тенденции присущи даже младенцам и имеется большое количество исследований на эту тему. Психическое функционирование индивидуума мало постижимо, но известно, что агрессивные импульсы находятся в структуре подсознательного.

Враждебная агрессия не имеет под собой адекватных причин. Несомненно, подсознание знает причину агрессирования на конкретного индивидуума, но внешне это выглядит как абсолютно необъяснимые нападки.

Инструментальная агрессия присуща персонам, которые «идут по трупам». Это люди, не брезгующие разными способами, чтобы добиться своей цели, пусть даже подлыми затеями.

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии данного психоэмоционального отклонения, обязательно проконсультируйтесь с врачом!

Как родители замечают, что их ребенок уже вырос, что он теперь подросток? Кто-то — по размерам одежды и обуви, которую теперь приходится покупать чаще, чем раньше. Кто-то — по невозможности проверить домашнее задание или проводить до школы. Но очень часто наступивший подростковый возраст обнаруживает себя невесть откуда появившимся агрессивным поведением и хамством. Это выбивает из колеи, портит отношения. Что делать?

Почему подросток хамит

Хамство — едва ли не самый частый «симптом» подросткового возраста, который называют родители. Почему так случается, что ребенок, с которым еще вчера получалось найти общий язык, сегодня на все реагирует с агрессией, огрызается и хамит?

Традиционно разберемся для начала в причинах. Их несколько.

  • Ребенку кажется, что это самый простой способ самоутвердиться , по принципу «кто кого переорет». Если он это делает и обращается к родителю намного грубее, то вроде он и победитель. Кроме того, это такая репетиция общения со сверстниками, а родители выступают как «подопытные кролики».
  • Это может быть способ привлечь внимание родителей , когда его недостаточно. Давайте честно себе признаемся: раз ребенок сам кушает, одевается и ходит в школу, то внимания мы уделяем ему все меньше и меньше. А если на нас крикнуть? Внимание сразу обеспечено!
  • А может, подрастающий человек так копирует ваше поведение . Причем как в общении с ним, так и между двумя взрослыми людьми. Он же тоже взрослый, а если родители разговаривают так друг с другом, то, быть может, это и есть некая норма для подростка?
  • Еще одна причина — гормональный скачок . Вспомните себя в эти моменты. Как вы разговариваете? Общаетесь? Дети в такой бесконечной смене настроений пребывают постоянно!
  • Проблемы могут быть в выбранном когда-то стиле воспитания , тут две крайности. Больше хамят в семьях с авторитарным стилем воспитания и с попустительским. На самом деле, даже в этом возрасте родителям не поздно поменять свою линию поведения.
  • Традиционный для любого кризиса поиск границ дозволенного и нащупывание рамок своих возможностей. Это хороший вариант! Потому что такие дети, как правило, «делают вид», что они грубые и хамоватые, но не хотят быть такими на самом деле.

Как отвечать на хамство подростка

Как мы будем действовать? Конечно, отталкиваясь от причины. Главное — провести диагностику причин честно и откровенно, сами с собой! Варианты ваших действий и реакций могут быть такими.

  1. Не включайтесь в соревнование «кто громче», если ребенок повышает на вас голос. Вы можете ответить ему шепотом или проигнорировать подобную манеру общения. Тем самым вы не дадите ему желаемой обратной связи.
  2. В идеале грубость надо рубить на корню. При первых вспышках говорите с ребенком и объясняйте, почему его поведение неприемлемо, чем оно огорчает лично вас. А еще лучше — снимите на видео и покажите ему себя со стороны. Немногим такая картинка придется по душе.
  3. Еще не поздно скорректировать свою линию воспитания. Идеальный стиль — демократический. Когда у каждой из сторон есть и права, и обязанности. Когда вы приучаете ребенка договариваться на берегу, уметь выставлять свои условия и при этом выполнять ваши. При таком взаимном уважении принимать и понимать чувства другого человека гораздо легче.
  4. Ставьте только реально достижимые цели. Часто это наша вина! «Исправь русский до пятницы», — а как это сделать, если там двадцать двоек?! Помните, что ваш ребенок не волшебник! И, как известно, совершать ошибки гораздо проще, чем исправлять.
  5. Введите специальное слово, жест или определите предмет, тормозящий каждого из вас. Изначально договоритесь: слышишь слово «апельсин» — это значит выйди из помещения и отдышись хотя бы 5 минут, после этого мы можем продолжить разговор. Помните, подобное правило должно применяться и к вашему хамству по отношению к ребенку... Или о себе вы предпочитаете говорить «воспитательный тон»? Подумайте, не живете ли вы в мире двойных стандартов? Это очень важный момент для построения гармоничных отношений с детьми.
  • Проводите с ребенком больше времени. Знаю, как это сложно, времени нет совсем, но подростку сейчас это необходимо!
  • Следите за своей речью, ее наполненностью и наличием в ней агрессивных или потенциально агрессивных форм и фраз.

Агрессивное поведение подростков: что делать?

На тему повышенной эмоциональности существует множество фактов и еще больше вымыслов. С позиции здравого смысла взрослым все понятно — всему виной гормональный дисбаланс и перестройка. Тогда почему же вполне взрослые мамы и папы не всегда могут справиться с подростками?

А попробуйте поставить себя на их место! Твое тело, про которое ты все знал еще вчера, которым вполне был доволен, начинает резко меняться. Руки длинные, одежда толком не сидит, на лице появляются прыщи, голос — и тот тебя предает. Тебя окружают сплошные истерички и психи (ведь все их окружение переживает те же изменения, что и они сами, то есть подростки постоянно находятся в довольно взрывоопасной обстановке). Ну и, конечно, родители не понимают.

Если кратко: вчера весь мир тебя любил, а сегодня — ненавидит. Вам бы такое понравилось? Сомневаюсь!

Психологами проводились исследования, в результате которых было выявлено, что эмоциональные реакции, которые для взрослых были бы симптомом болезни, для подростков — норма. Вы представляете, как им тяжело? Чем же мы можем помочь своим любимым детям?

  1. Будет замечательно, если вы сможете показать ребенку, что испытывать разные эмоции — это нормально . Приводите в пример себя или родных. Донесите до него, что бывают удачные и неудачные дни, и настроение может быть разным. «Но мы же любим друг друга в любом случае. Ты, главное, не молчи, приди — и мы поговорим».
  2. Помогут методы контроля гнева . Побить подушку, постучать по боксерской груше, принять душ, взять мячик-антистресс. Еще отличный метод — «вилами на воде писано». Он прост: водить пальцем по воде, описывая все свои грусти и обиды. А потом воду спустить, она выльется и унесет с собой все переживания.
  3. В этом возрасте появляется потребность в адреналине . Помогите ребенку найти такое занятие: вместе летайте в аэротрубе или займитесь картингом, катайтесь на сноуборде или прыгайте с парашютом — ребенок будет вам благодарен.
  4. Расскажите ему о том, как вы боретесь со стрессом . Алкоголь и сигареты не в счет! Быть может, ваш опыт будет ребенку полезен.

Время на чтение: 3 мин

Нынче нередко сплошь на улице можно встретить агрессию и враждебность. Особенно отмечается всплеск распространения агрессивности среди школьников. Враждебные действия несовершеннолетних зачастую нацелены или на конкретного ребенка или группу с целью показать свою силу, превосходство или вседозволенность.

Несовершеннолетние, которые ощущают себя не любимыми, не принятыми социумом, все чаще показывают аморальное поведение через способ воссоздания своего внутреннего мира и внутренней боли. Пытаясь избавиться или сбросить внутренний негатив, подростки выражают противоречия через агрессивное поведение, нацеленное на унижение слабых. В период ограничения внутренних потребностей скапливается напряжение внутри подрастающего ребенка. Не умея справляться с внутренним перенапряжением, подросток разряжается при помощи агрессивного поведения.

За детьми, ведущими себя враждебно, закрепляется ярлык «трудный подросток». Нередко они изолированы от группы, окружающих мало беспокоит, что испытывает внутри детская личность, ей пророчат негативное будущее. Такая реакция способствует развитию у них и своеволия. Если школьник не имеет психологических отклонений, то с его агрессивным поведением, можно еще справиться при помощи взаимодействия родителей, учителей, психолога. Важно не пренебрегать несовершеннолетним ребенком.

Причины

Враждебность, направленная на более слабого – это показатель проблемы внутри характера ребенка. Зачастую трудные дети растут в проблемных семьях или сами пострадали от личностного унижения. Объектом их мести является не обидчик (он гораздо сильнее несовершеннолетнего), а личность слабее, чаще это младшие дети, которые ниже по социальному статусу и воспитываются неполными семьями.

Агрессивность несовершеннолетних вызвана нарушениями в эмоциональной сфере. Совершая насилие, ребенок не может соотнести насколько это физически и эмоционально болезненно тому, над кем он издевается.

Задатки к проявлению эмпатии формируются еще в дошкольном возрасте, ответственность за это несут родители.

Это значит, что причиной возникновения агрессивного поведения является безответственность родителей. Это не единственная причина развития агрессивности у несовершеннолетних.

Нередко агрессивность ребенка происходит под давлением группы. Механизм давления в группе может склонить к насилию несовершеннолетнего без его желания проявлять данный поступок. Инициатор насилия, демонстрируя членам группы, что способен на многое, а значит он «крутой», подбадривает каждого из окружения и убеждает, что на их стороне сила.

Психологические исследования выявили, что в три года малыш пребывает на пике своей агрессивности. Это вызвано тем, что крохам нереально трудно в этот период усвоить запреты, а также правила поведения. От родителей будет зависеть, как неадекватное поведение малыша они перенаправят в мирное русло. Перво-наперво, это зависит от самого поведения родителей, насколько они миролюбивые и доброжелательные.

Таким образом, описывая причины зарождения агрессивного поведения подростков, следует учитывать семейное воспитание. Равнодушие к детским проблемам, отсутствие поддержки формирует эмоциональный вакуум у подростка, который перерастает в неспособность контролировать самостоятельно эмоции. В пубертатный период ребенок подвержен, как эмоциональному, так и психологическому давлению и наиболее нуждается в понимании близких. Родители, увлеченные работой, карьерой, игнорируя потребности подростка, откупаются от него различными подарками и свободой действий.

Взрослым следует развивать у ребенка умение понимать собственные чувства, учиться контролировать их. Подросток должен видеть, как негативные проявления выразить более спокойно, не доставляя вред другим и самое главное себе.

Противоположностью безразличия в воспитании детей выступает чрезмерная, «слепая» родительская забота. Такая родительская любовь пренебрегает желаниям подростка принимать самостоятельно решения.

Принятие ребенком самостоятельных решений способствует обучению на своих ошибках. Со временем несовершеннолетний, окруженный мега заботой, становится неуправляемым с навязчивым стремлением доказать родителям свою самостоятельность. Это выражается в агрессивном поведении со сверстниками или с животными, гораздо реже с собой.

Также причиной возникновения агрессивного поведения подростка является неблагополучие самой семьи. Если малыш с детства вырос среди агрессии, то не исключено, что он проявит склонность к идентичному поведению.

Безусловно, не каждый несовершеннолетний из неблагополучной семьи вырастает агрессивным. Однако негативный пример, подающийся родителем, окажет свое отрицательное влияние на развитие психики подрастающего ребенка. Агрессивность несовершеннолетнего нацелится на сверстников, у которых не было проблем в семье.

В школе влияние одноклассников, учителей оказывает особое воздействие на развитие агрессивного поведения подростков. Частые конфликты с педагогами, учебная нагрузка выводят из равновесия шаткую психику несовершеннолетнего, ко всему вышеперечисленному присоединяется неразделенная любовь.

Поскольку социум обладает воздействием на формирование поведения, то феноменом возникновения агрессивного поведения подростка может являться группа сверстников, среди которой общается ребенок. Замечено, что если вчера еще школьник был спокойный, то завтра он может «травить» сверстника, доказывая тем самым свою «крутость», чтобы быть принятым в группу значимых сверстников.

В социуме постоянно обсуждается проблема агрессивного поведения подростков. Появление данного качества личности отмечается у представителей обоих полов.

Алкоголь, курение, нецензурная лексика, оскорбления и травля других сегодня уже стали нормой. Подростки не осознают, за что их наказывают, если так делают все. Уже нередкость, когда несовершеннолетний из хорошей школы превращается в агрессивную личность. Зачастую это говорит о том, что ему не уделяют дома внимания. Агрессивное поведение подростка – это своеобразная форма протеста, вызванная непринятием его, как личности.

Подростки, проявляющие агрессию, наделены низким уровнем интеллекта, тяготеют к подражанию. У таких несовершеннолетних отсутствуют ценностные ориентации, нет хобби, им свойственна узость, а также неустойчивость в увлечениях. Такие школьники часто озлоблены, тревожны, грубы, страдают эгоцентризмом, а также выражением крайней самооценки (положительной или отрицательной). Агрессивное поведение подростков выступают средством в поднятии самостоятельности, а также собственного престижа.

Профилактика

Профилактической работе асоциального поведения среди молодежи уделяется в системе образования достаточное внимание. Проблема агрессивности среди молодежи считается наиболее рассматриваемой на собраниях в школе. В образовательных заведениях проблемными школьниками занимаются психолог и социальный педагог.

Агрессивное поведение подростков чаще отмечается в кругу школьных проблем. По этой причине педагогам стоит быть внимательными к школьникам и, обнаружив изменения в детском поведении, следует отслеживать негативные проявления, чтобы искоренить агрессивность на ранней стадии.

Работа психологической службы нацелена на профилактику противозаконных действий, на предупреждение развития подростковой . При всей квалифицированной помощи педагогов, родители являются главными людьми способными воспитать правильно ребенка и не превратить его в агрессивную личность. Поэтому работа по предупреждению развития агрессивного поведения должна проводиться, как среди школьников, так и среди родителей. Совместная работа даст хороший результат и будет действенна.

Коррекция

Подростковая агрессивность устраняется представленными ниже принципами коррекционной работы:

– необходимо установить контакт с подростком;

– безоценочно воспринять и уважительно относиться к нему, как личности;

– положительно относиться к его внутреннему миру.

Направления коррекционной работы включают:

– обучение подростка навыкам контролирования себя (умение управлять гневом);

– обучение понижения уровня тревожности;

– формирование понимания личностных эмоций, развитие ;

– развитие положительной самооценки.

При появлении первых признаков агрессии можно рекомендовать подростку сделать паузу, отвлечь свое внимание, переключившись на что-либо иное, более приятное. Эффективно будет закрыть глаза, сосчитать до десяти или мысленно «набрать в рот воды» если перед ним стоит человек, который раздражает своим разговором. Такие действия могут уберечь от проявления ненужной враждебности.

Необходимо научить подростка относиться к тем вещам в жизни, которые изменить уже нельзя – спокойно. Безусловно, можно на них и позлиться, но смысла в этом нет никакого.

Есть другой выход: принять их, относиться к ним более спокойно. Важным моментом выступает не допускать хроническое нервное истощение и усталость, поскольку они лежат в основе агрессии и раздражительности.

При возникновении первых признаков усталости, следует делать отдых и вносить в жизнь моменты, которые будут радовать. Важно научить подростка быть внимательным к себе, внедрять в жизнь позитивные изменения, стараться быть довольным, поскольку только такой человек сможет быть спокойным, а также уравновешенным.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Подростковая агрессия: почему ребенок в подростковом возрасте становится неуправляемым, какие ее виды встречаются чаще всего, проявления агрессивного поведения в период пубертата и основные методы борьбы с ними.

Содержание статьи:

Подростковая агрессия - это побочный эффект пубертатного периода, который возникает в ответ на непринятие подрастающим ребенком реальности. Это могут быть отдельные ее части (отношение родителей, сверстников, комплексы, влияние соцсетей и т.д.) или нежелание мириться с действительностью в общем. В любом случае агрессивное поведение подростка - это проблема для всех, кто его окружает и для него самого. Поэтому она требует решения.

Причины возникновения подростковой агрессии

Подростковый возраст - это условная разделительная полоса между детством и взрослой жизнью. Пересекая ее, подросток претерпевает изменения на физическом, физиологическом и психологическом уровне. То есть меняются не только его внешность, но и внутренние установки, «фильтры» восприятия окружающего мира. Такие изменения - большой стресс для ребенка. Поэтому при неблагоприятных для него обстоятельствах он просто «ломается» и становится агрессивным. В зависимости от того, какие их этих обстоятельств преобладают, причины подростковой агрессии условно делят на несколько групп.

Семейные причины агрессивного поведения подростков


Большинство психологов ставит у истоков неадекватного поведения детей пубертатного возраста именно влияние родителей: их методику воспитания, поведение, отношение к ребенку и друг к другу. А с учетом чрезвычайно обостренного подросткового восприятия окружающего любые «промахи» родных могут стать спусковым крючком для агрессии.

К основным семейным причинам подростковой агрессии относятся:

  • Крайности в воспитании . В этом случае наиболее значимыми являются система воспитания и уровень уделяемого ребенку внимания. Причем одинаково опасными будут как излишнее внимание (гиперопека), так и его недостаток. В первом случае подросток бунтует, отстаивая таким образом свое право на свободу выбора - что одевать, с кем общаться и т.д. Во втором - выбирает тактику агрессивного поведения для привлечения внимания родителей. Точно так же тинейджер может пойти против правил, устанавливаемых строгими родителями или отвечать агрессией на вседозволенность.
  • Социальный статус и уровень жизни . Как и в случае с воспитанием, негативно повлиять на поведение подростка чаще всего могут либо бедность, либо обеспеченность его родителей. Так, к примеру, у некоторых детей может вызывать злость тот факт, что родители не в состоянии дать ему то, что он хочет. Это может быть дорогой телефон, мощный компьютер, модная одежда, разнообразный досуг и т.д. Точно так же немотивированную агрессию может спровоцировать противоположное положение вещей, когда у ребенка есть абсолютно все, что он захочет. В этом случае избалованный подросток просто считает себя выше других, что дает ему право (как он думает) вести себя вызывающе.
  • Насилие в семье . Агрессивное поведение подростка может быть ответом на агрессию, которую он видит в семье. И здесь может быть несколько вариантов развития событий: первый - он инстинктивно пытается защититься от жестокого родителя или родственника, второй - он его копирует. Не менее разрушительными для подростковой психики могут быть высмеивания и унижения его родителями перед другими людьми.
  • Ревность . Иногда ребенок в подростковом возрасте выбирает линию вызывающего поведения из-за ревности. Предметом подростковой ревности может быть новый член семьи: второй ребенок, появившийся в семье, новый избранник мамы (или избранница папы), его (или ее) дети.
  • Семейные традиции . Бывает так, что подростковая агрессия возникает из-за непринятия устоявшихся традиций в семье. Это может быть привычка проводить свободное время, манера одеваться, круг общения, выбор профессии или спутника жизни и т.д. С помощью агрессивного поведения подросток пытается сломать такие ограничения и выйти за их рамки.

Биологические причины подростковой агрессии


Существенно «подпортить» кровь ребенка в пубертате могут изменения внутри него самого. В нем бушуют гормоны, его система восприятия мира «трещит по швам». И если родители вовремя не заметят эти изменения, ребенок может «пойти по наклонной».

Главные биологические причины агрессии в пубертате:

  1. Юношеский максимализм . В подростковом возрасте ребенок отчаянно ищет себя, его ценности и установки меняются очень быстро, а восприятие окружающего имеет две оценки - либо плохо, либо хорошо, либо черное, либо белое. Полутонов в жизни подростка не бывает. Поэтому вовремя не скорректированная родителями новая модель поведения ребенка может обернуться протестом на любое несоответствие действительности придуманным им самим «нормативам».
  2. Половое взросление . Буйство гормонов также часто сказывается на поведении тинейджеров, делая их неконтролируемыми. Причем их трудно контролировать не только родителям или учителям. Они сами не всегда способны усмирить свое влечение. Поэтому важно вовремя и правильно перенаправить эту молодую энергию в полезное русло - в танцы или спорт.

Личностные причины агрессии у подростков


Превратить ребенка в жесткого подростка могут не только гормоны, но и его внутреннее состояние. Оно может сформироваться в процессе взросления, достаться с генами или появиться в результате воспитания. В любом случае оно будет непосредственно с личностью подростка.

Самые важные личностные причины формирования подростковой агрессии:

  • Неуверенность в себе . Довольно часто за маской агрессивного, бросающего вызов всему миру подростка прячется ребенок, отчаянно нуждающийся в поддержке и понимании. Именно неуверенность в себе, своих силах и возможностях заставляет его выстраивать вокруг себя стены отрицания и противодействия. Это же чувство толкает его самоутверждаться за счет более слабых или заслуживать авторитет перед более сильными.
  • Чувство вины . Этот фактор может сопровождать уже упомянутую неуверенность в себе или быть ее следствием. Вызвать у подростка чувство вины очень просто. Более того, он может сформировать его сам. Но это не значит, что он признает это открыто. Многие подростки маскируют чувство своей неполноценности именно под агрессивным поведением.
  • Обидчивость . Еще одна черта характера, которая провоцирует у сверхчувствительного человечка в период пубертата острую реакцию даже на самые безобидные вещи.
  • Пессимистическое настроение . Недоверие к людям и жизни в целом, пессимистичный взгляд на вещи, которые окружают подростка, могут существенно повлиять на его поведение.
Ощущение того, что он (или она) не отвечает ожиданиям окружающего мира (родителей, близких, друзей, учителей и других, значимых для ребенка людей), также может сделать подростка агрессивным. В этом случае внутренняя агрессия на себя самого проецируется на окружающих.

Ситуативные причины подростковой агрессии


Нередко агрессия в подростковом возрасте может провоцироваться определенной ситуацией, которая оказала значимое влияние на психику ребенка. Это может быть событие, связанное с физиологией подростка: серьезное заболевание или его последствия, травма, физический дефект, которые ограничивают полноценную жизнь. Ощущение своей неполноценности в таком случае может выливаться в агрессивное поведение.

Уже доказано разрушающее действие на психику подростков определенного контента, который «впитывается» детьми из интернета, телевизора и компьютерных игр в неограниченном количестве. Наиболее опасными являются фильмы, игры, ролики, посты с агрессивным содержанием. Окунаясь в такую атмосферу, подросток примеряет на себя роль отрицательного, но крутого героя, и несет ее в реальную жизнь. Он выбирает силовые методы решения проблем.

Также поводом показать себя «во всей красе» в отрицательном значении может стать желание понравиться представителю противоположного пола или произвести на нее (него) впечатление. Если у ребенка не сформировано нормальное понятие взаимоотношений между полами, нет правильного примера таких отношений, он сам вырабатывает линию поведения, которая, на его взгляд, продемонстрирует его самые сильные стороны.

Разновидности подростковой агрессии


В зависимости от того, как проявляется бунт подростка, его вызывающее поведение можно разделить на несколько видов.

Основные виды подростковой агрессии по направленности проявления:

  1. Открытая агрессия или гетероагрессия . Такая агрессивность направлена на все, что окружает подростка - людей, животных, вещи. Она может проявляться в виде драк, хулиганства, вандализма, оскорблений, унижений, использования ненормативной лексики и вызывающего поведения. Как способ противостояния миру тинейджеры могут использовать курение, алкоголь, наркотики, беспорядочные половые связи, бродяжничество.
  2. Скрытая агрессия или аутоагрессия . Если недовольство и непринятие направлено подростком внутрь себя, внешне заметить его достаточно сложно. Такие дети не проявляют свое недовольство реальностью явно, но накопление негативной энергии все равно находит выход в виде нервных срывов, депрессий, неврозов, соматических заболеваний и даже самоубийства.
Формы подростковой агрессии по способу проявления:
  • Реактивная агрессия . Это враждебность, которая проявляется в ответ на ту же враждебность. То есть проявляется она не постоянно, а «по случаю». Спусковым крючком здесь может стать грубое отношение к подростку - в транспорте, школе, магазине, на улице. И подросток просто не может сдержаться, чтобы не ответить на грубость подобным поведением.
  • Целенаправленная агрессия . Это осознанное, постоянное поведение подростка, проявляющееся в неуважении к другим, хамстве, драках, вызывающем поведении. И оно не зависит от того, нагрубили ему или отнеслись доброжелательно. Чаще всего такой способ самовыражения выбирают дети с природными задатками лидера, которые без посторонней помощи просто не могут справиться со своим темпераментом.

Проявления подростковой агрессии


Бунт в душе подростка зависит от многих причин: характера ребенка, отношения к нему родителей, друзей, сверстников, условий проживания и т.д. Поэтому и проявления подросткового бунтарства могут быть самыми разными - от периодических резких ответов на вопрос или замечание до абсолютно аморального поведения или жестокости.

Основные формы проявления агрессивного поведения у подростков:

  1. Физическая форма агрессии . Ставит перед собой цель причинить вред, боль, ущерб. Здесь в качестве потерпевшего могут выступать как неодушевленные предметы, так и живые существа. Она проявляется в виде хулиганства, вандализма в разных масштабах - от битья посуды дома до разрушений объектов благоустройства (памятников, скамеек, остановок и т.п.). В худшем случае агрессия направляется на людей, животных. Это наиболее опасная форма подростковой агрессии, поскольку у подростков еще не полностью сформировано понятие ответственности, в том числе за чужую жизнь.
  2. Вербальная форма агрессивного поведения . Более «легкое» проявление подросткового протеста, но не менее безвредное. Поскольку даже словесные оскорбления и унижения со стороны других детей могут нести за собой страшные последствия для детской психики. Словесная агрессия может проявляться в виде споров, отрицания, сквернословия, критики других людей, угроз, насмешек, злобных шуток, проявления ненависти и обиды.
  3. Экспрессивная форма агрессии . Проявляется в ярко окрашенных «тонах», то есть в виде физических движений (жестов, ударов), выраженной мимике (гримасах, недовольном выражении лица) и/или словесных высказываниях на повышенных тонах или в виде не нормативной лексики.
  4. Прямая агрессия . В этом случае весь негатив подростка направлен на определенный объект, который и вызывает в нем эти самые негативные чувства. Она может выражаться физически и словесно.
  5. Косвенная форма агрессивного поведения . Это форма, когда за какие-то неприятности, неудачи или просто плохое настроение подростка «расплачивается» его окружение - вещи, предметы, люди, животные.
  6. Скрытая агрессия . Протест, который проявляется в виде игнорирования просьб и замечаний. Ребенок в таком случае абсолютно спокоен, но при этом не слышит то, что ему говорят. А если и слышит, то не спешит выполнять.

Способы борьбы с подростковой агрессией


Метод преодоления подростковой агрессивности будет зависеть в первую очередь от конкретного случая - особенностей самого ребенка, степени и вида агрессии и причины, которая ее вызвала. Поэтому подход к решению такой проблемы должен быть сугубо индивидуальным. Однако есть несколько универсальных правил поведения родителей, которые помогут не только исправить ситуацию, но и могут использоваться в качестве профилактических мер по предупреждению агрессивного поведения у подростка.

Самые эффективные советы родителям, как справиться с подростковой агрессией самостоятельно:

  • Пересмотрите свои критерии воспитания и манеру поведения: зачастую именно ошибки в воспитательном процессе или поведенческие привычки родителей становятся главной причиной бунтарского поведения у тинейджеров. Помните, как бы ни отзывался о вас ваш ребенок, вы - его главный ориентир для подражания. Хотите сделать его лучше - начните с себя. Будьте положительным примером.
  • Будьте сдержанными и терпимыми. Сохранение самообладания даже в самой критической ситуации в семье, где есть проблемный подросток, может «убить двух зайцев». Во-первых, спокойный и рассудительный разбор ситуации не дает дополнительного повода для агрессии со стороны тинейджера. Во-вторых, такой способ решения проблемы показывает подростку, что силовые методы далеко не единственный вариант эффективно решать конфликты.
  • Давайте ребенку свободу принимать решения и нести за них ответственность. Конечно, этот совет тоже имеет свои нюансы - такая свобода не должна стать абсолютной. Вы как взрослые, опытные люди все же должны фильтровать безопасные решения, которые можно «пропустить», и небезопасные, которые могут навредить ребенку.
  • Станьте для своего трудного подростка лучшим другом. Вполне естественно, что далеко не все дети имеют идеальный набор качеств - ум, красоту, здоровье, силу, сообразительность, талант. Поэтому поддерживайте в вашем подрастающем человеке именно то, что у него есть. Хвалите его, поддерживайте начинания, радуйтесь достижениям, анализируйте ошибки и неудачи. И не ограничивайтесь только разговорами - проводите с ним больше времени вне дома. Организовывайте совместный отдых и досуг, поддерживайте его увлечения, приобщайте к общественно полезным делам, воспитывайте уважение к старшим.
  • Оберните его бурлящую энергию в нужное русло. Постарайтесь найти занятие для своего бунтаря, которое поможет перенаправить его буйство в положительный вектор - хобби, увлечение, спорт, танцы, музыка и т.д. В идеале это нужно сделать совместно с самим подростком. Найдите альтернативу, которая вырвет его из просторов интернета или влияния плохой компании. И не исключено, что первая попытка преобразования подростковой энергии будет успешной. Но это не повод останавливаться.
  • Будьте искренними. Подростки чрезвычайно чувствительны, поэтому тонко чувствуют неискренность. Не забывайте, что невнимательность к своему ребенку в подростковом возрасте впоследствии может значительно усложнить не только его жизнь, но и жизнь людей, которые находятся рядом. В том числе и самих родителей. Дети в пубертатном возрасте считают себя взрослыми, поэтому относитесь и разговаривайте с ними именно так, как с взрослыми, равными себе людьми.
Важно! Если уровень агрессии достиг критического уровня или все попытки вернуть ребенку статус «хорошего» оказались провальными, обращайтесь за помощью к специалисту. Не теряйте время - подростковая агрессия не возникает и не проходит сама.

Как избавиться от подростковой агрессии - смотрите на видео:


Агрессивное поведение у подростков - это маркер неблагополучия в какой-то из сфер жизни ребенка. И бороться с ней достаточно тяжело. Поэтому прислушиваться и участвовать в жизни своего ребенка нужно еще до наступления пубертата. Для ребенка, который чувствует себя полноценным членом семьи и общества в целом, любимым, нужным, способным, уверенным в себе, агрессия в поведении будет просто неприемлема.
  1. Первый класс – агрессия на уровне деятельности, мотивированная, контролируемая на личностном уровне. Например: отказ разговаривать (прямая, пассивная, вербальная), оскорбление (прямая, активная, вербальная), заговор с целью нанесения физического вреда (активная, физическая, непрямая).
  2. Второй класс: имеют более низкий уровень контроля, находятся не в рамках деятельности, а в рамках действий, большое значение имеет сила эмоционального напряжения, аффект, ситуация.
  3. Третий класс касается высокой степени аффекта, когда действия минимально контролируются, способность целостно оценить ситуацию утрачена практически полностью.

Основные формы агрессивного поведения:

  1. Физическая: наиболее явная форма, проявляется в виде применения прямой силы против объекта. Результат – нанесение повреждений физическим путем, которые могут привести к серьезным последствиям. Противоположность – вербальная : словесное нападение, заключается в угрозах, уничижительных изречениях в адрес объекта, цель – нанести психологический вред, самоутвердиться, унизить выбранную «жертву».
  2. Косвенная: действия направлены на определенный объект, но не осознаются объектом, используются окольные пути, чтобы «доставить» информацию к цели – сплетни, саркастические шутки. Противоположность – прямая форма, в которой применяются различные приемы непосредственно в адрес определенного лица.
  3. В зависимости от цели проявления, выделяют агрессию защиты и агрессию-провокацию. Первый тип – ответ на деструктивные воздействия от другого лица или группы лиц. Второй – нанесение первого «удара», с целью получения определенной реакции.
  4. Полярные формы – враждебная и инструментальная агрессия. Первый тип является целью сам по себе, проявляется в физической или вербальной формах, иногда – в комплексе, источник – гнев, желание нанести вред, как психологический, так и физический ущерб. Инструментальная форма – использование агрессии, как средства достижения цели, само по себе нападение – не самоцель.

Инструментальная форма может существовать без нанесения вреда другим лицам, но не предусматривается и избегание этого.

По вектору направленности выделяют внешнюю и внутреннюю формы. Первый тип направлен на окружающий мир, второй – внутрь себя (аутоагрессия).

Важно! Один из наиболее известных исследователей инструментальной агрессии Фешбах отмечал, что она является обязательной в современном мире, необходимой для достижения цели в условиях конкуренции, является важным элементом адаптации человека, позволяет защитить свои права и личные границы.


Исследования подростковой агрессии: история и особенности

Анализ детской и подростковой агрессивности – популярная тема исследований, что связано с ростом проблем в обществе, связанных с девиантным поведением , ростом подростковой жесткости по отношению к сверстникам, животным, близким, одноклассникам. Западная психология более 10 лет глубоко изучает корни проблемы – выдвинуты десятки гипотез, предполагающих факторы и основные причины агрессивного поведения подростков.


Основные направления исследований зарубежных специалистов:

  • гендерные особенности проявления агрессии в подростковом возрасте;
  • особенности соотношения между агрессивностью ребенка-подростка и поведениям, формами общения в его семье;
  • характеристика отношения родителей/опекунов к поведению подростка;
  • изучение соотношения уровня интеллекта и агрессивности подростков.

В основе две идеи:

  1. Агрессивность – природная особенность любого человека, заложенная на уровне инстинктов.
  2. Агрессивное поведение приобретается в ходе развития, воспитания, взаимодействия с социумом.

Отечественная психология работает в таких направлениях:

  • изучение взаимосвязи агрессивности и самосознания;
  • исследование эмоциональных нарушений, их влияния на уровень агрессивности;
  • изучение факторов, влияющих на развитие агрессивности у подростков;
  • общение в социуме – в семье, школе, дружеском сообществе – как фактор развития агрессивности;
  • исследование биологических факторов, которые влияют на развитие деструктивного, враждебного поведения.

Важно! Основное направление в работе зарубежных и отечественных психологов – найти пути эффективной профилактики и борьбы с агрессивным поведением подростков.


Психологические особенности агрессивности подростков


Почему подростки агрессивны?

Детерминанты агрессивного поведения подростков делятся на четыре типа, согласно исследованиям Р.Бэрона и Д.Ричардсона:

  1. Биологические.
  2. Социальные.
  3. Персональные/индивидуальные.
  4. Внешние.

Важно! Известно, что «социальный вакуум» не может породить агрессию, другими словами – мы не можем быть агрессивны без определенного окружения.


Наиболее распространенные факторы развития агрессии:

  • проявления ненависти по отношению к расе, полу, внешности от окружения;
  • провокации вербального характера;
  • фрустрация.

Внешняя среда, не только социум, также оказывают влияние на формирование агрессивности:

  • стабильное воздействие шума;
  • жара, теснота и другие условия, создающие дискомфорт;
  • средства массовой информации.

Обратите внимание! Бэрон и Ричардсон отмечают, что для подросткового возраста в формировании агрессивности особо важны индивидуальные качества личности. Но их нельзя рассматривать оторвано друг от друга. Значение имеет только комплексный подход, анализ целостной структуры личности. Попытки отдельно анализировать эмпатию , эмоциональные проявления, ценности не дали результата в попытке связать их с агрессивностью.

В итоге многолетних исследований специалисты пришли к выводу, что формирование агрессивных форм действий формируется в результате воспитания, биологических, социальных причин.

Всего выделили четыре основных фактора:

  1. Агрессия – биологический прием защиты своего вида, сформировалась в процессе эволюции. Это мнение основано на позиции Фрейда и Лоренца. Агрессивное поведение – природное, естественное для человека, как представителя своего вида.
  2. Агрессия, как проявление невротического расстройства, реакция на фрустрацию. Подросток чувствует неспособность реализовать свои планы и намерения, что и вызывает негативные последствия.
  3. Приобретенная агрессия, как последствие влияния социума, близкого окружения, внешней среды.
  4. Агрессия, как форма защиты от постоянных, стабильно воздействующих на личность подростка, неприятностей, стрессов, переживаний.

Мнения специалистов долгое время разделялись относительного того, можно ли найти истинную причину деструктивного поведения подростка.

Современные психологи считают, что можно выделить комплекс факторов:

  • ощущение себя непринятым социальной группой;
  • отсутствие позитивного подкрепления действий со стороны окружения;
  • нехватка ощущения причастности, ценности своей личности;
  • переживание стабильного насилия – физического, сексуального, психологического;
  • постоянное ощущение опасности;
  • индивидуальные склонности к противоправным действиям, девиации.

Агрессивного ребенка можно узнать просто по ряду признаков:

  • раздражительность и вспыльчивость;
  • отсутствие интересов;
  • явный негативизм;
  • яркие, аффективные реакции на стимулы;
  • подросток активно вступает в словесные перепалки, драки, портит имущество.

Важно! Бесцельное времяпрепровождение – и причина, и следствие агрессивности. Отсутствие смысла в жизнедеятельности ребенка позволяет заполнить пустоту чем угодно. Это редко бывает что-то светлое и позитивное. Чаще пустота заполняется насилием, злобой, которую подросток видит в сети Интернет, по телевизору.

Последствия – подросток не видит смысла ни в чем, кроме массовой культуры, которая успешно разрушает неокрепшую психику.


«Куда смотрят родители?»

Популярный вопрос, которым задаются многие, глядя на современных подростков. Именно в семье, чаще всего, ребенок получает базовую модель поведения, обстановка, царящая в ближайшем окружении – образец для него.

Не сложно понять, что семья, в которой царят конфликты, не может выпустить в мир спокойного, уравновешенного, уверенного в себе гражданина. Советы по регуляции поведения помогут нормализовать отношения подростка с окружающим миром.

Конфликты мнений на почве воспитания: важно, чтобы родители и другие родственники, участвующие в воспитании, шли в одном направлении. Частая проблема – конфликт между мнениями мамы, папы, бабушек и дедушек, каждый «тащит» ребенка в свою сторону, критикуя методы воспитания других. Результат: внутриличностные конфликты, неврозы, низкая самооценка, агрессивность.

Реакция на гнев родителей, суровые наказания, неадекватные проступку ребенка, порождают ответную реакцию. Спокойного ребенка воспитывает спокойствие, мудрость, понимание, принятие и любовь. В данном случае, принцип, «как аукнется, так и откликнется» работает на все 100 процентов!

Игнорирование ребенка: родители не проявляют вовлеченность, они неэмоциональны, безучастны по отношению к ребенку. Результат – ребенок с раннего возраста стремится «добыть» внимание любым путем, не всегда это выглядит здорово. Он специально провоцирует родителя на агрессию, гнев, и так получает то, что хочет. В дальнейшей жизни его модель поведения не изменится.

Гиперопека: одна сторона медали, с другой – игнорирования. Лучший вариант – золотая середина, но к этому приходят не все. Чрезмерная опека приводит к подавлению личности, теплые эмоциональные отношения не возникают, как и в случае с игнорированием.

Обратите внимание! Статистика говорит следующее: в 40% семей подростков-правонарушителей наблюдались регулярные семейные конфликты, физическое насилие, драки (в 25% случаев), постоянная враждебность (12% случаев). Более половины трудных подростков указали семейные проблемы, как главную причину своих переживаний и стрессов (55% мальчиков, 78% девочек).


«Учат в школе…»

Школа на протяжении около 10 лет является основным социальным окружением ребенка, наравне с семьей. Учителя и соученики участвуют в становлении личности на важнейшем этапе – в подростковый период.

Агрессивность как форма защиты или средство ранжирования, способ привлечь внимание и вызвать уважение, страх, часто применяется в среде школьников, которые пришли из семей с особенностями, описанными выше.


Что с ребенком в подростковом возрасте в школе?

Проблемы адаптации, не способность принять новые нормы и стандарты общности, неумение вписаться в среду, проблемы с коммуникацией.

Неуспеваемость – серьезный фактор развития агрессии и враждебности, как следствие постоянной критики, унижений, наказания.

«Синдром жертвы»: каждый может вспомнить в своем классе ребенка, который регулярно становится «мальчиком для битья». Его по ряду причин выбирает типичный агрессор-хулиган в качестве своей постоянной цели для издевательств. На самом деле, в данном случае помощи требует не только «жертва», но и его мучитель – его выраженное агрессивное поведение растет из личностных проблем, семейных конфликтов и других факторов.

Важно! Самая страшная причина активного роста агрессивности подростков – равнодушие и попытка свалить ответственность на «более умного и компетентного». Речь идет о конфликте «школа – родители» — кто же должен бороться с этой серьезной проблемой? Секрет успеха – внимательное отношение обеих сторон, участие, внимание и взаимная поддержка в треугольнике «семья – педагоги – психолог».


Факторы риска развития агрессивности

Группа факторов Примеры
Персональные Заниженная самооценка Склонность к употреблению наркотических средств Девиантное поведение Склонность к нарушениям поведения
Групповые (факторы риска в группе одноклассников, сверстников) Давление группы Дружба с компанией, в которой участники склонны к нарушениям поведения, вредным привычкам
Семейные Постоянные конфликты в семье Низкий уровень дисциплины Родители с вредными привычками Насилие в семье Безнадзорность
Социальные Окружение, которое способствует развитию тяги к спиртному и наркотикам Низкий уровень жизни Экономическая нестабильность

Психологическая коррекция агрессивного поведения подростков

Адекватная и действенная коррекция возможна только при выполнении точной диагностики, с применением комплексных методик. Диагностика агрессивного поведения подростков осуществляется в двух направлениях:

  • анализ уровня агрессивности подростков и типичных форм ее проявления, чтобы индивидуальная коррекция была результативной;
  • определение триггеров, основных факторов, которые влияют на проявления различных форм агрессивного поведения.

Для выбора правильного метода борьбы с негативными поведенческими проявлениями, программа диагностики должна давать возможность выполнять такие задачи:

  1. Получение данных, относительно особенностей личности агрессивных подростков: темперамент, эмоциональная сфера, интеллект, характер, нравственные нормы и другое.
  2. Изучение нюансов семейного окружения, воспитания в семье, ее структуры, анализ проблем: атмосфера в семье, воспитательные меры, микроклимат, отношения между всеми членами семьи.
  3. Анализ отношений в системе «подросток – сверстники»: отношение группы к подростку и его к группе, социальная роль подростка, удовлетворенность отношения, статус.
  4. Отношения с педагогами анализируется по критериям стиля отношений, педагогических влияний, методов воспитания.

Обратите внимание! Если в результате диагностики выявлено, что основная проблема лежит в семье, в этом направлении и нужно направлять усилия. Педагогическая коррекция помогает гармонично взаимодействовать с подростками в отношениях «педагог – ученик».


Психолого-педагогическая коррекция и ее особенности

Причина проблем – в семейном воспитании: психолог предпринимает меры по работе с родителями или опекунами детей, подростков, дает рекомендации. Что нужно сделать? Гармонизировать отношения, выполнить корректировку отношений, установок, взглядов, ценностей. Задача психолога – помочь родителям найти оптимальный вариант коммуникации с подростком, подобрать правильную тактику дальнейших действий. Формы работы: беседа, лекция, тренинг. Просвещение родителей крайне важно, поскольку ужасающее количество родителей не имеют даже базовых представлений о воспитании.

Важно! Психологическая программа тренинга позволяет одновременно работать с несколькими семьями, в которых наблюдается идентичная проблема. В рамках тренинга психолог предлагает решать задачи, делать упражнения, обсуждать некоторые вопросы, вырабатывать новые для родителей педагогические приемы, специалист также тренирует навыки коммуникации .

Если суть проблемы в коллективе школьников, важно учитывать, что именно школьный коллектив на определенном этапе развития личности – основной. Это референтная группа , в рамках которой подросток проявляет себя, свою индивидуальность. Популярные и действенные приемы работы: внутришкольная и внешкольная деятельность, которая связана с творчеством, и требует внимания всего школьного коллектива. В рамках подобной деятельности подросток может зарекомендовать себя, активно вступать в коммуникацию с другими.

Важно! Л.Семенюк отмечает, что лидер на разных этапах деятельности должен меняться – не стоит формировать «актив» лидеров, важно менять роли, позволять каждому показать себя. Отличное средство нивелирования агрессии – удовлетворение от деятельности.

Информирование и обучение педагогов приемам работы с агрессивными подростками – важный шаг в борьбе с негативными поведенческими проявлениями. Рекомендуется обучать способам решения конфликтов, нивелирования отрицательных эмоций, регуляции психического равновесия, выбору эффективного стиля преподавания.

Важно! Профилактика агрессивного поведения подростков – важный момент в работе школьного психолога.

В результате анализа всех способов психокоррекционной работы, удалось выделить два направления:

  • рационализация педагогического процесса;
  • методы психологии и психотерапии.

Важно! Нельзя использовать исключительно один метод, при помощи которого выполняется психологическая коррекция, необходимо рассматривать комплекс приемов, индивидуальные особенности каждого подростка.


Основные направления работы с подростками:

  • социально-педагогическая коррекция поведения;
  • работа с нарушениями эмоциональной, мотивационной, волевой сфер;
  • работа с семьей, коррекция семейного воспитания – разрабатывается специальная программа действий;
  • гармонизация отношений в коллективе школьников;
  • просвещение педагогов в работе с трудными, агрессивными подростками;
  • психолог дает рекомендации по саморегуляции поведения.

Обратите внимание! Для работы с подростками, родителями используют широкий спектр методов: тренинги, занятия по психодраме , профилактика, беседы.

Очень важно не просто правильно диагностировать причины агрессивности, но и научить подростка справляться с волнами гнева и агрессии. Анализ многих факторов позволяет психологам выбрать оптимальные пути работы с агрессивными подростками – психокоррекционная программа основывается на данных исследований.
http://bibliotekar.kz/

mob_info