Пенсия беларусь возраст. Пенсионный возраст жителей беларуси

Уровень рождаемости падает, а средний возраст пожилых людей растет - это среднемировая тенденция. Общее количество рабочих рук сокращается, численность же пенсионеров неуклонно растет. Конечно, можно порадоваться росту продолжительности жизни, ведь это показатель ее высокого уровня, но соотношение людей трудового возраста и пенсионеров создает высокую социальную и пенсионную нагрузку на общество и ухудшает положение в экономике, обостряет отношения в социальной сфере.

Большинству стран приходится решать эту проблему несколькими способами, в том числе увеличением срока выхода на пенсию по возрасту. Такие же реформы были провозглашены в последние годы в Республике Беларусь. Пенсионный возраст в Белоруссии повышается поэтапно.

Демографический прорыв

Как и большинство стран, некогда являвшихся частью СССР, Беларусь находится в сложном демографическом положении. Еще во второй половине двадцатого века темпы рождаемости сначала стали замедляться, а затем и вовсе значительно снизились. Развал СССР только ухудшил положение. И усилия нового государства в лице Министерства труда Республики Беларусь особой роли не сыграли. Рождаемость падала и падает до сих пор, что приводит к уменьшению числа работающего населения. Несмотря на определенные успехи, ситуация ухудшается, число умерших по-прежнему выше уровня рождаемости.

Рост числа пенсионеров

Пенсионный возраст в Белоруссии на начало 2017 г. равнялся 60,5 годам для мужчин и 55,5 - для женщин. Из населения немногим менее десяти млн человек пенсионеры составляли четверть. А соотношение работающих и пожилых людей было еще хуже. По информации Министерства труда и социальной защиты, на 100 трудящихся в республике приходится 61 пенсионер. Министерство труда РБ и статистика утверждают, что тенденция такова, что в последующие пятнадцать лет количество пожилых людей в общем составе общества вырастет как в абсолютном, так и в относительном числе.

Соотношение между количеством лиц трудоспособного возраста и пенсионеров становится все хуже. Работающих все меньше, пенсионеров все больше. Такова новая реальность, и под нее вынуждены подстраиваться и государство, и население.

Законодательство Республики Беларусь - наследие советской эпохи - явно не соответствует современному периоду. Количество пожилых людей сегодня стойко увеличивается, а объем денег, которые государство может выделить на поддержку таких слоев населения - уменьшается.

Правительство страны откровенно соглашалось с тем, что проводимые пенсионные преобразования - действия вынужденные. Вызвано это тем, что средств на содержание пенсионеров катастрофически не хватает.

Пенсионный фонд

В последние годы число пенсионеров постоянно растет, приходится все интенсивнее черпать финансы из пенсионных фондов. Правительство предупредило, что, оставляя прежнюю систему трудовой пенсии в Белоруссии в ближайшее время, придется наращивать платы в пенсионные организации людей трудоспособного возраста и/или сократить объем самих пенсий. Через полтора десятка лет расходы на пенсии поднялись бы где-то на одну пятую часть.

В какой-то мере позиция государства была правильной. К тому же нельзя не учитывать куда лучшие условия жизни (чем, например, в пятидесятых) и достижения современной медицины. Если в середине двадцатого века состояние граждан к выходу на пенсию было слабым, а смертность - высокой, то к настоящему времени положение значительно изменилось. Пенсионный возраст в Белоруссии остался прежним, а количество пожилых людей, доживающих до преклонного возраста в 70 или 80 лет, увеличилось.

Доходы и расходы

Давление на государство со стороны пенсионных структур постоянно увеличивается. По официальным данным, на начало 2017 г. пенсионные тяготы в стране достигают примерно 9% ВВП. В Беларуси проживает 2619,3 тыс. пенсионеров, из них свыше полмиллиона, как и ранее, трудятся.

Между тем с конца зимы текущего года увеличился объем прожиточного минимума, в связи с чем выросли и расходы на выдачу минимальных трудовых и социальных пенсий. Такая ситуация сохраняться дальше не могла. Чтобы сократить финансовое давление на пенсионную структуру, нужно постепенно увеличивать пенсионный возраст.

Общемировая тенденция

В свое время Министерство труда РБ выразило мысль, что многие страны с начала двадцать первого века в целях сокращения пенсионного давления на экономику постоянно повышают количество лет для выхода на пенсию. Между тем, в пенсионного возраста в 2017 г. произойдет впервые со времени образования страны и даст возможность подойти к среднемировому уровню.

В подавляющем числе государств в наше время возраст выхода на пенсию составляет 60-65 лет, причем нередко он общий и для мужчин, и для женщин. В Беларуси же мужчины имеют право выйти на заслуженный отдых на пять лет позже, чем женщины, тогда как мужчины, по статистике, живут меньше. Повышение возраста выхода на будет происходить для обоих полов.

Европейские страны и Соединенные Штаты Америки к 2060 году планируют повысить пенсионный возраст до 70 лет, а Германия собирается провести соответствующие реформы в ближайшее время. Сегодня самый высокий пенсионный возраст в Финляндии (62-68 лет как для мужчин, так и для женщин), Швеции (61-67 лет на сегодняшний момент, но премьер-министр активно выступает за повышение пенсионного возраста до 75 лет), Польше (65-67 лет), Исландии (67 лет), Дании (65-67), Израиле (67 лет), Германии (65-67).

Указ президента

На основании Республики Беларусь, на протяжении следующих шести лет (с 2017 по 2022 гг.) будут проходить крупные преобразования в пенсионной сфере. Ежегодно, начиная с января 2017 года, возраст выхода на пенсию будет возрастать на полгода. К началу 2022 года пенсионный возраст достигнет 58 лет для женщин и 63 - для мужчин. Кроме того, ежегодно на полгода станет увеличиваться минимальный стаж, необходимый для выхода на пенсию по возрасту (в совокупности он увеличится тоже на пять лет).

Цель реформы

Вышеупомянутый указ запустил механизм пенсионной реформы, который даст возможность оставить траты на пенсии на уровне текущего года хотя бы в течение последующих 5-8 лет. Законодательство Республики Беларусь будет перестроено таким образом, чтобы оно соответствовало новым реалиям и способствовало развитию социальной сферы, а также снижению нагрузки на экономику.

Ход реформы

Итак, возраст выхода на пенсию будет увеличиваться поэтапно. Каждые полгода пенсионный возраст будет возрастать на те же полгода. Ранее правительство предлагало и другой вариант: увеличение пенсионного возраста на год ежегодно. В конце концов выбрали вариант с постепенным увеличением возраста.

В Министерстве труда и социальной защиты поясняют, что ввиду последних реформ мужчины, появившиеся на свет в первой половине 1957 г., а женщины - в первой половине 1962 г., первыми испытают преобразования пенсионной системы. По прежним законам они могли уйти на пенсию в 60 и 55 лет соответственно, т. е. в первые месяцы 2017 г. Но поскольку пенсионный возраст в Белоруссии с 2017 года возрастает на полгода, жители страны, чьи даты рождения оказались в указанных хронологических рамках, должны будут трудиться еще 6 месяцев и получат пенсию уже во второй половине 2017 г.

Последствия пенсионной реформы

Реформа, направленная на повышение возраста выхода на пенсию, прямо коснется в ближайшее время примерно 100 тыс. жителей Беларуси, половина из которых окажутся на пенсии позже на полгода, половина - на год. В соответствии с указом Президента Беларуси, в следующие шесть лет на три года увеличится и возраст, при достижении которого есть возможность получить трудовые пенсии.

МВФ считает…

Между тем Международный валютный фонд - одна из крупнейших финансовых организаций - предлагает повышать пенсионный возраст в Белоруссии и после окончания реформы в 2022 г. В недавнем сообщении организации, которое было передано две недели назад, отмечается, что Беларусии сначала нужно произвести мягкое увеличение возраста выхода на пенсию для мужчин и женщин до 65 лет. После нужно привязать пенсионный возраст к средней продолжительности жизни.

Вообще заявления, сделанные МВФ, указывают на то, что вероятность подобного варианта развития событий весьма большая. В МВФ говорят о том, что соотношение пенсионеров к трудоспособным жителям будет расти и к середине века достигнет того, что две трети населения будут составлять пожилые граждане.

Рост числа пенсионеров приведет к тому, отмечают специалисты МВФ, что суммы выплат к середине века практически вдвое. Вследствие этого дефицит бюджета вырастет примерно в три раза, экономика будет негативно реагировать на такое положение дел.

Что дальше?

Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь также предсказывает увеличение пенсионных расходов в государстве из-за постоянного старения основной части населения, роста числа пенсионеров. Так, по словам специалистов Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра, если в 2013 выделение средств в пенсионный фонд достигло примерно 9% то к середине века это уже будет 20% ВВП. Следовательно, если в пенсионной системе и в дальнейшем ничего не менять и возраст выхода на пенсию не увеличивать, считая проведенные реформы достаточными, недостаток средств ПФ Беларуси, вследствие старения большей части людей, станет гарантирован.

Эта проблема, в большей или меньшей степени, касается и других стран, поэтому подобные преобразования затронут и их. Повышение пенсионного возраста в Белоруссии - это только один из шагов. Подобная реформа уже стартовала в России и на Украине, на очереди и другие постсоветские страны, и Европа.

Экономист. Опыт работы в финансах более 15 лет. Дата: 11 ноября 2018. Время чтения 7 мин.

С 2017 года в Республике Беларусь началось последовательное увеличение пенсионного возраста. Сегодня право на пенсию имеют мужчины с 61 года и женщины с 56 лет. Пенсионная реформа не решит проблемы, если в РБ сохранится распределительный характер системы обеспечения лиц преклонного возраста

Одной из важнейших составляющих системы соцзащиты населения Республики Беларусь выступает пенсионное обеспечение. Каждый нетрудоспособный гражданин Беларуси имеет право на выплаты от государства. Размер их зависит от места и стажа работы, занимаемой должности. Поговорим о том, какая пенсия в Белоруссии, кому и в каком порядке она начисляется, с какого возраста гражданин имеет право выйти на заслуженный отдых.

Система пенсионного обеспечения в Беларуси действует на распределительной основе. Принцип ее действия – взносы работающих уходят на выплату пенсий.

Республика Беларусь выплачивает пенсии своим гражданам и иностранным подданным, постоянно живущим здесь. Распространяется оно и на граждан Беларуси, проживающих в странах, с которыми у РБ заключены международные договоры.

Таб. 1. Пенсионные выплаты, назначаемые в Республике Беларусь

Те, кто заработать самостоятельно на жизнь не способен, могут рассчитывать на социальную пенсию.

Пенсионный возраст в Беларуси

Определение белорусского пенсионера ровно такое же, как в любой другой стране мира – это человек, который достиг пенсионного возраста, установленного законодательством, и которому положены выплаты от государства. Еще недавно пенсия по возрасту назначалась:

  • 60-ти летним мужчинам при стаже работы в 25 лет;
  • 55-ти летним женщинам со стажем в 20 лет.

Начиная с 2017 года, законодатель постановил, что пенсионный возраст в Беларуси должен постепенно увеличиться. В 2018 году он достиг для мужчин 61 года и 56 лет для женщин. В 2019 мужчины будут получать пенсию в 62,5 года, а женщины – в 57,5 года.

При этом страховой стаж им потребуется в 2018 году – 16,5 лет, а в 2019 – 17 лет.

Завершение реформы ожидается в 2020 году. К этому времени для женщин пенсионный возраст наступит в 58 лет и в 63 года – для мужчин.

Мера эта была вынужденной. Население стареет, рождаемость падает, средний возраст белорусов растет. А в результате один работающий должен содержать одного неработающего. С точки зрения экономистов, подобное соотношение фатально.

Как формируется ФСЗН

Механизм следующий: ежемесячно в Фонд соцзащиты населения отчисляется за каждого работающего гражданина налог с заработной платы:

  • 34% от работодателя;
  • 1% от работника.

Эти средства направляются на обеспечение пенсионных выплат и различных пособий. Работает распределительная система – никаких накоплений пенсионных взносов, все идет на выплаты нынешним гражданам пенсионного возраста.

Размер пенсионных выплат по стране

На конец 2017 года пенсионер в Беларуси в среднем получал от государства пособие в размере 314 белорусских рублей. Минские пенсионеры получали больше всех – 316 рублей, а старики Брестской области меньше всех – 299 рублей. С начала текущего года среднемесячная выплата увеличились на 15,8% и составила 363,9 рублей.

Средний размер назначенной пенсии по возрасту составил в августе 2018 года 374,8 рублей, что на 3% выше средней по стране.

Таб. 2. Изменение среднего размера назначенных пенсий в Белоруссии в 2017–2018 гг. (белорусских рублей)

Средний размер назначенных месячных пенсий По возрасту
2017 2018 2017 2018
Январь 297,0 314,3 305,8 323,1
Февраль 297,7 314,8 306,1 323,2
Март 297,7 314,8 306,1 323,2
Апрель 297,7 314,8 306,1 323,2
Май 298,0 331,2 306,1 340,5
Июнь 298,0 331,2 306,1 340,5
Июль 298,0 331,2 306,1 340,5
Август 300,3 363,9 308,2 374,8
Сентябрь 300,3 308,2
Октябрь 300,3 308,2
Ноябрь 314,7 323,5
Декабрь 314,3 323,1

Источник: Минтруда и соцзащиты РБ

Минимальный потребительский бюджет для пенсионеров с 1 ноября 2018 установлен Министерством труда и соцзащиты на уровне 349 белорусских рублей. Пенсионных выплат старикам едва хватает на самое необходимое.

В отличие от пенсии по возрасту, которая назначается пожизненно при наступлении пенсионного возраста, пособие по инвалидности может быть установлено на конкретный срок, для продления которого придется пройти переосвидетельствование.

Минимальные гарантии

Законодательство Беларуси регламентирует размер пенсий и доплат к ним, а также порядок начисления выплат.

Трудовая пенсия

В 2018 году она рассчитывается из заработанных средств за последние 24 года подряд, не превышая реального стажа трудовой деятельности.

Минимальный размер для нее установлен:

  • по возрасту – 25% наибольшей величины прожиточного минимума, утвержденного за два последних квартала;
  • по случаю потери кормильца – 100%, детям-сиротам – 200%;
  • по инвалидности: I и II групп – 100%, по III группе – 50%, матерям-героиням (независимо от группы инвалидности) – 100% минимального размера пенсии по возрасту;
  • пенсии за выслугу лет – 100%.

Тем, у кого трудовые пенсии оказались минимальными, государство доплачивает 20% среднего заработка в РБ.

Пенсия по возрасту должна превышать минимум для пенсионных выплат, утвержденный законодательством, не быть ниже чем 55% среднего заработка пенсионера в месяц.

Социальная пенсия

Это вид пособий, исчисленный из максимального размера прожиточного минимума за 2 последних квартала в размерах:

  • 110% – инвалидам I группы, включая инвалидов с детства;
  • 95% – инвалидам с детства II группы;
  • 85% – инвалидам II группы (исключая инвалидов с детства), детям по потере кормильца на каждого ребенка;
  • 75% – инвалидам III группы, включая инвалидов с детства;
  • 50% – мужчинам с 65, женщинам – с 60 лет;
  • 80% – детям-инвалидам I степени утраты здоровья, 85% – II степени, 95% – III степени, 110% -– IVстепени.

Перерасчеты

Правительство Беларуси намерено поддерживать пенсионное обеспечение на определенном уровне. С этой целью периодически осуществляются перерасчеты пенсий. Основания:

  • рост среднемесячной заработной платы – не реже раза в год;
  • изменение размера прожиточного минимума.

Порядок оформления

Автоматически пенсия никому не назначается. Гражданину Республики Беларусь следует с соответствующим заявлением обратиться в органы по труду, занятости и социальной защите населения.

Работодатель оформляет и предоставляет все документы на своих работников. Неработающий должен все сделать сам.

Комплект документов будет зависеть от вида пенсионных выплат. Но для любого из них обязательными являются оригинал и копия трудовой книжки и справка о заработной плате. Потребуются также удостоверение личности: паспорт гражданина РБ или национальный паспорт и ВНЖ для иностранного гражданина.

Это перечень основных документов. При необходимости представляются и другие: военный билет, документы о получении образования, свидетельства о рождении детей и т.д. Полный список можно уточнить в органе соцзащиты по месту жительства.

Все вышеназванные документы (оригиналы) прикладываются к заявлению. После рассмотрения их владелец получит все бумаги обратно.

Результаты и перспективы пенсионной реформы

Два прошедших года принесли свои результаты. Правда, население их не прочувствовало. Не изменились существенно размеры пенсионных пособий и уровень жизни людей преклонного возраста. Зато рынок труда последствия ощутил. Благодаря тем, кто теперь признан трудоспособным (они уже имеют работу и вряд ли ее оставят), для молодых специалистов оказались «закрытыми» перспективы карьерного роста на родине. Об обновлении кадров в народном хозяйстве Беларуси придется забыть лет на десять.

Пенсионный возраст повышают во всех странах Европы. Подняли его и в Республике Беларусь. Но, задерживая пенсионеров на рынке, необходимо создавать новые рабочие места, предоставить больше возможностей для малого и среднего бизнеса. Поможет ли это спасти экономику от «пенсионной» перегрузки и одновременно обеспечить каждому достойную старость?

«Повышением возраста полностью искоренить проблему нельзя. Пенсионную систему действительно нужно менять. Желательно перейти на смешанную – солидарная плюс накопительная» (Валерий Бороденя, депутат палаты представителей Национального собрания РБ)

К тому же значительно превышают уровень выплат в Беларуси.

Сейчас в Беларуси выплаты пенсионерам обеспечивают взносы работающих и нанимателей в Фонд соцзащиты. Принятыми правительством республики мерами проблему дефицита ФСЗН не решить. Сегодня доля граждан пенсионного возраста составляет 25%, к 2050 году она вырастет и окажется на уровне 35%.

Право на получение трудовой пенсии в республике Беларусь имеют граждане, которые уплачивали страховые взносы или подлежали соцстрахованию не менее 5 лет.

Получать пенсионные выплаты по возрасту в РБ могут:

  1. Женщины, перешагнувшие 55-тилетний порог и имеющие более чем 20-тилетний стаж работы.
  2. Мужчины, от 60 лет, проработавшие больше 25 лет.

Выплаты начисляются в размере 55% от вычисленного среднего в месяц заработка. За каждый последующий год, проработанный после минимального срока, пенсия увеличивается на 1% от заработка (не менее, чем на процент от минимального размера пенсионных выплат).

В 2017 году

С наступлением 2017 года пенсионный возраст в Беларуси начнёт постепенно увеличиваться. Данный процесс будет проходить с «шагом» в половину года. Так, данный этап реформы завершится в 2022 году, когда выходить на отдых будут:

  • женщины - в 58;
  • мужчины - в 63-летнем возрасте.

В зависимости от даты рождения будет рассчитываться время выхода на заслуженный трудом отдых. Женщины, родившиеся в 1-м полугодии 1962 - выйдут на пенсию во 2-й части 2017 года в возрасте 55,5 лет, а рождённые после 1 июня - только в 60 лет, после наступления второй половины 2019 года.

Мужчины, рождённые в 1957, получают право уйти на отдых не ранее 2-го полугодия 2017 года, по достижении 60,5 лет.

Для силовиков

На 2017 год в Беларуси для работников силовых структур установлен 45-тилетний предельный служебный возраст. Покидать службу они смогут, если имеется двадцатилетняя выслуга. Однако, в соответствии с проводимой реформой, данная планка будет подниматься — уже в 2033 году перейти в категорию пенсионеров станет реально с 48 лет.

Коснётся повышение возраста не всех — для дослужившихся до звания полковника и старше, всё останется по прежнему:

  • полковники также будут уходить на заслуженный отдых в 50;
  • генерал-лейтенанты и генерал-майоры — в 55;
  • генерал-полковники — в 60.

Достигших предельного служебного возраста силовиков могут оставить служить (при хорошем здоровье и необходимости) на пятилетний срок, затем его могут продлить на столько же — такое решение будут принимать:

  1. Для званий до подполковника (включительно) — непосредственные руководители ведомств.
  2. Для полковников и старших званий — лично Лукашенко.

Для госслужащих

В 2017 году государственные служащие в республике Беларусь могут покидать свой пост и получать льготную пенсию:

  • в 50 лет — женщины;
  • в 55 — мужчины.

До момента достижения общеустановленного для всех обычных граждан пенсионного возраста (55 и 60 лет соответственно), они смогут получать только половину назначенных выплат. Такое ограничение не распространяется только на имеющим инвалидность 1 и 2 группы служащих.

  • с 53 лет - женщины;
  • с 58 - мужчины,

а полную сумму они смогут получать лишь по достижению:

  • мужчинами - 63 годов;
  • женщинами - 58.

Нетрудоспособные граждане республики Беларусь не имеют прав на получение трудовой пенсии, им начисляются только льготные выплаты.

11 апреля 2016 года Президентом Республики Беларусь был подписан указ «О совершенствовании пенсионного обеспечения», на основании которого минимальный возраст, необходимый для оформления трудовой пенсии, будет увеличен на три года и к 2023 г. достигнет отметок 58 и 63 лет для представителей слабого и сильного полов, соответственно.

Пенсионный возраст – это определенное законодательством количество лет, по истечении которых гражданин получает право на заслуженный отдых и начисление пенсии по возрасту. На протяжении всей трудовой деятельности сотрудники и их наниматели делают взносы в Фонд социальной защиты населения на пенсионное страхование в размере 1 и 28 процентов соответственно, тем самым обеспечивая государственный бюджет средствами на выплату пособий нетрудоспособному населению.

В общемировой практике средний пенсионный возраст колеблется в пределах 60-65 лет, выход на пенсию в Беларуси в настоящий момент происходит в 55 лет для женщин и 60 для мужчин. В связи с тем, что в нашем государстве этот показатель ниже среднемирового и чаще всего не соответствует реальной потере трудоспособности, а также из-за ежегодно увеличивающейся численности пенсионеров был подписан указ о постепенном повышении пенсионного возраста. Так, 1-го января каждого года, начиная с 2017 и заканчивая 2022, минимальный возраст для выхода на пенсию будет возрастать на шесть месяцев. Таким образом, с начала 2022 года он установится на отметках 58 и 63 лет; дальнейшие изменения пенсионного законодательства пока не предусмотрены.

Для подробного разъяснения и расчета выхода на пенсию каждого конкретного человека была составлена таблица ухода на пенсию по годам на основании даты рождения. Данная реформа будет непосредственно относиться к примерно 100 тысячам человек ежегодно, 50 тысяч из которых будет ожидать пенсии дополнительные шесть месяцев, а оставшиеся – один год.

ТАБЛИЦА ВЫХОДА НА ПЕНСИЮ С 2017 ГОДА

Дата рождения

Пенсионный возраст, лет

Период выхода на пенсию

01.01-30.06.1962

01.01-30.06.1957

01.07-31.12.2017

01.07-31.12.1962

01.07-31.12.1957

01.07-31.12.2018

01.01-30.06.1963

01.01-30.06.1958

01.07-31.12.2019

01.07-31.12.1963

01.07-31.12.1958

01.07-31.12.2020

01.01-30.06.1964

01.01-30.06.1959

01.07-31.12.2021

01.07-31.12.1964

01.07-31.12.1959

01.07-31.12.2022

Стоит отдельно отметить, что возраст для выхода на пенсию будет определяться не только годом рождения, но и датой обращения в соответствующий орган за оформлением пенсии. Так, если, мужчина, родившийся в октябре 1957 года и имеющий право выйти в заслуженный отпуск в октябре 2018 по достижении 61 года, изъявит желание оформить пенсионное пособие позднее, например, в марте 2019 года, то и сделать это он сможет уже лишь по достижении возраста 61 год и 6 месяцев, а именно, в апреле 2019, так как 1 января 2019 пенсионный возраст будет увеличен на полгода.

В настоящее время в Республике Беларусь насчитывается 2354000 пенсионеров, причем за 2015 год их количество возросло почти на сорок тысяч. Такая тенденция вынуждает государство ежегодно изыскивать дополнительные ресурсы для поддержания пенсионного фонда. На основе графика изменения обшей численности пенсионеров можно сделать прогноз о предстоящих расходах на выплаты пенсий: к 2020 году они возросли бы на 7 процентов по отношению к 2015 году, а к 2030 – на 20. Однако решение о поэтапном повышении пенсии и составление новой таблицы выхода на пенсию с 2017 года позволит сократить расходы бюджета по данным статьям и, как минимум, до 2023 года поддерживать их на нынешнем уровне.

Таким образом, применение таблицы выхода на пенсию в Беларуси будет завершено после 01.07.2022, а именно, с 1 июля 2022 в Республике Беларусь женщины и мужчины, за исключением льготных категорий, будут уходить в заслуженный отпуск при достижении ими 58 и 63 лет, соответственно.

Жительница Борисова Лариса Пелепенок больше 30 лет работает педагогом в местном образовательно-оздоровительном центре. Сейчас ей 55 лет, она попала под пенсионную реформу. Из-за этого выход на заслуженный отдых отложился - до ноября этого года. К возможному новому повышению пенсионного возраста для женщин Лариса относится скептически, хотя ее это уже не коснется.

«Мы продолжаем работать на пенсии не от хорошей жизни. Это связано исключительно с финансовыми соображениями, ведь наши зарплаты, что у колхозников, что у педагогов, оставляют желать лучшего», - говорит Лариса.

FINANCE.TUT.BY поговорил с экспертами, насколько возможно и оправданно очередное повышение, и узнал у женщин пенсионного и предпенсионного возраста, что они думают о возможном нововведении.

«Если позволяют здоровье и активность характера, можно работать»

- Я человек активный и в роли пенсионера себя не представляю. Для меня важно быть востребованной в обществе и нужной людям, - говорит минчанка Татьяна Крупская. Она долгое время проработала медсестрой в РНПЦ онкологии и гематологии и могла выйти на льготную пенсию в 49 лет из-за вредных условий труда. Однако женщина решила, что на отдых пока рано, поэтому ждет «нормальный» пенсионный возраст.


Сейчас Татьяна работает в другом месте, но все еще в структуре здравоохранения - нынешняя должность связана с реабилитологией.

- Еще я тренер школы патронажного ухода, поэтому вся моя жизнь посвящена здоровью людей, - рассказывает женщина.

До какого времени придется трудиться, она не загадывает, говорит, «как здоровье позволит». Но признается: если организм не подкачает, то в профессии останется надолго.

По мнению Татьяны, приемлемый возраст для выхода на пенсию - 60 лет для женщин и 65 для мужчин.

С одной стороны, увеличение пенсионного возраста - это плохо, потому что мы лишаемся дополнительного источника дохода. Но если позволяют здоровье и активность характера, можно работать, - считает женщина.

Среди ее знакомых также много тех, кто поддерживает повышение пенсионного возраста.

Наверное, все люди окружены единомышленниками, поэтому среди моих друзей таких людей достаточно. Но насчет того, чтобы сравнять возраст, однозначного мнения у меня нет, здесь нужно подходить индивидуально.

«Пенсия около трехсот рублей, на эти деньги можно только существовать»

Буду работать, пока будут держать! Но думаю, что как 70 лет стукнет, меня попросят уйти, потому что молодых пенсионерок сейчас очень много, - рассказывает 69-летняя Людмила Назарова , кассир в музее природы и экологии в Минске. Когда пришло время выходить на пенсию, ее сократили с предыдущего места работы: женщина трудилась секретарем на подшипниковом заводе, который «переживал не лучшие времена». Новая вакансия нашлась быстро, и уже 12 лет она пропускает посетителей на выставки. Людмила признается: работа нетяжелая, и это один из главных факторов, почему она до сих пор работает.

- Безусловно, финансовый вопрос тоже играет свою роль. Пенсия у меня около трехсот рублей, на эти деньги можно только существовать, - поясняет женщина.

Зарплата, по словам Татьяны, меньше, чем пенсия: «аванс в 120 рублей и 170 рублей получки». Но всех денег хватает, даже остается на развлечения - женщина регулярно ходит в театр, покупает билеты на хорошие места. Откладывать тоже получается.

- Я каждый год отдыхаю на море. Раньше это был Крым, сейчас Одесская область. Дикарем ездила по молодости, сейчас покупаю путевку на десять дней, хочу, чтобы у меня был стационарный отдых. Начинаю копить, как только у меня заканчивается отпуск. Обхожусь суммой в 400 долларов - вместе с путевкой, проездом, питанием.

Несмотря на то, что женщина уже долгое время трудится после пенсии, к повышению пенсионного возраста она относится негативно.

- Не считаю, что женщина должна уходить на пенсию в 60 лет или 63 года, - объясняет Татьяна. Свое мнение объясняет тем, что далеко не у всех легкая работа.


Снимок носит иллюстративный характер. Александра Квиткевич, TUT.BY

«Мы все продолжаем работать, но не от хорошей жизни»

Повышать пенсионный возраст - это значит обрекать на страдания тех людей, которые будут вынуждены трудиться сверх своих сил. Я понимаю, что мы все продолжаем работать, но не от хорошей жизни. Это связано исключительно с финансовыми соображениями, ведь наши зарплаты, что у колхозников, что у педагогов, оставляют желать лучшего. Это возможность немножечко поднять свой финансовый уровень и обеспечить более-менее достойную старость, - делится своим мнением Лариса Пелепенок . Она уже 34 года работает педагогом в Борисовском образовательно-оздоровительном центре. Женщине 55 лет, на пенсию она должна была выйти год назад. Однако с учетом повышения пенсионного возраста отдых отложился до будущего ноября.

- Поначалу я очень расстроилась из-за этого. Не планировала сразу уходить на пенсию, еще хотела годик-два работать, чтобы пенсия увеличила доход. Потому что за время трудовой деятельности не удается создать какую-то финансовую подушку безопасности. Но мне привели интересный довод: «государство посчитало вас достаточно молодой». Ну я с этим и согласилась.


Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Лариса выступает против повышения пенсионного возраста, считает, что «если человек может работать, то он обязательно будет это делать» .

- Такой человек не уйдет просто так отдыхать, для него это нонсенс. А уже как экономически решить, чтобы государство не пострадало… Ну я думаю, что в правительстве светлые головы сидят.

«Пенсия у меня 200 рублей»

- Не работала бы, если бы 350 рублей была пенсия. Но и так уже собираюсь увольняться, потому что очень тяжело трудиться. Хотя я не самая «заработанная» женщина - столько гуляла, за мужем ездила по всему свету. Однако все мое окружение очень плохо относится к повышению пенсионного возраста, - рассказывает Ольга Вереник из Любани.

Ольге уже 64 года, пенсию она получает девять лет, но продолжает работать научным сотрудником в музее традиционных ремесел и промыслов, а конкретнее - в ткацкой мастерской.

- Поступают к нам в фонды покрывала-рушники - они уже такие старенькие, выцветшие. Я наиболее интересные предметы восстанавливаю - подбираю цвета ниток и привожу их в первоначальный вид, - объясняет суть своей работы Ольга.

По профессии она портной-закройщик, в молодости работала в минском ателье «Элегант». После вышла замуж за военного и много времени провела в разъездах.

- Где я в это время только не работала: и в военной части, и в гостинице дежурной, даже в кочегарке. Одно время даже устроилась санитаркой в психбольницу - раскраивала и шила вещи для больных. Но через две недели ушла, не смогла. Везде работу находила, но в стаж мне она не шла. Поэтому пенсия у меня 200 рублей. А вот муж у меня военный, поэтому пенсия неплохая, 600 рублей.

Зарплата у женщины сейчас составляет около 350 рублей, это с премиями и добавками.

- Конечно, хочется немножко отложить, на памятник, например. (Смеется.)А на развлечения мне деньги не нужны, я моря и океаны не люблю. Лучше встречусь с друзьями, посидим, во что-нибудь поиграем - вот это у меня отдых.

В каком возрасте выходят на пенсию в разных странах

Карты интерактивные, вы можете увеличить их, зажав кнопку Ctrl на клавиатуре и прокрутив колесо мыши вверх (для увеличения) или вниз (для уменьшения).

В каком возрасте выходят на пенсию мужчины

В каком возрасте выходят на пенсию женщины

Данные для карт взяты с сайта tradingeconomics.com

Эксперты, которые за повышение: «Чтобы не было дефицита в ФСЗН, нужно повысить пенсионный возраст до 65 лет»

- Демографически у нас складывается такая ситуация, что количество трудоспособных людей падает, а количество людей пенсионного возраста растет. По расчетам, единственный способ добиться контролируемого дефицита в ФСЗН и тратить на него ниже одного процента ВВП - к 2035 году повысить пенсионный возраст до 65 лет для мужчин и женщин, - рассказывает Катерина Борнукова .

В первую очередь, по мнению эксперта, повышение пенсионного возраста коснется женщин.

- Женщины живут в среднем на 10 лет дольше, чем мужчины, но на пять лет раньше выходят на пенсию. Решение о раннем выходе на пенсию вообще непонятно чем мотивировано. Бывший министр труда и соцзащиты Марианна Щеткина говорила о том, что это вознаграждение за рождение детей. Но это было актуально полстолетия назад, когда рожали трех-четырех детей. Сейчас, когда женщины рожают одного-двух и при этом получают декретные отпуска по три года, непонятно, почему они должны еще и раньше на пенсию выходить.

По словам эксперта, выравнивание пенсионных возрастов - это один из шагов, чтобы уменьшить дискриминацию на рынке труда. Из-за декрета и ранней пенсии у женщин априори меньший трудовой стаж. Это приводит к тому, что работодатели меньше вкладываются в них и с большей охотой развивают работников-мужчин.

Также один из доводов в пользу повышения пенсионного возраста - статистика о количестве работающих пенсионеров. «Первые пять лет после выхода на пенсию процент женщин, которые продолжают работать, больше, чем аналогичный процент мужчин». Но эксперт приводит этот аргумент с оговоркой - при этом нужны дополнительные исследования, которые позволят оценить состояние здоровья у женщины.

- Надо смотреть, действительно ли смогут люди продолжать работать, особенно там, где требуется физический труд, - подчеркивает Катерина Борнукова.

Такого же мнения, как и Катерина Борнукова, что надо повышать пенсионный возраст как для женщин, так и для мужчин, придерживается и заведующая отделом человеческого развития и демографии Института экономики НАН Беларуси Анастасия Боброва .

- Выход на пенсию в 65 лет - это разумно. Нужно держать в голове, что к этому возрасту мы рано или поздно придем. Если сохраним все как есть, то может возникнуть недостаток средств на выплату пенсий, - считает Анастасия Боброва.

Эксперт также считает, что нужно рассматривать вопрос об уравнивании пенсионного возраста для мужчин и женщин. Один из доводов - более высокая продолжительность жизни.

Кроме того, есть психологический момент, вижу это даже по собственной маме. Некоторые женщины не очень позитивно воспринимают статус «пенсионерка» и даже скрывают выплаты, потому что их причисляют к пожилой части населения. Мне кажется, наши женщины стали более активными, и если мы говорим о вопросах гендерного равенства, то тут нужно быть честными перед собой и быть наравне с мужчинами. Поэтому я выступаю абсолютно за то, чтобы уравнивать и повышать возраст. Может быть, не стоит дальше трогать мужчин и остановиться на 63 годах, но нужно двигать женщин до 60 или даже до 63 лет.

Анастасия Боброва считает, что «пенсионеры не будут забирать рабочие места у более молодой части населения».

- Напротив, речь идет об обмене опытом. Здесь надо учитывать, в каком виде деятельности работает этот человек. Научная, образовательная, медицина - мне кажется, есть ряд сфер, где просто нельзя выкинуть пенсионеров, исходя из того, что у них громадный опыт. 60−65 лет - это еще активный человек, который может проводить операции и учить молодежь.

Также один из приемлемых вариантов - переход на многоуровневую пенсионную систему.

- Часть ответственности за свою пенсию должна лежать на гражданине, часть на государстве. И тогда не будет ажиотажа насчет того, ушел или не ушел человек на заслуженный отдых. Если он остался работать и не получает, как у нас, дополнительную пенсию, для его уровня жизни это не катастрофа - он понимает, что трудится, потому что он вносит вклад в экономику, а не потому что ему мало пенсии.

Эксперт, который против повышения: «Нужен переход с распределительной системы на накопительную»

Светлана Мацкевич, фото: TUT.BY Эксперт в области образования и социальной политики Светлана Мацкевич считает, что проблемы в пенсионной системе нужно решать в комплексе, а не только за счет населения - повышения возраста выхода на пенсию.

- Аргументация, которая исходит от сторонников повышения пенсионного возраста, является безосновательной и «естественной». В ее основе демографические показатели, свидетельствующие о том, что идет старение населения, трудоспособного населения недостаточно, поэтому якобы нужно повышать пенсионный возраст. Это антигуманно и абсолютно нелогично с точки зрения современного подхода соблюдения прав человека, - считает Светлана Мацкевич.

Также эксперт отрицает аргумент со статистикой раннего выхода на пенсию.

- Когда говорят, что люди выходят на пенсию и продолжают работать, нужно понимать социальные причины, а не только считать количество людей. Они делают это, потому что получаемые при выходе на пенсию уровень благосостояния и качество жизни очень низкие.

Обращая внимание на довод о дефиците ФСЗН, Светлана Мацкевич объясняет, что это не проблема населения, а это вопрос отсутствия предварительных реформ, в частности перехода с распределительной системы на накопительную.

- Государству не удалось обеспечить определенную подушку безопасности в пенсионном фонде, в частности через создание системы частных пенсионных фондов. Они позволили бы заранее людям накапливать денежные средства на пенсию и без помощи государства обеспечивать себе старость. Мы сейчас должны обсуждать не демографический фактор, а искусственный - «что сделано предварительно, чтобы переход на пенсию был обеспечен соответствующим образом».

Во всем мире рынок труда и демографические пропорции регулируются за счет перехода на инновационную экономику и внедрения технологий на предприятиях, повышение пенсионного возраста - устаревший метод, считает Светлана Мацкевич.

- Эти проблемы могут быть решены только в комплексе, а не так, что «давайте решим экономические проблемы за счет населения, при этом не предусмотрев соответствующие преобразования в области здравоохранения, социального обслуживания и так далее».

mob_info