Обучение игре на детских музыкальных инструментах. Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах Обучение детей игре на

Актуальность изучения данной проблемы заключается в том, что обучение детей игре на детских музыкальных инструментах открывает перед ними новый мир звуковых красок, стимулируется интерес к инструментальной музыке. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности. Способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности.

Еще в 20-годы XX столетия первым поднял вопрос об обучении детей игре на музыкальных инструментах Николай Афанасьевич Метлов. Этот известный музыкальный деятель и педагог стал инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах. Над проблемой развития музыкальных способностей детей в данном виде исполнительства совместно с Н.А. Метловым работали известные педагоги – Т.С. Бабаджан, Ю.А. Двоскина. Затем разработкой методики занималась Н.А. Ветлугина и ее ученики (К. Линкявичус, В.В. Ищук и др.).

Применение детских музыкальных инструментов тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук; способствует развитию тембрового, регистрового, гармонического слуха, развивает чувство ритма. Развивает фантазию и творческое воображение, умение импровизировать.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Детям надо помочь услышать «саму музыку». Как образно написал профессор В. Медушевский, для этого нужно сформировать у детей музыкальный слух «как орган поиска небывалой красоты …».

С помощью обучения игры на музыкальных инструментах можно развивать такую музыкальную способность, как умение представлять и воспроизводить высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

В 30-х годах возник первый детский оркестр. Он состоял из простейших ударных инструментов: звонков, погремушек, кастаньет, бубна, барабана и т.д. Этот оркестр позволил детям осуществить одно из самых главных их желаний – «играть музыку».

Особенно велика в этой области заслуга Карла Орфа – австрийского композитора и педагога, и сотрудников института его имена в Зальцбурге. Орф-педагогика это – соединение музыки, речи, движения. Разработал синтетические формы музицирования, основанные на сочетании пения и движения, игры на инструментах и чтения стихов в ритме музыки. Как утверждает Т.Э. Тютюнникова: «Человек с развитым слухом слышит тонко и изысканно. Россыпи звуков он умеет удивительным образом превращать внутри себя в захватывающую полифонию чувств».

Первые музыкальные впечатления необходимо давать детям в занимательной игровой форме. Так сложилось, что обучение игре на музыкальных инструментах в нашем детском саду проходит в группах самого раннего возраста и подготовительной к школе группе. В группе раннего возраста знакомство с инструментами начинается с шумовых игрушек (много самодельных): «ягодки», «яйца», коробочки, погремушки. У детей старшего возраста музыкальное творчество начинается с «обследования» звуковых возможностей инструментов. Это очень ценно. Первыми «обследуемыми» инструментами являются ударные, имеющиеся в распоряжении музыкального зала (барабаны, треугольники, кастаньеты, маракасы, тарелки, бубны, тон-блоки). В структуре каждого музыкального занятия обязательно находится время для специальных игровых упражнений: учимся различать звуки по высоте (используется показ рукой движение звуков мелодии, одновременно воспроизводя ее голосом или на инструменте) и тембру, пение потешек с сопровождением шумовых инструментов. Движения под музыку, ритмизированная речь с сопровождением «звучащих жестов» - это хлопки, шлепки, притопы, щелчки. Используется разнообразный музыкальный материал: классическая музыка, музыка народов мира, русские народные песни и потешки.

Для исполнения на металлофоне вначале берутся несложные и хорошо знакомые детям мелодии. В таком случае они ударяют по пластинкам не механически, а все время регулируют слухом свое исполнение. Ударив не ту пластину, ребенок слышит ошибку, старается ее исправить.

Цветовая система, распространенная за рубежом, удобна для быстрого овладения детьми игрой на инструментах. Определенное цветовое обозначение (пластины металлофона) закрепляется за каждым звуком. В нашем детском саду используются обе методики, как несложные и хорошо знакомые мелодии, так и в цветовом обозначении. Играть по системе цветового обозначения очень легко, но при таком способе игры слух не участвует в воспроизведении мелодии, ребенок играет механически. Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху.

Играть на инструментах, танцевать и сами себе аккомпанировать? Придумывать музыкальную сказку? Озвучивать стихи? Все это вызывает у детей азарт и восторг, дает эмоциональный всплеск, без которого музыки нет вовсе. Дети любят веселье, смех, движение. Их привлекают необычные по виду музыкальные инструменты, они хотят творить и играть. У них есть свой собственный интерес к музыке, которым педагог не имеет права пренебрегать. Внешняя привлекательность и необычность инструментов – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки.

Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей-либо помощи извлекать из них звуки. Легкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами, возможность манипуляций являются основными факторами педагогического успеха в работе с ними. Разнообразие шумовых и ударных инструментов, обычно находящихся в музыкальном зале, трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы, колокольчики, бубны, клавесы, маракасы, трещотки, румбы и многие другие их разновидности. Техническая легкость игры на шумовых инструментах, их способность точно же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через нее – к простейшей импровизации. Далеко не каждому человеку от природы дано петь, танцевать, с выражением читать стихи. Не у каждого абсолютный музыкальный слух. А вот шумовые инструменты позволяют всем детям, не зависимо от способностей, участвовать в музицировании. Каждому ребенку в этом ансамбле может быть найдена подходящая роль. В шумовом детском оркестре должен участвовать каждый ребенок!

Самодельные инструменты позволяют начать процесс приобщения к музыке в отсутствии настоящих музыкальных инструментов. Детские музыкальные инструменты на первоначальной ступени должны быть игрушками в прямом и высоком значении этого слова. Музыкальными игрушками, которые будят творческую мысль, помогают понять, откуда и как рождаются звуки. Игровое исследование звучащего мира начинается в самом раннем детстве: «посудный оркестр» на кухне, деревянные кубики и мебель, пищалки и свистульки, бумага, связки ключей, мешочек с орехами. Раздражающие звуки доставляют детям наслаждение, и они готовы ими упиваться. Дети безотчетно стремятся ко всем предметам, из которых они самостоятельно могут извлечь звуки.

Общеизвестно, что прообразами маракасов, барабанов, кастаньет, свистулек у наших предков были засушенные тыквы с шуршащими семенами, части полого бревна, деревянные бруски, кусочки железа, стручки различных растений. В современной жизни возможностей для звукотворчества неизмеримо больше. Они ограничены лишь фантазией и желанием изобретать. Для изготовления самодельных инструментов подойдет всё, что угодно:

  • Бумага, целлофан, газета, пергамент, гофра;
  • Деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки разной толщины, брусочки;
  • Коробочки из разных материалов (картонные, пластмассовые, металлические, баночки от йогурта, от шоколадных яичек, ячейки, контйнер-ягодка от мороженого);
  • Леска, нитки простые и шерстяные, проволока, ткань;
  • Прородные материалы: желуди, каштаны, шишки, орехи, скорлупа от них, крупа, камушки, ракушки;
  • Кусочки поастилина, небольшие металлические предметы (ключи, скобочки, палочки, гайки, кольца);
  • Металлические банки разных размеров;
  • пластмассовые и стеклянные бутылки и фужеры;
  • пуговицы, шарики, резиночки, колокольчики, пустые тюбики от губной помады, расчески.

И многое другое из чего можно извлечь звук!

Таким образом, игра на детских музыкальных инструментах организует детский коллектив, где для каждого ребенка есть свое посильное задание. Каждый участник ощущает себя музыкантом большого коллектива и ответственно выполняет порученное ему дело. И как результат нашей работы – это то желание, с которым дети приходят на занятия. Дети приобретают сценический опыт. Оркестр нашего детского сада – постоянный участник детских праздников.

Подкорытова Елена Сергеевна, музыкальный руководитель МКДОУ «Детский сад № 421 комбинированного вида им. С.Н. Ровбеля» г. Новосибирск, фото detsad-budarino.edusite.ru

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества «Ритм»

Методическая разработка

«Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах»

Педагог дополнительного образования

Сюткина Оксана Петровна

г. Пермь 2016 г.

Введение

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, - пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить другую музыкальную способность – умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е гг. стал известный музыкальный деятель и педагог Н. А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра. Н. А. Метлов провел большую работу по созданию и совершенствованию конструкции детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд, - металлофона и ксилофона.

Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности.

Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах

Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в раннем возрасте. Раннее музыкальное обучение играет существенную роль в музыкальном развитии ребенка, но оно должно быть облечено в формы, доступные и интересные для детей раннего возраста. Нельзя не учитывать степень готовности к таким занятиям, как обучение игре на инструментах, требующих от детей значительного внимания, сосредоточенности, осознанности и физической зрелости. Первые музыкальные впечатления педагог стремится дать ребятам в занимательной игровой форме. Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Занятия проводятся с небольшими группами детей и индивидуально. Целесообразно использовать музыкальные инструменты и в повседневной жизни, чтобы закрепить у ребят появляющееся ощущение ритма музыки.

Во второй младшей группе дети уже могут играть на бубне, деревянных ложках, кубиках, погремушке, музыкальных молоточках, барабане, колокольчике. В этом возрасте они знакомятся с металлофоном.

Прежде чем приступить к разучиванию с детьми мелодии на металлофоне, взрослый сам должен несколько раз грамотно исполнить эту мелодию на металлофоне, дети слушают. Затем показывают желающим, по каким пластинкам и сколько раз надо ударить. Сразу запомнить всю мелодию трудно, лучше разучивать ее частями, например выучить запев песни, а когда ребенок усвоит его, показать, как играть припев или первую часть мелодии, затем – вторую. Можно чередовать игру воспитателя с детским исполнением: запев играет воспитатель, а ребенок на другом металлофоне – припев, или наоборот. Желательно, чтобы ребенок, усвоив часть или все музыкальное произведение, исполнил его с воспитателем (на двух металлофонах).

Занятия по обучению игре на металлофоне ведутся с детьми индивидуально.

Для исполнения на металлофоне вначале берутся несложные и хорошо знакомые детям мелодии. В таком случае они ударяют по пластинкам не механически, а все время регулируют слухом свое исполнение. Ударив не ту пластинку, ребенок слышит ошибку, старается ее исправить.

Другое важное условие при выборе произведений – строение мелодии. Звуки мелодии должны быть расположены близко друг от друга, большие интервалы для игры трудны детям. Играть мелодии, построенные на одном звуке, нецелесообразно, да и неинтересно детям.

В средней группе впервые начинают обучать детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Он достаточно прост в обращении, не требует постоянной настройки, как струнные инструменты. Дети уже знакомы с тембром этого инструмента, приемами игры.

Существует несколько способов обучения игре на мелодических музыкальных инструментах: по нотам, по цветовым и цифровым обозначениям, по слуху.

Обучение детей игре по нотам очень трудоемко, хотя иногда используется на практике. Далеко не все дошкольники овладевают нотной грамотой, если не ведется постоянная индивидуальная работа. Важно, чтобы дети понимали связь расположения нот на нотном стане со звучанием их в мелодии, исключив механическое воспроизведение нотных знаков.

Цветовая система, распространенная за рубежом, удобна для быстрого овладения детьми игрой на инструментах. Определенное цветовое обозначение (цветные клавиши, пластины металлофона) закрепляется за каждым звуком. Ребенок имеет запись мелодии в цветовом обозначении: используются цветные кружочки или цветное изображение нот, с ритмическим обозначением и без него. Играть по этой системе очень легко, но при таком способе игры (вижу зеленое обозначение ноты – нажимаю на зеленую клавишу) слух не участвует в воспроизведении мелодии, ребенок играет механически.

Подобным способом детей обучают играть по цифрам, наклеенным около каждой пластины металлофона, и записи мелодии в цифровом обозначении. Может моделироваться и обозначение длительности (длинные и короткие палочки и т. д.)

Цифровая система, предложенная в 30-е гг. Н. А. Метловым, в то время, может быть, была оправданной, но в дальнейшем стала использоваться реже, так как она приводит к механическому воспроизведению мелодии.

Оба способа обучения детей (с использованием цветовых и цифровых обозначений0 позволяют легко и быстро получить нужный результат, но не имеют развивающего эффекта6 слишком велика в этих способах доля механического воспроизведения мелодии.

Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху. Этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки. Начиная с младшего возраста важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. Чтобы накапливать слуховой опыт, развивать слуховое внимание детей, используются дидактические пособия, моделирующие движение мелодии вверх, вниз, на месте. Это музыкальная лесенка, перемещающаяся с цветка на цветок (ноты) бабочка и т. д. Одновременно пропеваются звуки мелодии, соответствующие по высоте моделируемым соотношениям звуков. Можно также показывать рукой движение звуков мелодии, одновременно воспроизводя ее (голосом или на инструменте).

Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах по слуху построена на постепенном расширении диапазона исполняемых попевок. Вначале ребенок играет мелодию, построенную на одном звуке. Прежде чем воспроизвести мелодию, он слушает ее в исполнении музыкального руководителя, который сначала поет ее, привлекая внимание к тому, что звуки мелодии не отличаются по высоте, потом играет на металлофоне и одновременно поет. Пропевание попевок позволяет детям лучше представить направление движения мелодии, развивает музыкально-слуховые представления.

Детей учат приемам звукоизвлечения: правильно держать молоточек (он должен свободно лежать на указательном пальце, его лишь слегка придерживают большим), направлять удар на середину пластины металлофона, не задерживать молоточек на пластине, а быстро снимать его (как подпрыгивающий мячик). Когда играются длинные ноты. Молоточек должен подпрыгивать повыше, короткие ноты – пониже.

Когда ребенок играет мелодию на одном звуке, он должен точно воспроизвести ритмический рисунок. Для этого, пропевая мелодию со словами, можно ориентироваться на ритм стихов.

Для осознания соотношений длительностей звуков мелодии применяется моделирование их с помощью длинных и коротких палочек или обозначений, принятых в нотной записи (четверть, восьмые). Чтобы дети хорошо усвоили ритмический рисунок мелодии, можно, используя принятые обозначения, выкладывать его на фланелеграфе. При этом эффективен прием подтекстовки длительностей, принятый в релятивной системе: четверти обозначаются слогом та , а более короткие восьмые – слогом ти . Широко применяется прием прохлопывания ритмического рисунка мелодии или воспроизведение его на музыкальных инструментах.

После того как дети научились передавать ритмический рисунок разных мелодий, построенных на одном звуке, освоили приемы игры на металлофоне, можно переходить к игре попевок на двух соседних звуках. Чтобы облегчить детям понимание расположения звуков по высоте, применяются названные приемы: выкладывание звуков-кружочков на разной высоте на фланелеграфе, пропевание, показ рукой движения мелодии, дидактические пособия и игры.

Кроме этого, можно воспользоваться «немой» (нарисованной) клавиатурой металлофона: ребенок показывает на ней расположение звуков и под пение «воспроизводит» мелодию.

В старшей и подготовительной к школе группах диапазон попевок расширяется. Дети уже лучше ориентируются в расположении звуков мелодии, действуют более самостоятельно.

Обучая игре на музыкальных инструментах, педагог должен учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети достаточно легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа.

После того как металлофон освоен, дети в старшей и подготовительной к школе группах обучаются игре на других мелодических инструментах – струнных, духовых, клавишно-язычковых. Каждый ребенок может постепенно овладеть игрой на нескольких музыкальных инструментах. Полезно сочетать индивидуальную работу с детьми и работу по подгруппам, а также со всей группой.

По мере того как дети научатся играть на металлофонах, можно показать им, как пользоваться цитрами.

Чтобы дети легче ориентировались в расположении струн, также используем цифровую систему – в нижнюю часть цитры подкладываем под струны бумажную полоску с цифрами, причем цифра 1 соответствует звуку до 1 и т. д. На цитре играют медиатором – пластмассовой пластинкой с заостренным концом. Держать медиатор надо тремя пальцами – большим, указательным и средним, делая движение кистью руки вправо. Для удобства игре на цитре и лучшего резонанса инструмент кладут на деревянный столик. Левой рукой дети слегка приподнимают верхний угол цитры, держа локоть на столике. Это делается для того, чтобы ребенок не наклонял слишком низко голову и чтобы ему было видно цифровое обозначение струн.

Иногда цитры не держат строя, колки ослабевают. В таком случае надо закрепить колки кусочками фанеры. Лопнувшие струны заменяют тонкими балалаечными струнами.

Для обучения дошкольников игре на аккордеоне лучше всего пользоваться детским хроматическим аккордеоном «Беларусь». На нем с правой стороны 20 клавиш с диапазоном до 1 – соль 2 , слева – четыре аккорда.

Прежде чем обучать игре на аккордеоне, следует показать детям, как правильно сидеть и держать инструмент. Ребенок сидит на стуле, занимая примерно половину сиденья, ноги стоят на полу. Один ремень аккордеона надевают на середину правого предплечья, другой – на середину левого. Первый ремень длиннее, короткий ремень на левом предплечье придает инструменту устойчивость. Аккордеон устанавливают на колене таким образом, чтобы левая часть корпуса аккордеона и мех во время игры поддерживались левой рукой. Освоив игру сидя, ребенок сможет играть и стоя.

В детском саду учим играть только правой рукой, которая свободно лежит на клавиатуре. Во время игры дети касаются клавиш подушечками пальцев. Локоть опущен, пальцы полусогнуты. Надо следить, чтобы дети не играли одним пальцем. Для каждой мелодии указывается удобное расположение пальцев (аппликатура). Играть двумя руками дошкольникам трудно.

Если ребенку сложно играть пятью пальцами правой руки, на первых порах можно пользоваться четырехпальцевой системой игры: большой палец под клавиатурой в естественном положении, как на баяне.

При обучении игре на аккордеоне пользуемся цифрами, как и на металлофоне, цитре. Цифры наносят на верхнюю часть белых клавиш. Постепенно дети перестают смотреть на цифры, играют не глядя, пользуясь мышечным ощущением. На аккордеоне могут играть не все дети; некоторых ребят затрудняет одновременное исполнение мелодии пальцами правой руки и раздувание мехов левой.

Когда дети научатся играть на аккордеоне, более способных можно учить игре на духовом инструменте.

Из духовых инструментов рекомендуется брать духовую гармонику «Мелодия-26». У духовой гармоники с фортепианной клавиатурой 26 клавиш с диапазоном си малой октавы – до 3 . Инструмент держат левой рукой, четыре пальца охватывают ручку, большой палец упирается в инструмент с обратной стороны снизу. Мундштук берут в рот. Инструмент надо держать слегка наклонно вниз. Левая рука и локоть приподняты. Правая рука принимает то же положение, пальцы чуть согнуты и свободно передвигаются по клавиатуре.

Играют пятью пальцами, как на фортепиано. Вначале можно пользоваться четырехпальцевой системой, как на аккордеоне. На верхнюю часть белых клавиш наносят цифры. Когда дети освоятся с клавиатурой, цифры можно снять. Звук, извлекаемый во время игры, зависит от струи воздуха. Дуть нужно без напряжения. По окончании игры следует удалить накопившуюся влагу. Для этого пользуются специальным клапаном: нажимают кнопку на обратной стороне инструмента и легко дуют в мундштук.

Важно, чтобы ребята почувствовали выразительные возможности новых инструментов, научились использовать разнообразие тембровых красок. В старшем дошкольном возрасте дети уже осознают, что с помощью каждого инструмента, даже не имеющего звукоряда, можно передать определенное настроение.

Таким образом, обучение игре на музыкальных инструментах включает в себя три этапа: на п е р в о м – дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приемами игры, на в т о р о м – подбирают попевки, на т р е т ь е м – исполняют их по своему желанию.

Литература

    Метлов Н. А. Музыка – детям. – М.: Просвещение, 1985.

    Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Просвещение: Владос, 1994.

    Художественное творчество в детском саду /Под ред. Н. А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1974.

Методическая разработка.

«Обучение игре на детских музыкальных инструментах»

Программа обучения дошкольников средней, старшей, подготовительной групп игре на ДМИ. Срок обучения 3 года.

Исполнитель:

Музыкальный руководитель

МБДОУ Д/С №10 «Белочка»

Саленкова Алла Николаевна

г. Кулебаки

2015год

Пояснительная записка

« Обучение игре на детских музыкальных инструментах » Программа обучения.

Срок обучения-3 года.

Виды деятельности: музыкальная грамота, индивидуально-подгрупповая работа, ансамбль (детский оркестр).

Задачи. Одной из форм коллективной музыкальной деятельности является игра на детских музыкальных инструментах.
Играя на различных инструментах, дети приучаются согласованно действовать в коллективе, развивается способность понимать содержание музыкальных произведений, воспитывается устойчивый интерес к музыке, совершенствуются навыки игры на различных детских музыкальных инструментах, развиваются мелодический, динамический, тембровый, звуковысотный слух, чувство ритма, творческая активность. Игра в оркестре воспитывает у детей активное внимание, усидчивость, чувство товарищества, взаимопомощь.

Курс обучения рассчитан на 3 года. Год от года требования к игре детей на детских музыкальных инструментах повышаются, увеличивается число и разновидности осваиваемых инструментов.

1-й год обучения (младшая группа)

На первом году обучения дети учатся играть на ударно-шумовых инструментах (бубен, барабан, погремушка,
колокольчики), воспроизводят метр музыкального произведения без соблюдения ритма. Закрепляются знания детей о музыкальных игрушках (неваляшки, шарманки, музыкальные волчки, органчики). Знакомятся с металлофоном (слушают пьесы в исполнении взрослых).

2-й год обучения (средняя группа)

На втором году обучения расширяется объем ударно-шумовых инструментов (добавляются музыкальные кубики, музыкальные молоточки, музыкальные палочки, треугольник). Усложняются приемы игры на них. Дети овладевают навыками игры на металлофоне, учатся воспроизводить ритмический рисунок музыкальных произведений.

З-й год обучения (старшая группа).

На третьем году обучения ставятся новые, более сложные задачи. Дети овладевают практическими навыками игры ни ксилофонах. Добавляются другие ударно-шумовые инструменты (треугольник, бубенцы, коробочки, колотушки, ложки, тарелки, маракасы, румба, кастаньеты). Дети учатся воспроизводить не только ритмический рисунок, но и мелодическую линию учатся соблюдать общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать игру.

На последнем году обучения еще более усложняются приемы игры на всех детских музыкальных инструментах, закрепляются и совершенствуются навыки игры, расширяется репертуар, дети знакомятся со струнно-щипковыми инструментами (арфа, цитра, гусли), с электронно-музыкальными («Чижик», «Пиле»), клавишно-язычковыми (аккордеон, баян, гармонь).

Цели : формирование у детей умений и навыков в игре на детских музыкальных инструментах, развитие творческих
способностей.

Задачи: создать условия для развития творческой активности детей, обучающихся игре на детских музыкальных инструментах, а также поэтапного освоения программы по возрастным группам; обучить детей приемам игры на детских музыкальных инструментах; развить у детей интерес к игре в ансамбле; развивать эмоциональную отзывчивость на исполнение музыкальных произведений.

Занятия.

Т.к. играть вместе намного сложнее, чем в отдельности, требуются индивидуальные и групповые занятия, чтобы добиваться слаженности, динамического и ритмического ансамбля. Также на индивидуальных занятиях происходит распределение инструментов для исполнения в оркестре с учетом возможностей детей и их желаний. Индивидуальные занятия помогают заметить особо одаренных для исполнения сольных партий. Выявить интересы и склонности детей,
закрепить навыки и умения, особо позаниматься с отстающими и пропустившими занятия, помогать перешагнуть барьер скованности и робости неуверенным детям.

Методы обучения детей на детских музыкальных инструментах.

1. Словесный (рассказ, объяснение) .

2.Наглядный (показ приемов игры педагогом или ребенком) .

3.Стимулирующий (выступление перед детьми или взрослыми) .

4.Практический (повторение и закрепление приемов игры на различных музыкальных инструментах) .

5.Самостоятельная музыкальная деятельность(игра на детских музыкальных инструментах в групповой комнате под косвенным руководством воспитателя.)

6.Изготовление музыкальных игрушек - инструментов и их использование.

1-й год обучения
Тема: «Обучение игре на детских музыкальных инструментах в детском саду»

Используемые

Репертуар

Период

Кол-во

инструменты

про хождения

занятий

1.Организационное занятие. Беседа с детьми о предстоящей деятельности.

Сентябрь

2. Знакомство с приемами игры на

Погремушка

1. «Мишка с куклой» муз. М. Качурбиной

Сентябрь-

погремушке:

встряхивание,

удар погремушкой по ладошке,

2. «Ах вы, сени», р.н.м.

октябрь

удар ножкой погремушки по полу

3. «Как у наших у ворот», р.н.м.

(столу).

4. Игра «сохрани погремушку»

3. Знакомство с приемами игры на бубне: удар

Бубен

1. «Пойду ль я», р.н.м.

Ноябрь

ладошкой, удар кулачком (косточками) по

2. «Ах вы, сени», р.н.м.

донцу. Учить правильно держать бубен в левой

3. Музыкально-дидактическая игра «тихо-громко в бубен бей» Е. Е.Тиличеевой

руке - ударять правой рукой, встряхивание

4. Свободные пляски с бубном

производить правой рукой.

4.Знакомство с игрой на колокольчиках показ приемов игры:

Колокольчики

1. музыкально-дидактическая игра

Декабрь

удар палочкой, встряхивание

(валдайские,

« N ихие и громкие звоночки»

толчок пальцем. Обучение приему «трель».

маленькие,

Е.Тиличеевой

Учить правильно держать колокольчик:

средние)

2. «Игра с колокольчиками»

вертикально, не зажимать кисть, свободно

Римского-Корсакова

потряхивать и ставить на ладошку.

3. Свободные пляски

5.Закрепление навыков игры на колокольчиках.

Колокольчики

1. «Ёлка» Т. Попатенко («трель»)

Декабрь

средние

2. «Игра с колокольчиками»

6.Знакомство с игрой на барабане. Показ

Барабан

1. Песня «Барабан» (подыгрывать)

Январь

приемов игры: одновременные удары одной и

2. «Веселая песенка» Ивкодимова

двумя палочками, поочередные удары правой и

З. Упражнение «Барабанщики»

левой рукой, барабанная дробь.

Красева

4. «Марш» Парлова

7.Повторение всех приемов игры на

Погремушки,

Повторение репертуара сентябрь -

Февраль

погремушках, бубнах, колокольчиках,

бубны,

декабрь,январь

барабане. Закрепление полученных навыков.

колокольчики,

барабаны

8.Знакомство с игрой на деревянных ложках.

Ложки

1. «Ладушки», р.н.м.

Март

Показ приемов игры на ложках. Учить детей

2. «Лошадка» Потоловского

правильно держать ложки в руках, ритмично

З. «Цок, цок лошадка» Е.Е.Тиличеевой

ударять «пяточкой» по «пяточке» приемом «ладушки».

4. «Цирковые лошадки» Т. Попатенко;

9.Знакомство с игрой на металлофоне. Учить самостоятельно брать и правильно

Металлофон,

1. Упражнение с молоточками без

Апрель

держать молоточек, помахивать им свободно в воздухе,

деревянные

музыки

постукивать по ладошке и по кубику, по

кубики

2. «Дождик»

столу, по корпусу металлофона, выполнять glissando в воздухе

З . «Часики»

и на столе с поворотом кисти.

4. «Ручейки»

5. «Дятел»

б . «Цыплятки»

10.Обучение приемам игры на металлофоне:

Металлофон

1. «Дождик» (тихий-сильный)

Май

удар по одной пластиночке, glissando на

2. «Ручейки»

пластиночках. Добиваться отскакивания

З. «Птички»

молоточка от пластиночки, стремиться к

4. «Цыплята»

красивому звуку.

5. «Дятел»

6. «Мышка»

ДЕТСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ.

2-й год обучения
Тема: «Ансамбль».

Основные навыки игры в ансамбле

Инструменты

Репертуар

Период

Кол-во

п.п.

про хождения

занятий

Организационное занятие.

Беседа о предстоящей деятельности.

Сентябрь

Исполнение детьми и взрослыми

Погремушки

1. «Ах вы, сени»р.н.м.

Сентябрь

знакомых произведений из репертуара предыдущего года обучения.

Бубны

2. «Мишка с куклой» М. Качурбиной

Барабаны

3. «Игра с колокольчиками»

Колокольчики

4. «Марш» Е.Тиличеевой

Повторение приемов игры на бубне: удар кулачком, ладошкой, встряхивание.

Бубен

1. «Пойду ль я»р.н.м.

2. «Ах вы, сени»р.н.м.

Сентябрь

Разучивание нового приема игры на бубне:

Бубен

1. «Пойду ль я» р.н.м.

Сентябрь

удар подушечками пальцев. Повторение выученных приемов.

2. «Ах вы, сени» р.н.м.

Исполнение пьесы различными приемами игры на бубне.

Бубен

Сентябрь

Добиваться ритмического ансамбля.

Работа над ритмическим ансамблем,

Бубен

1. «Мишка с куклой» М. Качурбиной

Октябрь

одновременным вступлением, окончанием.

Обучение приемам игры на металлофоне.

Металлофон

1. «Дождик»

Ноябрь

Работа над приемом игры glissando

2. «Ливень»

Поэтапное разучивание нового

Бубны,

1. «Полька» Красова

Декабрь

произведения на различных

колокольчики,

инструментах определенными приемами.

металлофоны

Повторение и закрепление на знакомом материале различных

Колокольчики,

1. «Полька» Красова

Январь

приемов игры.

бубны, металлофоны

Сольное исполнение отдельных партий.

Разучивание новой пьесы. Распределение

Колокольчики

1. «Колокольчики звенят»

Февраль

инструментов. Поэтапное разучивание всех партий.

всех видов,

2. «Полька» Красова

Работать над одновременным

бубны,

(повторение)

вступлением и окончанием игры.

металлофоны

Добиваться тишины во время выступления и исполнения другими инструментами.

Повторение и закрепление ранее

Колокольчики

1. «Колокольчики звенят»

Март

выученных произведений и приемов.

всех видов, бубны,

2. «Полька» Красова

металлофоны

Повторение приема игры на ложках «ладушки».

Ложки,

1. «Ладушки» р.н.м.

Март

Знакомство с новым приемом

колокольчики

2. «Пойду ль я» р.н.м.

«тарелочки».

3. «Мы запели песенку» Т. Попатенко,

Ложки. Разучивание приема «блинчики»,

Ложки,

1. «Пирожки»

Апрель

повторение пройденного.

колокольчики

2. «Ладушки»

Распределение приемов игры на ложках по частям нового произведения:

Ложки и др.

1. «Топотушки»

Апрель

1 ч - маленькие «ладушки»,

2 .. «Колокольчики звенят»

2ч - большие ладушки (4раза)

3. «Полька» Красова

3ч. - быстрые маленькие

«ладушки». Повторение знакомых пьес.

Знакомство с новым произведением.

Колокольчики,

1. «Лесная песенка»

Май

Распределение инструментов в

бубны,

Филиппенко

зависимости от изобразительного

металлофоны,

характера песни. Разучивание партии каждого инструмента.

треугольник

Соединение всех в ансамбль.

Работа над своевременным

вступлением каждого инструмента и

окончанием звучания.

Добиваться ритмического ансамбля,

Колокольчики

1. «Лесная песенка» Филиппенко

Май

общей динамики, чистоты исполнения

всех видов,

2. «Колокольчики звенят»

приемов игры на всех инструментах.

бубны,

3. «Полька» Красова

Повторение всех ранее выученных

металлофоны,

4. «Топотушки»

произведений.

треугольник,

ложки

ДЕТСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ.

3-й год обучения
Тема: «Детский оркестр».

Основные навыки игры в ансамбле

Инструменты

Репертуар

Период

Кол-во

П.П.

прохождения

занятий

Организационное занятие. Беседа

Сентябрь

о предстоящей работе.

Работать над правильным извлечением звука из металлофона:

Металлофон

«Лесенка»

Сентябрь

удар-отскок, glissando -

«Дождик»

переворачивать кисть, не зажимая руку.

«Часики»

«Ручейки»

Отрабатывать поступенное движение вверх-вниз; правильно держать молоточек, добиваться ритмичного ансамбля,

Металлофон

«Андрей- воробей»

Октябрь

выстукивать ритмический рисунок,

2.

«Лесенка»

выполнять упражнения

3.

«Дождик»- «Дятел»

для кисти.

4.

«Ручейки»-«Ливень»

4

Поэтапное разучивание нового музыкального произведения;

Металлофон,

1. Вальс «Осенний сон»

4

работать над ритмом, динамикой,

колокольчики

2. «Андрей-воробей»

разучивать темы каждого

3. «Лесенка»

инструмента (l ч.).

5

Продолжение работы над новым

Металлофон,

1. Вальс «Осенний сон»

4

произведением. Поэтапное разучивание 2ч.

колокольчики

2. «Андрей-воробей»

3. «Лесенка»

6

Знакомство с новым проигрыванием. Выбор соответствующих инструментов.

Ксилофон,

1. «Полька» Лядовой

5

Знакомство с ксилофоном и румбой.

металлофон,

2. Повторение

румба, бубны,

пройденного

тарелки

7

Отрабатывать чистоту исполнения каждого инструмента, каждой партии,

Ксилофон,

1. «Полька»

3

работать над ритмом и динамикой.

Металлофон,

2.Повторение ранее выученного

Разучивание нового

Тарелка,

приема игры «Бурдон».

Румба,

Бубны

8

Поэтапное разучивание новой

Ксилофон,

1. «Я на горку шла»

4

пьесы. Закрепление приемов игры на всех инструментах.

металлофон,

2. Повторение.

бубны

9

Знакомство с ударно-шумовыми

Трещотки,

Знакомые русские народные

4

инструментами: трещотки, бубенцы,

маракасы,

мелодии

коробочка, колотушка, маракасы, кастаньеты, рубель.

рубель, коробочка,

Обучение приемам игры на них.

бубенцы

10

Разучивание современной пьесы. Учить

Металлофоны,

«Бабочки на снегу» Р.Паулс

3

вслушиваться в музыку, поочередно вступать и заканчивать игру, следить за

колокольчики,

динамическим и ритмическим ансамблем.

треугольник,

тарелки, cassio

Литература.

1.Т.Н.Девятова. Программа «3вук- волшебник».(Линка-пресс Москва 2006).

2. Т. Тютюнникова. Программа . «Элементарное музицирование с дошкольниками.»(Дошкольное воспитание,1988г.)

3. Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Книга для воспитателя и
муз. руководителя детского сада. (Москва «Просвещение» 1990г.)

4.С.Бублей: «Детский оркестр».Пособие для муз. руководителей детских дошкольных учреждений(Ленинград «Музыка» 1983 г)

5. Т. Тютюнникова «Музыкальные инструменты». Из опыта работы. (Дошкольное воспитание,1997г.)

6. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические ре­комендации / М. Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Трудармейский детский сад «Чебурашка»

Методическая разработка

Система обучения детей игре на музыкальных инструментах в детском саду.

Выполнила: Волкова Галина Федоровна

музыкальный руководитель

Прокопьевский муниципальный район

2015

Введение

3. Знания детей о музыкальных инструментах во 2 младшей группе

4.Занятия на музыкальных инструментах в средней группе

5.Занятия на музыкальных инструментах в старшей группе

6.Занятия на музыкальных инструментах в подготовительной группе

7.Инструментальный состав детского оркестра

Заключение

Используемая литература

Введение

Музыкальное воспитание –

это не воспитание музыканта, а,

прежде всего воспитание человека.

В.А. Сухомлинский.

Одна из самых актуальных и "больших" проблем, стоящих перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому, нашему воспитанию необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности. На протяжении многих лет мы дискутируем: среди специалистов есть педагоги, хорошо разбирающиеся в музыкальном воспитании дошкольников; это с одной стороны, с другой - есть специалисты и по музыкальному воспитанию детей в школе. Школьные учителя утверждают: "Трудно работать с первоклассниками, так как они не могут назвать подчас ни одного композитора, не знают песен, которые разучивали в детском саду". Воспитатели в свою очередь считают: "У нас дети учились петь, танцевать, а в школе - только один урок музыки". К сожалению, приходится констатировать: правы и те, и другие. Редкое совпадение, когда ребенок, получив полноценное музыкальное образование в детском саду, попадает в не менее благоприятную музыкальную среду школы. Причем взаимодействие между музыкальным руководителем детского сада и учителем музыки в школе практический работник видит в преемственности работы всего того, что накоплено в музыкальном воспитании ребенка на предшествующем этапе.

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Задачами музыкального воспитания и обучения игры на музыкальных инструментах :

    Развивать музыкальные и творческие способности (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;

    Формировать начало музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.

3.Знать названия инструментов, узнавать их тембр.

4. Овладевать приемами игры на металлофоне, а по желанию и на других инструментах; правильно расходовать дыхание, играя на триолах, кларнетах, дудочках; находить удобную аппликатуру, играя на аккордеоне, баяне, пианино; приглушать звучание тарелок, треугольников; правильно держать руки при игре на бубне, барабане, встряхивая кастаньеты, маракасы.

5. Играть в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать.

6. Подбирать по слуху хорошо знакомые песенки, прибаутки, считалки.

7. Импровизировать несложные попевки.

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.

Формы проведения занятий с детским оркестром

В работе с детским оркестром использую все формы проведения занятий: индивидуальную (на начальном этапе обучения игре на музыкальном инструменте), групповую (при игре на однородных музыкальных инструментах) и коллективную (при уверенной игре своих партий каждым участником оркестра).Коллективная форма – самая сложная, но она даёт положительные результаты, если занятие правильно организованно и звучание чередуется с разъяснениями педагога.

В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма - выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально - слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М.Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Основной формой музыкальной дея-ти в детском саду являются занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия малышей, обучение их пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучению их игре на ДМИ. Интерес к оркестру детских музыкальных инструментов как к средству музыкального воспитания был большим. Выдающиеся музыканты просветители Б.Асафьев, Б.Яворский, австриец К. Орф подчеркивали значение активных форм музыкальной дея-ти детского оркестра, как основы элементарного музицирования и развития детей. Большое значение оркестру детских инструментов придавали и создатели действующей у нас системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Еще в 20-е годы Н.Метлов и Л.Михайлов говорили о необходимости организации детского оркестра как действенного средства развития музыкального восприятия и слуха у детей. В 30-40х годах Н.Метловым были организованны оркестры в детском саду, созданы новые звуковысотные ДМИ. Начав в 20-е годы с обучения детей игре на ударных инструментах(бубен, треугольник, звоночки, кастаньеты и др), Н.А.Метлов вскоре оставляет за ними право только аккомпанирующих, дающих определенную окраску произведению.Он ищет, конструирует и совершенствует мелодические инструменты, на которых дети могли бы исполнять любые мелодии, самостоятельно музицировать. Первыми инструментами для детей были ксилофон и металлофон. При обучении детей игре на этих инструментах пользовались системой записи нот. В союзе с мастерами- умельцами В. Рахманиновым, В.Бодровым и др. Н.Метлов в 1941-1942 г. создал металлофон с точной и устойчивой настройкой, чистымприятным звучанием. На современных ксилофонах и металлофонах изображается названия звуков и их расположение на нотном стане. Играя на таких инструментах, дети практически усваивают элементы музыкальной грамоты. В группу мелодических инструментов Метлов ввел детскую цитру, баян, флейту, гобой. Он организовал в детском саду оркестр в составе 30-40 детей играющих на музыкальных инструментах. Для каждого произведения Н.А.Метлов создавал инструментовки с учетом жанра и структуры. Произведения, специфики инструмента. Особую роль в инструментовке он отводил партии фортепьяно, которую исполнял музыкальный руководитель. Партию фортепьяно он украшал дополнительными гармоническими и варициозными средствами выразительности. Очень важной считалось инструментовка пьес для ударного оркестра. На основе народных мелодий и песен Метлов создал репертуар детского оркестра, удобный для исполнения на детских инструментах; позже в репертуар вошли произведения советских композиторов.

Совместно с Н.А.Метловым в 20-40г работали известные педагоги Т.С.Бабаджан, Ю.А.Двоскина, М.А.Фумер и др. А впоследствии разработкой этих методик занималась Н.А.Ветлугина и ее ученики (К.Линкявичус, В.В.Ищук).

1.Игра на ДМИ - полезное и интересное занятие.

Почему проводя музыкальные занятия мы уделяем большое внимание игре на детсих музыкальных инструментах? Да потому что детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально ритмических движений, дети четче воспроизводят ритм.
Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир.Это прекрасное средство не только индивидуального развития,но и развития мышления,творческой инициативы,сознательных отношений между детьми. И поэтому этой работе в нашем ДОУ уделяется большое внимание и проводится она не формально от случая к случаю, а имеется целая система обучения, которую я попытаюсь раскрыть в данной работе.

Работа проводится организованно и последовательно, применяются разнообразные методы и приемы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально- дидактических игр, имеется большая база детских музыкальных инструментов. Систематическое применение на музыкальных занятиях музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.

Обучение детей игре на музыкальных инструментах открывает перед ними новый мир звуковых красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке.

В процессе обучения игре на музыкальных инструментах идет усвоение нотной грамоты. Играя, дети лучшей понимают устройство музыкальных инструментов, различают их звучание, тембр и естественно входят в новый для них мир музыкальной азбуки.

В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость. У детей появляется чувство взаимопомощи, внимание к действиям товарищей. Игра на музыкальных инструментах развивает сосредоточенность, память. Знакомство с названиями инструментов, их тембрами, специальными музыкальными терминами (струны, клавиши, медиатор, оркестр и др.) обогащает активный словарь детей, развивает их речь.

Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук. Обучая детей игре, педагог способствует развитию их музыкально-сенсорных способностей, тембрового, регистрового, гармонического слуха, чувства ритма, умения вслушиваться в многоплановую и многоголосную фактурупроизведения. Наконец, игра на инструментах создает условия детям, которые по разным причинам не умеют чисто интонировать, выразительно двигаться, для активного включения в исполнение музыки.

То есть игра на инструментах активизирует всех детей, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию и творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

Игра на музыкальных инструментах ценна еще и тем, что может применяться в самых различных условиях - как на занятиях с педагогом, так и в самостоятельной музыкальной деятельности, возникающей по инициативе детей. Музыкальные игрушки-инструменты входят в жизнь ребенка - его ежедневные игры, занятия, развлечения, отвечают склонностям детей и объединяют их в исполнительский коллектив.

Таким образом, игра на музыкальных инструментах оказывает влияние на всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение.

2 .Знакомство с музыкальными инструментами в 1младшей группе

Знакомство с музыкальными инструментами мы начинаем в 1 младшей группе. Учим детей различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, металофона, фортепьяно), узнавать и различать звуки бубна, погремушки, барабана, дудочки.

Используемая литература:

    Боровик Т. “Звуки, ритмы и слова” - Минск, 1991г.

    Зимина А.Н. “Мы играем, сочиняем!” - Москва, ЮВЕНТА, 2002г.

    Кононова Н.Г. “Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах” - Москва, Просвещение, 1990г.

    Симукова В. “А вы ноктюрн сыграть смогли бы?” - “Музыкальный руководитель” №3, 2005г.

    Трубникова М. “Играем в оркестре по слуху” - Москва, 2000г.

    Тютюнникова Т. “Уроки музыки. Система Карла Орфа” - Москва, АСТ, 2000г.

    Тютюнникова Т. “Шумовой оркестр снаружи и изнутри” - “Музыкальная палитра” №6, 2006г.

mob_info