Значение мышления в жизни человека. Значение слов в жизни человека аргументы Маслов значение мысли в жизни человека


Человек - част природы. Ему, в отличие от другого животного мира, присущ
интеллект, мыслительная деятельность. И важно, как мы будем осознанно пользоваться тем, чем нас наделил Бог, в отличие от другого природного мира.

Мысль – эта невидимая психическая деятельность. является самой могущественной энергией. Любая энергия может быть созидательной, но может быть и разрушительной.
Соответственно и мысль обладает созидательной и разрушительной силой.
Соответственно за свои мысли нужно быть ответственными.
Мысль есть источник мироздания, первоисточник всего сущего, ибо всякое творчество зарождается и начинается в мысли.
Необходимо разумно пользоваться этой великой силой, не для разрушительных эгоистических целей, а для блага ближнего и на пользу эволюции.

Человек является отражением вселенной или малым Космосом. И ставляющими началами человека являются:

1. Физическое тело
2. эфирное тело
3. Астральное тело
4. Низший или инстинктивный ум
5. высший ум или интеллект
6. духовный ум, или чувствознание - интуиция
7. Дух – наша бессмертная сущность.

Человек проявляет свою сущность на физическом плане – своими поступками, на астральном плане своими желаниями, на ментальном плане – своими мыслями.

Астральный мир есть мир желаний, поэтому, когда человек уходит из физического тела, а желания остаются - это и есть ад.

Ментальный мир – мир наших мыслей.

Дух наш – издает излучение, которое называется аурой, которая в свою очередь зависит от степени развития духовности человека. Чем духовно человек, тем более он развит, тем аура его больше и богаче оттенками, ярче, светлее, чистая и ясная и блещет всеми оттенками, в результате чего Космос по нашей ауре читает наши мысли, наше внутреннее содержание.

Человек обладает низшим умом или инстинктом,

Средним умом или интеллектом (современный человек).

Высший ум или способностью прозрения. Это люди будущего времени.

Все потребности тела – голод, жажда, сон, половое влечение, страсти - ненависть, злоба, ревность мщение и другие подобные – это проявление низшей природы человека – инстинкты. Инстинктивный ум – подсознание.

Сознание, то есть знание себя, здесь проявляется интеллект. Как и любое знание.– Это интеллект (5-ое начало нашей сущности).

Сверхсознание - это способность прозрения. Высшее начало человеческой сущности – или Дух пребывает в сердце человека и поэтому все, что исходит из этой области веет задушевностью, сердечностью, теплотой и искренностью.

Интеллект не есть мудрость.

Чувствознание есть мудрость. Интеллект есть рассудок, преддверие мудрости. Его развитие полезно только до тех пор, пока он прислушивается к голосу высшего начала, которое есть мудрость. Самое большое заблуждение при этом в том, когда по мере его развитием он начинает считать себя высшим началом.

Современный мир погибает из-за чрезмерного развития интеллектуального ума, от преобладания рассудочности в ущерб духовности.

Владеть своим умом важно. Лишь профессиональные мыслители и люди умственного труда отчасти владеют своим умом. Ум, на самом деле, должен быть под контролем. От того, какие мысли в нашей голове находятся постоянно- положительные или негативные зависит наше здоровье. Наше настоящее, да и наше будущее.
Большинство людей и не подозревают даже о том, какого опасного сотрудника мы имеем в голове, когда от беспорядочных мыслей отрицательного характера происходит разрушение духовного начала личности, а затем и физическое разрушение личности. Поэтому, вопрос контроля мысли, является вопросом первостепенной важности и самой насущной необходимостью.
Наш мыслительный аппарат, помимо нашего желания, все время излучает мыслительную энергию, при чем или созидательную или разрушительную, которая наполняет пространство. Отсюда наш ум является поставщиком или добра или зла в окружение. Это можно сравнить или с благоухающим цветком, если мысли прекрасны, или излучать злобу, ненависть, зависть и прочие отрицательные качества.

Потенциал мысли велик, для мысли не существует ни пространства, ни времени. Каждая мысль может или затемнить или очистить пространство. Действие мысли будет сильнее, чем больше в ней заложено мысленной силы.

Мысль есть основа творчества. Она может быть видна, и измерима. Она есть существо духовного плана, а поэтому она не может быть уничтожена.

Мысль сильная, яркая, с определенной целью посланная создает из ментальной материи живое пространственное существо – мыслеобраз, который будет стремиться осуществить заложенную в него идею.

Но не следует думать, что только яркие мысли могут творить окружение, и не яркие мысли тоже себя реализуют, когда во Вселенной действует закон « Притяжение подобного подобным»

В результате чего, мысли по своему содержанию концентрируются и творят разные вещи, или творения совершенствования, или в виде стихийных всевозможных бедствий – как – то эпидемии, наводнения, голод, землетрясений или других неблагоприятных следствий.

Человек не может получить лучше того, что он посылает. В новом Учении Учитель говорит своему ученику: «Можно просить человека, друг не устраивай землетрясение».

Чем выше мысль по своему содержанию, тем она сильнее.

В пространстве мысль накапливается как во времени, так и в пространстве. Расцвет страны всегда творится с космическими действиями. Поэтому когда человек ищет ответ, на какой- либо вопрос, он долго мыслит, и чем дольше он ищет пути, то в один прекрасный момент, когда мысли текут рекой в его голову, он находит нужное решение. Это значит, мысль человека достигла пространственной мысли такого же содержания, которая и явилась ему на помощь.

Все что существует на ментальном плане должно когда-либо осуществиться на физическом.

Если мы в своей мыслительной деятельности посылаем кому-либо благие мысли и пожелания, соприкасаясь на ментальном уровне, они воспринимаются и претворяются. В этом случае благая мысль приносят двойную пользу, « ибо сеющий пожинает сторицей». И если мы посылаем злобную мысль в адрес какого либо человека, а человек, принимающий её по духу выше вас, тогда прием заблокирован, и эта злобная мысль возвращается к вам как бумеранг. Поэтому злобная мысль и проклятья по чьему то адресу опасны прежде всего сказавшему их.

Существуют места, которые концентрируют определенные мысли и накапливают их. например, на кладбище нас посещают мысли о бренности нашей жизни. В церкви – о более духовном, когда приводятся мысли и чувства в порядок. Вот почему первое время очень трудно привыкать к рабочему месту, к новому кабинету, вроде и работу знаешь, а что- то мешает выполнять её в соответствии с твоими профессиональными качествами.

Ответственность за слово, за действие, есть ответственность за мысль, ибо и слово и действие есть выражение мысли и имеет свое начало в мысли.

Главное для каждого человека научиться мыслить наедине. Помнить об ответственности мышления. Истинно. мысль разрушает любые стены. Сомнения, раздражения, и самосожжения могут и должны быть сознательно удалены.

Все человеческое горе происходит от невежества знания. Знания – путь к спасению. И Знания есть путь освобождения от страданий.

Нужно стремиться к совершенствованию самой сущности человека, человек новой эпохи будет управлять своими мыслями настолько, что ни одна эгоистическая, безобразная мысль не будет загромождать пространство своей разрушительной силой, он будет видеть мысли людей, как и обратное, и будет посылать в пространство прекрасные мысли, и мир, наверное, будет более совершенен.

Материал взят из моего многолетнего домашнего архива. Что он дает в отношении нашего здоровья? Текст дан тезисами, для более понятного усвоения материала.

Наполняя свое внутреннее состояние положительными мыслями, мы формирует свое здоровье, духовную, физическую сторону своего «Я». Но и не только. Даже материальная, бытовая сторона нашей жизни практически зависят от того, как устроено у нас мышление. Во всех случаях жизни, от того, как мы мыслим, то есть, находим пути решения создавшихся ситуаций, зависят их положительное решение.


Все обстоятельства и события в Вашей жизни всецело
зависят от качества Ваших мыслей.

М. Монтень

Каждая Ваша мысль становится росчерком в книге Вашей жизни.
Д. Локк


Мысль — это удивительная энергия Вселенной, порождаемая человеком. Для мысли, как особой формы энергии, не существует таких понятий, как скорость и расстояние. Энергетическая сила мысли всепроникающая и всеобъемлемая. Любая мысль, когда-либо рождённая, записывается во «Вселенский компьютер» и способна храниться в нём бесконечно или, точнее, до тех пор, пока будет существовать сама Вселенная.

Мысль — это удивительный инструмент для преобразования действительности Мысли живут в невидимом измерении. Это измерение находится между материальным миром, в котором живёт человек, и Вселенной. Человек действует всегда, поскольку всегда мыслит, даже если он этого не осознает. Когда человек мыслит, он все время что-то притягивает или что-то
отталкивает от себя.

Мысль представляет собой особую утонченную форму материи и довольно грубую форму духа. Материя есть грубая форма духа, а дух — тонкая форма материи. Когда мы думаем, мы распространяем вокруг себя вибрации особых энергетических колебаний , которые на материальном уровне так же реальны, как газ, жидкость или твёрдое тело. Мы не видим мысли (к примеру, как и не видим газ), мы не можем обонять или определить вкус мысли (так же, как не можем обонять и понять вкус чистого воздуха), однако мы можем уловить мысль и почувствовать её воздействие внутри.

Жизнь — это то, что мы творим из собственной глубины благодаря нашему мышлению. Подлинная причина всего сущего — в духе, а не в материи. Мы думаем, что исключительно внешние обстоятельства управляют нами, на самом же деле т олько внутренние изменения способны оказать влияние на внешние обстоятельства, только благодаря изменениям внутри себя мы можем освободиться от многих рабских зависимостей внешних обстоятельств. Наши мысли творят нашу действительность, наполняя её новыми испытаниями, а с ними и новым «научением» чему-то. Именно благодаря активности наших мыслей действительность приходит в нашу жизнь. Мысли способны записывать информацию в наше тело.

Продемонстрируем приведенное выше положение на примере. Предположим, что Вами овладела мысль о том, что жизнь давит на Вас. Получив указание от разума (мысли), что необходимо делать, подсознание буквально будет использовать данное утверждение (указание). В результате по нервам в области шеи и плеч будут поступать импульсы, которые заставят мышцы в этой области сокращаться определённым образом. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока подобное сокращение мускульной системы организма не станет привычным и мышцы не застынут в определённом положении. Со временем плечи и шея согнуться к земле, что действительно укажет на то, что «жизнь давит на нас». Подобное убеждение, что «жизнь давит», отразится и на всём организме: позвоночнике, суставах, нервах и кровеносных сосудах. Этот процесс «пригибания к земле» будет продолжаться до тех пор, пока мы не изменим свои мысли. Лишь изменив своё убеждение, что жизнь не давит, а, наоборот, «украшает тело», только в этом случае осанка начнет исправляться и уйдут все болезни.

В каждом веществе есть своя информация. Когда мы выслушиваем все то, что исходит из внешнего мира, наши суждения становятся более объективными. Любое раздумывание — это попытка увидеть, как это выглядит в будущем . Трудно создать то, чего нет в будущем, так как будущее определяется видением в настоящем. Будущее посеет в настоящее идеи, чтобы они в дальнейшем обрели
свою жизнь. Человек эти идеи (образы) схватывает и начинает воплощать в жизнь.

Мысль материальна и является реальным источником происходящих перемен. Любая мыслеформа имеет свой «информационно-энергетический сгусток», который можно реально сфотографировать (что, кстати, и было сделано в лаборатории известного ученого А. Ф. Охатина ). После отделения от человека эта мыслеформа может жить вполне самостоятельной жизнью и контактировать с мыслеформами других людей. Именно так и можно объяснить передачу мыслей на расстоянии.

Мысль, воплощенная в действие, материализуется. После того как Вы что-то представили в своих мыслях, остается только предпринять действия для того, чтобы задуманное проявилось в материальном мире.

Сущность материализации мыслеобразов. Все задуманное имеет свойства своими вибрациями притягивать к Вам то, что присутствует в Ваших мыслях. Именно так и происходит материализация задуманного. Таким образом, материализации поддается всё, что появляется в виде мыслеобразов в Вашем воображении, причём материализуется успешно как позитивное, так и негативное.

Любая мысль не только достигает того, кому она предназначена, но и того, кто её отправил. Человек, о котором Вы думаете, получает энергию Вашей мысли, причём не имеет значения, осознаёт он это или нет. Каждая мысль — это особого рода энергия, посылаемая Вами в мир. Эта энергия имеет свойство «возвращаться домой», то есть приходить туда, откуда она вышла.

Человек становится тем, о чём он думает и какие слова он использует в своей повседневной (обыденной) речи. Помните, что когда Ваш внутренний мир (Ваше подсознание) свободно от пагубных (патогенно-разрушительных) мыслеобразов, то в организме автоматически происходят процессы восстановления гармонии и равновесия. От мыслеобразов человека зависит не только его «внутренний мир», но и «мир внешний». От возвышенности и чистоты мыслеобразов, намерений и помыслов зависит реализация личных планов человека.

Человек порабощает себя сам, своими же руками, а если точнее, мозгами, а если ещё точнее, словами. Порабощение человеком самого себя изначально идёт на уровне мыслей, то есть тех мыслеформ и мыслеобразов, которыми он описывает себя и окружающую действительность. Человек сам себя порабощает, а если точнее, даёт согласие на собственное порабощение и делает это чаще всего на подсознательном уровне.

Меняя свои мысли, мы меняем окружающий мир
. Многие из нас временами ощущают себя в ловушке, которую создаёт окружающий нас мир. Но этот мир мы создали сами, своими мыслями, намерениями и желаниями. Изменив свои помыслы, мы способны изменить окружающий мир.

Человек после определённой подготовки и овладения навыком может воспользоваться любой мыслью, произведенной когда-либо людьми Чтобы воспользоваться этой способностью читать мысли предшественников, нужно «правильно» думать, однако далеко не всем это удается.

Помните, что мыслеформы имеют способность жить. Если Вы действительно хотите, чтобы новые силы выросли и получили новую энергию, к ним надо почаще возвращаться. И чем скорее они вырастут, тем быстрее они вытеснят старые убеждения.

Состояние «инсайта» как состояние удивительного просветления. Иногда возникает такое чувство, что Вы ощущаете новую мысль всем сердцем. Это бывает похоже на то, как будто вдруг все разъяснилось само собой. Это состояние так называемого «ага-решения» обычно и называют озарением. В таком состоянии «инсайта» мысль как бы мгновенно входит в Вас и она уже не требует дальнейшей работы с ней. Она полностью заменяет старую мысль. Знайте, что это касается лишь тех мыслей, которые полностью совпадают с законами Вселенной.

Любая мысль — это явное (или скрытое) пожелание чего-либо. Используйте энергию этого пожелания во благо. Осознайте, что только Вы с помощью своих мыслей и решений определяете своё будущее. Мысли притягивают к себе подобные же мысли Мысли обладают магнитными свойствами, они притягивают к нам всё то, о чем мы думаем.

Мыслеформы способны приближать или отдалять действительность. Силой своих мыслей человек может творить и совершенствовать мир. Любая произведённая человеком мысль не исчезает в никуда.

Знания — это набор мыслей о том, как устроен мир. Мир есть то, что мы хотим в нём увидеть. Мыслить — значит создавать.
Сегодняшние мысли — это наш завтрашний опыт. Что человек думает, тем он и становится. Человек своими мыслями создаёт в себе собственную Вселенную, в которой и живёт. Не случайно по этому поводу говорят, что человек есть то, что он думает о себе.

Будьте осторожны, высказывая свои слова, ибо они имеют свойство материализовываться.
Практика подтверждает, что так называемые фразы с двойным смыслом типа «Эта проблема у меня в печёнках сидит», «Меня тошнит от этого» буквально реализуются в жизни говорящего, и он реально получает то, о чём говорит. Это происходит потому, что при частом (уже привычном) употреблении этих слов, отражающих заболевание, подсознанием запускается программа материализации и воплощения того, о чём думает и говорит человек. Чем ярче, интенсивней и образней человек высказывает вслух эти опасные слова-утверждения, тем быстрее они появляются в действительности в виде материального эквивалента.

Мысли создают и формируют нашу жизнь, то есть какой мы её себе представляем, таковой она и становится. Каждый из нас создаёт свой реальный жизненный опыт и делает это с помощью собственных мыслей и намерений. Каждый из нас обладает удивительной силой, способной этот уже приобретённый жизненный опыт изменить. Многие из нас мечтают об изменениях в собственной жизни, но при этом даже слышать не хотят о том, что что-то нужно делать не так, как они сейчас это делают. Изменят Ваше будущее не столько мысли других людей, сколько собственные мысли Правильные мысли — это не те, которые родились у других людей, а те, которые рождены в Вашей голове. Вот почему так важно помнить, что мысли, рождённые сегодня, создают Ваше реальное будущее.

Мы притягиваемся к тем вещам и событиям, в которые мысленно воплощаемся. Ум, создающий злые и лживые мысли, действует на подобные же мысли как магнит, привлекая их к себе, начинает жизнь во тьме злобы и ненависти к окружающим. От дурной мысли до такого же поступка — один шаг, ибо дурное воображение неизбежно вызывает стремление осуществить эти замыслы. Всё, как мы думаем и говорим, становится нашей реальностью. Только Вы сами и никто другой не может мыслить за Вас. Вот почему Вы и только Вы ответственны за то, что и как говорите.

Человек способен материализовать то, что создало его образное воображение. Человек, наделенный способностью творить, созидает настоящее и будущее своими мыслями и намерениями, и чем ярче воображаемые формы и образы, тем реалистичнее они материализуются в реальной жизни. От яркости, гармоничности, чистоты помыслов во многом будет зависеть то, что «Человек-творец» материализует в действительности. Подлинный успех — это всегда «авторская» работа мысли. При этом исключительно чистота помыслов и будет определять, кем будет человек: созидателем или разрушителем.

Мысли выражаются в действиях. Это означает, что чем настойчивее мысль, тем сильнее её действие. Помыслы способны менять всё! Библейское выражение «Что мыслит человек в сердце своём, тем он и является в действительности» лишний раз подтверждает положение о том, что мысль материальна. Мыслительная энергия обладает колоссальной силой. Условно это энер-
гия ядерного взрыва, умноженная на степень бесконечности.

Мысль обладает особой притягательной силой. Человек, энергично думающий, обладает колоссальным потенциалом энергетического воздействия и влияния на окружающий мир. Энергия мысли имеет свой фотографический отпечаток Процесс мышления с уже устоявшейся научной точки зрения может быть сфотографирован и представляет собой следы в виде различных узоров, линий, углов и фигур. Причём чем сильнее и «энергичнее» мысли, тем фотографический отпечаток выглядит резче и запутаннее.

Мысль, укоренившаяся в глубинах подсознания, имеет свойство творить. Многократное повторение одной и той же мысли отправляет её в глубины подсознания, где она обретает собственную жизнь и начинает управлять нашими намерениями, действиями и поступками. Так, мысль, многократно повторённая, начинает отражаться вовне и формировать жизненный путь человека. Укоренившись глубоко в подсознании, мысли становятся частью нас самих, полностью определяя наше миропонимание и жизненные поступки. Когда человек смотрит на мир сквозь какую-то определённую мысль (например: «Я ни на что не гожусь», «Меня не любят люди» и др.), он получает постоянное подтверждение этому мнению. Но мыслеформы могут быть и другими («Мне полностью доверяют люди», «Меня всегда рады видеть» и т. д.), которые также успешно будут материализованы в реальной жизни.
Бывают случаи, когда укоренившаяся в подсознании мысль может сама себя обновлять, усиливать и разрастаться до огромных пределов. Это в итоге формирует колоссальный потенциал навязчивых мыслей, которые полностью управляют человеком и делают его одержимым и уже не управляемым с помощью разума.

Изменив своё мышление, Вы измените и ситуации, окружающие Вас . Помните, если старые ситуации повторяются, это означает, что Вы не изменили своего мышления. Если же ситуации меняются частично, значит, Вы изменили своё мышление лишь частично, а как следствие, намерения и поступки.

Определяя собственные мысли, человек определяет собственный путь. Любая мысль, пришедшая нам на ум, может стать для нас либо путеводителем к гармонии и счастью, либо, закабалив нас, привести к страданиям и гибели. Выбор за нами! Научившись изменять свои мысли, Вы научитесь изменять свою жизнь. Мысли совместно с действиями приводят к переменам. Если мысли благородные, то они способствуют расцвету и обогащают. Если же они низменные, то они предшествуют негативу и разрушают. Несчастья являются результатом неверно направленных мыслей. Фактически это свидетельство отсутствия гармонии, которая, в конце концов, проявляется внешне.

Мысли светлого намерения всегда действуют исцеляюще. К счастью можно прийти лишь при соблюдении чистоты помыслов. Если
это не учесть, то жизнь вновь создаст Вам новые научающие ситуации. Твердо знайте, что до тех пор, пока разумные желания будут преисполнены чистыми помыслами и намерениями, Вы всегда будете видеть их материальное осуществление. Только чистота помыслов способна сделать человека всесильным и всеведущим. Очень важно при этом, чтобы стремление к чистоте помы- слов было открытым.

Размышлять о счастье означает приближать его в реальной жизни. Ничто не может так быстро дать Вам счастья, как мысль о том, что Вы счастливы. Любая мысль — это энергия пожелания, намерения и устремления. Вот почему говорят, что человек здоров ровно настолько, насколько в нём преобладают созидающие мысли, слова и поступки. «Образ мысли» идёт впереди «образа жизни».

Именно в размышлениях и собственных мыслях человек начинает чувствовать свою свободу. Поразмыслив, человек становится свободным практически при любых обстоятельствах: Вас ограничивают материальные средства, а Вы поразмыслили и… ста-
ли вновь свободны; Вас ограничили в свободе передвижения, в свободном волеизъявлении, ущемили Вашу свободу по национальному, половозрастному или иному признаку, а Вы поразмыслили, сменили внутри себя ценностные акценты и… вновь стали свободны.

Героизм как проявление бескорыстного намерения. Когда ум человека создаёт бескорыстные мыслеобразы, направленные
на помощь другим, наступает момент, когда эти мысли кристаллизируются в акт героизма.
Если человек при этом не успевает обдумать своего героического поступка, обычно он сам удивляется и изумляется, как это ему удалось сделать.

С мыслями можно совершить множество действий
В частности их можно:
изменить;
заменить;
сотворить новые;
перенаправить.
В нашем случае задача будет сводиться к тому, чтобы не столько избавиться от старых мыслей, сколько их трансформировать.

Ни одна мысль не появляется просто так. Каждая служит реализации какого-то позитивного намерения. Задача состоит в том, чтобы узнать у собственного подсознания позитивную суть этого намерения. Когда человек постоянно о чём-то думает,
он не только отдаёт объекту мысли свою энергию, но её же получает обратно. Если мысли человека отрицательные, материализация их будет такого же знака, но гораздо более усиленная, поскольку по «закону отражения» отдающий получает больше, чем отда ёт. Аналогично можно сказать и о положительных мыслях. Чем больше ими наполнен человек, тем больше привлечёт он к себе столь же положительной и одухотворенной энергии.


(Вячеслав Панкратов, Людмила Щербинина Улыбнись на счастье! Питер 2008 )

Также главы из книги "Улыбнись на счастье":

РАЗМЫШЛЕНИЕ. Помощь. МИР Огненный.

Правильно поручать сотрудникам собирать из книг Учения отдельные задания. Тем исполнят две задачи – прочтут книги внимательнее и подумают, что принадлежат к одному заданию. Со временем можно собрать отдельные недорогие издания. Учение «Живой Этики» нужно в разных слоях людей. Можно соединить простые положения и затем перейти к требующим предварительного знания. С каждым днем люди нуждаются в большей устремленности в понимании духовной жизни. Смущение Мира требует новых путей.

МИР Огненный ч3. §530 .


АГНИ Йога. Мир Огненный. ч1.

§001. Пусть не отложат те, кто могут поспешать в мыслях своих. Нужно привыкать, что каждая мысль есть общение с Огнем. Потому стыдно иметь мысль невежественную или ничтожную.

§002. Пусть не смущаются Моим требованием борьбы. Стоящие на месте в тысячу раз больше подвергаются опасностям, нежели стремящиеся. Конечно, пусть стремление будет в сердце и в мыслях, не в ногах только.

§003. Не ужасно, что океаны меняют ложе. Разве люди не должны быть подвижны прежде всего в мыслях? Умение перенести бытие в мысль будет приобщением к Огненному Миру.

При просмотре страницы

воспользуйтесь музыкальным сопровождением

When viewing a web page of the book "Fire, Light, Knowledge", use the music

§004. Каждый удар молота порождает явление Огня, но и каждый удар меча тоже дает огненное проявление. Будем одобрять труд молота и предостережем поднятие меча. Будем распознавать каждое касание Огня. Примем на великую ответственность каждое выявление великой стихии. Огонь явленный не вернется снова в первостихийное состояние, он будет в особенном состоянии среди проявлений огненных. Он будет или животворным, или губительным по заданию пославшего его. Потому так утверждаю значение Огня, этого спутника неотступного. Нужно самым различным способом внушать людям о значении стихий. Они позабыли, насколько их жизнь полна самыми ответственными действиями. Слова и мысли порождают огненные последствия, но язык продолжает болтать и мысль язвить пространство. Подумайте об этом огненном производстве! Не кичитесь какими-то мертвыми знаниями, если продолжаете изрыгать хулу на самое Высшее. Подумайте, что эта хула пристанет к вам неотступно. Мир дрожит от злобного пламени. Породители его надеются на чью-то гибель, но сами погибают в проказе.

§005. Не забудем, что каждое мгновение должно принадлежать Новому Миру. Заметьте, что при перечислении Миров Мы как бы опускаем Мир Мысленный, неслучайно это. Мир Мысленный составляет живую связь между Тонким и Огненным, он входит как ближайший двигатель Мира Огненного. Мысль не существует без Огня, и Огонь обращается в творящую мысль. Явление мысли уже понятно, также осознаем и Великий Огонь – Аум!

§006. Когда Призываю: «Помогите мысленно!» – тем Оказываю особое доверие. Не каждого можно просить о мысленной помощи. Нужно быть уверенным в свойствах мыслей и в сосредоточенности сердечной энергии. Такие отборные мысли, как сильное радио. Нужно уметь собрать всю преданность и уметь не загромождать мысли посторонними чувствами. Ураган необходим, чтобы донести посылки, крайняя необходимость и будет неуклонностью. Неправильно думать, что мысль нужна для земного плана, может быть она еще более нужна для Тонкого Мира, создавая мощное сотрудничество. При нагнетении Мира часто можно создавать равновесие именно мыслями.

§007. При каждой болезни можно применять мысленное лечение или облегчение. Но такая мысль должна выталкивать болезнь из организма со всею силою без колебаний и без промежутков. Но если подобная мощь невозможна, то лучше вообще о болезни не думать и предоставить низшему Манасу вести внутреннюю борьбу. Самое вредное мысленное шатание и представление победы болезни. Лучшее, в таком случае, отвлечь внимание больного от его состояния. Когда люди заговаривают о гибельном исходе болезни, они сами приближают его. Самая несложная болезнь может принять размеры опасные при питании мысленном. Следует наблюсти в больницах, как влияют мысли на процесс болезни. Даже заживление ран зависит от психической энергии. Приходим опять к тому же Огню, порождаемому мыслью. Все лечения лучами, тепловым воздействием, световыми применениями являются теми же огненными воздействиями, которые слабы по сравнению с мощью мысли. Потому самый жизненный совет – развивайте мысль огненную.

§008. Если можно различать слои мысли, то так же можно ощущать разные виды деятельности. Сперва вся деятельность кажется происходящей на земном плане. После, среди так называемых сновидений, отделяются чувствознания как бы отдельной деятельности, происходящей не только на земном плане. Так образуется первое осознание привхождения и других миров в наше существование. Затем уже в состоянии полного бодрствования начинают замечаться мгновенные отсутствия, не связанные ни с каким заболеванием. Так еще глубже намечается связь миров и наше участие в них. Нелегко сознанию охватить представление о мирах незримых, по причине нашей плотной оболочки мы очень трудно сознаем все возможности вне нашего зрения. Нужно привыкать мыслить о целых мирах, реально существующих. Тонкий мир не есть только наше состояние, он, именно, представляет из себя целый мир со всеми возможностями и препятствиями. Явление жизни Тонкого мира недалеко от земного, но в иной плоскости. Все заработанное не исчезает, наоборот, оно умножается. Но если здесь трудно сохранить ясность сознания, то там это еще труднее, ибо встречаются множество явлений новых для нас порядков эволюции. Так особенно нужно хранить завет о ясности сознания. Конечно, это и выражается истинным синтезом. Но если сознание так нужно для Тонкого Мира, то насколько же оно необходимо для Мира Огненного!

§009. Мастер Плавильщик советовал новому работнику, как подходить к печи раскаленной. Но работник непременно хотел только узнать о химическом составе пламени. Мастер ему сказал: «Сгоришь пока подойдешь к пламени. Химическая формула не спасет тебя. Дай, одену тебя и сменю обувь твою, и защищу глаза твои, и укажу дыхание полезное. Сперва запомни все переходы и смены жара и холода. Могу самое огненное дело сделать тебе привлекательным. Ты полюбишь вспышки и сияние огней. В напряжении пламени ты найдешь не ужас, но трепет восторга, и огонь, правильно воспринятый, укрепит сущность твою». Так можно советовать каждому, начавшему мыслить о Мире Огненном. Принесем сначала преданность огненную и вырастим ту степень любви, которая действует как Свет негасимый. Если мир земной основан на рукотворчестве, то привлекательно приближаться к мыслетворчеству.

§010. При посылках добрых мыслей нужно усвоить молниеносность этих стрел. Не следует для этого загромождать надолго сознание, но полезно метнуть эту стрелу. Как Свет через все пространство работает огненное динамо. Нужно привыкать к этой работе, когда контакт с Иерархией постоянен. Черная звезда очень большая опасность. Так на всем можно давать такие знаки. Малое сознание не вместит все потрясения, но развитое сознание понимает ценность возмущения воды от мечей Ангелов.

§011. Мыслетворчество и внушение совершенно различного порядка, хотя и относятся к огненным явлениям. Внушение есть насилование Огня, тогда как мыслетворчество – явление основного закона. Когда некоему саабу Мы говорили о наполнении его жилища Нашей Аурой, Мы, конечно, имели в виду мыслетворчество, но не внушение, которое охотно предоставляем мелким гипнотизерам. Мыслетворчество гораздо сильнее всяких внушений. Прежде всего, внушение преходяще, оно поражает ауру и создает карму, но мыслетворчество напитывает ауру и не нарушает самодеятельность. Но, конечно, пространство, напитанное мыслетворчеством, сосредотачивает мощь огненную. Одним из самых утонченных условий остается ненарушимость Кармы. Дать, помочь и даже руководить, и не нарушить личность – это трудная задача. Каждый оказывается перед решением ее. Мыслетворчество, лишенное самости, дает решение этих лабиринтов. Доброта, сердечность и сотрудничество также помогут, но туман шатания особенно плохой советчик.

§012. Головная боль может быть от многих причин, но также от непринятия где-то мысленных посылок. Также это может отражаться иглами в сердце. Потому так Забочусь, чтобы не происходил этот вред. Незаметно у некоторых людей образуется рутина отрицания и как бы привычка быть обиженными. На основе этих заблуждений люди делаются непроницаемы явлениям мысленных посылок. При таком состоянии самая добрая мысль отскакивает от заграждения обиды. Но мало того, мысль может возвратиться и только утяжелить пославшего. Можно всех просить не вредить. Между тем чувство обиженности есть самое мелкое и выращивается неразвитым сознанием. Так в обиходе живет рутина обиженности. Нужно осознать ее и выгнать, как самое вредное насекомое. Малые чувства земные обращаются в Геену Огненную.

§013. Еще вернемся к вопросу рождения, так связанного с Огненным Миром. Но сейчас Отвечу на вопрос о Свете в Тонком Мире. Конечно, трансцендентальность состояния сообщает и всему миросодержанию соответственный аспект. Когда вы посещали Докиуд, вы видели достаточно Света. Но некоторые поместья Тонкого Мира поражают сумерками. Свет в нас и мы открываем пути ему. Также жители Тонкого Мира, которые хотят Света, не имеют недостатка в нем. Обыватели, которые чужды потребности Света, пребывают в сумерках. Это относится к неограниченному мыслетворчеству. То солнце, которое мы на Земле ощущаем по одному аспекту, может претвориться во многие условия под мощью мыслетворчества. Желающий Света допускает его, но погрязший в сумраке мысли получает то, чем себя ограничил. Потому так твердим об ясности сознания, о неограниченности мысли и вмещении. Такое приспособление организма к будущему дает самые желательные следствия. Сколько жителей Тонкого Мира озираются на Огненный Туман и смутно жалеют о чем-то утраченном!

Подборку записей из книги "Живая Этика", Мир Огненный составил В.В. Никитин.

P.S. Оцифровка поставлена другая преднамеренно, чтобы изучающие "Живую Этику" не занимались проверкой параграфов и подготовленных по теме текстов.Сердечно прислушиваясь к спирали записей, самостоятельно, ещё и ещё раз внимательнее изучали Учение с мыслями найти ответы.. Расширяя этим сознание, искали истину в помощь людям для разных слоёв населения...

МИР Огненный 1ч, 2ч, 3ч - выдержки из Книг ЖИВОЙ ЭТИКИ - о Мысли

– прославления Бога;

– взаимного общения и назидания.

«Христианин язык свой должен направлять к славословию Бога».

«Язык наш дан, чтобы прославляли Бога и говорили то, что служит к назиданию, пользе». «Для того ты имеешь язык и уста, чтобы исправлять ближнего». «Уста дал для того, чтобы ты бросал полезные семена, распространял через них благословение и любовь».

«Слово дано, чтобы соединить нас узами взаимного общения и человеколюбия и украсить жизнь нашу кротостью».

Отец Иоанн делает вывод, что слово нужно употреблять для прославления Творца и на пользу ближних (4, с. 164).

3. Каково происхождение слова ?

С одной стороны, слово порождает ум.

«Слово – воплощенная мысль» (2, с. 24).

«Наши слова, – пишет святитель Амвросий Медиоланский , – зеркало, видимое обнаружение нашего ума» (1, с. 192).

«Слово есть слуга ума. Что хочет ум, то и слово выражает».

С другой стороны: «Двигатель языка – сердце».

«Слова открывают содержимое сердца: что в сердце человека имеется, добро или зло, во вне чрез слово проявляется».

Отец Иоанн подчеркивает, что «доброе, ласковое слово простого сочувствия имеет великую ободряющую и успокаивающую силу» (1, с. 152).

Отрицательное действие слова

Отец Иоанн особо отмечает, что более всего человек грешит словом. Он приводит яркое выражение святителя Тихона Задонского : «О необузданный язык! Сколько ты миру делаешь зла!» (3, с. 1177)

«Христиане должны «язык» свой «хранить», так как ничем так не грешит человек, как языком необузданным. Язык бывает причиной войн и кровопролитий, церковных нестроений, «язык клянет человека; язык злословит отца и матерь; язык учит убийству; язык советует и сговаривается о прелюбодеянии, нечистоте, хищении, неправде всякой; язык лжет, льстит, обманывает; язык празднословит, буесловит, кощунствует, сквернословит; язык виноватых в суде оправдает и правых обвиняет... Язык терзает и святых мужей, которые незлобием своим никому не вредят; язык отрыгает хулы на великое, святое и страшное имя Божие; словом, ничего язык не оставляет, но на все отрыгает яд, который кроется в сердце человеческом» (3, с. 1177).

Какие же виды грехов, совершаемых языком, рассмат­ривает отец Иоанн?

Празднословие и многословие

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) призывает всех обратить особое внимание на слова Христа Спасителя: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» ). Но многие ли из нас воздерживаются в слове? По мысли отца Иоанна, чаще всего «мы отверзаем свои уста для празднословия и даже буесловия, тем самым наносим великий вред своей душе...». Ведь «человек создан для прославления Бога, но, к сожалению, он часто не только не прославляет Его, но и оскорбляет злоречиями и праздными словами» (4, с. 162). Отец Иоанн ссылается на слова Священного Писания : «Умножаяй словеса мерзок будет» (). А благоразумный в словах ублажается святым апостолом Иаковом: «Аще кто в слове не согрешает, сей совершен муж, силен обуздать и все тело» () (4, с. 162).

Свои рассуждения о слове о. Иоанн связывает с таким понятием, как время, и поясняет: «Любящий празднословить напрасно губит время – этот драгоценный талант, данный человеку для приобретения блаженной вечности» (4, с. 162).

Старец раскрывает, насколько вредно для нас празднословие. Ведь «оно изгоняет из нашей души добрые мысли и благие намерения, удаляет от нас Духа чистоты и святости, а вместо добрых мыслей и чувств входят в нашу душу злые помыслы и нечистые пожелания, которые скоро пленяют все существо человека... Мы знаем, что этими грехами оскорбляем Бога, удаляем Его из своего сердца, однако расстать­ся с ними не хотим, потому что возлюбили более тьму, нежели свет» (4, с. 162). По слову преподобного Иоанна Лествичника, «многоглаголание есть признак неразумия, дверь злословия, слуга лжи, истребление сердечного умиления, помрачение молитвы» (4, с. 164).

Схиархимандрит Иоанн показывает, какой великий вред причиняет любящий празднословить не только себе, но и своему ближнему. По выражению старца, празднословящий наполняет душу ближнего «пустыми мечтаниями, неблаговидными образами, которые делают его наклонным к злым делам. Ввести другого в соблазн – что может быть пагубнее этого? «Горе человеку тому, имже соблазн приходит» (), – говорит Христос Спаситель» (4, с. 162).

Старец Иоанн убедительно показывает значение слова в судьбах многих людей. Отец Иоанн говорит: «Слово праздное... идет по умам, по устам многих людей производит неисчислимое множество дурных мыслей, чувств и поступков». «Блюдись, человек, – говорит преподобный Антоний Великий , – возьми власть над языком своим, и не умножай слов, чтобы не умножить грехов» (4, с. 163).

Что же должен иметь в виду педагог, для которого слово – главный инструмент его деятельности? Многословие, которое часто «загораживает» собою суть, незаметно уводит от истины. Многословием страдают не только люди, но и книги, ими написанные, в первую очередь учебная литература. От умения точ­но и кратко выразить суть явления, события, дока­зательства зависит эффективность образовательного процесса и качество знаний, которые преподаются обучающими педагогами, а также учебной литературой. Здесь мы видим для педагогических работников широкое поле деятельности: не только уметь самому правильно пользоваться словом и речью, избегая многословия и празднословия, но и научить этому наших воспитанников.

Осуждение

Слово человека служит средством выражения тяж­кой страсти – осуждения. «Свое начало она берет не от одной страсти, а из нескольких: гордости, зависти, злобы» (5, с. 326).

Клевета

Чем страшен и опасен несдержанный на язык, клевещущий человек? Святитель Тихон Задонский сравнивает клевещущего с убийцей: «Многие не убивают руками человека и не уязвляют, но уязвляют и убивают языком, как орудием, по писанному: «Сынове человечестии, зубы их оружия и стрелы, и язык их меч остр» () (3, с. 423). По меткому сравнению святителя, «как во время сильного ветра пожар бывает очень опасным, сожигающим дома и находящиеся в них вещи, так и необузданный язык всякое зло разносит по всему миру» (5, с. 325). «Клевета есть мерзкий порок не только перед Богом, но и перед людьми. Зараженный ею человек теряет всякое доверие и уважение со стороны окружающих. Его презирают как лжеца и возмутителя мирной жизни. Клеветник постоянно носит в сердце смертоносный яд, повреждающий бессмертные и искупленные бесценной Кровью Сына Божия души» (5, с. 325).

Отец Иоанн говорит, что «многие, живя беспечно, не считают клевету за , но она – указывает отец Иоанн, – хуже моровой язвы, ибо... клевета заражает и даже умерщвляет гораздо большее число людей. Деятельность клеветника направлена на распро­странение зла в мире, а значит на служение диаволу и на гибель своей души» (5, с. 325). «У человека- клеветника помрачается ум и ослабевает бдительность» (5, с. 325) – пишет отец Иоанн.

О том, как трудно исправлять последствия клеветы, отец Иоанн говорит в своей «Проповеди о празднословии», рисуя следующий пример: «Жили два человека, горячо любившие друг друга. И вот один из них позавидовал другому и начал распространять о нем в народе плохой слух: якобы последний живет не по- христиански, делает зло и хищением и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала свое дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришел в большую бедность. Впоследствии оклеветавший своего друга раскаялся и пришел просить у него прощения. Но тот сказал ему: «Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне». Последний все сделал, как ему было повелено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но повелевший ему сделать это сказал: «Теперь иди и собери до единой пушинки». На это клеветник ответил: «Это невозможно, потому что ветер разнес пух по всей вселенной». На это ответил ему бывший друг: «Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которую ты нанес мне своей клеветой» (4, с. 162–163).

Отец Иоанн объясняет, что «клеветник опаснее страждущего проказой, поскольку больного многие знают и удаляются от него, клеветника же не сразу можно распознать, так как он старается прикрыть свое злодеяние ложным благочестием и, подобно Иуде, предавшему Христа, предает неповинных на уничижение и поругание» (5, с. 325).

Работая над умом и сердцем ребенка, педагог должен показывать ему, как тот или иной порок влияет на самого человека, на ближних, на общество. Так, говоря о клеветниках, следует раскрыть мысль святителя Тихона о том, что клеветник вредит:

– тому человеку, о ком говорит,

– вредит себе,

– вредит тому, кому говорит (3, с. 423).

Значит, от одного клеветника многие души заражаются и погибают. Сам же клеветник будет страдать от помрачения ума. Это – очень тяжелое следствие греха.

6. Методы искоренения словесных грехов

Кратко укажем методы, предложенные в трудах отца Иоанна.

«Язык укротить без помощи Божией невозможно», поэтому следует как можно чаще обращаться к Богу с молитвой, чтобы Он «положил хранение устам нашим» (4, с. 164).

Страх Божий удерживает человека от многих пороков. «Очень было бы хорошо обуздать страхом Божиим наши телесные, греховные чувства, особенно глаза, уши и язык – двери греха, уводящиесвои жертвы, подобно блудному Евангельскому сыну, «на страну далече» (4, с. 112). «Страх Божий, как верный страж, хранит от всякого зла. Страх Божий остерегает, исправляет нас и отвращает от зла» (5, с. 271). Это общее положение, которое важно для педагога в его деятельности. В русской педагогике с раннего детства специально воспитывали страх Божий.

«Пост делает человека умеренным, трезвым, молчаливым и целомудренным. Разум истинно постящегося христианина, подчас незаметно для него самого, становится светлым, способным судить о предметах духовных. Такой человек отчетливо слышит голос своей совести, который постоянно ограждает и удерживает его от нарушений закона Божия, управляет его поведением» (5, с. 290).

7. Некоторые правила владения словом

Прежде всего необходимо рассуждать, а только потом говорить.

Отец Иоанн приводит по этому поводу слова митрополита Московского Филарета: «Ни в коем случае не расточай безрассудно слова ... давай себе размыслить, во благо ли тебе и другому будет слово, которое ты рождаешь в мир и которое, как бы ни казалось малым и ничтожным, будет жить до последнего Суда и предстанет на нем во свидетельство или о тебе или против тебя» (4, с. 162).

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) советует беречься споров и ссор, чтобы не согрешить языком (3);

В приступе негодования против другого человека воздерживаться от слов, способных обидеть человека: «…прежде всего воздерживаться от ответных обвинений и в самом начале приступа гнева и раздражительности не произносить обидных слов и грубостей, потому что эта страсть побеждается не злом, но противоположными ей добродетелями – любовью, кротостью и смирением» (5, с. 324).

Особенно много пишет отец Иоанн о необходимости контролировать все свои слова (3, с. 169–170; 4, с. 164).

Хранить зрение и слух, чтобы не согрешить языком (7).

Во избежание клеветы не верить ложным слухам, особенно о начальствующих (7). Во избежание осуждения избегать многословия, то есть «стараться не видеть злобы человека» (6, с. 118).

«Не будь упрям и не настаивай на своем слове, чтобы не вошло в тебя зло».

По слову преподобного Исидора Пелусиота , тем, кто учит, надлежит быть скромными в слове и в наружности, и в голосе, и во взоре, и в походке . .. «Голос и обращение с ближними да показывают паче скромность, а не кичливость» (1, с. 216).

Святитель Амвросий Медиоланский говорит о том, же, что «самый голос... должен быть естественный, не слишком громкий и не слишком тихий; сколько чужд сельской или простонародной необработанности, столько и театральности», «не особенно слаб и прерывист, не плаксив, как у женщин, как многие для выражения какой-то нежности стараются изменить его» (1, с. 192).

Святитель Тихон Задонский учит: «Искусные учители, преподавая правила наук, показывают и образ, как по правилам тем поступать; ибо правило само без показания образа и дела немного и почти ничего не пользует: хотящие научить учеников своих, и делом самым показывают, чему

правила учат, да на правила и дело взирая, лучше научатся по правилам поступать (3, с. 457).

Добрая и примерная жизнь педагога должна быть признана первым, главнейшим и непременным средством педагогического воздействия, потому что метод наглядного обучения есть самый естественный и действенный. «Или вовсе не учи, – говорит святой Григорий Богослов , – или учи доброй жизнью. Иначе будешь одной рукой притягивать, другой отталкивать... Меньше потребуется слов, если делаешь, что должно, живописец больше учит картинами... Всякое слово можно оспаривать словом, но жизнь чем оспоришь!» (1, с. 209). «Всякое слово, – говорит преподобный Исидор Пелусиот, – оставляемое без дела, мертво и бесполезно. Слово, когда не сопровожда­ется делом, не идет далее слуха, одушевляемое же делом, как сильное и действенное, проникает в глубины и касается души» (1, с. 223). Если же «тот, кто учит, связан страстями и пороками, то и сам язык его будет связан. Его слова будут пустым звуком... Сама порочная жизнь истощит его духовные силы и отнимет у него способность учить (1, с. 224).

Излагая учение святых отцов, схиархимандрит Иоанн (Маслов) указывает на одну из причин низкой результативности в образовании: безнравственная жизнь учителя лишает его способности учить.

Тот, кто учит нравственности, по мысли святого Исидора Пелусиота , «должен обладать умственным любомудрием, т.е. учить словом, которое должно произноситься с целью уцеломудрить слушающих, а не по желанию показать себя». Только тот проповедник, по словам преподобного Исидора, будет иметь успех, «будет сладкозвучным органом», приятным Богу и людям, который своим поучением не слух услаждает, а питает душу словом живым, когда говорит со властью, обличая порок и восхваляя добродетель» (1, с. 214).

Таким образом, отец Иоанн на основании учения святых отцов выделяет следующие основные правила хорошей речи.

Это уместность, поучительность, содержательность, краткость, ясность, логичность, выразительность, воспитательное воздействие.

Заметим, что современные представления о коммуникативных качествах речи включают такие требования, как ясность, правильность, чистота, точность, уместность, логичность, богатство и выразительность (Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: учеб. пособие. – М.: Логос, 2001). Подчеркнем, что современные требования не включают такое важнейшее качество, как содержательность речи.

13. Методы педагогического воздействия словом по учению святых отцов

Методы педагогического воздействия нужно тщательно отбирать для каждого конкретного случая и человека. От неправильного лекарства можно не только не выздороветь, но сильнее впасть в болезнь. Преподобный Исидор Пелусиот приводит пример, когда «одни исцелены были выговором, а иные ожесточены и доведены до того, что стали еще хуже; другие же посмеялись и над самым словом и вменили его ни во что. Посему невозможно в столь многих недугах употреблять одно врачевство» (1, с. 224).

Драгоценный бисер педагогической премудрости мы обретаем в учении святителя Григория Богослова , у которого читаем: «Как телам неодинаковые даются лекарства и пища, так и души врачуются различным образом и способом... Одних назидает слово, другие исправляются примером. Для иных нужен бич, а для других узда, ибо одни ленивы и неудобоподвижны к добру, и таких должно возбуждать ударами слова; другие сверх меры горячи духом и неудержимы в стремлениях, подобно молодым, сильным коням, бегущим далее цели, и таких может исправить обуздывающее и сдерживающее слово. Для одних полезна похвала, для других укоризна; но та и другая – вовремя; напротив того, без времени и без основания они вредят. Одних исправляет увещание, других выговор, и последний – или по всенародному обличению, или по тайным вразумлениям. Ибо одни привыкли пренебрегать вразумлениями, сделанными наедине, но приходят в чувство, если укорять их при многих; другие же при гласности обличения теряют стыд, но их смиряет теп­лый выговор... Иные, надмеваясь мыслию, что дела их тайны, о чем они и заботятся, считают себя умнее других, и в таких надобно тщательно наблюдать все, даже самые маловажные, поступки; а в других лучше иного не замечать и, как говорится, видя не видеть и слыша не слышать... Иногда нужно гневаться, не гневаясь» (видимый, а не действительный гнев), «оказывать презрение, не презирая, терять надежду, не отчаяваясь, сколько сего требует свойство каждого; других должно врачевать кротостию, смирением и соучастием в их лучших о себе надеждах... Хвалить или осуждать должно у иного достаток и могущество, а у другого – нищету и расстройство дел» (1, с. 209).

К этому следует добавить, по слову преподобного Исидора Пелусиота, совет, порицание, сострадательность, обличение с дерзновением, запрещение, наказание, снисходительность и проч. (1, с. 228).

Все эти педагогические воздействия должны быть применяемы с особой осторожностью, чтобы никому не повредить.

Ища к каждому свой подход, учителю понадобится немало приложить труда, чтобы хорошо узнать души своих учеников.

Святые отцы большое внимание уделяют замечаниям, которые требуют наибольшего искусства. Потому преподобный Моисей Оптинский (Путилов) учит, что «если кому нужно сделать выговор или замечание, то надобно прежде в сердце помолиться за него», тогда тот «и замечание выслушает спокойно, и исправление бывает» (5, с.109). По своей должности учитель обязан делать замечания. «Соль горька, но черви выгоняет и к гнилости не допущает. И лекарство хотя горькое, да принимаем к сохранению здравия нашего: так и обличительное слово страстной плоти нашей не любо, да душе полезно». Обличать же ему подобает грехи, а не лица: «Обличительное слово подобно зеркалу, которое показует нам пороки на лице, да очистим их: так и слово обличительное представляет грехи, да, усмотревше их в совести на­шей, потщимся покаянием изгладить» (3, с. 485).

14. Педагогическое воздействие словом

В рамках педагогического взаимодействия учителя и ученика нам важно уяснить двоякое действие слова:

1) Во-первых, слово – выражение мысли.

Отсюда следует задача учителя – научить ребенка переводить мысли в слова, то есть четко изъяснять свои мысли.

2) Во-вторых, слово – средство к возникновению определенной мысли (т.е. когда ученик слышит или сам произносит (читает) слово, то оно возбуждает его мысль. От слова рождаются мысли. Исходя из второй особенности слова, задачей учителя становится – с помощью слова насадить в умах детей добрые мысли, но, главное, формировать с помощью слова правильное видение мира – мировоззрение. И, во-вторых, научить детей ответственно относиться к их собственным словам, больше молчать и быть внимательными к своим мыслям.

Таким образом, учителю надлежит научить ребенка:

говорить только то, что понимаешь, то есть осознанно. То же относится к чтению. Преподобный Амвросий Оптинский наставляет читать, что понятно. «Читать надо меньше, но понимать». То, что прочитал, «потом целый день жевать, как овца жвачку» (6, с.138);

сначала думать, затем говорить. Ведь большей частью бывает так, что если подумаешь, то и не начнешь говорить. И «польза наша бывает не от количества слов, а от качества. Иногда и много говорится, а слушать нечего, а в другое время и одно услышишь слово, и оно остается на всю жизнь в памяти» (преподобный Амвросий Оптинский) (1, с. 378). Имея рассуждение прежде всякого слова, ребёнок научится говорить благоразумно и каждое слово, прежде, нежели сказать, будет обдумывать;

не говорить, пока тебя не спрашивают. К сожалению, это правило почти забыто современными родителями и педагогами. Однако его польза неоспорима. Во-первых, соблюдение его учит добродетелям смирения и послушания. Во-вторых, обучает быть внимательным. Многословие не дает возможность правильно сделать вывод о ситуации, об окружающем мире, потому что человек более видит себя, чем других и мир; это мешает принять правильное решение.

Наши предки всегда считали важным не только умение говорить, но и умение выслушивать собеседника. Это отражено в многочисленных поговорках, пословицах и афоризмах;

логике изложения и красноречию. Учитель должен обогатить речь ученика. Ребенок часто затрудняется выразить свою мысль потому, что запас слов у него еще очень мал. Учитель должен помогать детям обогащать словарный запас и объяснять значение слов, чтобы с ними связывалось определенное понятие в сознании детей. Не нарисовать даже и талантливому художнику роскошного пейзажа, если нет в его распоряжении богатого запаса красок или если нет умения пользоваться ими. Задача учителя состоит в том, чтобы раскрыть богатство высоких состояний человеческой души (честь, достоинство, ликование, благоговение, милосердие, кротость, благородство и т.д.). Словарный запас современных людей обеднел и постепенно утрачивает эти слова, оттого, видимо, что сами эти состояния уходят из жизни современ­ного человека. Учителю обязательно нужно развивать интерес ученика к указанным духовно-нравственным понятиям.

Богатство языка свидетельствует и о богатстве внутреннего мира человека. Человек с грубой душой и говорит грубо, речь его примитивна. Следовательно, помогая ученикам обогащать свой словарный запас, учитель способствует и обогащению их внутренней жизни.

Богатство языка говорит о богатстве души и внутреннего мира народа, который его сформировал. Духовность и нравственность русского народа, стремление к святости выразились в его языке, ибо язык есть хранилище не только практического, но и духовного опыта. Очень важно в деле духовно-нравственного воспитания сохранить богатство языка, а значит, и богатство внутренних состояний.

Методы, средства работы со словом, собранные и описанные схиархимандритом Иоанном (Масловым), безусловно, помогут в решении этой задачи.

Литература

1 . Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Лекции по пастырскому богословию. – М., 2001.

2 . Порфирий (Левашов), иеромонах. О безсмертии / журнал «Странник»

3 . Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. – М.,1995.

4 . Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Избранные письма и проповеди . – М.,2004.

5 . Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. – М., 1995.

6 . Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. – М.,1995.

7 . Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Личный архив.

8 . Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Благодатный старец.

Мышление формируется у ребенка еще в период внутриутробного развития. Именно от него зависит дальнейшее восприятие Жизни и ее осознание.

Будучи включенным, этот всеобъемлющий процесс способен охватить и обработать информацию сразу по всем аспектам Жизни человека и всего Мироздания.

Мышление всегда связано с некоторой информацией или ее потоком. Основное назначение мышления - обработка информации.

Для включения мыслительного процесса человеку достаточно проявить любознательность. Многие люди не обделены подобным качеством. Они интересуются и получают всевозможную информацию.

Получение информации - это только начальный момент самого мыслительного процесса. Он, как и все природные процессы, имеет три стадии: две статичные и одну активную (динамичную), обеспечивающую взаимодействие статичных составляющих. Статичными составляющими процесса мышления являются Ум и Разум. Активная составляющая - Думание.

К сожалению, 99% людей не удается воспользоваться мыслительным процессом в его целостности и единстве. Как правило, большая их часть пользуются начальной стадией этого процесса - Умом.

Умом является сбор всевозможной информации. Этот процесс имеет два состояния своего завершения. Первое - рождение идеи, наличие которой включает мыслительный процесс и способствует его завершению в виде перехода к практической деятельности. Второе состояние ума - сбор информации ради удовлетворения любопытства и развития эрудиции.

Эрудиция - это большой объем всевозможной информации. Идея всегда предшествует практическому действию и через него реализуется. Идея, связанная с практической деятельностью, - есть источник получения жизненных благ человеком.

Любопытство - это новое качество любознательности. И если любознательность - это стремление к получению знаний, которые нужны человеку для Жизни, то любопытство ничего общего с накоплением реальных знаний не имеет. Это просто сбор всевозможной информации, цель которого - ощутить чувство собственной наполненности и сопричастности.

Используя любопытство, человек может ориентировать мыслительный процесс в одно из следующих активных проявлений.

Первое проявление, когда человек убежден, что «Ум - это, когда много знаешь и стремишься к тому, чтобы знать еще больше».

Данное высказывание (как и любое) - не что иное, как мысль, которая управляет самим процессом мышления, его содержанием.

В своей совокупности мысли человека составляют его программное обеспечение и сам алгоритм мыслительного процесса.

Приняв за основу утверждение «Ум - это когда много знаешь», человек заостряет мыслительный процесс на его начальной стадии, постоянном сборе новой и только новой информации.

В программном обеспечении подобное состояние соответствует сбою программы, алгоритм которой попал в бесконечный цикл повторения одних и тех же действий.

Человек развивает свою эрудицию, постоянно ищет новую информацию, получение которой составляет смысл развития и видимости движения вперед.

Для многих процесс самосовершенствования заключается именно в сборе всевозможной информации.

Второе проявление мыслительного процесса, включенного любопытством, это когда человек убежден: «Я много знаю, Я умный».

Подобная установка (программа) записывается в Разум - завершающую стадию мыслительного процесса, что расценивается, как «Я уже состоялся, мне больше ничего не нужно».

Естественно, что в данном случае отсутствует не только дальнейшее развертывание и развитие мыслительного процесса, но и сама любознательность со временем теряет свою активность.

Не забывайте, что все процессы в природе являются незатухающими только по одной причине - они разворачиваются по спирали и никогда не достигают конечной своей точки, точно так же, как никогда не достигают точки равновесия.

Точка завершения процесса тут же переходит в новое его состояние - начальную точку, из которой процесс развертывается в новую динамичную фазу собственной реализации.

mob_info