Ребенок в 3 года ходит на носочках что делать. Ребенок ходит на носочках в (1,2,3,4,5) лет — основные причины

Если ребенок во время ходьбы не полностью наступает на всю стопу, а передвигается на носочках, многие родители начинают переживать по такому поводу. Может ли ходьба на цыпочках быть симптомом какого-то опасного заболевания, до какого возраста такое передвижение считают нормой и что делать родителям, если малыш уже долгое время ходит на носочках?

Причины

До 3 лет

Малыш, который только обучается навыку ходьбы, довольно часто становится на носочки. И если ребенку еще не исполнилось трех лет, беспокоиться не нужно.

Для ребенка в 1 год и в 1,5 года эпизодическая ходьба на цыпочках – абсолютно нормальное явление.

Если мама взяла за руку малыша 2 года, а он начал ходить на носочках, поводов для переживаний тоже нет. Ведь пока крохе не исполнилось 3 года, он еще только учится ходьбе и улучшает этот навык. Многие детки пробуют ходить разными способами, пока не научатся это делать правильно. И одним из таких способов имеет право быть ходьба на носочках.

Чаще всего ребенок становится при ходьбе на носочки из-за неравномерного напряжения мускулатуры ног, которое называют мышечной дистонией.

Другими причинами ходьбы на цыпочках бывают:

  • Частое пребывание в ходунках . Кроха учится делать первые шаги на пальчиках и потом научиться ставить стопы по-другому ему бывает сложно.
  • Высокая активность. Малыш полон энергии и прямо бегает на носочках.
  • Жажда познания и любознательность. Кроха стремится быстрее вырасти и периодически становится на носочки.
  • Подражание маме, которая ходит на каблуках. Также ребенок может увидеть балерин и пробовать ходить, как они.
  • ДЦП. В случае такой причины ходьбы на носочках у ребенка будут присутствовать и другие симптомы данного заболевания.
  • Родовая травма. Она может повлиять на работу мозга малыша, но, как правило, данную причину выявляют и лечат задолго до первых шагов.
  • Пирамидная недостаточность. Так называют нарушения работы той части нервной системы, которая отвечает за передвижение тела.
  • Психологические проблемы. Когда в семье малыша что-то не ладится, кроха ощущает внутренний дискомфорт и начинает ходить на носочках подсознательно, будто крадется.

Более взрослые дети

Если ребенок в 4 года, 5 лет или старше продолжает ходить на носочках, причиной может быть неврологическая болезнь.

Кроме того, дети старше трех лет могут ходить на цыпочках по следующим причинам:

  • Стараются привлечь к себе внимание.
  • Копируют кого-то.
  • Пытаются выглядеть выше.

Случается, ребенок приподнимается на носочки, когда к чему-то дотягивается, не хочет на что-либо наступить или замерз. Эти причины не должны вызывать беспокойства.

Что делать?

Родителям, которые переживают из-за постоянной ходьбы своего малыша на носочках, стоит обратиться к невропатологу. Специалист определит, нет ли у крохи других симптомов, указывающих на неврологические патологии, а также в случае необходимости назначит обследования. Будьте готовы во время визита к врачу ответить на такие вопросы:

  1. Каким было течение беременности и не было ли проблем во время родов ?
  2. Не было ли у малыша во время внутриутробного развития и процесса родов кислородной недостаточности?
  3. Малыш становится на носочки во время ходьбы постоянно или эпизодически? В каких обстоятельствах он начинает ходить таким образом?
  4. Есть ли помимо ходьбы на цыпочках другие симптомы, которые вас настораживают?

Если ходьба на цыпочках связана с дистонией мускулатуры, ребенку нужно обеспечить возможность больше двигаться – вставать, лазать, ползать, ходить на четвереньках, ходить по-утиному, по наклонных и мягких поверхностях, босиком.

Также в зависимости от причины ходьбы на носочках ребенку могут посоветовать:

  • Физиотерапию.
  • Электрофорез.
  • Ванны с травяными настоями (используют ромашку, череду , пустырник , лаванду).
  • Лечебную гимнастику.
  • Парафиновые сапожки (у процедуры есть свои противопоказания, поэтому назначать ее должен лишь врач).
  • Плавание.
  • Правильный подбор ортопедической обуви (обратите внимание на наличие жесткого задника и фиксации подъема стопы липучками или шнуровкой).

Нужен ли массаж и как его делать?

Большинству малышей, чьи мамы жалуются на ходьбу на цыпочках, рекомендован массаж , который можно проводить как в лечебном учреждении, так и в домашних условиях. Во время массажа маме следует:

  1. «Рисовать» на стопе крохи большим пальцем «восьмерки».
  2. Поглаживать ножки ребенка, начиная от кончиков пальцев до бедер.
  3. Большими и указательными пальцами разминать икроножные мышцы малютки.
  4. Двигать стопы от себя, а потом на себя.
  5. Катать ребенка на фитболе так, чтобы малыш шагал по мячу.
  6. Встряхивать стопы малютки.
  7. По отдельности массировать каждый пальчик.
  8. Поколачивать детскую стопу тыльной стороной пальцев.

Мнение Е. Комаровского

Известный педиатр называет хождение на цыпочках нормой для детей младше двух-трех лет и утверждает, что через этап ходьбы подобным образом проходят почти все малыши, когда осваивают навык ходьбы, особенно, если ребенок часто бывает в ходунках. Популярный врач отмечает, что пристальное внимание данному симптому уделяют из-за его связи с некоторыми опасными неврологическими заболеваниями. Однако в ситуациях, когда ходьба на носочках не сопровождается симптомами нарушения работы нервной системы, по словам Комаровского, ничего предпринимать не требуется.

Подробнее об этом смотрите в передаче доктора Комаровского.

  • Ребёнок не разговаривает

    Доброго времени суток,подскажите,пожалуйста, сыну 1,1 года,а он до сих пор ничего не говорит,даже не агукал,иногда ходит на цыпочках,не умеет показывать пальчиком,иногда бывает что что-то происходит не по его-он начинает злится и психовать. С другими людьми и детьми не очень любит общаться,но проявляет интерес. Есть ли повод для каких то подозрений в отклонении ребёнка?

  • Анонимный вопрос 12-07-2016

    гипервозбудимость, слюни у ребенка в 2 года

    Здравствуйте. Моему ребенку сейчас 2 года. Роды тяжелые, апгар 7/7, родовая травма шеи,гипоксия, псевдокисты. До года выполняли все рекомендации невролога, по узи положительная динамика, кисты рассосались,пили энцефабол, кололи кортексин, пили пантогам. До года беспокоил немного сон, но не сильно, просыпался несколько раз за ночь, но быстро засыпал под бутылку, пил много иногда.В 7 месяцев было все хорошо на приеме у невролога, не назначали ничего. Голову уверенно стал держать к 4, пополз в 6, встал в кроватке в 6,5, сел в 7, самостоятельно пошел ребенок рано в 9,5 мес. Т.е все умения практически во время. Конечно я отмечала, что ребенок более капризный по сравнению с другими детьми, часто не сидел в коляске, приходилось нести на руках. Но все таки подход всегда можно было найти. На прием к неврологу мы пришли только к 2 годам, стала беспокоить излишняя эмоциональность ребенка, истерики, и обильное слюноотделение, футболки мокрые постоянно. Ко всему прочему невролог обратил внимание то что он ходит на цыпочках, когда возбужден. Все понимает хорошо, говорит мама,папа,дядя.Тетя, баба, дай, на, и в основном первые слога некоторых слов, иногда сочетает: мама дай. Сон наш сейчас нормализовался, спим хорошо. На горшок ходим с 1,5 лет, ночью спим без памперсов. Только какает не на горшок, ни в какую не хочет. С аппетитом бывают проблемы, то что он любит кашу и творог, он ест сам, ложкой. Суп и мясо - под мультики исключительно.В целом сообразительный ребенок, для своего возраста все знает и умеет. С детками хорошо ладит, не агрессивный, Как с нашей активностью избежать нам распространенного СДВГ?И какова вероятность? выписали нам магний б6 и анвифен. Сейчас принимаем. Скажите это неврология или наш темперамент. Просто мама абсолютно такая же эмоциональная, скандальная, да и папа. Выходит,что ребенок постоянно находится в эмоциональном напряжении. + конфликты родителей дома наблюдает сын. Как нам адоптироваться в саду?чтоб без истерик, чтобы есть начал нормально. Помогите пожалуйста, я вся извелась уже. Боюсь, что вырастет ненормальный ребенок. С вашей точки зрения, у нас тяжелый случай или все поправимо?

Первые шаги маленького человечка в большом мире – зрелище умилительное и радостное. Если же ребенок ходит на цыпочках, мама и папа должны насторожиться, потому что такая походка скорее всего связана с гипертонусом мышц. Его причиной врачи называют кислородное голодание малыша в мамином животике или в период родов.

В каком возрасте ребенок ходит на цыпочках?

Педиатры считают нормой ходьбу на цыпочках в период освоения нового способа передвижения: ходьба, бег, прыжки. Ходьба на цыпочках позволяет малышам опробовать возможности своего хождения. Гипертонус мышц, актуальный в 1-2 месяца, обычно проходит к 3-5-месячному возрасту. Если этого не произошло и свои первые шаги малыш делает на носочках, то это в большинстве случаев связано именно с повышенным тонусом, который еще не прошел. При сохранении шагового рефлекса вполне допустима ходьба на цыпочках, родители не должны беспокоиться по этому поводу.

Малыш может ходить на цыпочках по причине ряда неврологических проблем, но здесь должны присутствовать и другие симптомы. Когда развитие ребенка соответствует возрастным нормам и малыш выглядит абсолютно здоровым, то хождение на цыпочках не должно беспокоить родителей. Если все же папа или мама переживают, то можно сходить на прием к неврологу, чтобы выявить какие-либо отклонения или развеять сомнения.

Если ребенок ходит на цыпочках, желательно оценить его развитие в целом – иногда этот симптом не связан с гипертонусом

К наиболее частым причинам ходьбы на носочках врачи относят неравномерное напряжение мышц – эта проблема решается проще всего. Американские специалисты утверждают, что не надо волноваться, если у ребенка в возрасте до трех лет наблюдается хождение на цыпочках. Малыш осваивает новую для себя форму передвижения, экспериментирует и пробует ходить разными способами.

Причины неправильной походки

Существует несколько причин, почему малыш ходит на носочках:

  1. Есть мнение, что малыш встает на носочки, чтобы просто быть повыше , ведь ему интересно увидеть все вокруг, все разузнать. Такая причина решается в тот момент, когда малыш сам захочет встать на полную ступню.
  2. Дети часто практикуют разные способы ходьбы и экспериментируют , что тоже является одной из причин хождения на носочках. Детки пытаются понять, как им удобнее ходить.
  3. Высокий уровень активности тоже может стать причиной того, что ребенок ходит на носочках. Эта проблема решается увеличением физической нагрузки ребенка – например, подключают дополнительные занятия спортом.
  4. Мышечная дистония. Такой диагноз говорит о том, что мышцы напрягаются неравномерно, что в большинстве случаев проходит само собой. Выздоровление обеспечивается физической активностью: ползанием, вставанием, хождением на четвереньках, лазанием, и в основном обходится без медикаментозного и процедурного лечения.
  5. Детский церебральный паралич – еще одна причина неправильного хождения, но это серьезное заболевание сопровождается целым рядом других признаков, заметить которые может любой терапевт.
  6. Результат родовой травмы. Решение в данном случае возможно с помощью врачей и специальных лечебных манипуляций.

Если родители замечают хождение на носочках в 4 года и старше, то непременно нужно посетить специалиста и выяснить причину такой походки. Своевременно оказанная помощь избавит от лишних волнений за здоровье любимого чада в будущем.

Последствия отсутствия лечения

Существует множество внешних признаков и симптомов, по которым специалист может сделать оценку моторных функций. Если будет такая необходимость, малышу окажут своевременную помощь и помогут маме советами, какие упражнения следует выполнять дома. Маме и папе нужно запастись терпением в борьбе с этим, казалось бы, простым заболеванием. Если не предпринять вовремя меры, последствия могут быть следующими:

  • нарушения осанки;
  • косолапость;
  • кривошея;
  • задержка в физическом развитии.

Когда малыш ходит на носочках, у ноги отсутствует опора на пятку, и она находится в нерабочем состоянии – из-за такого положения пятка совсем не развивается, растет только передняя часть стопы. Она увеличивается непропорционально, ахиллово сухожилие тоже не работает. Как видите, неправильная походка, не получившая исправление до 6 лет, очень опасна.



Отсутствие должного лечения может привести к нарушениям работы опорно-двигательного аппарата во взрослом возрасте

Помощь специалистов

Мы рассмотрели различные причины, обуславливающие хождение на цыпочках. Врачебная помощь нужна не всегда, но если она все же необходима, то состоять может из множества процедур:

  • Физиотерапия – врач-специалист назначает соответствующие процедуры на основе выставленного диагноза.
  • Электрофорез, как и физиотерапия , помогает снять гипертонус мышц.
  • Массаж – профессиональная помощь доступна и в домашних условиях. Обучиться массажным навыкам достаточно просто, чтобы суметь оказывать необходимую помощь малышу дома.
  • Ванночки , направленные на расслабление мышц. Используйте различные травяные настои для выполнения регулярных ванн: череда, ромашка, лаванда, пустырник.
  • Парафиновые сапожки (рекомендуем прочитать: ) – это лечебная процедура, подразумевающая наложение марлевых повязок, пропитанных парафином или озокеритом. Такие процедуры назначаются строго врачом и только после тщательного анализа здоровья ребенка, так как такие сапожки противопоказаны детям-диабетикам и детям с болезнями сердечно-сосудистой системы.
  • Лечебная гимнастика. Регулярные занятия с малышом помогут разработать голеностопный сустав и растянуть нужные мышцы.

Такие лечебные процедуры помогут отучить малыша от неправильной походки и научить самостоятельно опираться на полную стопу, ходить нормально. Не откладывайте лечение – помогите своему ребенку на самых ранних сроках.

Доктор Комаровский придерживается мнения, что гипертонус есть у всех детей до 4 месяцев, затем он проходит сам собой – этот специалист настаивает на своевременной квалифицированной диагностике для отличения нормы от патологии.

Гимнастика и массаж в домашних условиях

Массаж и гимнастика – вот чему должна обучиться мама малыша с неправильной походкой. Доктор Комаровский утверждает, что несложные упражнения, включенные в ежедневный комплекс зарядки, помогут ребенку скорее научиться правильно ходить. Активные игры дают хорошие результаты: предложите ребенку попрыгать, походить как мишка (на внешней стороне стопы), по-утиному, по наклонной и по мягкой поверхности. Массажные упражнения развивают и разминают все ножные мышцы: ахиллово сухожилие, голеностоп и икроножные мышцы.

Чрезвычайно будет полезно записать малыша на плавание. Также уделите большое внимание выбору обуви – она должна быть ортопедической.

Правильная обувь крайне важна для формирования детской стопы. Ортопедическая обувь для детей стоит дорого, но это не сравнимо с теми затратами, которые придется выложить за лечение ребенка при прогрессировании заболевания.

  • Массируйте стопу, выписывая пальцем восьмерку.
  • Икроножную мышцу нужно массировать двумя пальцами: большим и указательным.
  • Сгибайте стопу от себя и к себе.
  • Возьмите для упражнения фитбол (большой мяч) и поставьте малыша сверху. Плавно перекатывайте мяч вперед и назад. Полезное и простое занятие лучше делать вместе с папой, тогда один из родителей будет поддерживать кроху, а другой – перекатывать мяч. Ребенка надо стимулировать шагать по мячику то вперед, то назад.

Проводить массаж актуально в любом возрасте, делайте его в, 9 и 10 месяцев, вплоть до года, когда малыш начнет ходить. Для обучения массажной технике полезно посмотреть тематическое видео.

Вот и пролетели целых три года! Ярких, насыщенных, неповторимых! Ваш ребенок превратился в полноценную личность со своими характером, привычками, темпераментом, у него свои особенности фигуры, поведения. Он неплохой собеседник, может рассказать, как прошёл его день, где он был, что видел. Дети в 3 года начинают осознавать себя отдельными личностями, со своими желаниями, интересами и предпочтениями. За эти годы малыш заметно подрос, овладел новыми навыками и умениями, стал ловким, активным и любознательным. Словарный запас в 3 года составляет до 1000 слов, в своей речи малыш успешно использует числа, прилагательные, местоимения, наречия, в детских вопросах часто можно услышать «как?» и «почему?» Порой его многочисленные вопросы ставят вас в тупик, а порой от их количества в вас голова идет кругом. Наберитесь терпения, не стоит прерывать ребенка, его стремление познать новое в окружающем мире закономерно, а ваша резкость может подавить в малыше его познавательные устремления, и это может неблагоприятно сказаться на дальнейшем развитии крохи. Малыш хочет быть хорошим, ждем одобрения и похвалы со стороны взрослого. Всё ярче проявляется самостоятельность и независимость. В этом возрасте для ребенка очень важно чтобы его ценили и хвалили.

Что новенького

В три года ребенок должен знать и называть правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.

В этом возрасте малыш умеет собирать последовательно (то есть от меньшего к большему) колпачки, пирамидку, формочки, матрешку из 4–6 составляющих.

Способен подобрать по образцу геометрические фигуры, также может подобрать соответствующие фигуры по форе отверстия в развивающем пособии (игре).

Может назвать знакомые геометрические фигуры. Собирает пирамидку из 10 колец (по размеру, например, по убыванию, по цвету, по форме).

Различает предметы по величине - маленький, средний, большой. Может отличить предмет по фактуре - мягкий, твердый.

Совершенствуются навыки рисования, так малыш может к рисунку взрослого дорисовать недостающие детали - например, листик к ветке, стебелек к цветку, дым к паровозу.

Пытается закрашивать, рисует овалы, кружочки, проводит линии.

Во время рисования малыш может подражать письму взрослого. Во время лепки может отщипнуть кусочек пластилина, раскатать его в ладонях, соединяет части. Пытается лепить несложные формы - колбаску, шарик, бублик и другие.

В три года ребенок способен освоит довольно сложные навыки, такие как езда на трехколесном велосипеде, катание на качелях, на санках. К трем годам многие малыши уже не боятся плавать. Ребенок хорошо умеет перепрыгивать через препятствия, ходит по наклонной плоскости, прыгает в длину с места на двух ногах, может спрыгнуть с небольшой высоты. В этом возрасте дети могут выполнять одновременно два действия (например топнуть и хлопнуть, прыгнуть и поднять руки в стороны). С легкостью ребенок бросает, катает, ловит мяч.

Трёхлетние детки с удовольствием играют и общаются со сверстниками, обмениваются игрушками, «водят» компании.

Способен также к длительным играм с игрушкой, которая привлекла его внимание, играть в сюжетные игры, рассматривать картинки и слушать сказки. Концентрируется на заданиях более длительное время.

Развитие нервной системы у ребенка в три года

От трех до шести лет происходит окончательная миелинизация волокон, мозг ребенка почти зрелый, сформированы жизненно важные навыки. Психическое развитие ребенка к шести годам достигает такой степени, что при отсутствии взрослых, этот маленький человек может полностью обеспечить свою жизнедеятельность.

От 3 до 6 лет в жизни ребенка - дошкольный период. Дошкольный возраст занимает место между ранним и младшим школьным возрастом (от 3 до 6–7 лет) и имеет исключительно важное значение для развития психики и личности ребенка. Ведущей деятельностью этого возраста является игра, поэтому неслучайно его еще называют «возрастом игры». Внутри дошкольного возраста выделяют 3 периода:


  • Младший дошкольный возраст 3–4 года.

  • Средний 4–5 лет.

  • Старший 5–6/7 лет.

В младшем дошкольном возрасте ребенок, играя, воспроизводит действия с предметами, которые ему знакомы. Но эти действия не ведут к развитию сюжета игры, впрочем, ребенок и не имеет такой цели.

В среднем - главным содержанием игры являются отношения между людьми. Дети играют в так называемые ролевые игры. Здесь действия выполняются уже не ради действий, они являются средством реализации роли, способствуют развитию сюжета. Введение сюжета и игровой роли значительно повышает возможности ребенка во многих сферах психической жизни.

В старшем дошкольном возрасте ролевая игра постепенно сменяется игрой с правилами. Главным содержанием игры становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Игровые действия сокращаются, обобщаются и приобретают условный характер.

С научной точки зрения игры имеют огромное значение для психического развития ребенка. В этом возрасте психическое развитие дошкольника уже почти готово к началу систематизированного образовательного процесса в учебных учреждениях.

Детям предлагаются игры, которые:


  • Развивают мелкую моторику пальцев.

  • Увеличивают ассоциативный ряд.

  • Помогают решать логические задачи невысокой сложности.

  • Развивают внимание.

В игре ребенок учится общению со сверстниками, учится контролировать свое поведение, подчиняясь правилам игры. То, что относительно легко удается ребенку в игре, гораздо хуже получается при соответствующих требованиях взрослых. В игре ребенок проявляет чудеса терпеливости, настойчивости, дисциплинированности. Развиваются творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные установки. Именно в игре ребенок реализует свое стремление к самостоятельности, моделируя жизнь взрослых. Он открывает для себя этот мир человеческих отношений, разных видов деятельности, общественных функций людей.

Помимо игровой, для дошкольного возраста характерны и другие формы деятельности: конструирование, рисование, лепка, восприятие сказок и рассказов и пр. Ребенок постепенно овладевает координацией мелких движений рук. Это дает возможность ему совершенствовать изобразительную деятельность. Большинство детей этого возраста рисует с большим энтузиазмом. Изобразительная деятельность ребенка этого возрастного периода отличается тем, что для него совершенно не важен результат. На первый план выступает сам процесс создания рисунка. Поэтому, как только рисунок завершен, дети часто выбрасывают его. И только к концу дошкольного возраста ребенок начинает обращать внимание на сам рисунок, то есть оценивать результат своего труда. С психологической точки зрения рисунок рассматривается как своеобразная детская речь и как подготовительная стадия письменной речи. В рисунке ребенок выражает свое отношение к действительности, в нем можно сразу увидеть, что является главным для ребенка, а что второстепенным.

Обязательно читайте малышу сказки и стихи, а потом просите пересказать их.

Не поленитесь уделить максимальное количество времени нервно-психическому развитию ребенка. Не перекладывайте ответственность на няню, сад, школу. Даже если что-то не ладится, дети похожи на пластилин: в раннем возрасте многое поддается коррекции.

Кризис трех лет

Кризисов, которые будет преодолевать (и уже преодолел) ваш ребенок, на самом деле не так уж и мало: это кризис новорожденности, кризис одного года, трех лет, семи лет, всем известный кризис подросткового возраста. Нужно отметить, что названия кризисов (кроме, наверное, новорожденности) очень условны, и время их возникновения зависит от конкретного ребенка и условий его жизни.

К трем годам родители часто обнаруживают, что с малышом не так-то просто справиться. Он вдруг перестает слушаться, а то, что совсем недавно принимал как должное, теперь вызывает у него бурю протеста. Почему же это происходит? И как призвать кроху к порядку и спокойствию?

Три года - возраст, когда ребенку так хочется ощутить себя взрослым и самостоятельным, в этом возрасте дети уже имеют собственное «хочу» и готовы отстаивать его перед взрослыми. Это время открытий и находок, возраст пробуждения фантазии и осознания себя как личности. Ярко выраженная особенность данного периода - кризис трех лет. У малышей он может проявляться по разному, но основными «симптомами» являются крайнее упрямство, негативизм и своеволие.

Всё это объясняется тем, что в возрасте 3–5 лет ребёнок пытается занять своё место среди людей. Он пытается осознать свою индивидуальность и свои отличия от других детей. Он ощущает себя личностью и делает всё, чтобы взрослые воспринимали его как равного. Именно в это время маленький человек пытается найти те занятия, которые ему по душе. Ему хочется во всё быть как взрослые, а тот факт, что они всегда и во всём ему помогают, и приводит его к негативу. Изменением поведения формируется характер, волевые качества. Появляется гордость за свои успехи, желание помочь, самостоятельность, чувство долга. И дело даже не в том, как протекает этот период, а какие изменения он повлечёт в характере ребёнка. А вот как долго будет длиться процесс и как болезненно для ребёнка зависит напрямую от родителей, их методов воспитания. Наказания и запреты без причин, ограничение самостоятельности, подавление инициативы могут быть причиной острого протекания данного периода.

Полезно знать

Кризис 3 лет у детей - серьезное испытание для родителей, но ребенку в это время приходится еще тяжелее. Он не понимает, что с ним происходит, и не в состоянии контролировать свое поведение. И ему нужна ваша поддержка.

Признаки кризиса 3 лет


  1. Негативизм. В общем смысле негативизм означает стремление противоречить, делать наоборот тому, что ему говорят. Ребенок может быть очень голоден, или очень хотеть послушать сказку, но он откажется только потому, что вы, или какой-то другой взрослый ему это предлагает. Негативизм следует отличать от обычного непослушания. Ведь ребенок не слушается вас не потому, что ему так хочется, а потому, что в данный момент не может поступить иначе. Отказываясь от вашего предложения или просьбы, он «защищает» свое «Я».

  2. Упрямство. Высказав собственную точку зрения или попросив о чем-то, маленький трехлетний упрямец будет гнуть свою линию всеми силами. Так ли он желает исполнения «заявки»? Может быть. Но, скорее всего, уже не очень, или вообще давно расхотел. Но как же малыш поймет, что с его точкой зрения считаются, что к его мнению прислушиваются, если вы поступите по-своему?

  3. Строптивость. Строптивость, в отличие от негативизма, это общий протест против привычного образа жизни, норм воспитания. Ребенок недоволен всем, что ему предлагают.

  4. Своеволие. Маленький своевольный трехлетка принимает только то, что он решил и задумал сам. Это своеобразная тенденция к самостоятельности, но гипертрофированная и неадекватная возможностям ребенка. Нетрудно догадаться, что такое поведение вызывает конфликты и ссоры с окружающими.

  5. Обесценивание. Обесценивается все то, что раньше было интересно, привычно, дорого. Любимые игрушки в этот период становятся плохими, ласковая бабушка - противной, родители - злыми. Ребенок может начать ругаться, обзываться (происходит обесценивание старых норм поведения), сломать любимую игрушку или порвать книжку (обесцениваются привязанности к дорогим прежде предметам) и т.д.

  6. Протест-бунт. Лучше всего это состояние можно охарактеризовать словами известного психолога Л.С. Выготского: «Ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними».

  7. Деспотизм. Еще недавно ласковый, малыш в возрасте трех лет нередко превращается в самого настоящего семейного деспота. Он диктует всем окружающим нормы и правила поведения: чем его кормить, во что одевать, кому можно выходить из комнаты, а кому нельзя, что делать одним членам семьи, а что остальным. В случае, если в семье есть еще дети, деспотизм начинает принимать черты обостренной ревности. Ведь с точки зрения трехлетнего карапуза, его братья или сестры вообще не имеют в семье никаких прав.

Кризис 3 лет у ребенка - это вовсе не проявление вредности или негативной наследственности, а природная необходимость испытать себя, закрепить ощущение силы воли и собственной значимости. Это жизненный этап, без которого невозможно становление личности ребенка. Кризис трех лет - один из самых известных и изученных кризисов развития маленького человечка. И это хорошо: можно найти много информации, узнать разные точки зрения, тщательно подготовиться к такому периоду в жизни своего малыша.

Полезно знать

Кризис трех лет у детей нужно просто переждать как бурю, пережить как землетрясение и перенести как болезнь. Поэтому ваш девиз на этот год: терпение, терпение и терпение!

Спокойствие, только спокойствие

Основные проявления кризиса, тревожащие родителей, обычно состоят в так называемых «аффективных вспышках» - истериках, слезах, капризах. Рекомендации же к поведению в таких ситуациях будут те же: ничего не предпринимать и не решать до тех пор, пока малыш полностью не успокоится. Однако найдется немало малышей, которые способны «биться в истерике» подолгу, и мало какое материнское сердце выдержит эту картину. Поэтому полезным может оказаться «пожалеть» ребенка: обнять, посадить на колени, погладить по головке. Работает данный способ обычно безотказно, но злоупотреблять им не стоит. Ведь ребенок привыкает, что за его слезами и капризами следует «положительное подкрепление». А привыкнув, он будет использовать эту возможность получить дополнительную «порцию» ласки и внимания. Лучше всего начинающуюся истерику останавливать простым переключением внимания. В возрасте трех лет малыши очень восприимчивы ко всему новому, и новая игрушка, мультик или предложение заняться чем-то интересным может остановить конфликт и сберечь ваши нервы.

Метод проб и ошибок

Дайте возможность своему малышу делать ошибки сейчас, на ваших глазах. Это поможет ему в будущем избежать множества серьезных проблем. Но для этого вы сами должны увидеть в вашем малыше, вчерашнем младенце, самостоятельного человека, который имеет право идти своим путем и быть понятым. Было установлено, что если родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают его попытки самостоятельности, то развитие маленького человечка нарушается: и вместо воли, независимости формируется обостренное чувство стыда и неуверенности. Конечно, путь свободы - это не путь попустительства. Определите для себя те границы, выходить за которые ребенок не имеет права. Например, нельзя играть на проезжей части, нельзя пропускать дневной сон, нельзя гулять по лесу без шапки и т.д. Придерживаться этих границ вы должны при любых обстоятельствах. В других ситуациях предоставьте малышу свободу действовать по его собственному разумению.

Свобода выбора

Право на собственное решение - один из основных признаков того, насколько свободными мы чувствуем себя в той или иной ситуации. Такое же восприятие действительности и у трехлетнего малыша. Это позволит сформировать ребенку нужные в жизни качества, а вам - справиться с некоторыми негативными проявлениями кризиса трех лет. Малыш на все говорит «нет», «не буду», «не хочу»? Тогда и не заставляйте его! Предложите ему два варианта на выбор: рисовать фломастерами или карандашами, гулять во дворе или в парке, есть из синей или из зеленой тарелки. Вы сбережете нервы, а ребенок получит удовольствие и уверенность в том, что с его мнением считаются. Малыш упрямится, и вы не можете никак переубедить его? Постарайтесь «инсценировать» такие ситуации в «безопасных» условиях. Например, когда вы никуда не торопитесь и можете выбирать из нескольких вариантов. Ведь если малышу удается отстоять свою точку зрения, он получает уверенность в своих силах, значимость собственного мнения. Упрямство - это начало развития воли, достижения поставленной цели. И в ваших силах направить его именно в эту сторону, а не сделать источником «ослиной» черты характера на всю жизнь. Стоит также упомянуть и известный некоторым родителям прием «сделать наоборот». Устав от бесконечных «нет», «не хочу» и «не буду», мама начинает энергично убеждать своего кроху в обратном тому, чего она добивается. Например, «ни в коем случае не ложись в кровать», «ты не должен спать», «не ешь этот суп». С маленьким упрямым трехлеткой этот способ нередко срабатывает. Однако стоит ли им пользоваться? Даже со стороны он выглядит весьма неэтично: ребенок - такой же человек, как и вы, однако, пользуясь своим положением, опытом, знанием, вы обманываете и манипулируете им. Кроме вопроса этичности, здесь можно вспомнить и другой момент: кризис служит развитию личности, формированию характера. Научится ли чему-то новому ребенок, которого постоянно «обманывают» таким образом? Разовьет ли он в себе нужные качества? В этом можно только сомневаться.

Игра

Возросшая самостоятельность - одна из особенностей кризиса трех лет. Родители могут реально помочь ребенку быстрее преодолеть кризис, сделать его менее болезненным и для самого малыша, и для всех окружающих. Это можно делать в игре. Именно ее великий психолог и знаток детского развития Эрик Эриксон сравнил с «безопасным островом», где малыш может «развивать и апробировать свою независимость, самостоятельность». Мир познаёт через игры. Не забывайте об этом. С помощью игры можно не только научить его этикету или правилам поведения, но и заставить его делать то, что он не хочет. Например, если он отказывается кушать, то предложите покормить игрушки, которые будут есть только вместе с ним. Используйте это.

Возрастной кризис - переломный период в жизни ребенка. Ему как никогда нужны будут ваша любовь, забота и нежность. Поэтому не скупитесь, дайте почувствовать, что он любим вами.

Физическое развитие ребенка в 3 года


Может стоять на цыпочках (носках) несколько секунд. Проходит на цыпочках не менее 3 метров. Должен уметь постоять на одной ноге хотя бы 3–4 секунды.

Перепрыгивает через линию на полу. К трем годам, а зачастую и ранее самостоятельно поднимается по лестнице, чередуя ноги: ставит по одной ноге на каждую ступеньку при подъеме вверх. Вниз спускается более осторожно, ставя по две ноги на каждую ступеньку. Может спрыгнуть с последней ступеньки, держа две ноги вместе.

Бросает и ловит мяч. В 3,5 года все дети должны ловить мяч, брошенный с расстояния в 2 метра.

Ездит на трехколесном велосипеде, крутя педали. Если у малыша нет велосипеда, проверить координацию можно с помощью теста.

Тест
Если показать и хорошо объяснить, малыш может выполнять одновременно два различных действия - топать ногами и хлопать руками.

Навыки ребенка в 3 года

Сам одевается и обувается. Застегивает пуговицы, кроме неудобных, например на спине. Некоторых детей можно научить завязывать шнурки. Раздевается самостоятельно. Умеет складывать свою одежду перед сном.

Замечает беспорядок в своей одежде. Умеет пользоваться носовым платком и салфеткой по мере надобности без напоминания. Умеет вытирать ноги при входе в квартиру. Самостоятельно моет руки с мылом и вытирает их полотенцем. Некоторые дети сами чистят зубы, но большинству еще нужна помощь в выдавливании пасты на щетку. Вставляет ключ в дверной замок (с двух лет), поворачивает ключ в дверном замке. В повседневной жизни семьи активен: любит помогать взрослым при уборке в доме, совершении покупок, работе в саду и огороде. Можно доверить ребенку нести посуду и накрывать на стол.

Регулирует свои физиологические потребности - ходит вовремя в туалет. Проделывает все самостоятельно (раздевание, усаживание, одевание), кроме пользования туалетной бумагой.

Самостоятельно аккуратно ест ложкой и вилкой. Держит их за конец ручки.

Игра ребенка в 3 года

Собирает пирамидку из восьми - десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру). Строит башню из восьми-девяти кубиков.

Подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат). Некоторые из них называет: круг, треугольник, квадрат и др.

По показу, просьбе взрослого или в самостоятельной игре собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-пяти составляющих (то есть может вложить друг в друга 3–4 матрешки). При вложении фигур уже не должен использовать грубую силу. Хорошо соображает, как вставлять предмет, какой частью или стороной его подносить к другому предмету. Но еще может потребоваться помощь для закрывания матрешки и совмещения рисунков на ее двух половинках.

При предъявлении трех предметов различных размеров находит и может назвать большой, маленький и средний. Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).

Из кубиков, конструктора или подсобных материалов начинает делать более сложные сюжетные постройки и называет их: дом, забор, машина, мостик и др. Строит не только самостоятельно или по речевой инструкции взрослого, может строить по образцу или рисунку, копирует модель. Использует эти постройки для настольной игры с сюжетными игрушками (машинка, мишка, кукла).

В этом возрасте уже можно начинать покупать ребенку простейшие настольные игры.

Стремится к игре с другими детьми. Для ребенка становится важным участие в коллективной ролевой игре. При распределении ролей старшими с готовностью играет порученную ему роль: «Ты будешь зайчиком». Охотно выполняет поручения в игре. Соблюдает правила в подвижных играх. Во время игр с детьми демонстрирует понимание очередности. Появляется склонность иметь друзей. Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками. Для дальнейшего развития ребенка полезно организовать общение с другими детьми и посещение детского сада. Как указывалось ранее, девочки лучше привыкают к детскому саду. Для мальчиков - начало посещения детского сада можно отложить до 3,5 лет.

Совершенствуется самостоятельная ролевая игра. Например, играя с куклой или мишкой, ребенок может говорить «я - мама», «я - доктор», то есть берет на себя определенную роль. Одевает и раздевает кукол. Проявляет воображение в игре (стул - машина, кубик - мыло). За счет воображения может осуществлять игровые действия без предметов. Фантазирует в игре, вводя в нее сказочных героев. В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: «Кто ты?» Много говорит во время игры, комментируя свои действия или то, что воображает в игре. Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.

Рисует
Правильно держит карандаш пальцами ведущей руки, копирует с образца, нарисует горизонтальные и вертикальные линии, замкнутые формы (круг, солнышко, яблоко). По показу может нарисовать крест, но скопировать его может еще не каждый ребенок. Копирование отличается от рисунка по показу тем, что при копировании ребенок не видит то, как вы сами рисуете. Ребенок копирует с уже нарисованного вами рисунка. Поэтому копирование является более сложным заданием, чем рисование по вашему показу.

После вашего показа начинает рисовать человечка из двух частей, при этом пара конечностей, например две руки, считается за одну часть. Рисует обычно или туловище и голову, или туловище и ноги, чаще всего «головонога» - человечка без туловища.

Начинает рисовать по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.). Начинает закрашивать рисунки. Проявляет интерес к рисованию, лепке. Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях, соединяет части. Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик). Называет их в ответ на вопрос: «Что это?» Радуется своим действиям, когда получается. Огорчается при неумении что-то сделать.

Психическое развитие ребенка в 3 года

Проявляет чувство гордости за себя («лучше всех бегаю»), за родителей («папа самый сильный», «мама самая красивая»). Начинает понимать юмор - смеется, недоумевает. Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое: замечает, различает, оценивает.

Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал). Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей. Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от «боли» и т.д.).

Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду), ожидает от взрослого отрицательной оценки. Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание. Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку: «Нельзя обижать (ломать, рвать, отнимать, драться)».

Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.

Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека. Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям. Могут возникать страхи, боязнь темноты.

Формируются чувство осторожности и понимание опасности. Начинает ориентироваться в понятиях: опасный - безопасный, вредный - полезный. Однако и в этом возрасте надо продолжать объяснять ребенку возможные опасности, как это описано в предыдущем этапе «2 года 6 месяцев». Выполняет словесные инструкции, состоящие из четырех-пяти этапов. Становится более сговорчивым, начинает понимать разницу между прошлым и будущим и осознает возможность отложить немедленное исполнение своих желаний на будущее. Делает попытки наводить вокруг себя порядок. При правильном воспитании проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно выслушивает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.

Вместе с тем может быть непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях. Часто повторяет: «Я сам». По сравнению с этапом «2 года 6 месяцев» уже все дети должны четко понимать количественное соотношение (один и много). Для проверки этого понимания можно провести тест.

Тест
Положите на стол один предмет (лучше всего конфету), а с другой стороны - несколько конфет; затем попросите ребенка показать: «Где одна конфета, а где много?» В дальнейшем представление о числах расширяется. Ребенок показывает и говорит: «Один, два, три, много, мало».

Начинает различать правую и левую сторону, хотя еще может ошибаться. Ведущая рука (праворукость или леворукость) определяется в интервале 20 месяцев - 4 года. На втором полугодии жизни может быть преходящая леворукость у праворуких детей.

Понимает разницу между своим и чужим, учится делиться с другими. Понимает, что свои вещи должны возвращаться обратно, а чужие игрушки (например, в садике) ему не принадлежат, их надо возвращать. Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы). Знает назначение частей тела: «глаза смотрят», «уши слушают», «ноги ходят».

Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: «глаза - у всех, ноги - у человека, лапы - у животного, руки - у человека, крылья - у птицы».

В этот возрастной период ребенок должен достаточно хорошо ориентироваться в четырех цветах. Начинает различать черный и белый цвета, подбирает их по образцу или по просьбе взрослого: «Дай мне красный кубик, дай мне черный кубик». На вопрос «Какого цвета кубик?» правильно называет 2–3 (иногда больше) цвета.

С большим интересом слушает сказки, имеет наиболее любимые и требует повторять их снова и снова. Любит смотреть телевизор.

Активная речь ребенка в 3 года

В три года природное разнообразие (вариабельность) в речевом развитии разных детей сокращается, и все дети без каких-либо отклонений в развитии должны соответствовать нижеуказанным требованиям.

Называет по картинке некоторых животных, а также их детенышей, предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и т. д.

Все дети в этом возрасте должны говорить о себе «я»: «я пошел», «я сам». Употребляет местоимения «ты», «мы», «мое».

Ребенок должен уметь говорить простыми, грамматически оформленными фразами. Обычно фразы состоят из трех-четырех слов. Начинает соединять две фразы в сложное предложение (главная и подчиненная часть предложения): «Когда папа придет с работы, мы пойдем гулять». Слова во фразах может изменять по числам и падежам. Речь ребенка должна быть понятна посторонним. Свои действия он часто сопровождает речью. Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми. Кратко рассказывает взрослым о том, что делает сейчас или делал недавно, то есть ведет беседу, состоящую из нескольких предложений. Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Рассказывает связно по картинке знакомую сказку.

Внимание!

Если в 3 года ребенок общается только с помощью лепетных слов и обрывков лепетных предложений: «гаки» (глазки), «ноти» (ножки), «око» (окно), «дев» (дверь), «ути» (руки); «да тина» (дай машину), то необходимы срочная консультация невролога и занятия с логопедом (даже если ребенок благополучно прошел профилактический осмотр «официального» логопеда).

В этот период ребенок может разучивать и повторять короткие стихи (двустишия и четверостишия), короткие песенки и отрывки из сказок. Появляются словотворчество и склонность к рифмовке. Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.

Быстро отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?» Называет не только свое имя, но и фамилию. Называет друзей по имени.

Отвечает на вопрос: «Сколько тебе лет?» Сначала только показывает на пальчиках, а несколько позднее начинает и называть свой возраст. Знает свою половую принадлежность. Правильно отвечает на вопрос: «Ты мальчик или девочка?» Начинает различать и пол окружающих.

Задает не только простые вопросы: «Что это?», «Кто?», «Где?», «Куда?» Все чаще появляются вопросы познавательного характера: «Почему?», «Когда?», «Зачем?» и другие. Возникновение вопроса «почему?» знаменует собой новый этап умственного развития ребенка. Наступает возраст почемучки. До этого он просто знакомился с миром, а теперь он стремится этот мир понять. Чем раньше ребенок задал вопрос «почему?», тем полноценнее его умственное развитие, чем позже - тем явственнее задержка. Если трехгодовалый ребенок еще не задает этого вопроса, то родители должны задавать его сами и сами же отвечать на него, стимулируя тем самым познавательный интерес ребенка.

Режим ребенка в 3 года

Сон ребёнка в 3 года практически не отличается того, что было годом раньше. Желательно на ночной сон уделять не менее 10 часов и один раз на час-два укладывать трехлетнего ребёнка спать днём. Из-за повышенной двигательной активности и сильной впечатлительности уложить спать днём детей в этом возрасте нелегко, однако лучше настоять на своём - систематическое недосыпание не будет полезно детскому организму.

Перед ночным сном полезно провести купание. Не забывайте про гигиену: малыш в 3 года уже должен уметь самостоятельно умываться, чистить зубы, ходить в туалет.

Его одежда должна быть чистой и выглаженной. Если ребенок испачкался, его необходимо сразу переодеть. Он должен знать, что нельзя ходить в запачканной одежде, так он привыкнет быть аккуратным. Для детей желательно приобретать одежду только из натуральных тканей. Особенно, которая контактирует с телом, чтобы она не вызвала натертостей и раздражения. Дома ребенка следует одевать в мягкую, удобную одежду из фланели или трикотажа.

В три года малыш пытается самостоятельно чистить зубы, под присмотром взрослых. Позволяйте ему это делать, при этом периодически показывайте как нужно правильно двигать щеткой. Особое внимание следует уделить углублениям между зубами, так как именно там остается больше всего частичек пищи и накапливается зубной налет. Зубы ребенку следует чистить 2 раза в день: утром - после завтрака и вечером - после ужина. В течение для, после каждого приема пищи (особенно сладкого) приучайте ребенка полоскать рот.

Приучайте ребенка пользоваться только своими предметами гигиены (полотенце, мочалка, зубная щетка, расческа и другие).Для профилактики заболеваний лучше повесить для ребёнка отдельное полотенце. Покажите ему, где оно висит и регулярно меняйте его на чистое.

3 года - время, когда большинство деток отправляется в сад. Все малыши индивидуальны, а поэтому решать, можно отдавать ребёнка 3 лет в садик или нет, нужно исходя из сопутствующих обстоятельств. Если у вас нет другого выбора - конечно, ребёнок пойдет в детский сад. Если вы решили отвести ребенка в сад, хотя бы некоторое время перед этим походите вместе с ним в группы раннего развития - ради того, чтобы расставание с вами не было таким резким. Необходимо заранее приучать малыша к коллективу сверстников. Тогда детсад будет ему в радость: новые впечатления, новые лица, игры с одногодками.

Полезно знать

Облегчить период адаптации ребенка к детскому саду поможет соблюдение режима дня. Заранее узнайте какой распорядок дня в детском саду (в который будет ходить ребенок) и старайтесь его придерживаться.

Как кормить ребенка в 3 года

В три года ребенок становится все более активным. Питание ребенка должно быть правильным, сбалансированным, разнообразным. Многие родители ошибочно считают, что с 3 лет ребенку пора есть все блюда с взрослого стола. Но пищеварение в этом возрасте еще не достаточно развито и необходимо продолжать внимательно относиться к питанию. Переводить полностью ребенка на взрослый стол не стоит. Гораздо проще поступить мудрее - всю семью перевести на здоровое питание, установив тем самым общее меню для детей и взрослых.

Однозначно нет нужды больше использовать блендер при приготовлении детских блюд. Еда должна быть кусочками, заставлять жевательную мускулатуру работать и укрепляться. Но жесткой пища быть не должна, ребенок не сможет хорошо ее пережевать или совсем откажется от такой еды.

Питание детей 3 лет - это ещё и самостоятельность. Раньше малыш предпочитал открывать рот, видя подносимую ложку, или размазывать пюре по окружающим его поверхностям. Становясь старше, он с удовольствием демонстрирует навыки самостоятельного владения ложкой, любит кушать за одним столом с взрослыми, имитирует процесс принятия пищи, играя с другими детьми или любимыми игрушками.

Режим дня ребенка 3 лет должен содержать не менее 4–5 приемов пищи с интервалом в три - четыре часа:


  • Завтрак.

  • Второй завтрак может выглядеть в виде перекуса.


  • Полдник

  • Ужин.

Пища переваривается в желудке ребёнка в среднем в течение 3,5–4 часов, поэтому интервалы между приёмами пищи должны быть примерно равны этому времени. Для детей 3–4 лет наиболее физиологичен режим с четырёх разовым приёмом пищи: в 8 часов утра - завтрак, в 12 - обед, в 15.30 - полдник, в 19 - ужин. Общий объём пищи на целый день составляет в среднем: для детей в 3 года - 1500–1600 г, для детей в 4 года - 1700–1750 г. Общая сумма калорий должна составить примерно 1540 ккал.

Полезно знать

важно соблюдать меру - не перекармливайте ребенка. Давно уже прошли те голодные времена, когда упитанный - значило здоровый. Ребенок не может и не должен съедать взрослую порцию. Пожалейте ребенка - привычка переедать в дальнейшем может вызвать множество проблем, как медицинских, так и психологических.

Что должно быть в рационе ребенка трех лет

Мясные продукты - в количестве 70 грамм в день. Употреблять ежедневно. Это может быть кролик, телятина, нежирная свинина, печень, а так же мясные изделия высшего сорта: детские молочные сосиски, сардельки, докторская вареная колбаса. Копченые мясные изделия карапузам противопоказаны.

Из рыбы и рыбных блюд (к примеру, рыбных котлет) в количестве 60–70 грамм в день. Употреблять два раза в неделю. Обязательное условие: рыба должна быть тщательно отделена от косточек.

Из молока и молочных продуктов, которые необходимы малышу ежедневно. В состав этого ценного продукта входит кальций и легкоусвояемый белок, которые очень важны для роста и развития ребенка. Можете удивить малыша новыми для него блюдами: ленивыми варениками, сырной массой, творожной запеканкой и т.д.

Каши - которые желательно подавать малышу на завтрак ежедневно. Почему именно утром? Да потому, что крупы, из которых готовятся каши состоят из полезных пищеварительных волокон, которые улучшают работу пищеварительной системы, содержат витамины, ряд микроэлементов, которые дают малютке заряд энергии на весь день. Трехлетнему малышу полезно кушать овсяную, гречневую, перловую, пшеничную и ячневую кашу, сваренную на воде или на молоке.

Вареные яйца. В сыром виде яйца малышу давать противопоказано.

Овощи - которые необходимо употреблять малышу в количестве трехсот грамм ежедневно. Это должна быть картофель, свекла, морковь, лук в вареном или тушеном виде. Из овощей можно приготовить винегрет.

Мучные продукты - хлеб, макароны, блины, оладьи, галетное и овсяное печенье, которые необходимо малышу в количестве сто грамм в сутки.

Фрукты - яблоки, груши, сухофрукты, бананы.

Питье - натуральные соки, какао, компоты, морсы, чай. Давайте малышу пить по мере его просьбы, особенно в жаркое время года. Не рекомендуется газировка, соки все же лучше и полезнее разбавлять водой.

Обычно именно в возрасте трех-четырех лет происходит первое знакомство ребенка со сладостями - если, конечно, родители не являются их принципиальными противниками. Нет большой беды в том, чтобы иногда дать малышу конфету (хотя мед все же полезнее), но не стоит делать это в промежутках между кормлениями. Еще полакомиться можно мармеладом или зефиром. Шоколад можно давать в ограниченном количестве, если на него нет аллергии.

Полезно знать

Нельзя давать на ночь детям сладости, так как кислота, образующаяся в полости рта после сладостей, способствует кариесу зубов.

Вместо конфет можно предложить ребенку сухофрукты. Они прекрасно подходят детям, богаты минеральными веществами, такими как калий, кальций, железо и магний, но и обладают некоторыми целебными свойствами. Курага полезна для сердечно-сосудистой системы, и помогает при запорах, а сушеную грушу рекомендуют при расстройстве желудка и склонности к поносам.

Полезно знать

При покупке сухофруктов не гонитесь за красивым внешним видом - для улучшения товарного вида продавцы часто обрабатывают сухофрукты диоксидом серы или химическими красителями.

Ориентировочно в сутки ребенок 3–5 лет должен получать белка:


  • Мясо - 100–140 г.

  • Рыба - 50–100 г.

  • Яйцо - 1/2–1 шт.

  • Молоко (включая расход на приготовление блюд) и кефир - 600 мл.

  • Творог - 50 г, Твердый сыр и сметана - по 10–15 г.

Не менее важную роль в организме играют углеводы - это главный источник энергии. Для восполнения организма в углеводах необходимо есть овощи, фрукты, крупяные блюда. При недостаточном поступлении углеводов организм может использовать на энергетические потребности белки, что приведет к возникновению белковой недостаточности. В свою очередь избыток углеводов способен привести к ожирению, метеоризму, гиповитаминозу, задержке воды в организме. Ориентировочно в сутки ребенок 3–5 лет должен получать углеводов:


  • Крупы, бобовые, макаронные изделия - 60 г, Мука - 30 г.

  • Овощи - 300 г (не стоит забывать давать детям репу, редьку, чеснок, зеленый салат), Картофель - 150–200 г.

  • Фрукты и ягоды - 200 г.

  • Сухофрукты - 15 г.

  • Хлеб - 80–100 г.

  • Сахар (учитывая его в составе кондитерских изделий) - 60–70 г.

  • Чай (заварка) - 0,2 г.

Третьим важным составляющим являются жиры. Их роль для организма не переоценить - они источник энергии, полиненасыщенных жирных кислот, жирорастворимых витаминов, выполняют белоксберегающую функцию. Не стоит употреблять жиров больше нормы, ведь они имеют высокую калорийность, легко нарушают работу органов пищеварения. Ориентировочно в сутки ребенок 3–5 лет должен получать жиров: Растительное масло - до 30 г, Сливочное масло - до 10 г.

Полезно знать

Самыми вредными являются жиры, образующиеся при нагревании растительного масла. Поэтому, что действительно нужно ограничить в рационе ребенка - так это жаренную в большом количестве масла пищу (чипсы, картофель фри, фаст-фуд), а также маргарин и все продукты, приготовленные с его использованием - печенья, выпечки.

Микро-, макроэлементы и витамины не имеют пищевой ценности для организма, но крайне необходимы для структуры костей и зубов, иммунной системы, для здоровья кожи, глаз, для обменных процессов, осмотического давления, кислотно-основного состояния. Поэтому надо пить минеральную воду, питаться разнообразно, ежедневно есть овощи и фрукты и обязательно добавлять в салаты зелень укропа, петрушки, лука и сельдерея.

Рецепты:




Состав на 500 г (три небольшие порции):

  • 120 г лапши или макарон или вермишели.

  • 180 г творога 9% (1 пачка).

  • 1 яйцо.

  • 2 столовые ложки сахара.

  • 10 г сметаны.

  • 1 ст.л. панировочных сухарей.

  • Сливочное масло для смазывания формы.

  • Сметана для подачи.

Вскипятите в небольшой кастрюльке литр воды, немного её подсолите. Отварите лапшу в кипящей воде до готовности по инструкции на упаковке (обычно лапша вариться 8–10 минут). Слейте воду, лапшу переложите в большую чашку.

Добавьте в горячую лапшу творог и сахар, перемешайте их ложкой, пока у творога не останется крупных кусочков.

Добавьте яйцо и еще раз все перемешайте.

Смажьте форму маслом и посыпьте сухарями дно и бока формы, излишки сухарей стряхните. Выложите лапшу с творогом в форму и разровняйте. Смажьте запеканку сверху сметаной и посыпьте немного панировочными сухарями.

Духовку заранее разогрейте до 200 градусов. Поставьте запеканку в духовку и запекайте примерно 30–35 минут, пока запеканка не подрумянится. Достаньте запеканку и дайте постоять ей минут 15, затем разрежьте на кусочки и подавайте со сметаной.

Как развивать ребенка в 3 года

Любые занятия с ребёнком 3 лет следует проводить в игровой форме, без использования принуждения в любом виде. Малыш должен проявлять заинтересованность к развивающей игре и получать от неё удовольствие, иначе он потеряет к ней интерес и вообще перестанет в неё играть. Затрачивайте на любое активное занятие не более 15 минут. Не требуйте, чтобы ребенок в 3 года доделал задание «не смотря ни на что» - это может привести к переутомлению. Поощряйте достижения малыша - дарите ему открытки или самодельные медальки. Можно в конце цикла занятий сделать грамоту, подписать и наградить ею детку.

Используйте различные дидактические пособия - книги-раскладки, лото или домино с картинками, книги с выразительными иллюстрациями, книги с окошками, настольные игры с картинками, настенные календари и плакаты с полезной информацией (животные, растения, цифры, времена года). Наборы для аппликации песком, бумажные аппликации. Можно предложить ребенку детские ножницы - в три года дети начинают вырезать простые фигуры, в целях безопасности пусть игры с ножницами проходят под вашим наблюдением.

Наборы для творчества - карандаши, цветные мелки, пластилин, глина, игры со шнуровкой, наборы цветной бумаги, наклейки, акварельные краски. Для рисования отлично подходит мольберт. Очень удобно использовать бумагу в рулонах, её можно раскатывать на полу и создавать больший простор для творчества.

Какие игрушки выбрать для ребенка в 3 года

В этом возрасте дети отдают предпочтение более сложным и функциональным игрушкам. Игрушки для двигательного развития - мячи, гимнастические палки, игрушки для подтягивания, велосипед, круг для плавания, кегли и другие.

Для развития конструкторских способностей - игрушки состоящие из геометрических фигур, открывающиеся и закрывающиеся игрушки, кубики, пирамидки, лего с крупными деталями, формочки для песка и другие.

Игрушки для ролевых и сюжетных игр - наборы доктора, пожарного, парикмахера, строителя, учителя магазин, набор детской посуды, игрушечные овощи, фрукты, машинки, домики, куклы, животные и другие.

Не смотря на то, что ребенок уже большой, старайтесь уделять ему время. Играйте и занимайтесь вместе с ним. Чаще хвалите за старания и тогда его успехи не заставят себя ждать.

Достаньте проектор...

Полезно знать

Современные мультики по телевизору или DVD, это конечно хорошо. Но будет еще лучше, если у вас сохранились старые диафильмы и проектор. Дети очень любят смотреть такие домашние мультфильмы на стене или белой простыне. Есть в этом процессе некая доля таинственности и загадочности. Тем более старые советские мультфильмы интересные и очень добрые. Ребенку важно, что рядом находятся мама или папа, которые в этот момент похожи на добрых волшебников.

Подвижные игры

Пример таких игры:
Ходить, как гуси или другие животные.
Ходить на четвереньках.
Заниматься на шведской стенке или на целом домашнем спортивном комплексе - с кольцами, трапецией, перекладинами, веревочными лестницами, канатом.
Играть в волейбол надувным или воздушным шариком.
Играть в боулинг.
Ходить с мягкой игрушкой или книгой на голове.

Нужно ли идти в поликлинику в 3 года

В три года ребенку проводится углубленный медицинский осмотр - диспансеризация, особенно если он идет в детский сад.

Медицинский осмотр в три года включает в себя:


  • Осмотр педиатра, невролога, окулиста, ЛОР-врача, хирурга-ортопеда, дерматолога, логопеда, стоматолога, возможно гинеколога.

  • Лабораторное обследование - клинический анализ крови, мочи, копроскопию, исследование соскоба на энтеробиоз (или кал на яйца гельминтов).

Если ребенок прививается согласно национальному календарю прививок, то в три года никаких плановых вакцинаций не проводятся.

Ходьба на цыпочках предполагает, что ребёнок ходит на пальцах или не соприкасается пяткой с поверхностью, когда делает шаг. Это считается «нормальным» в возрасте от 2 до 3 лет.

Их можно разделить на 4 группы:

  1. Неврологические состояния — , мышечная и другие двигательные нарушения. При этих состояниях мышцы икр у ребёнка жёсткие, из-за этого малышу трудно или невозможно опустить пятку на твёрдую поверхность. Поэтому, чтобы сделать шаг, ребёнок встаёт на цыпочки.
  2. Ортопедические заболевания — воспаление пяточной кости, короткое пяточное сухожилие, косолапость. В этом случае структурные изменения в стопе делают невозможным или мучительным опущение пятки на поверхность.
  3. Поведенческие расстройства (аутизм). Если ребёнок стал ходить на носочках, возможно, это проявление определённых симптомов, множество из которых приходят с аутизмом.
  4. Идиопатическое хождение на цыпочках.

Существуют такие случаи, когда здоровые дети, не имея каких-либо болезней, всё ещё упорно ходят на пальчиках. Это известно как идиопатическая ходьба на носках и диагностируется путём исключения всех прочих болезней, которые вызывают данный способ ходьбы.

Идиопатическая ходьба на цыпочках предполагает, что ребёнок часто становится на носочки при ходьбе из-за сложившейся привычки. Также в отдельных исследованиях указывается, что члены семьи также обладают этой чертой.

Наиболее распространённое явление у ребёнка с идиопатической ходьбой на носках — жёсткие мышцы голени. Это приводит к тому, что опустить пятку на поверхность становится ещё труднее и может вызвать боль при попытках занятия спортом.

Идиопатическая ходьба бывает связана с гипер- или гипочувствительностью. Некоторым детям может не нравиться прикасаться стопами к различным поверхностям. И тогда ребёнок встаёт на носочки, чтобы избежать полного прикосновения стопы.

Когда следует обратиться к врачу?

Если вы беспокоитесь, общение с врачом не принесёт никакого вреда.

Но назначьте встречу как можно скорее в следующих случаях:

  • если ребёнок ходит на носочках большую часть времени;
  • при ощупывании вы пальцами ощущаете, что у малыша жёсткие мышцы голени;
  • ребёнок не скоординирован;
  • ребёнок постоянно спотыкается;
  • малыш демонстрирует признаки задержки развития моторных навыков;
  • ребёнок не может переносить массу тела на свою ногу;
  • кроха потеряла моторные навыки, которые у него уже были.

Врач проверит ребёнка на церебральный паралич и другие серьёзные причины ходьбы на цыпочках. Он также может порекомендовать обратиться к логопеду, так как задержка речевого развития часто сопровождает данный способ ходьбы.

Эффективность терапии зависит от ряда факторов.

Они могут использоваться при определении плана коррекции.

При составлении такого плана руководствуются ответами на вопросы:

  • в чём причина?;
  • пятки ребёнка когда-либо контактируют с землёй или малыш всегда склонен ходить на цыпочках?;
  • насколько жёсткие у ребёнка икроножные мышцы и были ли затронуты мышцы стопы и голеностопного сустава?.

Когда ребёнок ходит на носочках, что необходимо делать?

Многие из планов лечения, которые может назначить врач как для идиопатической, так и для причинно-следственной ходьбы на носочках, включают сразу несколько направлений воздействий.

Упражнения на дому

Выполнение упражнений дома будет очень полезным для вашего ребёнка. Они позволят мышцам голени растянуться и, следовательно, усилить переднюю часть ног. Занятия обеспечат дополнительный диапазон движения и устойчивость лодыжек, позволят ребёнку переступать с пятки на носок и твёрдо стоять на ногах.

Растяжение — это первый шаг. После этого важно, чтобы вы и ребёнок участвовали в занятиях и упражнениях, которые направлены на использовании растянутых мышц.

Важно заниматься упражнениями, которые являются интересными и подходят для возраста ребёнка. Вы можете посоветоваться со специалистом по лечебной физкультуре, чтобы узнать о приятных и инновационных упражнениях, которые вы сможете делать дома с малышом.

Поможет деткам опускаться на пятку при ходьбе. Лучше, чтобы массаж ножек детям с таким способом ходьбы выполнял специалист. Но если такой возможности нет, родители могут выполнить требуемые манипуляции сами, предварительно проконсультировавшись с детским массажистом или мануальным терапевтом.

Вовремя начатые сеансы массажа в сочетании с остальными методами, назначенными доктором, прекрасно помогут справиться с данной проблемой.

Обувь

Следующие типы обуви могут поспособствовать ограничению желания у ребёнка ходить на цыпочках:

  • туфли на плоском ходу. Воздержитесь от использования обуви с клиньями или приподнятыми каблуками. Приподнятое положение стопы изначально сократит икроножную мышцу и приводит к вставанию на пальцы. Идеальный вариант — обувь на плоской подошве;
  • пискливые ботинки. В некоторых туфлях есть пищалки на пятках. Ребёнок получает дополнительное удовольствие, опуская при шаге пятку на поверхность;
  • обувь, которая загорается. Некоторые марки обуви снабжены фонариками, расположенными в задней части стопы. Чем больше ребёнок опускается на пятку при ходьбе, тем больше загорится свет.

Хирургия в лечении

Если ходьба на носочках является симптомом серьёзного расстройства, может потребоваться хирургическое вмешательство. Но сначала врач попытается исправить проблему с помощью нехирургических методов. Если он не видит улучшения в течение 12 месяцев, то порекомендует операцию. Хирургическое вмешательство в основном сосредоточено на удлинении пяточного сухожилия.

Планы лечения

Если ребёнок находится в возрасте до двух лет, наблюдение, безусловно, является лучшим планом лечения.

В возрасте старше двух лет дети должны пройти скрининг на предмет развития или присутствия неврологических расстройств, которые могут потенциально объяснить стойкость ходьбы на носочках. Если ни одна из них не найдена, данный способ ходьбы описывается как идиопатический, то есть никакая основная причина не может быть идентифицирована.

Дети с ходьбой на носках по идиопатическим причинам в возрасте старше двух лет могут продолжать наблюдаться, особенно если есть улучшение. Или можно делать простое растяжение и другие упражнения.

Если применение этих простых процедур терпит неудачу, можно рассмотреть вопрос о хирургическом удлинении пяточного сухожилия.

Прогноз

В большинстве случаев ходьба на носках у детей не требует никакого лечения. Более вероятно, что ребёнок самостоятельно разработает нормальный стиль ходьбы. Но если вы используете вышеуказанные варианты лечения, то, возможно, увидите улучшение раньше.

В случае если хождение на пальцах ног связана с когнитивным или неврологическим расстройством, потребуется больше времени и сил, чтобы решить проблему.

Изолированно хождение на носочках не вызывает беспокойства. Это становится проблемой только тогда, когда оно связано с более серьёзной проблемой здоровья. Главное — обратиться за медицинской помощью, как только сможете.

При раннем вмешательстве случаи церебрального паралича и аутизма могут стать более управляемыми.

Так что не пренебрегайте ходьбой на пальцах у ребёнка, не воспринимайте это как ещё одну детскую причуду.

Независимо от диагноза вашему ребёнку больше всего нужна ваша любовь и поддержка. Каждый малыш особенный и будет реагировать по-разному на любое вмешательство. Другими словами, то, что эффективно для одного, может оказаться тщетным для другого. Тем не менее при надлежащей поддержке, терпении и качественной терапии ходьбу на носочках можно излечить.

mob_info