Куклы ручной работы известных мастеров. Куклы современных мастеров

Ремесло мастера кукол - это игра, изобразительное искусство и рукоделие одновременно. Профессия подходит тем, кого интересует рисование (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Если скульптор или живописец творит произведения изобразительного искусства, то ремесло художника-кукольника кажется чем-то несерьёзным.

Что такое кукла в исполнении художника-кукольника? Это художественное изображение, игрушечная имитация живого существа - человека, животного, а может, и нечистой силы. Но в то же время это сбалансированная конструкция, которая делает куклу устойчивой, а в некоторых случаях и подвижной.

Спросите у любого ребёнка, какие куклы ему интереснее: неподвижные красавицы или такие, у которых шевелятся руки и ноги? Наверняка он выберет куклу попроще, но с которой можно взаимодействовать: с гнущимися руками и ногами. На худой конец, заводную.

Для того, кто ценит куклу как художественное явление, на первом плане будет необычность замысла и мастерство исполнения.

Художественные куклы ручной работы редко попадают в руки детей. Их удел - украшать собою интерьеры, выставляться в галереях. Кроме этого есть куклы-актёры, играющие свои роли в кукольных театрах и мультфильмах. Причем в кукле-актёре важна не красота, а выразительность и простота управления.

Чтобы создать куклу, нужно придумать и воплотить её внешность, характер. Если речь идёт о заводной кукле ли кукле-актёре, нужно также продумать внутреннее устройство, механику.

Художнику по куклам приходится работать с тканями, деревом, полимерной глиной, фарфором, красками и ещё со многими другими материалами. И каждый из них требует особых технологий, которыми приходится овладевать художнику.

Недаром говорят, что ремесло кукольника - это с одной стороны искусство, а с другой - игра. Для настоящего художника кукла - это почти живое существо. А кукла для театра - это ещё и персонаж пьесы. И чем искуснее кукольник, тем живее получается персонаж.

Куклы в театре - это марионетки и планшетные куклы. Марионетка управляется с помощью ниточек, на которых подвешены части её «тела».Кукловод возвышается над куклой и, подёргивая за нитки, приводит её в движение.

С планшетными куклами всё наоборот: кукловод прячется за ширмой, а кукла находится над ней. Она управляется с помощью рукояток и рычагов.

Кукла, занятая в анимационном фильме, не нуждается ни в ниточках, ни в рукоятках. Она устроена таким образом, чтобы мультипликатор мог понемногу менять её положение. Делается огромное количество кадров, каждый из которых передаёт часть движения. Кукла оживает на экране, когда все отснятые кадры показывают друг за другом.

Рабочее место

Мастер кукол может работать в своей мастерской, скорее всего, прямо на дому. Художник-кукольник кукольного театра работает в театральной мастерской. Художник-кукольник анимационных фильмов работает в анимационной студии.

Важные качества

Профессия художника-кукольника предполагает художественные способности, богатое воображение, умение подмечать характерные или необычные черты в окружающих, склонность к работе руками, настойчивость, чувство юмора.

Знания и навыки

Художник-кукольник должен уметь рисовать, лепить, вязать, конструировать, работать с текстилем, деревом и т.д.

Обучение на мастера кукол

Стать кукольником для кукольного театра можно, окончив

Куклы – любимицы многих девочек, это не просто игрушка, а скорее первый маленький друг, которому малышка доверит первые секреты, за которым она будет ухаживать и о ком заботиться. В последнее время все реже на рынке можно увидеть действительно красивую куклу, в основном там представлен ширпотреб или ставшие традиционными Барби или Синди. Качественные и действительно красивые изделия изготавливают на заказ. Глядя на кукол, невольно начинаешь понимать, почему раньше их использовали в качестве украшения интерьера.

Один из ярчайших образцов мастерства кукольников – это работы норвежской художницы Сиссель Скилле. Глядя на ее творчество, невозможно представить, что у этой женщины нет художественного образования. Она говорит, что на создание кукол ее вдохновляют маленькие дети.

Будучи ребенком, Сиссель мечтала, что будет коллекционировать кукол, но ее мечта исполнилась лишь к 35 годам – она стала мастером, которому под силу изготовить любой шедевр. Она экспериментирует со стилями, материалами, чаще всего художница создает кукол из цернита – мягкого материала, похожего на воск, из него она делает голову, ножки и ручки, тело же пластиковое. Глаза выполняются из стекла, а волосы – натуральные, все костюмчики создает Сиссель вместе со своей мамой. Каждая кукла – индивидуальна, это детище мастерицы, которым она очень дорожит. В течение года Сиссель изготавливает не более 10 кукол.

Норвежская художница Ким Ван де Ветеринг также изготавливает авторские куклы.

Она начала создавать свою коллекцию более 10 лет, зачастую она делает удивительных младенцев разного возраста, миниатюрных, но неимоверно очаровательных.

Победительница конкурсов, профессиональная художница делает очень кропотливую работу, ее куклами хочется любоваться, настолько живыми они кажутся.

Интересные шедевры можно изготавливать и их менее дорогостоящих материалов. Русская мастерица Лидия Каламбет знает в этом толк, она даже дает мастер-классы, изготовление одной куклы в умелых руках занимает 1,5-2 часа.

Глядя на эти яркие, забавные игрушки поневоле сомневаешься в том, что они изготовлены из капроновых или шерстяных колготок, вышедших из употребления. Сшить подходящий наряд, сформировать голову и тело куклы, а затем раскрасить его – работа не из легких, но результат того стоит.

Невероятно живые и красивые куклы создает Олина Вентцель – одна из самых известных художников-кукольников в России. Ее шедевры пользуются успехом не только на территории нашей страны, но и за границей. Долгое время Олина работала художником-постановщиком в киностудиях и театрах, изучила историю и стала создавать коллекционных кукол из фарфора.

Ее красавицы-куклы в исторических костюмах выглядят неотразимо, выставки Олины Вентцель проходят в музеях страны и зарубежья, коллекция побывала в Амстердаме, Нью-Йорке, Париже, Венеции и прочих крупных городах. При желании можно и приобрести фарфоровую куклу Олины, но обойдется это удовольствие недешево, ведь мастер использует тончайшие кружева, антикварные ткани, фурнитуру, вручную расписывает каждый участок тела куклы.

Швейцарская мастерица с итальянскими корнями Анжела Суттер также создает свой маленький кукольный мир. Она долгие годы искала свой стиль, зато сейчас ее куклы пользуются огромной популярностью у коллекционеров. Куклы большие, примерно 60-70 сантиметров, роспись лиц выполняется вручную, волосы – настоящие, глаза делаются из стекла. Несмотря на то, что лица кукол похожи, они получаются индивидуальными. Различные волосы, глаза, эксперименты с одеждой делают каждое изделие неповторимым.

Есть и куклы, наряженные в одежду разных народов мира. Анжела старается сделать кукол красивыми, но в то же время, чтобы в их образе присутствовала несколько детская небрежность, дабы подчеркнуть, что это не просто безликие существа. Стоимость кукол – около 2000 долларов, Анжела изготавливает не так много кукол, поэтому коллекционеры выстраиваются в очередь.

Фарфоровые и виниловые куклы Дианы Эффнер не менее эффектны, мастерица уже давно открыла собственные курсы по изготовлению шедевров, ее ученики тоже признанные мастера изготавливают удивительно красивые игрушки.

Диана Эффнер начала изготавливать первых кукол, когда работала воспитателем в сиротском приюте в штате Миссури. Увлечение переросло в хобби, а затем и в средство существования. Диана десять лет изучала секреты мастерства, дизайна, скульптуры, технологии, после чего ее куклы стали признанными шедеврами. Она не стала делать тайны из своего творчества и открыла мастерскую, где рассказывает о материалах, рецептурах и специфике изготовления фарфоровых коллекционных кукол, которые уже давно стали любовью ее жизни.

Кукинова, русский мастер, она одна из первых решила возродить художественных кукол. Ее произведения занимают достойное место на полках коллекционеров. Фарфоровые портретные и сувенирные куклы выполнены с высочайшей точностью и удивительно реалистичны.

В качестве одежды мастер выбрала одежду 18-19 века, которую тоже воспроизводит с высокой исторической точностью. Многие куклы выполнены в единственном экземпляре, есть и лимитированные тиражи – от 3 до 150 штук. Также мастер изготавливает глиняных и тряпичных кукол, но с красотой точеного фарфора не может сравниться ничто.

Конечно, мастеров, изготавливающих красивейших кукол, в мире очень много. Есть даже такая услуга как создание куклы по фотографии или портрету, стоит такая радость недешево, но это действительно индивидуальный и очень необычный подарок!

Открывается набор в Академию искусства художественной куклы!

Новый проект призван вывести профессию художника-кукольника на новый уровень.

Программа включает теорию изобразительного искусства, уникальные авторские курсы по различным технологиям, мастер-классы, семинары, экскурсии.

Наши преподаватели - ведущие художники-кукольники России, известные скульпторы, живописцы, искусствоведы, дизайнеры, галеристы, психологи.

Уникальностью обучения является система именных творческих мастерских, лично курируемых известными художниками.

Наши выпускники овладеют основными технологиями кукольного мастерства, получат базовые знания по теории искусства и возможность под руководством профессиональных мастеров определить и сформировать свой неповторимый стиль в искусстве художественной куклы.

Программа:

Теоретическая часть:

История куклы

(А. Журавлев - доктор биологических наук, И. Морозов - доктор филологических наук, Т. Вархотов - доцент кафедры философии и методологии науки)

– 18 часов

История западно-европейского искусства

(А. Худякова - член-корреспондент Российской Академии Художеств (РАХ), куратор проекта DOLLART.RU, художник, член Творческого Союза художников России (ТСХР)) - 54 часа

История русского искусства

(З. Кленина, искусствовед) - 24 часа

История советского искусства (З.Кленина, искусствовед) - 20 часов

История материальной культуры в образах и костюме

(С.Румянцева, художник, председатель Секции Художественной Куклы ТСХР) - 44 часа

Новейшая история российской современной художественной куклы

(Н.Победина, художник, председатель Ассоциации Художников-кукольников Московского Союза Художников (МСХ)) - 4 часа

Литературный сюжет в искусстве. Мифы, легенды, литература

(А. Худякова - член-корреспондент Российской Академии Художеств (РАХ), куратор проекта DOLLART.RU, художник, член Творческого Союза художников России (ТСХР)) - 22 часа

История игрушки

(С.Романов, художник, коллекционер) - 8 часов

Этника и фольклор в современной культуре

(Н. Величко, художник, искусствовед) - 8 часов

Интуитивное творчество

(И.Андреева, художник) - 4 часа

Новейшая история зарубежной современной куклы

(И. Народицкая, мастер художественной куклы, член Московского Союза Художников (МСХ), член Национального института американских художников-кукольников (NIADA)) - 4 часа

Свобода творческого самовыражения

(И.Шитуева, психолог) - 2 часа

Роль взаимодействия галереи и художника в контексте развития искусства

(Е. Громова, галерист; К. Худяков, заслуженный художник РФ, действительный член РАХ, председатель ТСХР) - 4 часа

Япония далекая и близкая

(Е.Маньшавина, художник, член МСХ) - 8 часов

Роль детали в искусстве

(Э. Райторовская, художник, член МСХ и ТСХР) - 8 часов

Итого 232 акад.часа

Практическая часть

Скульптура

(В.Селиванов, скульптор, дипломант и стипендиат Союза художников России) - 32 часа

Рисунок

(А.Колпакова, художник, доцент кафедры рисунка и живописи Московского Государственного Университета Дизайна и Технологии) - 12 часов

Живопись

(Т. Булгакова, художник)) - 12 часов

Цветоведение

(А.Колпакова, художник, доцент кафедры рисунка и живописи Московского Государственного Университета Дизайна и Технологии) - 24 часов

Стили декоративно-прикладного искусства

(Н.Величко, художник, искусствовед) - 20 часов

Технология изготовления куклы из папье-маше

(Н.Лопусова-Томская, художник, член МСХ, ТСХР) - 20 часов

Технология изготовления куклы из фарфора и флюмо

(С.Никульшина, художник, член ТСХР) - 16 часов

Технология изготовления куклы из запекаемых полимерных масс (И.Качарава, художник) - 16 час.

Технология изготовления куклы из самотвердевающих масс

(Л.Лукьянчук, художник, член ТСХР) - 16 часов

Технология изготовления куклы из дерева

(Ю.Петракова, художник) - 8 часов

Технология изготовления куклы из текстиля

(М.Торочешникова, художник, член МСХ) - 8 часов

Роспись лица куклы

(А.Кукинова, художник, член МСХ, член ТСХР) - 12 часов

Костюм и аксессуары для куклы

(С.Никульшина, художник,член ТСХР) - 8 часов

Конструирование костюма

(Н. Победина, художник, председатель Ассоциации Художников-кукольников Московского Союза Художников (МСХ)) - 8 часов

Создание куклы в японском стиле

(Е.Маньшавина, художник, член МСХ)- 8 часов

Итого 220 акад.часов

Экскурссии (С. Румянцева, З. Кленина, В. Селиванов) - 12 акад.часов

Дипломное проектирвание (А. Худякова, Н. Победина, Н. Лопусова -Томская, С. Румянцева,

И. Народицкая) - 40 акад.часов

Факультативы:

1.Анатомический рисунок

(В. Селиванов, скульптор, дипломант и стипендиат Союза художников России -12 часов

2.Колористическое крашение ткани (А. Колпакова, художник, доцент кафедры рисунка и живописи Московского Государственного Университета Дизайна и Технологии) - 12 часов

3.Изготовление ватной игрушки

(С. Романов, художник, коллекционер) - 8 часов

4.Изготовление елочной ретро-игрушки

(Е. Маньшавина, художник, член МСХ) - 8 часов

5.Технология костюма

(С.Румянцева, художник, председатель Секции Художественной куклы) - 12 часов

6.Графический дизайн. Информационные технологии.

(В.Андрианов, графический дизайнер) - 12 часов

7.Фотография

(А.Тельпуховская, профессиональный фотограф) - 12 часов

8.Психологические тренинги (И.Шитуева, психолог) - 12 часов

Попечительский совет:

Худяков К.В. - заслуженный художник Российской Федерации, действительный член Российской Академии Художеств (РАХ), председатель Творческого Союза художников России (ТСХР)

Громова Е.М. - галерист

Рудковская А.А. - коллекционер

Андреева Т.Б. - коллекционер

Румянцева С. М - председатель Секции Художественной куклы

Худякова А.К. - член-корреспондент Российской Академии Художеств (РАХ), куратор проекта DOLLART.RU

Творческого Союза художников России (ТСХР)

Победина Н. С. - председатель Ассоциации Художников-кукольников Московского Союза Художников (МСХ)

Матрешка — далеко не единственная кукла, ставшая национальным символом. Большинство ее иностранных "коллег" старше лет на 300, хотя есть и молодые последователи. "Огонек" рассказывает о куклах, которые покорили мир


Арлекин, прежде чем из него сделали узнаваемую во всем мире куклу, был известным персонажем итальянского театра масок XVI века. Изначально простофиля и шут Арлекин был одет в костюм, напоминающий крестьянские лохмотья. Однако со временем, когда образ начали тиражировать, его приодели. Костюм стал пестрым, заплаты на ткани превратились в яркие ромбы. Пару веков спустя Арлекин уже стал полноценной куклой, более того — одним из главных сувениров Италии.

Петрушка


Эта кукла — классический образец перчаточной куклы — известна в России с XVII века. Свои Петрушки есть и в Европе: в Италии — Пульчинелла, во Франции — Полишинель, в Англии — Панч. Петрушка — не просто кукла, это театральный персонаж, который своей популярностью обязан представлениям на ярмарках. Известные классические сюжеты, которые разыгрывали "петрушечники": сцена с невестой, обучение Петрушки солдатской службе, лечение Петрушки. Кто не знает: у Петрушки есть и полное имя — Петр Иванович Уксусов (это имя упоминается как раз в одной из сценок).

Кукла вуду


Назначение этой тряпичной игрушки — самое мистическое: считается, что с ее помощью можно воздействовать на человека. Есть версия, что на территории Бенина африканцы занимались этим еще тысячу лет назад, но более популярна версия о том, что кукла появилась на Гаити в XVII-XVIII веках вместе с массовым завозом рабов из Африки. В США и на Кубе ее чаще называют "сантерия". Что касается Европы, то во многих странах сегодня нарасхват штучная продукция — куклы вуду приобретают для "расправ" над неверным возлюбленным или чересчур строгим начальником.


Кукла кокэси родом из Тохоку, что на северо-востоке Японии, достойна особого внимания. Уже в начале XVII века она пользовалась изрядной популярностью у заезжих гостей: считалось, что эти куклы обладали магическими свойствами, приносили удачу и исполняли желания. Сегодня известно 11 видов кокэси (у каждой из них — свое имя). Но тип неизменен — цилиндрическое тело и голова. Ручек и ножек у куклы нет. Считается, что именно этот тип вдохновил русских умельцев на создание матрешки в конце XIX столетия.


Еще одна знаменитая японская кукла, которую тоже считают прототипом матрешки. Помимо того, что у нее нет ни рук, ни ног, она еще округлой формы и яркой — обычно красной — расцветки. Точная дата рождения не установлена — считается, что поточный выпуск дарумы совпал с началом XVII века. А вот названа она была в честь основателя дзэн-буддизма — Дарумы. По легенде, он девять лет своей жизни провел в медитации, после чего у него отнялись ноги. Сегодня дарума помогает исполнять желание — на новый год на кукле пишут свое имя и загадывают желание.

Бумажная кукла


Первые куклы из бумаги с гардеробом, который также нужно вырезать, появились в Европе в середине XVIII века, а чуть позже и в Америке. Пресса тогда писала, что куклы помогут маленьким девочкам "проявить хороший или дурной вкус в одежде или прическе". Особенно славились английские бумажные куклы, чьи создатели прорисовывали самых мелких деталей костюма. Американцы, напротив, сделали куклу максимально доступной — компания McLoughlin Brothers в середине XIX века продавала кукол по минимальным ценам и огромными тиражами.

Пиноккио


Эта деревянная кукла родилась в 1883 году после выхода в свет книги итальянского писателя Карло Коллоди "Приключения Пиноккио. История деревянной куклы". Главный герой — деревянный мальчик с постоянно растущим от вранья носом — моментально зажил собственной жизнью. В его честь открывали рестораны, детские клубы и, само собой, выпускали деревянных кукол. Сегодня их можно найти по всему миру, но особенно популярен Пиноккио во Флоренции, где родился и умер автор сказки.


Эти куклы-статуэтки с непропорционально большой головой появились в конце XIX века, но на поток их производство поставили лишь в 20-е годы XX века американцы. Куклы были из папье-маше и изображали легендарных бейсболистов. Затем баблхэдов стали выпускать в пластмассе, расширив ассортимент: там были видные актеры, певцы, герои мультфильмов и даже политики. Из последних наиболее заметными стали баблхэды английской королевы, премьер-министра Путина, президента Обамы и основателя компании Apple — Джобса.


Культовая для всех маленьких (и не очень) девочек кукла была придумана в 1959-м в США, в штате Висконсин. "Мама" куклы — Рут Хэндлер — была стенографисткой компании Mattel. Она хотела сделать идеальную женщину, а за основу взяла образ героини эротических немецких комиксов Лили (начало 1950-х годов). За время своего существования кукла принесла своей создательнице свыше 2 млрд долларов. Из национального символа Барби давно стала наднациональным — считается, что каждые 1-8 секунд в разных уголках мира кто-нибудь покупает Барби.

Беби Борн


В конце 1980-х создатель этого пластмассового младенца, австралиец Виктор Пракас, хотел одного: "Чтобы она помогла девочке почувствовать себя маленькой мамой". Идею перекупила и довела до совершенства известная немецкая компания Zapf Creation. Теперь кукла действительно требует усилий и денег, которые дают представление о тех, которые придется потратить на живого ребенка. Беби Борн умеет плакать, смеяться, есть и ходить в туалет. Еда, одежда, обувь, подгузники и прочие аксессуары всегда в наличии — разумеется, за отдельную плату.

Подготовила Елена Барышева

mob_info